Фелт-терапия – средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Семенова Галина Арсеньевна

Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования  терапии живым теплом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sherst.docx137.76 КБ

Предварительный просмотр:

             Министерство образования и молодёжной политики Чувашской республики

ПРОЕКТ

Фелт-терапия – средство профилактики психоэмоционального                                                     напряжения у детей дошкольного возраста

http://leonardo.ru/images/mclasses/285/IMG_9254(1).JPG

                                                                   Воспитатель спецгруппы                                                                               Семенова Галина Арсеньевна

                                                                ЧЕБОКСАРЫ 2016

                                                 Содержание

            1   Паспорт проекта_______________________________________________                                               2    Актуальность  ________________________________________________

      3    Новизна _____________________________________________________

  1. Автор- разработчик  ___________________________________________
  2. Риски реализации проекта  _____________________________________
  3. Анализ ситуации  _____________________________________________
  4. Сильные слабые стороны  ______________________________________
  5. Задачи проекта _______________________________________________

             9   Ожидаемые результаты ________________________________________

            10   Цель________________________________________________________

  1.  Партнеры проекта ____________________________________________
  2.  Этапы  ______________________________________________________
  3.  Оценка результатов ___________________________________________

14   Методическое сопровождение __________________________________

            15   Пиар-сопровождение__________________________________________

            16   Экология проекта_____________________________________________

  1. Литература___________________________________________________

            18   Приложение _________________________________________________

Паспорт проекта

Наименование

 Фелт-терапия – средство профилактики психоэмоционального напряжения  у детей дошкольного возраста

Заказчик проекта

МДОУ Детский сад №145 «Радуга» комбинированного вида

Разработчик проекта

Воспитатель спецгруппы: Семенова Галина Арсеньевна.

Цель проекта

Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования  терапии живым теплом.

Задачи проекта

Разработать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста  с использованием фельт-терапии. Разработать цикл занятий на снижение психоэмоционального  напряжения. Разработать  систему работы по включению родителей и педагогов ДОУ в работу по фельт-терапии.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2017 по май 2017 .

Участники проекта

Дети, воспитатель, психолог.

Ожидаемые результаты

1. Работа будет способствовать повышению позитивного психоэмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.

2.Поможет актуализировать внутренние ресурсы.

3.Работа по программе будет способствовать  сглаживанию межличностных конфликтов в детском коллективе.

4.Развивает мелкую моторику рук.

5.Способствует освоению позитивных форм поведения, корректирует тревожные состояния, предупреждает переутомление и перепады настроения у дошкольников.

6.Пакет методического обеспечения по работе с детьми, педагогами и родителями по фелт-терапии.

Фелт-терапия – средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

 «Один рисунок стоит тысячи слов» 

Восточная мудрость

1.Введение.

