Семинар для педагогов «Социо-игровая технология в образовательной деятельности со старшими дошкольниками»
материал
Семинар для педагогов «Социо-игровая технология в образовательной деятельности со старшими дошкольниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-p_sotsio-igrovaya_tehnologiya.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы образовательной деятельности глазами ребёнка Я общаюсь – значит, я учусь! Действую – значит, изменяюсь! Я любознательный, поэтому задаю вопросы! Я исследую = познаю мир! Воспитатель, помоги мне это сделать самому!
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения » В. М.Букатов Социо – игровая педагогика – педагогический стиль, особый подход, где условием хорошего настроения становится именно сама работа! « Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным- первоначальная задача обучения» К.Д.Ушинский
Авторы социо-игровой технологии Евгений Евгеньевич Шулешко Вятчеслав Михайлович Букатов Александра Петровна Ершова
Отличительные особенности социо-игровой технологии ТРАДИЦИОННАЯ (директивная) ПЕДАГОГИКА СОЦИО-ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИКА ФГОС ДО (выдержки) Педагоги стремятся на занятиях добиться «научного» результата - ЗУН. Опора на дискретность: Цель – задачи – приёмы – результат. Педагоги на ООД воссоздают жизнь. Занятие – игра – жизнь между микрогруппами ( малыми социумами – отсюда термин « социо -игровая» ). …построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития Педагог в роли «судьи». Оценка педагога – «хорошо – нехорошо», «правильно – неправильно». Взрослый всегда прав. Педагог в роли «советчика». Равноправие детей и взрослых – основа социо -игрового подхода. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Ребенок способен оценить себя сам. …уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях Главные + качества ребёнка: послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность Главные качества ребёнка: развитие самосознания, умение сообща решать задачи, обсуждать …, оказание друг другу помощи и принятие её, когда это нужно … поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
Отличительные особенности социо-игровой технологии ТРАДИЦИОННАЯ (директивная) ПЕДАГОГИКА СОЦИО-ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИКА ФГОС ДО (выдержки) Позиция педагога – рядом, над. Педагог для детей главный источник порицания и поощрения. Субъект-объектные отношения. Позиция педагога – рядом, вместе. Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект-субъектные отношения.) …признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений Развитие коммуникативных умений детей не является главным. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений детей … (ребёнок ) способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, разрешать конфликты Педагог не выходит за границы намеченного. Педагог должен идти от детей. …поддержка инициативы детей … создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
« Золотые правила» социо-игровой технологии по В.М. Букатову 1 правило: используется работа малыми группами 2 правило: «смена лидерства» 3 правило: двигательная активность и смена мизансцен (обстановки) 4 правило: смена темпа и ритма 5 правило: интеграция всех видов деятельности 6 правило: принцип полифонии: « За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток »
«Общение – это основная движущая сила развития». Л.С.Выгодский Этапы организации общения детей в рамках технологии: 1.Учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); 2. Общение является целью- ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе , чтобы выполнить задачу; 3. Общение – педагогическое средство, т.е. через общение дошкольник обучается.
1. Один за всех и все за одного; 2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана. 3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают. 4. Когда работаешь, не мешай другим. 5. Справился сам- помоги другу. 6. Главное- не бояться доказывать свою правоту. 7. Умей принять помощь. Правила общения для малых групп (команд)
Жеребьёвки п о считалочке «Разрезанная открытка» «Колечки» «Разведчики» (связаться глазами) «Грибы и лукошки» по росту п о цвету глаз с о своими друзьями п о любимому цвету п о времени года п о предметам, объединённым одним названием (признаком) Способы объединения в малые группы (команды, компании сверстников)
Классификация игр социо-игровой направленности ( Е.Е.Шулешко , А.П.Ершова, В.М.Букатов ) 1.Игры для рабочего настроя . Главная задача – пробудить интерес детей друг к другу, мобилизовать внимание, поставить участников в зависимости друг от друга 3 . Игры- разминки . Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования, смешного, несерьезного выигрыша. 4 . Игры творческого самоутверждения . При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия. 2 . Игры социо - игрового приобщения к делу . Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала: если дети учатся различать, запоминать, систематизировать и т.д., выполняя игровые задания 5. Игры вольные ( на воле ). Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Ключевые иде и Иди от детей «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Вместе мы - сила Организация собственной деятельности детей
Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его; Не ворчать, не ныть, не бурчать; Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её; Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными; Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании ; Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче; Поддержи, помоги подняться и победить; Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего; Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы . Основатели данной технологии предлагают следующие законы общения:
«Основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое внедидактическое понятие как дружба» (Е. Е. Шулешко ) Страничка « жалких мыслей » « Дети всегда благодарны не столько педагогу-лидеру , сколько педагогу-выдумщику » ( В. М. Букатов )
«Три кита» социо-игровых технологиий по Вячеславу Букатову Чего следует опастаться педагогу, внедряющему социо-игровые технологии: Отсутствия ДВИЖЕНИЙ — раз! Если кто-то из воспитанников на ООД был малоподвижен, то социо-игрового стиля скорее всего, что не было. Отсутствия смены, разнообразия, ВАРИАТИВНОСТИ — два! Если на ООД не было хотя бы двух-трех смен в мизансценах, ролях, видах деятельности, то смело можно утверждать, что стиль ООД был не вполне социо-игровым . Отсутствия МАЛЫХ ГРУПП — три! Если про ходу ООД дети не объединялись в малые группки или эти группки между собой не вступали в общение (а только с педагогом), то вполне вероятно, что социо-игровая педагогика и «близко не лежала».
