Аналитический отчет педагога – психолога о реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образова
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет педагога – психолога о реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
за период с 2018 по 2021 учебный год
Подготовка детей 6 - 7 летнего возраста к обучению в школе является одним из важных направлений моей профессиональной деятельности.
Ежегодно с согласия родителей (законных представителей) в начале и в конце учебного года в МАДОУ «Детский сад № 4» проводится «Программа психолого-педагогической оценки готовности детей 6 – 7 лет к началу школьного обучения» (Методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
Цель диагностики: выявление уровня готовности детей 6 - 7 лет к началу систематического школьного обучения.
Результаты проведенной диагностики, полученные в начале учебного года, позволяют педагогу - психологу выявить группу детей, с которыми необходимо в течение учебного года проводить коррекционно – развивающую работу по подготовке детей к обучению в школе.
Согласно аналитико – статистическим данным педагога – психолога МАДОУ «Детский сад № 4», по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе в начале каждого учебного года большое количество детей не готовы к обучению к школе.
Таким образом, необходимость разработки Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования обусловлена тем, что в начале учебного года большое количество детей, посещающих подготовительные группы МАДОУ «Детский сад № 4», не готовы к обучению в школе и с ними необходимо проводить дополнительную коррекционно – развивающую работу по подготовке к обучению в школе.
В конце учебного года проводится вторичная диагностика детей, и составляется сводная таблица результатов обучения. В качестве промежуточного контроля результатов подготовки можно использовать контрольные самостоятельные задания, а также беседу с педагогами и родителями.
Начальная диагностика дает возможность выявить группу детей, с которыми необходимо проводить коррекционно – развивающую работу. Проведение итоговой диагностики в конце учебного года дает возможность оценить эффективность коррекционно - развивающей работы педагога -психолога.
Протоколы диагностики уровня готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе за период с 2018 по 2021 учебный год представлены в Приложении 1.
Анализируя протоколы диагностики уровня готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе за период с 2018 по 2021 учебный год можно сделать следующие выводы:
В 2018 – 2019 учебном году были получены следующие результаты:
1 уровень – готовность к началу обучения в школе – 40 человек (87%);
2 уровень – условная готовность к началу обучения – 6 человек (13%);
3 уровень – условная неготовность к обучению в школе – 0.
4 уровень - неготовность на момент обследования к началу школьного обучения – 0.
В 2019 – 2020 учебном году были получены следующие результаты исследования:
1 уровень – готовность к началу обучения в школе – 41 человек (98%);
2 уровень – условная готовность к началу обучения – 1 человек (2%);
3 уровень – условная неготовность к обучению в школе – 0.
4 уровень - неготовность на момент обследования к началу школьного обучения – 0.
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей подготовительных групп к началу школьного обучения за 2019-2020 учебный год представлен в Приложении 2.
В 2020 -2021 учебном году были получены следующие результаты:
1 уровень – готовность к началу обучения в школе – 46 человек (100%);
2 уровень – условная готовность к началу обучения –0.
3 уровень – условная неготовность к обучению в школе – 0.
4 уровень - неготовность на момент обследования к началу школьного обучения – 0.
Анализируя качественные и количественные данные результатов диагностики, можно сделать следующие выводы:
В 2020 - 2021 учебном году все дети 46 человек (100%), принимавшие участие в процедуре диагностирования, готовы к обучению в школе.
На Диаграммах 1 и 2 представлен сравнительный анализ результатов оценки уровня готовности к обучению в школе (по методике М. Семаго, Н. Семаго) детей подготовительных групп за период с 2018 по 2021 учебный год. С детьми, которые в начале учебного года были условно не готовы к обучению к школе (3-й уровень готовности) и не готовы к обучению в школе (4-й уровень готовности), в течение учебного года педагогом - психологом проводились занятия коррекционно-развивающей направленности по Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Сравнительный анализ результатов оценки уровня готовности
к началу школьного обучения за 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 уч.гг.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Наличие увеличения количества детей, которые готовы к школьному обучению на конец 2020 - 2021 учебного года в сравнении с результатами, полученными в начале этого учебного года, и в сравнении с итоговыми результатами за предыдущие 2018 – 2019, 2019-2020 учебные годы позволило сделать выводы, что это стало возможным благодаря:
- Эффективной деятельности педагогов групп, их индивидуальной работе с каждым ребенком;
- Реализации педагогом - психологом МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования в течение учебного года, внесению педагогом – психологом изменений в содержание данной программы.