В связи с возросшим интересом  закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает фелт-терапия – работа шерстью. Овечья непряденая шерсть - прекрасный натуральный материал, который согревает, успокаивает, дает энергию и наполняет силой через кончики пальцев. Осваивая работу с этим уникальным природным материалом,  согревается не только тело, но и душа. Работа с шерстью полезна любой аудитории.  Особенно рекомендуется детям в связи с необходимостью развития мелкой моторики через кончики пальцев . Суть методики – помочь ребенку найти путь к самому себе, раскрыть свои возможности. Важно, что в процессе работы ребенок расширяет свой кругозор и сознание, что он учится своими руками создавать красивые и нужные вещи, в нем пробуждается самостоятельность и активность. Он становится более уверенным в себе. Творчество помогает гармонизации личности, раскрепощает ребенка, фактически он сам себя лечит, хотя результаты работы проявляются не сразу.
Работая в детском саду с детьми с ОНР  я заинтересовалась проблемой как снимать психоэмоциональное напряжение у детей. Так как у детей с общим недоразвитием речи отмечается поражение центральной нервной системы ,вследствие чего страдает развитие всех психических процессов .Речевой дефект всегда сочетается с рядом неврологических синдромов, таких как синдром повышенного черепного давления, что приводит к быстрой утомляемости.
 Наиболее информативной, прогностически значимой характеристикой эмоционально-личностного развития ребенка является показатель уровня тревожности и психоэмоционального напряжения. В этом контексте уместно обсуждать имеющиеся в арсенале практического психолога методы и приемы, направленные на профилактику психоэмоционального напряжения (ПЭН). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе  я пришла к выводу, что шерсть – удивительный экоматериал, теплая энергия которого согревает, успокаивает, наполняет силой через кончики пальцев, способствует развитию мелкой моторики рук. Работа с шерстью развивает креативное мышление, обогащает тактильные ощущения, способствует освоению позитивных форм поведения, корректирует тревожные состояния, предупреждает переутомление и перепады настроения у дошкольников. Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, так как здесь задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве. В работе с детьми шерсть просто незаменима: ведь детям очень важно работать руками, пальчиками, развивая и активизируя мелкую моторику, что способствует активизации центров в коре головного мозга, ответственных за такие высшие психические функции как речь и мышление. Создавая картины шерстью, каждый ребенок может почувствовать себя творцом и художником! Взаимодействие с таким теплым, податливым материалом, смешение цветов шерсти  приносит душевный комфорт, эстетическое удовольствие. А результат -  "тёплая" картина в уникальной технике "ШЕРСТЯНАЯ АКВАРЕЛЬ" - это ещё и уверенность в себе, и возможность удивить оригинальной работой сверстников.

Маленький ребенок подчас не может справиться с той глыбой проблем, которая наваливается на него. Он уходит в себя, отгораживается от внешнего мира защитной реакцией безразличия. В этот момент ему очень важны эмоционально развивающие занятия. Эта методика пробуждает в ребенке желание взаимодействовать с другими людьми. При нарушениях речи она помогает ему освоить речевые навыки.Фелт-терапия применяется и для сглаживания межличностных конфликтов в детском коллективе. Такие задачи обычно решаются в процессе коллективного создания какого-либо художественного объекта, когда каждый участник вносит свой вклад в осуществление единого замысла. Они помогают укрепить отношения между детьми.

Разработанный мною проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.

2.Новизна проекта.

Используется натуральная овечья шерсть

3.Автор- разработчик.

Разработчиком проекта по решению поставленной проблемы является воспитатель Семенова Галина Арсеньевна. Стаж педагогической работы 33 года, их них 20 лет в группе компенсирующей направленности. Высшая квалификационная категория. В 1983 году закончила дошкольное отделение Чебоксарского педагогического училища, в 1994 г Чувашский университет им. И.Н.Ульянова, исторический факультет.

4.Риски реализации проекта:

    а) финансовые затруднения при организации образовательного процесса, в том числе коррекционного.

    б) не все родители видят важность коррекции психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»

     в) отсутствие возможности части детей посещать коррекционную группу.

5.Анализ ситуации.

         Группу для детей с ОНР посещают 15 детей. 7 мальчиков и 8 девочек. С целью выявления психоэмоционального  напряжения была проведена диагностика:

     1.Диагностика эмоционального развития дошкольников . Цветовой тест эмоциональных состояний.

      2.Методика «Лесенка» В.Г.Щур

      3.Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников)

 Анализ  результатов  диагностики, проводимый в рамках  психоэмоционального  мониторинга позволил выявить устойчивую негативную тенденцию: сохранение достаточно высокого процента детей (50%), имеющих различные нарушения в эмоциональном развитии, что указывает на несомненную актуальность рассматриваемого вопроса.

Параллельно была проведена диагностика  мелкой моторики рук, что показало: у 50% детей мелкая мускулатура развита лучше.50% детей имеют слабо развитую мелкую моторику.

По результатам проведенного мониторинга можно делать вывод: чем выше уровень психоэмоционального напряжения, чем слабее развита мелкая моторика рук

6. Сильные и слабые стороны.

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Своевременное периодическое прохождение курсов повышения квалификации при ЧРИО.

Эффект эмоционального выгорания педагога.

Специальная профессиональная подготовка

Нерациональность организации труда педагога (частые подмены, нехватка кадров ,повышение нагрузки временной, материальной, физической.)

