Семинар-практикум для педагогов "Танце-двигательные упражнения как средство снижения психоэмоционального напряжения у дошкольников"
методическая разработка по психологии
Мероприятие направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tantse_-_dvigatelnye_uprazhneniya.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов «Танце-двигательные упражнения как средство снижения психоэмоционального напряжения у дошкольников»
Цель: совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в работе по сохранению и укреплению здоровья детей
Танцевальная терапия как метод психокоррекции давно зарекомендовала себя на практике с лучшей стороны и применима для людей всех возрастов. Особенно важна работа в этом направлении для детей дошкольного возраста. Обучение в школе сопряжено с изменением привычного ритма жизни, установлением чётких норм поведения, правил. Такая стрессовая ситуация вызывает массу эмоций, с которыми необходимо совладать. Психология самосовершенствования и самовыражения в танце позволяет не только справиться с этой задачей, но и подготовиться.
Одна из важнейших составляющих, которые имеет данная методология – танцевальная игра. Упражнения на занятии преподносятся в игровой форме. В сочетании с танцем она помогает раскрыться фантазии, импровизировать свободно, перерабатывая напряжённые чувства и эмоции в движения.
Музыка дополняет танцевальную терапию, способствуя выражению радости. Такие игры пробуждают и воспитывают положительные качества личности, развивают её. В танце без слов и мимики можно показать все чувства: агрессивность и злость, печаль и боль, радость и восторг.
Таким образом, целями танцевальной терапии являются:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- выплёскивание энергии;
- снятие своего страха и агрессивности;
- осознание собственного «Я» в предлагаемых обстоятельствах;
- проигрывание своих внешних и внутренних ощущений;
- совместное переживание волнующих ситуаций;
- пробуждение положительных эмоций;
- развитие коммуникабельности и творческих способностей (импровизировать, воображать),
- умение рассуждать логически и проявлять инициативу;
- сплочение в коллективе.
Основные задачи
- осознание своего тела участниками занятия;
- формирование осознания возможностей применения тела, средств для выражения чувств;
- обучение установлению взаимосвязи эмоций с движениями, изучение чувств через танцевальную экспрессию и высвобождение их.
Принципы работы терапии танцем
Виды танцевальной терапии и их упражнения, как правило, подразделяют:
Те, в которых руководитель (то есть взрослый) чётко излагает задачу, а затем показывает её сам. В данном случае дети должны подражать движениям. Это могут быть:
- игры с ритмикой;
- «повторялки»;
- игры на перемещение в пространстве;
- игры на улавливание движений (замедленно — быстро, высоко — низко)
Упражнения, которые выстроены на основе импровизации, когда руководитель лишь даёт объяснения условностей и инструкций:
- на конкретную тему («бал снежинок», «танец стрекозы»);
- со всевозможными предметами (с букетом, с платком, с книгой, с панамкой, с игрушкой);
- на определённое действие и перемену обстоятельств («знакомство», «в невесомости»);
- контактные импровизации (попарно, в группе);
- релаксационные упражнения.
Также данные техники танцевальная терапия может совмещать, интерпретировать.
К примеру, дети меняют ритм, способ выполнения или темп при смене музыкального сопровождения, обстоятельств.
Условия, которые важны для выполнения любого упражнения или техники: добровольное участие, открытое выражение чувств, ответственность, активность и конфиденциальность.
Этапы и упражнения
Итак, от теории и изучения методики танцевальной терапии перейдём к практике. Выделяют следующие этапы (части) занятия:
- разогрев
- основной
- завершающий
Такой интегративный (целостный) подход очень важен. Он позволяет не просто что-то делать, а подготавливаться к процессу и закреплять его. Интегративная танцевально-двигательная терапия захватывает сознание, наполняет реальность смыслом, создавая некое единство тела с эмоциями и чувствами.
Разогрев
- На эту часть интегративной танцевально-двигательной терапии отводится около трёх минут, понадобится музыкальный проигрыватель с соответствующими записями, где прослеживается чёткий ритмический рисунок.
- Целью данного этапа является подготовка тела к работе. Все участвующие встают в круг, руководитель называет определённую часть туловища, и дети в произвольном порядке придумывают для неё движения. Так по очереди танцуют кисти рук, затем руки полностью, голова, плечи, живот и ноги.
- Разогреваясь и подготавливаясь к занятию интегративной танцевально-двигательной терапии ребёнок начинает осознавать и снимать мышечные зажимы, расширять экспрессивные резервы.
Затем с детьми можно обсудить, что было легко, а в чём возникали затруднения, а также что они при этом чувствовали.
Основная деятельность
Далее необходимо углубить и развить у ребенка осознание собственного тела, его возможностей, помочь ему понять взаимосвязь чувств и движений. Также здесь интегративная танцевально-двигательная терапия помогает высвободиться эмоциям наружу при помощи танцевальной экспрессии.
