Педагогический проект "Моя семья"
проект (подготовительная группа)

Гаджигасанова Залида Бинедиевна

"Моя семья"

В семейном кругу мы с вами растём.

Основа основ – родительский дом. 

В семейном кругу – все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

 

Основа основ – родительский дом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  Детский  сад № 61 Педагогический проект                                                     «Моя семья».J:\87831078.jpg

В семейном кругу мы с вами растём.                            

Основа основ – родительский дом.                               Гаджигасанова З.Б.                    

В семейном кругу – все корни твои,                                        

И в жизнь ты входишь из семьи.        

В семейном кругу мы жизнь создаём,        

Основа основ – родительский дом.

                                                       г. Ярославль 2016г.        

Название проекта: «Моя семья»

 Тип проекта: Творчески — исследовательский

 Возраст детей: 6-7 лет

 Участники проекта: воспитатели, родители, дети

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный

Проблема: Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью – он дополняет её, выполняя свои особые функции. Эффективно организованное сотрудничество между семьёй и ДОУ может дать импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитание ребёнка, а осознании общих целей доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

Актуальность реализации проекта:

 Семья – самое главное в жизни человека, ведь нет более замечательного союза между людьми, чем семейный. Всё самое доброе, родное, надёжное сосредоточено в семье. И как человек не может жить без дома, так он не может жить без семьи. У каждого слово «семья» наполнено своим, особенным смыслом. Именно в семье мы учимся уважению, заботе, ответственности и любви. И сколько бы нам ни было лет, и где бы мы ни были, мы должны помнить о своей семье, знакомиться с её историей, предками, традициями и бережно всё хранить.
С давних времён одной из традиций русского народа было знание своей семьи, своих предков, своей родословной. История семьи – это живая иллюстрация к отечественной истории: торжественной и радостной, печальной и страшной. В нашей истории среди достопамятных людей трудно найти личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, к старшим.
 Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея создать проект »Моя семья». Проводя беседы с детьми, заметили, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками их увлечения, мало кто из детей знает свою родословную,  уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Начиная исследование «Моя семья», преследовалась цель развить интерес к истории своих предков, содействовать укреплению духовных ценностей, повышать интеллектуальный и культурный уровень воспитанников. Этот интересный проект способствовал более близкому общению членов своей семьи, формировал коммуникативные умения воспитанников, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями. Так же они знакомятся с такими понятиями как «родословная», «генеалогия», «поколение», «потомки», «традиции», «семейный герб», «лента времени»…Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность сформировать  понятия «Моя семья», «Мой дом»,  родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

 Цель проекта:

  1. Дать возможность родителям почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса;
  2. Способствовать укреплению семьи;
  3. Сформировать у детей положительный образ семьи.
  4.  расширять представления детей о семье через организацию разных видов деятельности,
  5.  создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.

 Задачи проекта:

  1. формировать у детей представление о семье, о нравственном  отношении к семейным традициям,
  2. дать представление о понятиях "род”, "родители”, "родословная”, "семья”, "родные”, "близкие”,
  3. расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях,
  4. расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь,
  5. развивать любознательность, наблюдательность, творческие способности детей в процессе совместной деятельности,
  6.  воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека, 
  7. совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии  с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.
  8.  Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
  9. Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи».

 Ожидаемые результаты:

  1. Родители почувствуют себя полноправными участниками образовательного процесса.
  2. повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
  3. У детей значительно повысится уровень сформированности положительного образа семьи.
  4. Дети лучше узнают свои корни, что такое семья.
  5. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями.
  6. получат информацию об истории своей семьи, семейных традициях и праздниках, увлечениях членов своей семьи,
  7. воспитание любви к членам семьи и чувства гордости за свою семью.

 1 этап – подготовительный (вхождение в тему проекта) .

  • Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме;
  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Подбор материалов для создания портфолио на каждого ребенка;
  • Разработка сюжетно-ролевых игр;

 Работа с родителями:

  • Проведение родительского собрания;
  • Подборка фотографий из семейного альбома;
  • Создание предметно-развивающей среды по теме.

 

 2 этап – основной.

 Работа с детьми:

  • Беседы познавательного характера по теме: «Моя семья», «Наша дружная семейка», «Папа – мой лучший друг»;
  • Составление рассказа по сюжетной картинке «Моя семья»
  • Чтение художественной литературы: Осеева «Сыновья», «Мальчик – с пальчик»;
  • Разучивание стихотворений: Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Чусовитина «Самый лучший! »;
  • Разучивание пословиц, поговорок о семье, дружбе;
  • Рассматривание репродукций картин З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами»;
  • Дидактические игры: «Кому что нужно для работы? », «Как мы помогаем родным», упражнения «Кто ты для…! », «Огорчится ли мама, если … », «Кто старше?»
  • Мультимедийная игра – викторина «Эти удивительные сказки»
  • Просмотр мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Семья», «Любимый праздник моей семьи»;
  • Продуктивная деятельность: - рисунки «Моя семья», «Мамин портрет».

