«Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения»
консультация
Консультация «Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Эффективные формы привлечения
родителей к деятельности
дошкольного учреждения»
Составила:
Углова Елена Александровна,
воспитатель
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Сумасшедший ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет многих родителей ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь тем, что они приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения.
Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.
Привлечь внимание родителей к проблемам эмоционального благополучия, полноценного и своевременного психо- эмоционального развития и подготовки детей к школе в детском саду можно только путем использования инновационных форм работы, призванных обеспечить максимально эффективное взаимодействие с семьями, а также формирование систем психологической, педагогической, духовной и нравственной поддержки.
К таким формам работы можно отнести:
- Установление партнерских взаимоотношений между родителями и сотрудниками образовательной организации;
- Обогащение воспитательно - педагогических навыков и умений родителей;
- Оптимизация отношений между детьми и их родителями;
- Открытость и прозрачность воспитательно - педагогического процесса в детском саду.
Главным условием успешного создания единой системы "детский сад – семья", где всем участникам образовательного процесса будет интересно, комфортно и полезно, конечно же, является тщательное изучение не только способностей каждого ребенка, но и особенностей взаимоотношений в его семье. Для этого, как правило, используются такие методы, как:
- Анкетирование при поступлении в дошкольное учреждение;
- Наблюдение за поведением ребенка в группе, а также за отношениями между родителями и их детьми;
- Посещение семьи воспитателями;
- Занесение полученных сведений в базу данных детского сада.
Исходя из полученной информации, руководство и педагогический коллектив образовательной организации разрабатывает индивидуальное направление и формы работы с семьями.
- Консультирование и просвещение родителей по вопросам, касающимся воспитания и обучения ребенка, может осуществляться как в форме частных бесед, так и в виде таких инновационных методов, как:
- семейные клубы по интересам, ориентированные на повышение педагогической квалификации родителей, укрепление отношений между родителями и их детьми, обмен опытом по воспитанию и т.д.;
- дни открытых дверей, направленные на знакомство родителей с материально-техническим оснащением детского сада, внутренним распорядком группы и методами работы воспитателей;
- встречи за "круглым столом", в которых участвуют не только родители и воспитатели, но и такие специалисты, как психолог, методист или врач. Такие встречи позволяют всесторонне обсудить различные ситуации или проблемы, а также выработать новые стратегии работы с детьми или найти максимально эффективное решение проблемы.
Для привлечения родителей к жизни детского сада сегодня активно используются и современные информационные технологии. Многие дошкольные учреждения имеют собственный веб - ресурс, на страницах которого родители могут задавать вопросы, поделиться интересными историями, которые произошли с ребенком дома, узнать о том, как малыш провел время в детском саду и т.д.
Основные принципы организации работы с семьей:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Формы взаимодействия: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.
- Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование и др.).
Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание. На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей. Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители.
Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями.
Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.
- Индивидуальные (консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ, это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и др.). Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
- Наглядно-информационные - родительские уголки, выставки детских работ, музыкально - поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, папки-передвижки: «Здоровейка», «По Совету всему свету»; семейный и групповые альбомы: «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти»; библиотека – передвижка; фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные »; семейный вернисаж: «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»; эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».
- Таким образом, воспитание и развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, дошкольное образовательное учреждение должно сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды пространство воспитания, обучения и развития и стремиться к тому, чтобы детский сад был не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Перед нами, педагогами, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.
Основные принципы работы дошкольного учреждения с семьёй.
- Открытость ДО для семьи.
- Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи
- Системность, целенаправленность, плановость.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребёнка в семье и детском саду.
Содержание и формы работы с семьёй в детском саду отличаются разнообразием.
Задача педагогического коллектива – быть компетентным в решении современных задач воспитания и образования дошкольников.
Существуют разнообразные формы взаимодействия с родителями: традиционные и нетрадиционные
традиционные формы: нетрадиционные формы:
-беседы, посещение семьи воспитанника; - создание сайта детского сада;
-оформление папок-передвижек и стендов; - проведение игровых сеансов;
-родительские собрания, консультации; - презентации;
-выставки совместных работ; - выпуски семейных газет и плакатов;
-родительские конференции; - брошюры, листовки, буклеты;
-работа с родительским комитетом; - выставки семейных реликвий;
-фотовыставки и фотомонтажи; - детско – родительская библиотека;
- творческая мастерская.
- почтовый ящик или сайт.
Индивидуальные
• Посещение семей
• Изучение опыта семейного воспитания
• Папка достижений ребенка
• Беседы
• Консультации
• Индивидуальные памятки
• Папка-передвижка
• Приглашение в группу
Коллективные
• Общие и групповые собрания
• Анкетирование
• Консультации
• Правовой лекторий
• Вечер вопросов и ответов
• Деловые игры
• Тренинги
• Участие в педсовете
• Праздники, развлечения, досуги, конкурсы
• Общественные родительские формирования
• Родительский комитет
Подгрупповые
• Беседа, консультации
• Семинары, диспуты
• Деловые игры
• Тренинги, тесты
• Привлечение к подготовке и проведению экскурсий, встреч, праздников и т.д.
Организация совместной деятельности детей и родителей
• Проектная деятельность
• Концерты, праздники, досуги, спектакли
• Турниры знатоков
• Конкурсы, выставки
• Игротеки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей "Оценка деятельности дошкольного учреждения и воспитателей"
анкета для родителей...
Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения. Терехова М.В. Тамбов
Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.Основные направления работы Цель: поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения....
Статья «Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» «Эффективные формы привлечения родителей к дея-тельности дошкольного ...
Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения
Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к с...
Статья из опыта работы "Эффективные формы привлечения родителей к кружковой деятельности"
Наш детский сад имеет ряд направлений по дополнительному образованию,такие как: театральный кружок, секция-волейбол, кружок изодеятельности, кружок Логоритмика, кружок хореография, где можно выбрать п...
«Эффективные формы привлечения родительской общественности в работу по проектной деятельности»
Правильно организованная работа с взрослыми способствовует повышению грамотности семей в области плавания. Только при тесной взаимосвязи педагогов детского сада с семьей можно добиться поз...
«Обсуждение эффективных форм привлечения родителей к образовательной деятельности в ДОО» Доклад из личного опыта
Цель моей работы: вовлечение родителей в единое образовательное пространство, педагогический процесс ДОУ.Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:- обеспечение ...