Доклад по по теме « Метод проектной деятельности у старших дошкольников»
статья по теме

Бельтикова Ирина Петровна

Метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников. Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sdat.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Детский сад №14 Шахтерск Углегорского муниципального района Сахалинской области.

Доклад по  по теме « Метод проектной деятельности у старших дошкольников»

Доклад составила:

Бельтикова Ирина Петровна

Шахтерск 2017г.

Методы проектной деятельности у старших

 дошкольников.

На сегодняшний день в системе образования появляется множество новейших методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей у дошкольников, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности современного обучения  является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к будущему обучению в школе. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия, где значение слова «взаимодействие» объясняется как «взаимная поддержка, совместные с кем-либо действия, в результате которых все стороны получают ту или иную выгоду».

Изучив методическую литературу по данной теме, я предположила, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и их родителей.

В проектной деятельности можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859–1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Так что же такое проектная деятельность? Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

 «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов как форма организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение единой задачи, разрешение определенной проблемы. Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

 Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности. Задачи развития: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; Развитие познавательных способностей; Развитие творческого воображения; Развитие творческого мышления; Развитие коммуникативных навыков. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В основе системы проектного обучения лежат не только идеи Дьюи, но и Лая, Торндайка и В.Х. Килпатрика. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения . Исследовательская свобода воспитанников является существенным элементом методики обучения.

Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало бы полезные знания и навыки и способствовало бы зарождению новых импульсов к последующим делам.

Ключевое место в организации проектной деятельности занимает образовательная среда. Качество образовательной среды позволяет поддерживать творческую активность детей и взрослых. Эффективность воспитания во многом зависит от ее насыщенности, структурированности, потребности. Содержание и принципы организации проектной деятельности в старшей группе во многом определяются возрастными особенностями детей шестого года жизни, их интересами и приоритетными направлениями развития, программными задачами обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными традиционно являются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, позволяющие реализовать стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, видеть свою роль в общей работе, получать ощутимый результат.

Данные формы позволили:

  • установить партнерские отношения с семьями каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития детей;
  • создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи в отношениях «родители – дети – педагог»;
  • активизировать готовность и желание родителей воспитанников участвовать в реализации проектного метода;
  • поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, осознать свою роль в образовательном процессе.

Проекты помогают развивать у дошкольников:

  • творческие способности;
  • умение наблюдать, слушать;
  • навыки обобщения и анализа;
  • мышление;
  • видение проблемы с разных сторон;
  • воображение, внимание, память, речь;
  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
  • способность осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее.

В чем особенности проектной деятельности в дошкольном учреждении?

В соответствии с особенностями развития дошкольников на данном возрастном этапе, мотивами участия в проектной деятельности для них становятся:

  • непосредственная связь проекта с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
  • возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
  • нерасчлененность деятельности на образовательные области;
  • широкий спектр видов деятельности;
  • важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
  • возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия;
  • проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность;
  • применять освоенные ранее знания и умения, опыт и компетенции.

Основными задачами реализации исследовательских проектов являются:

  • расширение представлений детей об окружающем мире;
  • формирование интереса и симпатии к объектам природы, природным явлениям;
  • поддержание и удовлетворение детской любознательности;
  • формирование умения находить удивительное в привычном
  • ознакомление с простейшими приемами организации наблюдения, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;
  • расширение представлений детей о себе, формирование элементарных навыков самонаблюдения, интереса к саморазвитию, стремления и умения заботиться о своем здоровье, потребности и умения налаживать контакт с окружающими людьми.

При организации творческих, игровых и приключенческих проектов решаются задачи формирования у дошкольников потребности и способности интересно и с пользой проводить досуг; культуры и опыта организации свободного времени; расширения арсенала различных досуговых видов деятельности, которые старшие дошкольники могут организовать самостоятельно.

Важность практико-ориентированных проектов определяется влиянием трудовой деятельности на морально-нравственное развитие ребенка, его личностное становление, формирование у детей практических навыков.

Какие позиции следует отразить при оформлении проекта?

1. Название проекта отражает его содержание, игровую (проблемную, творческую) задачу, лежащую в его основе.

2. Вид проекта. Указываются:

  • разновидность проекта (творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные, исследовательские);
  • длительность работы над ним (долгосрочный, среднесрочный или краткосрочный);
  • количество и состав участников (групповой или индивидуальный; детско-родительский);
  • возраст детей, на который ориентированы основные этапы и содержание проекта;
  • предполагаемый результат: может быть дана общая характеристика (например: «проект с заранее заданным практическим результатом») и указан конкретный результат (изготовление макета улицы, создание мультфильма, книжки-малышки для младших дошкольников и т.д.).

3. Проблема проекта. Проблема проекта формулируется на основе некоторой ситуации, смоделированной педагогом или объективно возникшего затруднения. Стандартная формулировка проблемы связана с поиском ответа на вопрос, варианта разрешения затруднения, способы выполнения задания и т.д.

4. Цель проекта состоит в разрешении проблемы или в решении практической (творческой, игровой) задачи.

На ее основе формулируются конкретные задачи, осуществляется выбор личностно значимых содержания и форм работы в рамках проекта, путей приобретения детьми соответствующего опыта, логики организации взаимодействия участников, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактики оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности.

5. Цель работы детей в рамках проекта. Мотивационной основой участия в проекте для детей старшей группы чаще всего становится потребность решить проблему, задачу. Именно с этим связана цель деятельности детей.

6. Сроки реализации.