Большой опыт работы

Дефицит  времени

Наличие разнообразной методической и коррекционной  литературы, которую можно использовать в реализации проекта

Недостаточный уровень самообразования педагога

Самостоятельность в выборе образовательных программ ,способов и методов обучения

Некомпетентность некоторых родителей по данному вопросу

Поддержка инновационной деятельности со стороны администрации

Недостаточно богат методический фонд дошкольного  по данному направлению работы

Возможность активного взаимодействия с реабилитационным центром

Нет комплексных и порционных программ, прошедших государственную экспертизу, большинство  программ не соответствуют ФГОС и СанПин

Положительный имидж группы среди родителей детского сада и микрорайона

Недостаточность соответствующей методической литературы

Наличие мониторинга психоэмоционального напряжения у детей

7.Задачи проекта

  1. Устранение неблагоприятных эмоциональных доминант.
  2. Снятие мышечного напряжения.
  3. Развитие рефлексии эмоций, их проявления у себя и окружающих.
  4. Формирование сотрудничества детей, развитие групповой сплоченности.
  5. Развитие самостоятельности, творческого подхода в решении любых задач.
  6. Разработать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста  с использованием фельт-терапии.

7.Разработать цикл занятий на снижение психоэмоционального напряжения.

8. Разработать  систему работы по включению родителей и педагогов ДОУ в работу по фельт-терапии.

9 . Цель.

Целью нашего проекта  является: снижение доли детей, испытывающих психоэмоциональное напряжение посредством использования  терапии живым теплом.

10.Принципы.

Проект разработан с учетом следующих принципов:

     1. Безопасность; создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

     2) Возрастное соответствие; предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.

     3) Преемственность; каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»

.4). Наглядность:активное использование предметной среды.

5)Д ифференциальный подход: учет индивидуальных особенностей.

6) Конфиденциальность; адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендациях.

10.ОЖИДАЕМЫК РЕЗУЛЬТАТЫ. 

!.Работа будет способствовать повышению позитивного психоэмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.

2.Поможет актуализировать внутренние ресурсы.

3.Работа по программе будет способствовать  сглаживанию межличностных конфликтов в детском коллективе.

 4. Развивает мелкую моторику рук.

5.Способствует освоению позитивных форм поведения, корректирует тревожные состояния, предупреждает переутомление и перепады настроения у дошкольников.

6. Использование фелт терапии в работе воспитателей и специалистов ДОУ.

11.Партнеры проекта.

Работа по реализации проекта объединяет всех заинтересованных лиц: педагогов, детей, родителей, администрацию ДОУ.  Проект будет реализован поэтапно в период с 1 марта 2016 года по 30 мая 2017 года.

12.ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ.

ЭТАПЫ.

1 этап. Подготовительный.

Срок: с 1 марта по зо августа 2017г.

Задачи этапа;

  1. Изучить передовой педагогический опыт по данной проблеме.
  2. Подобрать методическую литературу.
  3. Сформировать пакет диагностического инструментария для проведения диагностики.
  4. Провести первичную диагностику .
  5. Разработать и согласовать проект с руководством ДОУ.
  6. Создать условия в соответствии с требованиями СанПиНа и ФГОС.

Мероприятия первого этапа

Сроки выполнения

Ответственные

Изучение передового педагогического опыта и  изучение интернет-ресурсов

Март-2017

Воспитатель

Подготовка методической литературы по данной теме

Март,апрель-2017

Воспитатель.

Ст. воспитатель

Комплектование пакета диагностик по определению психоэмоционального напряжения

Май

 Август-2017

Воспитатель.

Психолог.

Прохождение курсов повышения квалификации

Ноябрт-2017

Заведующий.

Разработка проекта

Август-2017

Воспитатель

Согласование проекта  с руководством и с психологом  ДОУ.

Август-2017

Воспитатель. Заведующий. Психолог

Написание конспектов  занятий по использованию фелт терапии  с ярко выраженной интеграцией различных образовательных областей

Май,август-2017

Воспитатель

Приобретение шерсти различных цветов, рамок и фланельной ткани.