- Изготовление подарков для мамы, бабушки, папы.

Самостоятельная деятельность детей

С.р.и  «Семья»

С.р.и «Магазин», сюжет «Подарки для близких»

С.р.и «Семья», сюжет «Праздник в нашей семье»

С.р.и «Почта», сюжет «Посылка от бабушки»

С.р.и "Кафе", сюжет "Отдыхаем всей семьей"

 Работа с родителями:

  • Консультирование родителей по теме «Рекомендации для заботливых родителей»;
  • Консультация  «Воспитание здорового ребенка – главная задача современной семьи";
  • Консультации  «Играем вместе с детьми», «Роль сюжетно-ролевых игр воспитании ребёнка»;
  • Консультация «Как можно провести выходные с семьей»;
  • Памятка для родителей «Как организовать праздник в своей семье»
  • Рекомендации родителям:

Побеседовать с детьми (родственники, имена, профессии, любимые занятия) ;

Побеседовать с детьми по содержанию прочитанных художественных произведений в ДОУ;

Рассказать детям о своем детстве, о семейных традициях.

  • Оформление  « Генеалогического древа семьи»;
  • Оформление фотовыставки «Улыбка моей семьи»;

Родители – дети:

Беседы с детьми о своей семье, родственниках.

Рассказы детям о своем детстве, школьных годах, о семейных традициях, о своей профессии.

Чтение детям рассказов о взаимоотношениях в семье.

  3 этап – заключительный.

  • Совместно с родителями оформление портфолио на каждого ребенка.

 Отчет о проведении проекта:

Родители откликнулись на предложенные задания, заинтересованно взялись за работу, не осталась в стороне почти ни одна семья.

С детьми были проведены занятия по формированию целостной картины мира «Цветок семейного счастья», «Я и моя семья», проводились беседы «Моя семья», «Мой дом, моя семья», где закреплялись представления детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, а также беседы о семейных увлечениях, играх.

На занятиях по изо деятельности дети рисовали свою семью, портреты мам,

пап, бабушек и дедушек, семейный букет, подарки для мам.

На занятие по аппликации были сделаны подарки для мам, пап, бабушек.

На занятиях по развитию речи с детьми заучивали стихотворения о членах семьи, пословиц и поговорок о семье и дружбе. С родителями проведена консультация по теме «Рекомендации для заботливых родителей». В группе была оформлена фотовыставка «Улыбка моей семьи» совместно с родителями и детьми.

Продуктом  проекта будет оформление портфолио на каждого ребенка совместно с родителями.

Результативность проекта:

За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у воспитанников значительно повысился:

1. Воспитанники знают и уверенно называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек.

2. Воспитанники  знают и называют слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка.

3. Воспитанники понимают родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимают, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимают, что прадедушка и прабабушка - это родители дедушки и бабушки.

4. Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, могут пожалеть, посочувствовать. Имеют представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности.

5. Проявляют свою заботу о родных и близких, помогают им, выполняют свои домашние обязанности. Стараются радовать старших своими хорошими поступками. Стараются проявлять волевые качества.

6. Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.

7.Проявляют интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеют элементарные представления о том, что такое семья (объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер).

8.Имеют элементарные представления о том, что родословная - это история семьи, рассказ о своей семье.

Итог:

Каждому человеку интересно узнать:

  • откуда он происходит?  
  • кем были его предки?
  • где его настоящая «Малая Родина»?
  • откуда я родом?

Вопросы с виду простые, но на самом деле имеют очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Используемая литература:

  1.  Литературные произведения:  В. Осеева  «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народная сказка «Три дочери», русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»…
  2.  Мультфильмы: «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка»,  «Мама для мамонтёнка».
  3. Загадки, потешки, пословицы.
  4. Вариант с интернета.
  5. «Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1982.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение;1968.
  7. Педагогическая психология: Хрестоматия// сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 2001.
  8. Крайг  Г. Психология развития.-СПб: Питер; 2000.
  9. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. М., 2000.
  10. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения// Вопросы психологии 3.-М.: Школа-Пресс; 1999.
  11. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избр. психол. тр. М., 1989.

F:\x_df55693d.jpg

                                       Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

                                            Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Мария Лангер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дошкольного образовательного учреждения в повышении педагогической культуры семьи (методическое пособие для воспитателей ДОУ)

Успех сотрудничества между родителями и воспитателями во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленно...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ДОУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Рассматривается теоретические аспекты понятия психологическое здоровье и даются методические рекомендации по  сохраниению психологического здоровья детей дошкольного возраста.Данная разработка со...

Формирование традиций группы - эффективная форма психолого-педагогической поддержки семьи

В данном материале представлен опыт работы с детьми в нашей группе...

Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Педагогический проект "Семья – это важно! Семья – это счастье!"

Данный проект состоит из 5 разделов. В первом описаны цели и задачи проекта, срок его реализации, этапы проекта и ожидаемый результат.Второй раздел обосновывает актуальность темы. Разделы 3-5 описываю...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...