7. Форма подведения итогов (презентация продукта, итоговое мероприятие, выставка и т.д.).

8. Реализация программных задач. Указываются задачи отдельных образовательных областей.

В практике метод проектной деятельности мы реализуем в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Каковы этапы проектной деятельности в ДОУ?

Система нашей работы с детьми по проектной деятельности выстроена в 5 этапов:

1. Начальный этап, на котором определяется тема проекта, цель; выявляется ее актуальность: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?»; определяется продолжительность проекта.

2. Этап планирования. На данном этапе мы совместно с детьми составляем план действий по достижению цели, пользуясь условными обозначениями, заносим его в заранее подготовленную таблицу «Где найдём информацию?»:

  • к кому обратимся за помощью;
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • что мы можем получить в результате поиска.

3. Этап сбора информации. Целью данного этапа является: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире методом проектной деятельности. Для достижения поставленной цели проводится ряд мероприятий, в зависимости от темы проекта:

  • размещение материала на информационном поле;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • экскурсии;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • развивающие игры и упражнения;
  • опыты, экспериментирование и т. п.

4. Этап обобщения информации. Данный этап подразумевает объединение собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на котором мы используем следующие способы обобщения:

  • оформление альбомов;
  • создание книг по теме;
  • создание макетов;
  • организация выставки работ;
  • проведение развлечений;
  • презентация проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями в детском саду.

5. Рефлексивный этап: «Что нового мы узнали?», это заключительный этап проекта, на котором мы оцениваем результаты нашей совместной работы, выявляем полноту раскрытия темы, определяем тему следующего проекта.

Существует множество разнообразных тем, на которые детям хотелось бы поразмышлять, ответить на интересующие их вопросы. Выбирая темы проекта, мы основывались на комплексно-тематическом планировании ДОУ, а также на интересах и потребностях детей старшего дошкольного возраста. В нашей практике были реализованы проекты на темы: «Что нам дарит Осень», «По улицам нашего города», «Я – житель планеты Земля!», «Секреты нашей планеты», «Растем здоровыми!», «Животные нашего края», «Зимующие птицы» и др.

Основными критериями успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать изменение отношения человека к возможностям самопознания, преобразования себя и окружающего мира. Важнейший результат - рост степени самостоятельности детей на каждом этапе проектной деятельности (при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов).  Степень такой самостоятельности, выделенной великим итальянским педагогом М. Монтессори в качестве важнейшего показателя развития, возрастает по мере овладения детьми приемами самоорганизации, навыками познавательной, творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Как работать с родителями дошкольников во время проекта?

Повысить компетентность родителей воспитанников в данном вопросе, нам удалось посредством следующих форм сотрудничества с родителями:

  • Познавательного семинара-практикума на тему «Организация проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста», на котором родители познакомились с методом проектной деятельности, осознали значимость данного метода в развитии познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
  • Круглого стола на тему «Роль родителей в проектной деятельности детей», где родители самостоятельно подбирали информацию, предлагали разнообразные темы проектов, основываясь на интересах и потребностях своих детей.
  • Мастер-классов, на которых родители делились собсвенными опытами, высказывали свои предположения, предлагали пути реализации будущих проектов. Также, проводились мастер-классы родителей, организованные в совместной деятельности с детьми: «Веселые опыты», «Умелые пальчики», «Игры и эксперименты на кухне».

На информационном стенде для родителей размещается информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при проведении исследования по определенному проекту.

Родители оказывают детям родительскую поддержку при сборе информации, проводят необходимые опыты, эксперименты, наблюдения по темам проектов, результаты которых оформляют совместно с детьми в удобной для них форме: презентации, книги, альбомы, сообщения, модели и т.д. Многие родители с интересом помогают детям презентовать собранную информацию в группе.

Данные формы позволили:

  • установить партнерские отношения с семьями каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития детей;
  • создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи в отношениях «родители – дети – педагог»;
  • активизировать готовность и желание родителей воспитанников участвовать в реализации проектного метода;
  • поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, осознать свою роль в образовательном процессе.

В заключение хочется сказать, что метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников. Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.

В заключение хочется сказать, что метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников. Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты

Литература:

  1.  В.Н. Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников».
  2. Деркунская В. А. «Проектная деятельность дошкольников».
  3. Захарова М. А. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети».
  4. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
  5. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Организация проектной деятельности в детском саду».
  6. Тимофеева Л.Л. / Корнеичева Е.Е. / Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Старшая группа. Методическое пособие, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Нормативная проектная деятельность в детском саду"

Этот доклад был представлен на семинаре «Проектирование образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений», цель которого повышение профессионализма педагогов в...

Доклад на тему: «Технология проектной деятельности в ДОУ»

Технология проектной деятельностив ДОУ...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Метод проектов в трудовом воспитании дошкольников»

В докладе изложены: 1. Сущность метода проектов. 2. Классификация, формы, этапы проектной деятельности. 3. Принципы и методы проектной деятельности. 4. Правила проведения проектных занятий применитель...

Доклад по теме: "Технология проектной деятельности"

Материал предназначен для педагогов детского сада....

ДОКЛАД НА ТЕМУ «МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ»

Проектная деятельность - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная  исследовательская, познавательная, игровая, творческая , продуктивная деятельност...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

Доклад на тему «Технология проектной деятельности в ДОУ как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников»

Доклад для выступления на 16-х городских педагогических чтениях: «Профессионализм педагога – залог качественного образования».На тему: «Технология проектной деятельности в...