Август-2017

Воспитатель

Создание библиотеки для родителей и педагогов  ДОУ (научно- популярная литература, консультации.

Март- август 2017

Воспитатель

     2 этап  - основной

Срок: с 1 сентября по 30 мая 2017 г.

Задачи этапа:

1.Реализация цикла занятий, направленного на снижение психоэмоционального напряжения средствами фелт терапии.

2.Повысить педагогическую грамотность родителей.

3.Информировать педагогический коллектив о ходе реализации проекта.

Содержание.

п/п

Основные мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Результат

1.

Организация цикла занятий с детьми выпускной группы (количество занятий 10, проводятся 1 раз в месяц )

Сентябрь, май -2017

Воспитатель.                        

1.Освобождение от напряжения;
2.Обретение состояния внутренней гармонии;
3.Ощущение духовного и эмоционального подъема;
4.Улучшение здоровья и отношений с окружающим миром;

2.

Родительские собрания Мастер класс «Рисуем живым теплом»

Февраль 2017

Воспитатель.

Повысить уровень знаний родителей по данному вопросу

3

Мастер  класс для педагогов «Рисуем живым теплом»

Март

Воспитатель.

Научить воспитателей элементам  фелт терапии .

3.

Участие в конкурсах рисунков различного уровня

По возможности

Воспитатель. Дети.

 Повысить стимул у детей

4.

Индивидуальные консультации для родителей по результатам диагностики

Сентябрь, май -2017

Воспитатель.

Повысить уровень знаний родителей по данному вопросу

5.

Представление проекта на педсовете

Декабрь 2017 г.

Воспитатель

Распространять свой опыт

6.

Представление опыта работы на методическом объединении

Май 2017г.

Воспитатель

Распространять свой опыт

7.

Публикация статьи в журнале «Народная школа»

Март-2017 г.

Воспитатель

8

Круглый стол «Обобщение педагогического опыта на педсовете.»

Апрель-2017г.

Педагоги ДОУ

Анализ степени достижения поставленной цели.

                                                             3 этап – заключительный.

Сроки: с 1 по 30 мая.

Задачи:.1. Отслеживание эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.

2.Подвести итоги работы по реализации проекта.

3.Распространить передовой опыт работы по данной теме.

4.Представить проект на конкурс методического материала.

п/п

Основные мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Результат

1.

Анализ итогов диагностики; результатов деятельности.

Апрель

Воспитатель

Снижение психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.

13.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Мониторинг и оценка результатов реализации проекта будет осуществляться по двум направлениям:

1.Мониторинг  психоэмоционального напряжения у детей.

2.Мониторинг развития мелкой моторики рук.

14.МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

1.

Н.В. Нищева

Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет) Санкт-Петербург.2009

2

Светлана Марченко 

«Терапия живым теплом»

методическое пособие включает в себя ряд упражнений, практик и заданий по фелт-терапии или терапии шерстью, эффективных для развития и поддержки психологической культуры детей и повышения уровня их психологического здоровья.

15.П Р-сопровождение.

  1. Анализ и обобщение результатов( брошюры, семинары)
  2. Презентация проекта перед коллективом ДОУ и родителей.
  3. Проведение мастер классов для педагогов и родителей.
  4. Выступление на методическом объединении для воспитателей коррекционных групп г. Чебоксары.

16.ЭКОЛОГИЯ ПРОЕКТА.

-В случае объективных препятствий по реализации проекта в любом объеме ,позитивные результаты будут в любом случае.

-Любой воспитатель ,используя методическую базу проекта может работать по данной проблеме.

-Проект может быть реализован педагогами разного уровня подготовки (молодой специалист, стажист.)

-Проект требует финансовых вложений.

17.ЛИТЕРАТУРА.

  1. Остер, Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии". М., 2000.
  2. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
  3. Кожохина С.К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб.: Речь, 2006.
  4. Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике" Педагогика, 2000.
  5. Сучкова Н.О. "Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей". Сфера, 2008.

                18.      ПРИЛОЖЕНИЕ.

1.Диагностика эмоционального развития дошкольников

Цветовой тест эмоциональных состояний

Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера. Плохое настроение ребенка, сложные взаимоотношения с педагогом или сверстниками могут повлиять на успешность его деятельности.