- Активной позиции родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
Анализируя качественные показатели выполнения диагностических заданий в конце каждого учебного года (за период с 2018 по 2021 учебный год) можно сделать следующие выводы:
Из протоколов диагностики уровня готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе за период с 2018 по 2021 учебный год (Приложение 1.) можно сделать вывод о том, что результаты качества выполнения заданий детьми только на высоком и среднем уровне, низкого качества выполнения заданий на конец года за этот период не наблюдается.
Как правило, дети успешно справляются с предложенными заданиями на копирование заданного образца, на соотнесение графемы и множества элементов, на удержание алгоритма действия в памяти.
Возможно, это связано с тем, что в рамках реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования большое внимание уделяется упражнениям на развитие графических навыков, на удержании инструкции в памяти.
При выполнении заданий на сформированность социальных представлений при изображении человека и на звукобуквенный анализ, даже в конце каждого учебного года небольшое количество детей, как правило, испытывает затруднения.
Проводя качественный анализ полученных результатов диагностики уровня готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе за период с 2018 по 2021 учебный год (конец учебного года) необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
При выполнении первого задания на копирование образца с целью оценки особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание инструкции и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции у большинства детей показатели абсолютно высокого и достаточно высокого уровня, то есть 4,5 и 5 баллов (из возможных 5).
Ежегодно, в период с 2018 по 2021 учебный год, из предложенных заданий наиболее успешно дети справлялись с заданием № 2 («Счет и сравнение») и с заданием № 4 («Шифровка»). В рамках реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования детям предлагаются задания на заполнение фигур значками, задания на соотнесение фигур с цифрами, задания, предполагающие счёт и сравнение групп предметов и т.д.
В задании «Слова» высокие результаты за данный период показывали в среднем 70% детей, средний уровень выполнения заданий в среднем у 30% детей, что свидетельствует о недостаточно высоком уровне сформированности звукобуквенного анализа у детей 6 – 7 лет.
Важным является то, что, помимо оценки собственно результативности выполнения заданий, в итоговом показателе готовности учитываются и поведенческие особенности детей в процессе выполнения работы, которые отражаются в листе наблюдений.
Оценка поведенческих особенностей детей в процессе проведения скрининга в период с 2018 по 2021 учебный год позволяет сделать выводы о том, что поведенческие особенности при выполнении диагностических заданий в среднем наблюдаются только у 2% детей и связаны с тем, что ребенок работает медленно. Полученные данные свидетельствуют о произвольности поведения и психических процессов большинства детей.
Ежегодно на итоговом педагогическом совете представляю отчеты по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения по «Программе психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения» (Методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
Выписки из протоколов итоговых педагогических советов за период с 2018 по 2021 учебный год представлены в Приложении 3.
Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является оной их форм взаимодействия руководящих и педагогических работников МАДОУ «Детский сад №4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.
В рамках плановых заседаний ППк в соответствии с графиком проведения (в начале учебного года, в середине и в конце учебного года) представляю отчеты по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения по «Программе психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения» (Методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) для оценки динамики развития воспитанников и эффективности коррекционно - развивающей работы, для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения воспитанников 6 – 7 лет.
В рамках заседаний ППк ДОО разрабатываются рекомендации для осуществления индивидуально - ориентированной психолого- педагогической помощи воспитанникам с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
Таким образом, психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса по подготовке детей к обучению в школе представляет собой комплекс мер, обеспечивающих создание благоприятных условий для подготовки детей 6 - 7 лет к обучению в школе.
В период с 2018 по 2021 учебный год в рамках реализации программы осуществляла психолого – педагогическое сопровождение по следующим направлениям:
- работа с детьми;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
Подход к детям, организация занятий и индивидуальной работы строились исходя из индивидуальных способностей возможностей каждого ребенка. Занятия проходили в игровой форме. В свободной деятельности с детьми организовывались игры, целью которых было формирование у детей навыков общения и самостоятельности; умения подчинятся правилам, действовать по инструкции. Так же в работе с детьми использовались различные развивающие методы: проблемные ситуации, что способствует развитию детской любознательности, познавательной активности.
