Семинар «Кейс-технологии как инновационный метод образовательной деятельности со старшими дошкольниками в ДОО»
методическая разработка

Данилова Татьяна Ивановна

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_keys_-_tehnologii.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Практико – ориентированный семинар со старшими воспитателями

«Кейс-технологии  как инновационный метод образовательной деятельности со старшими дошкольниками в ДОО»

Цель: актуализация знаний педагогов о применении кейс – технологии в учебно-воспитательном процессе со старшими дошкольниками.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. 

Упражнение «Снежинка»

У каждого педагога салфетка одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается способом обрывания изготовить снежинку. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Снежинки  все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых. Все  мы разные, с различными способностями,  возможностями и личностными  качествами. Прошу помнить это при работе на нашем семинаре.

Огромный поток информации захватывает нас,  и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо нарядного платья и  клатча, я в строгом костюме и держу в руках объемный кейс.

Сегодня мы познакомимся с кейс - технологиями, которые помогут вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С её помощью вы сможете моделировать ситуации,  в которых каждый ребенок проявит свои способности,  выразит эмоции и интересы.

В чем же заключается суть  кейс - технологии и как её использовать в работе с детьми? Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации? В течение нашего семинара,  мы попробуем ответить на эти вопросы.

Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.

Эта технология зародилась в Гарвордской  школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. и в России. 

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Кейс-технология позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант.

При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.

Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.

 Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности:

  • может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут;
  •  в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу и плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному.

Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с детьми так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому, кейс-технология – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.

Данная технология актуальна в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

  • ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;
  • контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
  •  комментарий ситуации, представленный автором;
  • вопросы или задания для работы с кейсом;
  • приложения.

Подготовка любого  кейса – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.

1 шаг – определить цель кейса, компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.

2 шаг - описать кейс, сюжет содержит проблемный фактор, завязку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему, острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.

3 шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации, это еще не вопрос, но дети должны почувствовать проблему. Этот этап является отправной точкой для поиска решений.

4 шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которое воспитатель предлагает детям.

ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕГО КЕЙСА

1. Соответствует поставленной цели.

2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

3. Является актуальным и интересным детям.

4. Развивает воображение, креативное мышление.

5. Провоцирует дискуссию.

6. Имеет несколько решений.

Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Можно воспользоваться и готовыми идеями детей для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.

Таким образом, кейсы, которые предлагает воспитатель, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический.

Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбрать уместные и актуальные. 

Виды кейсов:

  • «Фото-кейс»;
  • «Ролевой кейс»;
  • «Кейс – диспут»;
  • «Кейс с добавлением проблемной ситуации»;
  • «Кейс – этикет»;
  • «Кейс педагогические ситуации и их решения» и др.

Чаще всего в работе с детьми дошкольного возраста  применяют «Фото-кейс»,  «Видео – кейс»,  «Кейс – иллюстрация».  Технология этих кейсов актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие жизненные ситуации. Сущностью предоставленных технологий является анализ проблемной ситуации.

2. Предлагаем вашему вниманию видео—просмотр использования кейс—технологий в работе со старшими дошкольниками:

  • Кейс с добавлением проблемной ситуации «Случай в магазине» - старшая группа, воспитатель Румынина М.В.;
  • Кейс – диспут «Прокурор – адвокат» - подготовительная группа, учитель – логопед Галкина Т.Е.

Используя данную технологию, педагоги соблюдали  этапы:

  • Первый этап: подготовительный. Знакомили детей с ситуацией (рассказ, слушание), фиксировали их внимание, создавали  положительное отношение к ситуации;
  • На втором этапе, дети совместно с воспитателем выделяли проблему, определяли целевую установку;
  •  На третьем этапе -  педагоги активизировали детей при помощи ключевых вопросов, поддерживая эмоциональный опыт детей;
  • Четвертый этап: (анализ принятия решения) воспитатели вовлекали детей в процесс составления плана действий, где  ребята демонстрировали  умения логически рассуждать;
  • На пятом (оценочно-рефлексивном этапе)  воспитанники выдвигали аргументы, размышляли, применяли полученные знания.

3. А сейчас воспитатель Румыниной М.В. проведет с вами кейс метод - неоднозначная ситуация  "Безумие в родительских группах в Whatsapp" 

 И в заключение можно сделать вывод:

  • во-первых, кейс-технология позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.
  • Во-вторых, использование кейс - технологии обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.
  • В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.
  • В-четвертых, кейс - технология позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.

Упражнение: «Подарок»

Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу кейс.

- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашему детскому саду, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в нем – более сплоченными? Я, например, дарю - оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить.

Сегодня вы уйдете с первоначальным багажом знаний по кейс-методу, но мы надеемся, что он будет пополняться новыми разработками, желаем успехов вам на этом поприще. И помните: умный учится на чужих ошибках, а очень умный на кейсах!

- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали. Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности для старших дошкольников "С праздником Рождества!"

В данном конспекте представлен материал интегрированной образовательной деятельности по музыке и познанию....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников "Зимние пейзажи"

Конспект направлен на обобщение представлений о зиме и изменениях в природе, посредством активного восприятия классической музыки и развития художественного восприятия детей. Развиватие у детей потреб...

Доклад по по теме « Метод проектной деятельности у старших дошкольников»

Метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в ...

Семинар - практикум по теме: «Организация образовательной деятельности по обучению дошкольников ПДД с использованием игровых образовательных ситуаций».

Цель:Формирование системы педагогических знаний и практических навыков по профилактике ДДТТ, способствующих обеспечению дорожного движения, формированию основ безопасного поведения на улицах и дорогах...

Выступление на семинаре «ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ» – ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ»

   “Мини» - отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развив...

Семинар для педагогов «Социо-игровая технология в образовательной деятельности со старшими дошкольниками»

Семинар для педагогов «Социо-игровая технология в образовательной деятельности со старшими дошкольниками»...