Выступление на семинаре «ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ» – ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ»
статья (старшая группа)

Журкеева Елена Владимировна

     “Мини» - отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей, родителей, педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rech-seminar.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»

Семинар- практикум

«Использование современных образовательных технологий по развитию речи у детей дошкольного возраста»

Тема выступления. «ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ» – ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ»

Воспитатель I квалификационной   категории

Журкеева Е.В.

МАДОУ №23

Краснотурьинск

2020

(Слайд 1).


   
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.

Актуальность темы: Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают в процессе общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком.

Цель. Формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

Задачи:

 - Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования речевой активности и личностного воспитания детей;

- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).

(Слайд 2)  

  Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной, речевой деятельности и личности в целом. Поощряя любознательность, сообщая знания, вовлекая детей в различные виды деятельности, мы способствуем расширению детского опыта, умению правильно и эмоционально выражать свои мысли.

  В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

  В ходе ознакомления и анализа статей современных авторов по Музейной педагогике Ирины Аполлоновны Колесниковой (доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной Академии гуманизации образования) , Наталья Александровна Рыжовой(профессор МГПУ, руководитель магистратуры МГПУ по естественнонаучному направлению. Заместитель главного редактора журнала «Обруч».) , было сделано предположение, что данное педагогическое направление может стать эффективным способом для развития речи у детей дошкольного возраста.  

    (Слайд 3   - фото музея)

Музей — это учреждение, которое комплектует, хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям. 

  Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

  (Слайд 4- фото экскурсий)

Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для детей дошкольного возраста, организовывали различные мероприятия.

  (Слайд 5)

Но здесь, несмотря на имеющиеся преимущества, есть и свои трудности и недостатки.

- Музей расположен далеко от д/с;

- Сложность при организации экскурсии (необходимо организовать сопровождение,  согласовать в руководством ДОУ, родителями);

- Эмоциональный настрой детей (дети после посещения бывают либо утомлены, либо слишком эмоциональны);

- Материальная составляющая (выставки и тематические экскурсии обычно платные, или расходы при организации существенны);

- Нарушают привычный режим ДОУ;

- Тема экскурсий (не соответствует возрасту, программному содержанию).

   Учитывая все эти сложности, которые могут возникнуть при взаимодействии музеев с ДОУ, логичным решением является организация работы в другом направлении.
  Поиск разнообразных эффективных, инновационных форм проведения совместной деятельности взрослого и ребенка привели к идее организации своего музея, а точнее мини-музея.

     “Мини» - отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей, родителей, пндагогов. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора взрослых с детьми.

Одна из основоположников отечественного дошкольного образования XX века Елизавета Ивановна Тихеева (российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена.)  отмечала, что для детей дошкольного возраста гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку
  Какие основные преимущества существуют при создании мини-музеев в ДОУ.

- Мини-музей расположен в ДОУ;

- Экспонаты мини-музея можно трогать руками (экспонаты собираются педагогами, родителями);

- Дети – создатели, участники;

- Вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;

- Можно пригласить детей других групп ДОУ;

- Соответствует, разнообразит и дополняет образовательный процесс;

   А теперь  хотела бы поделиться опытом и рассказать с чего началась работа над мини-музеем в моем случае. 

(Слайд 6)

   Тематика мини-музеев тесно связанна с программой воспитательно-образовательной деятельности, так же может служить тематическим оформлением календарных праздничных дат и событий, происходящих в стране и в мире.

 Так, в процессе реализации проекта «Часики с секретом» создан музей « Тик-так». Цель музея: развитие интереса к понятию «Время»  через отдельные  интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени; знакомство детей с историей возникновения часов, с разными видами часов. Развивая у детей интерес к какому-либо объекту, мы стимулируем у них желание больше узнать о нём, обсуждаем в процессе бесед , например: О важности времени; о пространстве и времени, об устройстве часов и профессией , связанной с часами; чтения худ. литературы («Сказка про часы», «Как ежик время искал») и т.п.; с/р игра «Магазин часов», дид.игры – «12 месяцев»,  «Части суток»; словесные игры.

(Слайд 7)

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения русских музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться русской музыкой, возникла идея организации мини-музеякоторый позволит ввести ребенка в огромный мир русских народных инструментов! Совместно с музыкальным руководителем был организован мини-музей  « Мир русского  фольклора». Воспитанники знакомились с народной культурой, ее формами через устное народное творчество, песенный и игровой фольклор («Оркестр» -названия инструмента; музыкант, который играет на этом инструменте; кто такой дирижер. С\р игра «Оркестр».

(Слайд 8-9)

   Интересным для детей  стал мини-музей «Такие разные куклы». В выставочном зале нашего города проходила выставка кукол. Одна из воспитанниц поделилась с сверстниками тем, что вместе с мамой была на этой выставке и какие разные куклы она там увидела. Так как не все имели возможность побывать на этой выставке, мы организовали музей в группе. Игра с куклами обладает огромным педагогическим потенциалом, способствует нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнером по игре и в общении.

   

(Слайд 10-12)

Так как 2020 год объявлен годом Народного творчества, эта тема была запланирована в календарном годовом плане. Работая  по теме «Русское народное творчество», подготовила  цикл бесед о народном творчестве, игры дидактический материал ( «Собери матрешку из частей в целое» «Народные промыслы», «Найди лишнее» и т.д.), презентацию к НОД  (Дымковская игрушка). Детям это оказалось очень интересно, они тоже стали рассказывать, что дома есть предметы русского народного творчества ( посуда, вышивки, деревянные игрушки и т.д.). Так появился мини-музей Народного творчества

(Слайд 13)

В преддверии празднования Дня защитника отечества и с целью обогащение знаний детей о военной технике был организован мини-музей военной техники ( игрушки). Игровая, двигательная, художественно-эстетическая деятельность, восприятие художественной литературы способствует развитию речи, обогащению активного словаря (военно-морской флотвоенно-воздушный флот, сухопутные войска, самоходная пушка, бронетранспортер, гаубица, эсминец, сторожевой корабль, тральщик, штурмовик, истребитель, бомбардировщик и др., эрудиции и интеллекта; развитию умения детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Ребята с интересом подержали в руках танки, самолеты, вертолеты , катера и др. Предположили к какому роду войск они относятся. Рассматривая альбомы дети называли аксессуары военной формы.

   (Слайд 14)

   Экспонаты мини-музея использовались для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка –это тема для интересного разговора.

   Как мини-музей помогает организовать образовательный процесс в ДОУ? Как помогает развить речь ребенка?

- Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования, в шаговой доступности;

- Мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я - экскурсовод» и др.);

- Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения.

- Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия;

   Выставки и коллекции, представленные в мини-музеях, способствуют обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в окружающем мире.   ( на слайде)

То есть:

1. Дети могут описывать представленные предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образуют однокоренные слова, подбирают синонимы(против. по звучанию, одинаковые по значению) , антонимы (против. по значению), омонимы(одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению), употребляют слова в точном соответствии с их смыслом.

2. Разнообразные экспонаты мини-музеев служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.

3. В ходе экскурсий, тематических занятий дети дошкольного возраста делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, при этом совершенствуя диалогическую речь.

4. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных экспонатах музея, при этом отрабатывается монологическая речь.

5. Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий и экскурсий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.

(Слайд 15)

  Благодаря мини-музею были созданы условия для роста развития ребёнка, для речевой практики. Поскольку ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игровая деятельность для обогащения и активизации словарного запаса детей, для формирования грамматических представлений, изготовила дидактические игры ,которые дети могут использовать в самостоятельной деятельности. Настольно-печатные игры также способствовали развитию исследовательской деятельности: дети имели возможность сравнивать по цвету, форме, длине, параллельно отрабатывая и закрепляя понятия: длиннее, короче; проводя опыты - наглядно увидели отличие. Была оформлена выставка художественной литературы по данной теме; альбомы, раскраски, папки-передвижки и т.д..

Формы работы в мини-музее: групповая , подгрупповая и индивидуальная. Ребята с удовольствием пользовались материалами мини-музея самостоятельно; использовали с с/р игре; составляли из частей целое, распутывали лабиринты, собирали разрезные картинки. 

На первых этапах работы дети учились узнавать и находить предмет (экспонат) по описанию взрослого, рассматривали его, сравнивали с другими, играли с ним. На заключительных этапах работы дети самостоятельно рассказывали о том или ином экспонате музея, описывая его.

  В процессе музейно – образовательной деятельности вырабатывается познавательная активность, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие связной речи.

   Знакомясь с экспонатами музея, ребенок познает новое, изучает особенности предметов, манипулирует ими, а это способствует речевому развитию детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу как по познавательному развитию детей дошкольного возраста, так и совершенствованию всех сторон их речевого развития.

Основные требования к созданию мини-музея

*Любой созданный мини-музей должен вписываться в интерьер группы или того помещения, где он создаётся.

*Тематика, содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы.

*Экспонаты должны быть безопасными для детей.

(Слайд 16)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: «В музее головных уборов»

Цель:  создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ.Задачи: 1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.2. Создать условия для р...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием интерактивного стола «В гости пришел соломенный бычок» в старшей группе.

конспект организованной образовательной деятельности включает в себя игры и упражнения для развития речи воспитанников старшего дошкольного возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с элементами исследовательской деятельности «Путешествие в прошлое предметов - ручка», с использованием интерактивного оборудования MIMIO

Цель: Формирование представлений детей об истории ручки. Задачи:Знакомство детей с историей ручки, научить понимать функции и назначение ручки.Научить устанавливать причинно - следственные связи ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы с использованием инновационных технологий «В гости к нам пришла Зима»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы с использованием инновационных технологий «В гости к нам пришла Зима»Цель: развитие ...

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Музей народной игрушки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе«Музей народной игрушки»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием инновационной технологии палочек Кюизенера. «Птицы нашего края»

Конспект непосредственно  образовательной деятельности по развитию речи  с использованием инновационной технологии палочек Кюизенера.«Птицы нашего края»Интеграция образовательных...