В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности использовались следующие виды деятельности: игра и продуктивная деятельность. Дошкольникам не только сообщались готовые знания, но и организовывалась деятельность, в процессе которой дети сами делали открытия, узнавали, что - то новое и, используя полученные знания и умения решали различные задания.
В соответствие с ФГОС ДО, исходя из образовательных потребностей детей, а также учитывая заказ родителей и администрации ДОУ, считаю целесообразным применение в своей деятельности современных образовательных технологий.
Использование современных технологий педагогом - психологом дает более широкие возможности для создания благоприятных условий сопровождения и развития детей, для обеспечения развития качеств личности дошкольника и достижения достаточного образовательного уровня в детском саду в целом.
ФГОС ДО предполагает развитие ДОУ, как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.
Для реализации поставленных задач требуются не только инновации стратегического характера в содержании образовательных технологий, но и новые подходы к повышению квалификации, качественную перестройку профессиональной деятельности педагога, изменение его профессиональной позиции, прежде всего ее пересмотра. Предыдущие образовательные стандарты были ориентированы только на сформированность у дошкольников знаний, умений и навыков в различных образовательных разделах. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью здесь является не предметный, а личностный результат.
Необходимо учитывать, что преемственность между дошкольным и школьным образованием является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подведении социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению ведущего вида деятельности дошкольника - игры. Все больше она уступала место «обучению на занятиях».
В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечалось уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Приоритетами непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначены – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности. И что не менее важно это эффективность применения технологии деятельностного метода в ДОУ.
Для того чтобы знания дошкольников были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Ребенок в школе должен с первых дней продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Здесь надо не только уметь воспроизводить по памяти тот или иной учебный материал, но и уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи. Ребенок должен уметь видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль, самопроверку и т.д.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно - наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не педагога, а дошкольников. Педагог должен организовать процесс самоизменения каждого дошкольника, когда ребенок сам открывает для себя новое знание, ставит перед собой учебные цели, сам контролирует себя, находит и исправляет свои ошибки, переживает ситуацию успеха и т.д.
Современные технологии деятельностного типа направлены на развитие интеллектуальных компетенций, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Дети учатся ставить перед собой цель, узнают, как надо относиться к затруднению, самостоятельно находить путь решения проблемы, самостоятельно преодолевать возникшие затруднения, корректировать свои действия, делать адекватный выбор в соответствии со своими возможностями и способностями.
В условиях введения ФГОС дошкольного образования личностно - ориентированная модель выступает как основная модель воспитательно-образовательного процесса.
Признаки личностно - ориентированной модели:
∙ позиция воспитателя: «Не рядом и не над, а вместе!»;
∙ цель: содействие становлению ребенка как личности, развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, развитие индивидуальности;
знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка;
∙ тактика общения - сотрудничество;
∙позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества;
∙ взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям);
∙ игра является основной формой организации детской жизни.
Для перехода на личностно-ориентированную модель общения с ребенком необходима соответствующая педагогическая технология, которая будет являться одним из условий для такого общения. Одной из таких технологий является социо - игровая технология воспитания и обучения.
Изучив многие интересные разработки и технологии, адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической деятельности, в том числе, игровые технологии (социо - игровые технологии).
Социо - игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринужденно в игровой форме привлечь ребенка к обучению и получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, учит не бояться ошибиться.
В рамках коррекционно – развивающей работы по реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования применяю социоигровую технологию (Авторы: Букатов В.М., Шулешко Е.Е., Ершова А.П.).
По моему мнению, социо - игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
В рамках реализации программы по подготовке к школе применялась здоровьесберегающая технология Психогимнастика (Алябьева Е.А., Чистякова М.И.).
Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, снижает утомляемость, истощаемость детей, дает возможность самовыражения. Эффективна в работе с непоседливыми, вспыльчивыми, замкнутыми детьми, а также в работе с детьми с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития. Позволяет научить распознавать эмоции, познакомить со способами снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Используя на занятиях по подготовке к школе элементы психогимнастики, считаю, что называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными.