Для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представленына рисунке.

Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.

http://ped-kopilka.ru/images/109(1).jpg

Мы предлагаем вам интерпретацию цветовых выборов и цветовых ассоциаций. Безусловно, следует соотнести полученные результаты с вашими наблюдениями за ребенком во время занятий или наблюдениями педагога.

Синий цвет — этот цвет выбирают спокойные, чувствительные дети. Их настроение в целом положительно, хотя присутствует некоторая печаль. У ребенка существует потребность в глубоком, понимающем его собеседнике, в индивидуализированном общении. Занятия, где нет личного контакта с педагогом, им не комфортны, они замыкаются в себе, грустят.

Зеленый цвет — этот цвет выбирают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность быть первыми, потребность в похвале. Еще для них значимо уважительное к ним отношение со стороны педагога и сверстников, они любят, чтобы их ставили в пример другим.

Красный цвет — этот цвет предпочитают энергичные, активные дети. Им нравится пошуметь, пошалить, могут быть заводилами в играх. Цвет показывает, что на занятиях у ребенка хорошее, активное состояние.

Желтый цвет означает, что ребенок ожидает от занятий только хорошего, склонен слушаться педагога, выполнять его указания.

Фиолетовый цвет — цвет слишком детского поведения, потребность в опеке, похвале. Ребенок может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику. В целом настроение положительное.

Коричневый цвет — цвет тревоги, дискомфорта не только эмоционального, но и физического. У ребенка может болеть голова, живот, его может затошнить. Ребенок может переживать из-за того, что его достижения не соответствуют ожиданиям педагога или родителей.

Черный цвет — этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит на занятиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых. Это состояние открытого конфликта с педагогом или сверстниками, или с той деятельностью, которой им приходится заниматься.

Серый цвет — цвет пассивного неприятия. Серое настроение означает, что ребенок скучает на занятиях, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания педагога. Часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в занятиях, поскольку у него не получается выполнять требования.

Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько комфортны для него занятия.

 

2.Методика «Лесенка»В.Г.Щур

Описание методики

Цель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Процедура проведения

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Стимульный материал

 http://www.b17.ru/img_uploaded/fa77e4a1526754cb0ae222837d0648a6.jpg

Инструкция

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».

Процедура проведения

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Интерпретация результатов

Неадекватно завышенная самооценкаНе раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценкаПосле некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка  Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка  .Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества - в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

3.Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников)

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Оценка результатов

4 балла - позитивное психическое состояние

3 балла - негативное психическое состояние низкой степени

2 балла - негативное психическое состояние средней степени

1 балл - негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

Оценка результатов:

70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);

42 - 69 % - средняя сБПК;

26 - 41,9 % - незначительная сБПК;

0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);

-1 до - 25% -средняя сНПК;

- 26 % и ниже - сильная сНПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самодельные массажные коврики как средство профилактики плоскостопия для детей дошкольного возраста

Доказано, что каждый внутренний орган связан с наружными покровами организма рефлекторными путями. На стопе, как на распределительном щите, сходятся проекционные зоны всех органов и систем. Надавливая...

Статья. Кинезиологические упражнения как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Этот материал рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста. О пользе простых упражнений для развития ребенка....

Массажные коврики как средство профилактики плоскостопия для детей дошкольного возраста

Буклет  "Массажные коврики как средство профилактики плоскостопия для детей дошкольного возраста"...

Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста

Тема 17: Грамматическая тема: "Слова – признаки".Лексическая тема: "Дикие животные".Цель: Знакомство  со словами, обозначающими признак предмета....

Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста

Март,  2 - я неделяТема 41: Грамматическая тема: Гласные первого ряда.Лексическая тема: Рыбы.Цель: Познакомить с гласными первого ряда....

Гимнастические упражнения как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Гимнастические упражнения как средство профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.С помощью гимнастических упражнений можно укрепить мышцы стопы и голени, тем самым восстановить ф...

Упражнения и игры, как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Упражнения и игры, как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста....