"Двигательные упражнения как средство профилактики психоэмоционального перенапряжения"
методическая разработка

Романова Юлия Геннадьевна

Масттер-класс для педагогов с практическими рекомендациями по работе с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov-_dvigatelnye_uprazhneniya.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №29 «Золотой ключик»

городской округ Ступино

Мастер-класс по теме «Двигательные упражнения как средство профилактики психоэмоционального перенапряжения»

Подготовила:    

воспитатель первой квалификационной категории

 Романова Юлия Геннадьевна

Новое Ступино

2018 г.

Цель: продемонстрировать, как с помощью специальных двигательных упражнений можно снять психоэмоциональное напряжение.

Задачи:

- дать возможность почувствовать собственное тело, ощутить удовольствие от движения;

- создать условия для развития воображения, умения представить себя в другом образе;

- учить справляться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности;

- дать возможность почувствовать разнообразие телесных реакций;

- учить расслаблять тело после напряжения;

- развивать навыки работы в группе;

- познакомить с разными способами самовыражения;

- учить описывать своё состояние словами;

- учить прислушиваться к своим чувствам;

- дать возможность почувствовать удовольствие от совместной игры;

- дать опыт успешного прохождения сложных испытаний;

- дать возможность желать, соприкоснуться со своими желаниями.

Дошкольный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы, педагоги, занимаемся его воспитанием, обучением, способствуем его всестороннему развитию, но мало кто из нас задумывается о психоэмоциональном состоянии ребёнка. Ведь не всегда «отрывание» малыша от мамы и привычного и родного домашнего окружения происходит безболезненно.

В прошлом году на курсах повышения квалификации мне посчастливилось познакомиться с гештальт-психологом Викторией Чал-Борю, которая рассказала о занятиях по программе «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия». "Жизненные навыки" - это инновационная программа-технология. Она выстроена как практикум, в котором через конкретные методики и рекомендации реализованы ключевые требования ФГОС. Педагогу предлагается эффективный инструмент, с которым можно работать здесь и сейчас. Комплексное воздействие на нервно-мышечный аппарат и эмоциональную сферу делают «Занятия-путешествия» привлекательным инструментом для устранения  и профилактики отклонений в здоровье занимающихся. У детей  увеличивается двигательная активность, появляется хорошее настроение и жизнерадостность. Все занятия выстроены в виде игр-упражнений, что является для дошкольников привычным и приятным видом деятельности.

А ритмические упражнения, которые составляют игры, направлены на воспитание у учащихся ритма движений, способствует развитию у них музыкальности и пластичной выразительности. Слушая музыку, дети воспроизводят ее ритм, темп и характер, движениями различных частей тела, применяя различные по длительности и амплитуде движения и сочетая их во времени и пространстве. Движения помогают выразить своё внутреннее состояние, сбросить с себя неприятные ощущения и освободиться от негативных эмоций. Специалисты отмечают большое влияние упражнений на физическое развитие и эмоциональное воспитание детей разного дошкольного возраста. Двигательные  упражнения развивают внимание, жизнерадостность, находчивость, самостоятельность, они придают движениям естественную непринужденность и уверенность, а также способствует профилактике нервного перенапряжения.

Что-ж, достаточно сухой теории. Я бы хотела обратить Ваше внимание на некоторые упражнения из программы «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия», попробовать их на себе и почувствовать, как это работает.

 Вся программа представлена в виде путешествий, и первое путешествие нам с вами предстоит в лес. Занятие №5 «Чудесные превращения».

Цели: - создать условия для развития воображения ребёнка, умения представить себя в другом образе, дать детям возможность почувствовать собственное тело, ощутить удовольствие от движения, обучить детей бережному отношению друг к другу.

Упражнение «Деревья в лесу»- музыка зимнего леса.

В программе огромное внимание уделяется деревьям. И это неспроста. Психологи отмечают, что дерево очень символично. Ведь оно большое, устойчивое, высокое, крепко держится корнями - отсюда символ безопасности, развития, постоянства, стабильности, устойчивости.

-Итак, вы готовы превращаться? Сейчас мы с вами будем деревьями. Встаньте друг за другом. В лесу светит солнышко, и все деревья тянут к нему свои веточки. Высоко-высоко тянемся (вдох), пальчики-веточки танцуют под солнышком (выдох). Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принёс тучки и с неба полетели первые снежинки. Повернитесь и встаньте друг за другом. Дотроньтесь своими пальчиками до спинки впереди стоящего. Пусть прикосновения будут лёгкими, как будто  маленькие снежинки падают. Вдруг пошёл дождь, и прикосновения пальчиками стали сильнее. Чувствуете, как капельки ударяют по спине. И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя».

(А теперь скажите, приятно ли Вам было, когда Вас гладили по спинке? Как Вы думаете, приятно ли было тем, кого Вы гладили?)

Отдельно хотелось бы поговорить об упражнении «стряхивания» дождевых капель. Правильное выполнение этого упражнения позволяет расслабить тело и раскрепостить мышцы. Детям можно объяснить, что это упражнение полезно выполнять в случае усталости, плохого самочувствия, а также при дискомфортном эмоциональном состоянии.

Занятие №10 «Расшалились»

Цели:-дать детям опыт телесного проживания сложных чувств, собственных и других людей, разных форм своих переживаний, создать условия для развития воображения ребёнка, умения представить себя в другом образе.