По итогам диагностического обследования детей 6 - 7 лет по подготовке к школе в период с 2018 по 2021 учебный год знакомила педагогов с результатами диагностики, разрабатывала рекомендации для педагогов по подготовке детей 6 - 7 лет к обучению в школе, оказывала содействие по формированию банка игр с детьми 6 - 7 лет по подготовке к школе.
Ежегодно осуществлялась консультативная и практическая помощь воспитателям по соответствующему направлению:
- Консультации для педагогов «Результаты диагностической работы»
- Консультации для педагогов «Особенности организации педагогического процесса по повышению уровня готовности детей к обучению в школе»
- Памятки для педагогов «Индивидуализация процесса подготовки детей 6 – 7 лет к школе»
- Содействие по формированию банка игр по развитию психических процессов для детей 6 - 7лет.
- Консультации для педагогов «Промежуточные результаты коррекционно - развивающей работы по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе»
- Консультации для педагогов «Итоговые результаты реализации программы по подготовке детей 6 - 7 лет к обучению в школе»
В рамках реализации программы по психолого – педагогическому сопровождению родителей использовала разнообразные формы работы педагога – психолога с родителями с целью повышения психолого - педагогической компетентности в вопросах готовности детей к обучению в школе:
- родительские всеобучи (ежемесячно);
- родительские собрания «Психологические особенности детей 6 - 7 лет», «Психологическая готовность детей к обучению в школе» (Совместно с учителями школ)
- семинары – практикумы;
- консультации «Идем в школу с радостью»;
- индивидуальные консультации;
- папки – передвижки;
- памятки:
- «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу»
- «Как привить любовь ребенка к чтению»
- «Искусство хвалить ребенка»
- «Как повысить стрессоустойчивость ребенка».
Родители детей, поступающих в школу, часто обращались за психологической помощью в рамках индивидуальных консультаций с вопросами:
— результаты диагностического обследования ребенка;
— как правильно выбрать школу;
— негативное влияние других детей в группе;
— проявление отрицательных черт характера в поведении ребенка;
— наличие страхов;
— детско-родительские отношения.
Таким образом, при реализации данной программы психолого – педагогическим сопровождением охвачены все участники образовательных отношений.
Результаты, полученные после проведения итоговой диагностики в конце учебного года, дают возможность оценить эффективность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, эффективность Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Необходимо выделить и ряд проблем в развитии детей 6 - 7 лет непосредственно перед поступлением в школу.
Например, наблюдаются трудности в речевом развитии детей, а именно в области звуковой стороны речи. Некоторые дети 6 - 7 лет перед поступлением в школу не произносят один или несколько звуков, или произносят их неправильно.
Мною систематически, начиная с групп раннего возраста до подготовительной группы, проводятся групповые родительские собрания по теме проблем в развитии речи детей дошкольного возраста.
Для родителей детей младших групп тема собраний и памяток связана с развитием мелкой моторики и развитием речи «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи ребенка», «Упражнения для развития мелкой моторики» и т. д.
С родителями детей средних и старших групп проводятся родительские собрания, родительские всеобучи, разрабатываются памятки. Примерные темы: «Профилактика нарушений речевого развития детей», «Игры и упражнения для развития речи детей» и т.д.
В начале каждого года на родительских собраниях по подготовке к школе делаю акцент о необходимости обратить внимание на звукопроизношение детей, обратиться к специалистам, логопедам для профессиональной коррекционной помощи детям.
Согласно анализу образовательной ситуации, можно сделать выводы о том, что для многих родителей перед поступлением их детей в школу приоритетными становятся задачи обучения чтению, счету, развития логического мышления и т.д., а развитие речи и правильное звукопроизношение детей для родителей не являются важными.
Таким образом, необходимо запланировать дополнительную работу с родителями воспитанников всех возрастных групп с целью повышения их психологической компетентности по данному направлению.
За период с 2018 по 2021 учебный год подготовительные к школе группы не посещали дети с ОВЗ, дети – инвалиды.