- Упражнение «Режиссёр-актёр»
Сначала руководитель становится режиссёром, а затем дети разбиваются на пары актёр-режиссёр. Суть данного упражнения танцевально-двигательной терапии в следующем: режиссёр просит актёра выполнить сначала какое-либо привычное движение (например, ходьбу или приседание), а затем сделать его каким-то необычным способом. Так дети учатся осознавать свои танцевально-экспрессивные стереотипы, приобретают новый двигательный опыт. Для упражнения понадобится любая ритмичная музыка
- Упражнение «Следуй за главным»
Дети делятся на группы по пять человек, которые выстраиваются в ряд. Затем выбирается главный и становится перед остальными участниками команды. Его задача – делать любые оригинальные движения, которые другие будут за ним воспроизводить. Каждый ребёнок должен обязательно побывать в роли главного, не повторяясь при этом со своим предшественником.
Такое упражнение позволяет экспериментировать с движениями, стимулировать танцевальную экспрессию. Кроме того, важную роль играют межличностные позиции ведомого и ведущего.
- Упражнение «В космосе»
В рамках данного упражнения необходимо представить себя за пределами земного пространства. Если дети не знают, нужно объяснить им, что значит невесомость в космосе. А теперь задача участников группы – выполнять различные движения космонавта. Вариантов здесь масса: можно поиграть в футбол, баскетбол, кувыркаться, выполнять какие-то физические потребности (например, кушать), знакомиться с инопланетянином.
Кроме того, интересно будет угадывать, что изображает другой участник группы. В роли ведущего может выступать как взрослый, так и ребёнок.
Упражнение не просто развивает фантазию у детей, оно ещё и помогает почувствовать своё тело, его возможности.
- Упражнение «Зоопарк»
Каждый ребёнок должен вообразить себя любым животным в зоопарке и полностью перенять его форму, повадки, звук.
Далее ведущий сообщает, что звери выбрались из клеток на свободу. Дети (животные) начинают двигаться по комнате, взаимодействовать между собой, проявлять различные чувства и эмоции (любовь, гнев, боль, страх, дружбу).
В конце обязательно нужно поделиться своими настроением, эмоциями и впечатлениями от упражнения, рассказать, что получалось, а что не очень, почему выбрали именно такое животное для подражания.
- Упражнение «Имя»
Каждый ребёнок должен назвать своё имя, а затем показать его движением так, как он себе его представляет. Затем задача усложняется: необходимо всем вместе называть имя каждого участника и повторять его движение.
Обязательно нужно спросить детей, что они испытывали в момент выполнения данного упражнения, каким было их настроение.
Завершение
В результате занятия танцевальной терапии дети эмоционально возбуждаются, поэтому в конце занятия необходимо помочь им снять напряжение, а также восстановить дыхание.
Для этого существуют различные упражнения и техники. Вот некоторые из них:
- Упражнение «Восходящее солнце»
Включается медленная и сдержанная музыка и дети усаживаются в круг. Необходимо закрыть глаза, расслабиться и представить восходящее солнце, которое наполняет всё вокруг светом и теплотой.
В конце упражнения детям нужно сказать, что это их внутреннее солнце. В те моменты, когда настигают негативные эмоции: грусть, тоска и тревога, нужно точно так же закрыть глаза и позволить солнышку взойти.
Эта задача многим не под силу с первого раза, но со временем дети учатся справляться с отрицательными эмоциями при помощи релакса.
- Упражнение «Хвалим себя»
Можно выполнять в положении стоя или сидя. Необходимо вытягивать ручки вперёд, как бы стремясь за ними всем своим телом и произносить слово «Умница», растягивая первый слог. Теперь руки тянутся в стороны, а тело наклоняется вперёд. Произносится слово «Молодец» с протяжным ударным слогом. Так все зажимы, которые вызваны стрессовыми ситуациями, расслабляются, ребёнок приобретает уверенность и позитивный настрой.
В конце интегративной танцевально-двигательной терапии обязательно нужно обсудить с детьми их чувства, что понравилось выполнять, а что не очень.
Поклон – это прощание в движении, им нужно завершить занятие.
Заключение
Иногда можно услышать термин «танцевальная арт-терапия». Арт – искусство, то есть танцевальная терапия является не чем иным, как исцеляющим творчеством. Оздоровительную силу танцу приписывали ещё в давние времена, используя различные движения в качестве средства для избавления болезней любого уровня. В наши дни задачи танцевальной терапии направлены, прежде всего на эмоциональное и психическое здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психокоррекционная программа по снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного учреждения с использованием игровых методик
Предлагаемая психокоррекционная программа «Волшебное путешествие по стране Гудвина» содействует снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного уч...
Мастер-класс "Использование кинезиологических упражнений для снижения психоэмоционального напряжения дошкольников"
Мастер-класс "Я учусь владеть собой"...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития художественно – творческих способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов...
Музыкотерапия как средство снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
ull;Опытным путем удалось установить, что человеческий организм в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что сказывается на частоте пульса, дыхании, кров...
Презентация. Игры, способствующие снижению психоэмоционального напряжения у младших дошкольников
Игры,, направленные на снижение эмоционального напряжения у младших дошкольников...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития художественно – творческих способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов...
игры и упражнения для снижения психоэмоционального напряжения у старших дошкольников
игры и упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения у старших дошкольников...