Пять советов воспитателям ДОО. Первый совет: Быть готовым к собственным промахам Какое бы предложение ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы . Воспитателю нужно быть готовым к своим возможным промахам, а не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной. Все препятствия воспитателю следует рассматривать как содержание СОД, видя в ней сущность своих задач , а в их преодолении — сущность развития и всей группы и самого ребёнка.
Второй совет: Не разжёвывать смысл задания Нет необходимости каждый раз «разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребёнку. Доля самостоятельности ребёнка раз от раза обязательно должна расти . И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться. Иногда воспитатель должен и пояснять (повторять) задание, если почувствовал, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по его собственной вине ( а не из-за невнимания или пассивности детей).
Третий совет: Обращать внимание на интересные неожиданности Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания . Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный воспитателем. Важнее включить в работу активность, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю... Иначе союз детей и воспитателя распадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребёнка . В результате равноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию — «когда же воспитатель меня похвалит».
Четвёртый совет: Видеть в детских отказах ценные подсказки Столкновение с детским отказом перестает быть «страшным», если воспринимать его не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную ребёнком . Представьте, что отказ исходит от вашего любимого воспитанника (а ещё лучше — от нескольких любимых воспитанников). Это поможет увидеть чудесный выход. Чуткий воспитатель всегда сможет увидеть, каким образом ребёнка, который ни к кому не смог присоединиться, окружить такой ситуацией, в которой он смог бы оказаться сочувственно присоединившимся или признавшим по отношению к кому-то из сверстников свое согласие.
Пятый совет: Умейте порадоваться шуму! Каждый раз воспитателю необходимо давать себе отчет: «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так! Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникших деловых «репетиций» (то есть работы-подготовки на местах). И поэтому воспитателю скорее, нужно радоваться, что его задание вызывает у детей желание работать и самому включаться в работу детей , помогая каждой команде своими ненавязчивыми советами. Когда «шум» является результатом общей активности, направленной на выполнение задания, то показы начинать лучше с тех детей, кто выступать решается редко , но только что весьма активно работал на месте. Если воспитатель возникший в группе шум так-таки посчитает «вредным», то тогда ей следует сменить игровое упражнение .
www.themegallery.com Педагог является равноправным партнером Дети ориентированы на сверстников Дети помогают друг другу, а так же осуществляют взаимоконтроль Дети самостоятельны и инициативны Плюсы социо -игрового стиля «У нас нет целей относительно детей; у нас есть ожидания…»
До новых проблемно-творческих встреч «Я не задумывалась над этим вопросом раньше, но могу сказать, что…..» «Мне кажется, что в этом вопросе главным является….» « Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что…» «Я могу применить это в своей работе , так как…» « Меня в этом вопросе больше всего смущает…» «Я считаю, что заниматься этим следует потому, что…» Заверши фразу Применима ли для Вас социо-игровая технология ?
Источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Интернет-ресурсы: Открытый урок: www.openlesson.ru http://pedakademy.ru/?page_id=2621 mimc.org.ru/ doc_download /1374366.doc doshkolnik.ru › Презентации для сада. Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Презентация из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад № 93 общеразвивающего вида» Самариной Ольги Анатольевны и воспитателя Бутенко Татьяны Степановны Республика Коми, г. Сыктывкар. Другие интернет-ресурсы Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование социо-игровой стилистики в воспитательно-образовательной деятельности с детьми.
Познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии....
«Использование социо-игрового стиля в организации музыкальной деятельности со старшими дошкольниками»
Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры – жизни между микрогруппами детей (малыми социумами)...
Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая педагогическая технология»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Задачи: ...
Семинар для педагогов «Использование Лэпбуков в совместной образовательной деятельности педагога и детей»
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, которое пришло к нам из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук – это портфолио или коллекция малень...
Семинар «Кейс-технологии как инновационный метод образовательной деятельности со старшими дошкольниками в ДОО»
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...
Консультация для педагогов Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по ФЭМП у старших дошкольников
Здоровье – первая и основная потребность любого человека. В российской педагогике и педагогической психологии выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное, которые тесно св...
Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая педагогическая технология»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.Задачи: Поз...