Таким образом, согласно полученным данным за период с 2018 по 2021 учебный год можно сделать выводы об увеличении количества детей, которые по результатам диагностики в конце учебного года готовы к обучению в школе. Соответственно, работа педагога – психолога по реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования эффективна.
Приложение 1
Протокол
результатов оценки уровня готовности детей к началу школьного обучения
по МАДОУ № 4 за период с 2018 по 2021 уч. гг. (начало года)
№ | Учебный год | Кол-во чел. | Результаты выполнения заданий | Поведен-ческие особен- ности (чел.,%) | Итоговый уровень готовности (1,2,3,4, чел.,%) | |||||||||||
Средний балл | Уровень выполнения в.с.н. (чел.,%) | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | По ДОУ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
1 | 2018-2019 | 46 | 3,6 | 3,7 | 2,3 | 4,5 | 4 | 3,6 | В – 30 (65%) С – 8 (17,44%) Н – 8 (17,44%) | В – 33 (71,9%) С – 8 (17,44%) Н – 5 (10,95%) | В – 15 (32,7%) С – 16 (5%) Н – 15 (32,7%) | В – 46 (100%) | В – 35 (76,3%) С – 11 (23,9%) | 11 (30%) | 1 ур. – 29 (63%) 2 ур. – 6 (13%) 3 ур. – 7 (15%) 4 ур. – 4 (9%) | |
2 | 2019-2020 | 45 | 3,3 | 4 | 1,2 | 4,3 | 3 | 3,16 | В – 20 (44,6%) С – 15 (33,45%) Н – 10 (22,3%) | В – 20 (44,6%) С – 15 (33,45%) Н – 10(22,3%) | В – 10 (22,3%) С – 18 (40,14%) Н – 17 (379%) | В – 40 (89,2%) С – 5 (11, 15%) | В – 18 (40,14%) С - 27(60,2%) | 5 (11,15%) | 1 ур. – 24 (53%) 2 ур. – 11 (24%) 3 ур. – 6 (13%) 4 ур – 4 (9%) | |
3 | 2020-2021 | 48 | 3,9 | 3,6 | 2,5 | 4,3 | 3,4 | 3,5 | В - 35 (73%) С – 5 (10,45%) Н - 8 (16,64%) | В – 34 (71,06%) С – 8 (16,64%) Н – 6 (12,54%) | В – 17 (35,53%) С – 16 ( 33,4%) Н – 15 (31,35%) | В – 45 (94%) С – 3 (6,27%) | В – 38 (79,4%) С – 6 (12,54%) Н – 4 (8,32%) | 6 (12,54%) | 1 ур. – 32 (67%) 2 ур. – 9 (19%) 3 ур. – 4 (8%) 4 ур. – 3 (6%) |
Протокол результатов оценки уровня готовности детей к началу школьного обучения
по МАДОУ № 4 за период с 2018 по 2021 уч. гг. (конец года)
№ | Учебный год | Кол-во чел. | Результаты выполнения заданий | Поведен-ческие особен- ности (чел.,%) | Итоговый уровень готовности (1,2,3,4, чел.,%) | ||||||||||
Средний балл | Уровень выполнения в.с.н. (чел.,%) | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | По ДОУ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
1 | 2018-2019 | 46 | 4,8 | 4,7 | 4,4 | 4,9 | 4,3 | 4,6 | В – 43 (93,7%) С – 3 (6,5%) | В – 46 (100%) | В – 35 (76,3%) С – 11 (24%) | В – 46 (100%) | В – 40 (87,2%) С – 6 (13%) | 1 (2,1%) | 1 ур. – 40 (87%) 2 ур. – 6 (13%) 3 ур. – 4 ур. – |
2 | 2019-2020 | 42 | 4,5 | 4,7 | 3,9 | 4,9 | 4,5 | 4,4 | В - 26 (60%) С – 17 (40%) | В – 28 (65%) С – 15(35,7%) | В – 29 (70%) С – 13 ( 30%) | В – 40 (93%) С – 3 (6,9%) | В – 17 (40%) С – 26 (60%) | 1 ур. – 41 (98%) 2 ур. – 1 (2%) 3 ур. – 4 ур – | |
3 | 2020-2021 | 46 | 4,7 | 4,8 | 3,9 | 4,9 | 4,5 | 4,6 | В - 36 (78%) С – 10 (22%) | В – 32 (69%) С – 14(30,1%) | В – 30 (65%) С – 16( 35%) | В – 40 (87%) С – 6 (13%) | В – 38 (82%) С – 8 (18%) | 1 ур. – 46 (100%) 2 ур. – 3 ур. – 4 ур – |
Приложение 2
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей подготовительных групп к началу школьного обучения
За 2019-2020 учебный год
«Программа психолого-педагогической оценки готовности детей к началу школьного обучения»
(Методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)
Цель диагностики: выявление уровня готовности детей к началу систематического школьного обучения.