- Мы идём по лесу, посмотрите, какой удивительный лес вокруг. Давайте подышим приятным свежим воздухом и поудивляемся: ах, как красиво, так чудесно вокруг… А вот зайчатки на полянке расшалились. Вдохните носиком, а на выдохе постучите пальчиком по переносице(10-15 сек.). А теперь, давайте попрыгаем, как зайчата. Сначала на двух  ножках, потом поочерёдно на правой, на левой ножке. А рядом волчата тоже шалят, стоят на четвереньках. Вдохнули носом, подняли голову. А теперь выдохнули, напрягли шею и завыли «у-у-у». Ой,  а кто это валяется на спине, перекатываясь на живот? Медвежата балуются. Вдохнули, подняли все четыре лапки вверх. На выдохе болтают лапками и рычат.

Теперь пояснение к этому упражнению. Важно дать детям возможность поваляться. Дело в том, что валяние на полу помогает ребёнку установить контакт с собой, со своим телесным «Я». А так же помогает восполнить недостаток необходимого ребёнку объёма прикосновений и разнообразия телесного общения с матерью. У взрослых людей поведенческим аналогом детскому стремлению поваляться будет желание полежать, лениво пошевеливаясь, с закрытыми глазами, в душистой воде тёплой ванны.

Занятие №13 «Прячемся от холода»

Цели:- дать детям опыт заботы о собственной безопасности, дать возможность почувствовать удовольствие от движений собственного тела, научить расслаблять тело после напряжения.

Вот мы и снова очутились с вами в волшебном лесу. Сейчас зима. Вокруг лежит снег. И очень холодно. Давайте вспомним, как разные животные переживают зиму. Сейчас вы превратитесь в животных и покажите, как вы готовы к зиме.

2. А теперь встанем в круг и возьмёмся за руки. Когда я скажу «холодно», вы съёживаетесь, делаете шаг вперёд, собираемся в тесный круг, как будто хотите согреться. А когда скажу «тепло»,  делаем шаг назад и расслабляемся.

Занятие №22 «Заколдованный лес»

Цели: -дать опыт успешного прохождения сложных испытаний, создать пространство для возможности проявления детьми следующих социальных компетенций: умение следовать полученной инструкции, умение справляться со стрессом с помощью двигательной активности, умение справляться со страхами.

- Мы снова в волшебном лесу. Только сегодня он заколдован. Как вы думаете, а какой он- заколдованный лес? (ответы)

-Сегодня нам с вами надо пробраться через него, чтобы попасть в Замок Желаний.(Игра похожа на популярную игру «Ручеёк». Дети становятся парами друг против друга, поднимают обе руки вверх и соединяют с руками партнёра, изображая деревья «заколдованного» леса. Крайняя пара по одному проходят сквозь этот «лес».

- Скажите. Как вы чувствуете себя сейчас. Страшно ли вам было пробираться через заколдованный лес? Как вы себя чувствовали в роли деревьев? Кем вам больше понравилось быть?

Упражнение «Перед Замком Желаний»

- Ну, вот, все испытания пройдены, осталось последнее действие- попасть на площадку перед Замком. Эта площадка очень маленькая (внутри пространства резинки). Дети выстраиваются в очередь и по одному заходят в это пространство. Каждому следующему человеку всё труднее попасть, остаётся меньше места. Поэтому нужна помощь тех, кто остался перед Замком. Ведущий называет имя каждого ребёнка, который пролезает внутрь резиночки: «Вот и Наташа забралась, держите её крепче….»

Ведущий: «Чтобы войти в Замок, нужно опустить плату в коробочку для желаний. Возьмите кусочек бумаги, напишите (нарисуйте) на нём своё желание, скатайте его в шарик, прошепчите в него своё желание и опустите его в коробку желаний. Это ваше желание и есть плата за вход в Замок.

Пояснение к упражнению. Психологи утверждают, чтобы желание исполнилось, от него нужно отказаться. Это упражнение даёт возможность «нажелаться» вдоволь и отпустить своё желание.

В конце, хотелось бы услышать впечатления от выполненных упражнений. Что вам понравилось, а что не очень. Почувствовали вы эмоциональный сдвиг? В каких упражнениях вы почувствовали комфорт?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Кинезиологические упражнения как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Этот материал рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста. О пользе простых упражнений для развития ребенка....

Фелт-терапия – средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования  терапии живым теплом....

Доклад "Основные средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей"

Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики...

Презентация "Игра - как средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Одним из важных показателей психического здоровья ребенка является его психо-эмоциональное состояние. Проявление у детей несобранности, излишней активности, или замкнутости, робости, а часто агрессивн...

Статья "Профилактика психоэмоционального перенапряжения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ".

Психическое здоровье наряду с физическим и социальным является важнейшим компонентом триады здоровья, ведь именно от психоэмоционального состояния зачастую зависят его отношение к себе и приоритеты, к...

Игровые и плавательные упражнения в бассейне, как средство профилактики психоэмоционального утомления детей 6-7 лет (в т.ч. с ТНР (ОНР)

Проект с воспитанниками,  в т.ч. с ТНР, подготовительной к школе группы. Использование в работе с данными воспитанниками игровых и плавательных упражнений в воде, позволяет предотвратить уто...