«Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения»
консультация

Углова Елена александровна

 Консультация «Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Эффективные формы привлечения

родителей к деятельности

дошкольного учреждения»

                                                Составила:

                                                                                Углова Елена Александровна,

                                               воспитатель

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. 

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.  

Сумасшедший ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет многих родителей ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь тем, что они приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения.

Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

Привлечь внимание родителей к проблемам эмоционального благополучия, полноценного и своевременного психо- эмоционального развития и подготовки детей к школе  в детском саду можно только путем использования инновационных форм работы, призванных обеспечить максимально эффективное взаимодействие с семьями, а также формирование систем психологической, педагогической, духовной и нравственной поддержки.

К таким формам работы можно отнести:

  • Установление партнерских взаимоотношений между родителями и сотрудниками образовательной организации;
  • Обогащение воспитательно - педагогических навыков и умений родителей;
  • Оптимизация отношений между детьми и их родителями;
  • Открытость и прозрачность  воспитательно - педагогического процесса в детском саду.

Главным условием успешного создания единой системы "детский сад – семья", где всем участникам образовательного процесса будет интересно, комфортно и полезно, конечно же, является тщательное изучение не только способностей каждого ребенка, но и особенностей взаимоотношений в его семье. Для этого, как правило, используются такие методы, как:

  • Анкетирование при поступлении в дошкольное учреждение;
  • Наблюдение за поведением ребенка в группе, а также за отношениями между родителями и их детьми;
  • Посещение семьи воспитателями;
  • Занесение полученных сведений в базу данных детского сада.

Исходя из полученной информации, руководство и педагогический коллектив образовательной организации разрабатывает индивидуальное направление и формы работы с семьями.

  • Консультирование и просвещение родителей по вопросам, касающимся воспитания и обучения ребенка, может осуществляться как в форме частных бесед, так и в виде таких инновационных методов, как:
  • семейные клубы по интересам, ориентированные на повышение педагогической квалификации родителей, укрепление отношений между родителями и их детьми, обмен опытом по воспитанию и т.д.;
  • дни открытых дверей, направленные на знакомство родителей с материально-техническим оснащением детского сада, внутренним распорядком группы и методами работы воспитателей;
  • встречи за "круглым столом", в которых участвуют не только родители и воспитатели, но и такие специалисты, как психолог, методист или врач. Такие встречи позволяют всесторонне обсудить различные ситуации или проблемы, а также выработать новые стратегии работы с детьми или найти максимально эффективное решение проблемы.

Для привлечения родителей к жизни детского сада сегодня активно используются и современные информационные технологии. Многие дошкольные учреждения имеют собственный веб - ресурс, на страницах которого родители могут задавать вопросы, поделиться интересными историями, которые произошли с ребенком дома, узнать о том, как малыш провел время в детском саду и т.д.

Основные принципы  организации работы с семьей:

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Формы взаимодействия:  коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

  • Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование и др.).

Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание. На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей. Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями.
Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.

  • Индивидуальные (консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ, это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и др.). Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
  • Наглядно-информационные  - родительские уголки, выставки детских работ, музыкально - поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, папки-передвижки:  «Здоровейка», «По Совету всему свету»; семейный и групповые альбомы: «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти»; библиотека – передвижка; фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные »; семейный вернисаж: «Лучшая  семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»; эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».
  • Таким образом, воспитание и развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, дошкольное образовательное учреждение должно сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды пространство воспитания, обучения и развития и стремиться к тому, чтобы детский сад был не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Перед нами, педагогами, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.

Основные принципы работы дошкольного учреждения с семьёй.

  • Открытость ДО для семьи.
  • Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи
  • Системность, целенаправленность, плановость.
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
  • Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребёнка в семье и детском саду.

Содержание и формы работы с семьёй в детском саду отличаются разнообразием.

Задача педагогического коллектива – быть компетентным в решении современных задач воспитания и образования дошкольников.

Существуют разнообразные формы взаимодействия с родителями: традиционные и нетрадиционные

 традиционные формы:                                  нетрадиционные формы:

-беседы, посещение семьи воспитанника;      - создание сайта детского сада;

-оформление папок-передвижек и стендов;   - проведение игровых сеансов;

-родительские собрания, консультации;         - презентации;

-выставки совместных работ;                  - выпуски семейных газет и плакатов;

-родительские конференции;                           - брошюры, листовки, буклеты;

-работа с родительским комитетом;                 - выставки семейных реликвий;

-фотовыставки и фотомонтажи;                 - детско – родительская библиотека;

- творческая мастерская.

- почтовый ящик или сайт.

Индивидуальные 

• Посещение семей

• Изучение опыта семейного воспитания

• Папка достижений ребенка

• Беседы

• Консультации

• Индивидуальные памятки

• Папка-передвижка

• Приглашение в группу

Коллективные

• Общие и групповые собрания

• Анкетирование

• Консультации

• Правовой лекторий

• Вечер вопросов и ответов

• Деловые игры

• Тренинги

• Участие в педсовете

• Праздники, развлечения, досуги, конкурсы

• Общественные родительские формирования

• Родительский комитет

Подгрупповые

• Беседа, консультации

• Семинары, диспуты

• Деловые игры

• Тренинги, тесты

• Привлечение к подготовке и проведению экскурсий, встреч, праздников и т.д.

Организация совместной деятельности детей и родителей

• Проектная деятельность

• Концерты, праздники, досуги, спектакли

• Турниры знатоков

• Конкурсы, выставки

• Игротеки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения. Терехова М.В. Тамбов

Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.Основные направления работы Цель: поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения....

Статья «Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка»       «Эффективные формы привлечения родителей к дея-тельности дошкольного ...

Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения

Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к с...

Статья из опыта работы "Эффективные формы привлечения родителей к кружковой деятельности"

Наш детский сад имеет ряд направлений по дополнительному образованию,такие как: театральный кружок, секция-волейбол, кружок изодеятельности, кружок Логоритмика, кружок хореография, где можно выбрать п...

«Эффективные формы привлечения родительской общественности в работу по проектной деятельности»

Правильно организованная работа с взрослыми  способствовует повышению  грамотности семей в области плавания. Только при тесной взаимосвязи педагогов детского сада с семьей можно добиться поз...

«Обсуждение эффективных форм привлечения родителей к образовательной деятельности в ДОО» Доклад из личного опыта

Цель моей работы: вовлечение родителей в единое образовательное пространство,  педагогический процесс ДОУ.Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:- обеспечение ...