Подготовительная группа № 4
Сроки проведения обследования - апрель 2020 г.
В обследовании принимало участие 21 человек из 23, возраст детей на момент обследования от 6, 10 до 7, 6 лет.
Результаты диагностического обследования:
Количество детей | Уровни готовности детей | (детей, %) | |
21 | 1 уровень - Готовность к началу регулярного обучения в школе | 20 человек (95,3%) | |
2 уровень - Условная готовность к началу школьного обучения | 1 человек (4, 76%) | ||
3 уровень - Условную неготовность к началу школьного обучения | _______ | ||
4 уровень - Неготовность к обучению в школе | _______ | ||
Анализируя качественные и количественные данные результатов диагностики, можно сделать следующие выводы:
1. В группах не выявлены дети полностью «не готовые» к школьному обучению (набравшие менее 11 баллов), и не выявлены дети «условно не готовые» к школьному обучению (набравшие менее 14 баллов), то есть все дети, принимавшие участие в процедуре диагностирования, обладают запасом знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего этапа – обучения в школе;
2. У 38 % детей (8 человек) группы выявлены высокие показатели уровня «готовности» к школьному обучению. 8 детей группы по результатам диагностики набрали 24- 25 баллов (из 25 возможных). Дети успешно справляются с предложенными заданиями на копирование заданного образца, на соотнесение графемы и множества элементов, на звукобуквенный анализ, на удержание алгоритма действия в памяти, на сформированность социальных представлений при изображении человека.
3. Проводя качественный анализ полученных результатов, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
При выполнении первого задания на копирование образца с целью оценки особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание инструкции и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции у 100% детей (21человек) показатели абсолютно высокого и достаточно высокого уровня, то есть 4,5 и 5 баллов (из возможных 5).
Из предложенных заданий наиболее успешно дети справились с заданием № 2 («Счет и сравнение») и с заданием № 4 («Шифровка»).
В задании «Слова» высокие результаты показали лишь 57% детей (12 человек), а у 43 % детей (9 человек) - низкий уровень, что свидетельствует о среднем уровне сформированности звукобуквенного анализа группы детей.
Результативность выполнения дошкольниками диагностической программы позволила выявить следующие уровни выполнения: минимальный – 15 баллов, максимальный – 25 баллов.
По результатам диагностического обследования сделаны следующие выводы:
Как видно из полученных данных, 20 человек (95,3%) готовы к началу регулярного обучения в школе, 1 ребенок (4,6%) - условно готов к обучению в школе (2 уровень).
Подготовительная группа № 5
Сроки проведения обследования - апрель 2019 г.
В обследовании принимало участие 21 человек из 23, возраст детей на момент обследования от 6, 2 до 7, 3 лет.
Результаты диагностического обследования:
Количество детей | Уровни готовности детей | (детей, %) | |||
21 | 1 уровень - Готовность к началу регулярного обучения в школе | 21 человек – 100% | |||
2 уровень - Условная готовность к началу школьного обучения | _______ | ||||
3 уровень - Условную неготовность к началу школьного обучения | _______ | ||||
4 уровень - Неготовность к обучению в школе | _______ | ||||
Анализируя качественные и количественные данные результатов диагностики, можно сделать следующие выводы:
1. В группах не выявлены дети полностью «не готовые» к школьному обучению (набравшие менее 11 баллов), и не выявлены дети «условно не готовые» к школьному обучению (набравшие менее 14 баллов), то есть все дети, принимавшие участие в процедуре диагностирования, обладают запасом знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего этапа – обучения в школе;
2. У 19% детей (4 человека) группы выявлены высокие показатели уровня «готовности» к школьному обучению. 4 детей группы по результатам диагностики набрали 24 - 25 баллов (из 25 возможных). Дети успешно справляются с предложенными заданиями на копирование заданного образца, на соотнесение графемы и множества элементов, на звукобуквенный анализ, на удержание алгоритма действия в памяти, на сформированность социальных представлений при изображении человека.
