О взаимодействие воспитателя с семьей
статья
Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_vospitatelya_s_semey.doc_statya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие воспитателя с семьей
Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между воспитателями и семьёй.
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий:
- между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ
психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном
учреждении;
- между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго
регламентирующим характером деятельности учреждения;
- между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
- между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и
сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию воспитателей и родителей. Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателями, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Коллективные формы | 1. Родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. 2. Конференции. 3. Круглые столы. 4. Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ. |
Индивидуальные формы | 1. Педагогические беседы с родителями. 2. Тематические консультации (проводятся специалистами). 3. Заочные консультации - ящик (конверт) для вопросов родителей. 4. Посещение семьи ребенка. 5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки. |
Наглядно-информационные формы | 1. Записи бесед с детьми. 2. Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий. 3. Фотографии. 4. Выставки детских работ. 5. Стенды, ширмы, папки-передвижки. |
Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников воспитателям важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально-положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействие воспитателя с семьей
рекомендации для педагогов...
Взаимодействия воспитателя с семьей по организации домашнего чтения
В статье есть советы как приблизить ребенка к книге как полюбить читать книги...
Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, ч...
Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников
Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников.Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в ...
«Взаимодействие воспитателя с семьями детей старшего дошкольного возраста»
Брошюра с рекомендациями...
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками ДОУ. Современные педагогические исс...
Взаимодействие воспитателя с семьей.
В настоящие время актуальной проблемой является взаимодействие воспитателя с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, оно также направлено на повышение педагогической ...