Особенности гендерной идентификации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ
консультация

Абрамова Альбина Ивановна

С детского сада начинается осознанное социальное  воспитание. Половое отличие дети начинают различать с 3-х лет. Главным условием, дающим эффект, является формирование полоролевой идентичности у дошкольников, компетентность педагога, так же важен дифференцированный поход с учётом половых признаков. Но имеется ряд трудностей, которые отрицательно влияют на развитие гендерной идентификации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности гендерной идентификации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это психосоциальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: родителями, друзьями, одноклассниками, коллегами, случайными прохожими и т. д.

Перестраивание современного общества подрывают традиционные гендерные стандарты. Происходит «стирание» ролей  между мужчиной и женщиной. Женская половина населения становится более мужественной и жесткой, а мужчины мягче. Поэтому тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время.

С детского сада начинается осознанное социальное  воспитание. Половое отличие дети начинают различать с 3-х лет. Главным условием, дающим эффект, является формирование полоролевой идентичности у дошкольников, компетентность педагога, так же важен дифференцированный поход с учётом половых признаков. Но имеется ряд трудностей, которые отрицательно влияют на развитие гендерной идентификации детей.

Во-первых, изменения в общественном отношении, происходящие в современном мире, повлекли за собой разрушение традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Во-вторых, в условиях образовательного пространства мальчики и девочки  воспитываются в одной возрастной группе, пребывают по единому для всех режиму.

В-третьих, родители, как правило, не владеют необходимым количеством  знаний о  подходах к воспитанию ребенка с учетом гендерных отличий. Также имеются семьи, где ребенка воспитывает один родитель.  Следственно, ребенок не видит взаимоотношений между мамой и папой, распределения между ними  социальных ролей и бытовых обязанностей, что сказывается на формировании у ребенка неправильного гендерного самосознания.

Гендерное воспитание – это развитие у детей понимания о настоящих женщинах и мужчинах, а это необходимо для эффективной и нормальной социализации личности в целом. Адресное гендерное воспитание, оказываемое на мальчика или девочку в дошкольном возрасте, окажет значительное влияние на развитие тех качеств личности, ребенка в целом, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Участниками гендерного воспитания детей дошкольного возраста являются семья, педагогический коллектив детского сада и окружение ребенка. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание в группах детского сада полифункциональной предметно-развивающей среды, т.е. выделение игровых зон для мальчиков и для девочек. Это необходимо, чтобы каждый ребёнок имел возможность многократного подтверждения, что он - это мальчик, а она - это девочка. Именно в таких условиях в процессе сюжетно-ролевых игр девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери, а мальчикам представляется  возможность проиграть мужскую модель поведения. Так же важно наличие игрового пространства  для взаимодействия мальчиков и девочек.

Итак, мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.

Литература:

  1. От рождения до школы.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М., Мозаика – Синтез, 2014 год.
  2. Климина Л. В. Теоретические основы реализации гендерного подхода в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5/2012.
  3. Еремеева В. Д., Хризман Т. Л. Мальчики и девочки — два разных мира.- Москва, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...

Необходимые условия формирования правильной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Необходимые условия формирования правильной речидетей дошкольногот возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...

"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

Тема проекта «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.»

Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников. Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его...

Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Хотелось бы, чтобы все участники воспитательного процесса научились видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ....

Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний....

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...