3. Проводя качественный анализ полученных результатов, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
При выполнении первого задания на копирование образца с целью оценки особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание инструкции и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции у 100% детей (21человек) показатели абсолютно высокого и достаточно высокого уровня, то есть 4,5 и 5 баллов (из возможных 5).
Из предложенных заданий наиболее успешно дети справились с заданием № 2 («Счет и сравнение») и с заданием № 4 («Шифровка»).
В задании «Слова» высокие результаты показали лишь 76% детей (16 человек), а у 24 % (5 человек) - низкий уровень, что свидетельствует о среднем уровне сформированности звукобуквенного анализа группы детей.
Результативность выполнения дошкольниками диагностической программы позволила выявить следующие уровни выполнения: минимальный – 17 баллов, максимальный – 25 баллов.
По результатам диагностического обследования сделаны следующие выводы:
Как видно из полученных данных, все дети 21 человек (100%) готовы к началу регулярного обучения в школе.
Общие результаты диагностического обследования по подготовительным группам (№4, №5) МАДОУ «Детский сад № 4»
При проведении сравнения показателей начальной и конечной диагностик по данным группам, можно отметить количественные изменения показателей у детей подготовительных групп, принимавших участие в диагностике:
№ | Группа | Уровни готовности | |||||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | ||
Готов | Условно готов | Условно не готов | Не готов | ||||||
1. | № 4 | 12 | 20 | 5 | 1 | 4 | - | 1 | - |
2. | № 5 | 12 | 21 | 6 | - | 2 | - | 1 | - |
Итог: | 24 | 41 | 11 | 1 | 6 | - | 2 | - |
Анализ результатов оценки уровня готовности детей к началу школьного обучения позволяет сделать выводы о том, что из общего количества детей обеих подготовительных групп в 2019-2020 году 41 человек (98%) готовы к обучению в школе. 1 ребенок (2%)- условно готов к обучению в школе (2 уровень).
Лиза К. На момент обследования ребенку 6 лет 10 месяцев.
Необходимо отметить, что у ребенка диагноз невролога – Гипертензионный синдром, диагноз окулиста - косоглазие. В течение 2019-2020 учебного года девочка посещала коррекционно – развивающие занятия педагога – психолога по подготовке детей к обучению в школе. Необходимо также учитывать, что девочка в течение учебного года часто отсутствовала в детском саду по причине соматических заболеваний.
При выполнении заданий девочка испытывала трудности в задании «Счет и сравнение». Пересчитала правильно, но не смогла обозначить цифрами количество предметов. Результаты выполнении задания «Слова» позволили сделать вывод, что у девочки не сформирован звукобуквенный анализ. С заданием на копирование образца с целью оценки особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание инструкции и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции и с заданием «Шифровка» девочка справилась успешно.
Наличие роста показателей «готовности» к школьному обучению на апрель 2020 года (с октября 2019 года по апрель 2020 года) у детей позволило сделать выводы, что это стало возможным благодаря:
- Индивидуальной работе воспитателей группы;
- С детьми занимались дома родители согласно рекомендациям педагога – психолога, воспитателей.
- Коррекционно – развивающим занятиям педагога - психолога МАДОУ «Детский сад № 4» в рамках реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования в течение учебного года. (2 раза в неделю)
Приложение 3
ВЫПИСКА
из протокола итогового Педагогического совета от 23.05.2019 года
Педагог-психолог А.И.Тырина представила отчёт по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей подготовительных групп к началу школьного обучения за 2018-2019 учебный год по «Программе психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения» (Методика Н.Л. Семаго, М.М. Семаго)
Цель диагностики: выявление уровня готовности детей к началу систематического школьного обучения.
Получены следующие результаты исследования:
1 уровень – готовность к началу обучения в школе – 40 человек (87%);
2 уровень – условная готовность к началу обучения – 6 человек (13%);
3 уровень – условная неготовность к обучению в школе – 0.
4 уровень - неготовность на момент обследования к началу школьного обучения – 0.
Анализируя качественные и количественные данные результатов диагностики, можно сделать следующие выводы:
В группах не выявлены дети полностью «не готовые» к школьному обучению, и не выявлены дети, которые «условно не готовы» к школьному обучению.
Таким образом, все дети, принимавшие участие в процедуре диагностирования, обладают запасом знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего этапа – обучения в школе.
Директор МАДОУ «Детский сад № 4» С.В.Семёнова
ВЫПИСКА
из протокола итогового Педагогического совета от 21.05.2020 года
Педагог-психолог А.И.Тырина представила отчёт по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей подготовительных групп к началу школьного обучения за 2019-2020 учебный год по «Программе психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения» (Методика Н.Л. Семаго, М.М. Семаго)
Цель диагностики: выявление уровня готовности детей к началу систематического школьного обучения.
Получены следующие результаты исследования:
1 уровень – готовность к началу обучения в школе – 41 человек (98%);
2 уровень – условная готовность к началу обучения – 1 человек (2%);
3 уровень – условная неготовность к обучению в школе – 0.
4 уровень - неготовность на момент обследования к началу школьного обучения – 0.
Анализируя качественные и количественные данные результатов диагностики, можно сделать следующие выводы:
В группах не выявлены дети полностью «не готовые» к школьному обучению, и не выявлены дети, которые «условно не готовы» к школьному обучению.
Таким образом, все дети, принимавшие участие в процедуре диагностирования, обладают запасом знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего этапа – обучения в школе.
В 2019 – 2020 учебном году 41 человек (98%) готовы к началу обучения в школе, а это на 11% выше, чем в 2018 - 2019 учебном году. В сравнении с показателями за 2018 – 2019 в 2019 – 2020 учебном году уровень готовности детей к школьному обучению значительно повысился, что говорит о хорошем качестве работы педагогов групп и педагога-психолога.
Директор МАДОУ «Детский сад № 4» С.В.Семёнова
ВЫПИСКА
из протокола итогового Педагогического совета от 20.05.2021 года
Педагог-психолог А.И.Тырина представила отчёт по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей подготовительных групп к началу школьного обучения за 2020-2021 учебный год по «Программе психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения» (Методика Н.Л. Семаго, М.М. Семаго)
Цель диагностики: выявление уровня готовности детей к началу систематического школьного обучения.
Получены следующие результаты исследования:
1 уровень – готовность к началу обучения в школе – 46 человек (100%);
2 уровень – условная готовность к началу обучения –0.
3 уровень – условная неготовность к обучению в школе – 0.
4 уровень - неготовность на момент обследования к началу школьного обучения – 0.
Анализируя качественные и количественные данные результатов диагностики, можно сделать следующие выводы:
В 2020 -2021 учебном году все дети 46 человек (100%), принимавшие участие в процедуре диагностирования, готовы к обучению в школе.
Наличие роста показателей «готовности» к школьному обучению на конец 2020 -2021 учебного года в сравнении с результатами, полученными в начале учебного года, и в сравнении с результатами за предыдущий 2019-2020 учебный год позволило сделать выводы, что это стало возможным благодаря:
- Индивидуальной работе воспитателей группы;
- Согласно рекомендациям педагога – психолога, воспитателей с детьми занимались родители.
- Реализации педагогом - психологом МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования в течение учебного года.
Директор МАДОУ «Детский сад № 4» С.В.Семёнова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-992314-1515941889.jpg)
Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»
Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233521-1364756734.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233521-1364756734.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ «СКОРО В ШКОЛУ» (в соответствии с ФГОС дошкольного образования)
Программа по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/15/picture-641138-1434360622.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читайка» для детей 5-7 лет
Программа представляет собой систему проведения специально организованных занятий направленных на полноценное овладение навыком осознанного чтения....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АБВГДейка" для детей 6-7 лет
Программа кружка направлена на обучению детей звуко-буквенному анализу, чтению и письму....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/15/picture-892992-1487158454.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Говорушки" для детей 4-5 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Говорушки" для детей 4-5 лет...