Аналитический отчет педагога – психолога о реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образова
методическая разработка

Анализ реализации программы в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_realizatsii_programmy.docx78.51 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет педагога – психолога о реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей  6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

за период с 2018 по 2021 учебный год

Подготовка детей 6 - 7 летнего возраста к обучению в школе является одним из важных направлений моей профессиональной деятельности.

Ежегодно с согласия родителей (законных представителей) в начале и в конце учебного года в МАДОУ «Детский сад № 4» проводится «Программа психолого-педагогической оценки готовности детей 6 – 7 лет к началу школьного обучения» (Методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).

Цель диагностики: выявление уровня готовности детей 6 - 7 лет к началу систематического школьного обучения.

Результаты проведенной диагностики, полученные в начале учебного года, позволяют педагогу - психологу выявить группу детей, с которыми необходимо в течение учебного года проводить коррекционно – развивающую работу по подготовке детей к обучению в школе.  

Согласно аналитико – статистическим данным педагога – психолога МАДОУ «Детский сад № 4», по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе в начале каждого учебного года большое количество детей не готовы к обучению к школе.

 Таким образом, необходимость разработки Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования обусловлена тем, что в начале учебного года большое количество детей, посещающих подготовительные группы МАДОУ «Детский сад № 4», не готовы к обучению в школе и с ними необходимо проводить дополнительную коррекционно – развивающую работу по подготовке к обучению в школе.

В конце учебного года проводится вторичная диагностика детей, и составляется сводная таблица результатов обучения. В качестве промежуточного контроля результатов подготовки можно использовать контрольные самостоятельные задания, а также беседу с педагогами и родителями.

Начальная диагностика дает возможность выявить группу детей, с которыми необходимо проводить коррекционно – развивающую работу.  Проведение итоговой диагностики в конце учебного года дает возможность оценить эффективность коррекционно - развивающей работы педагога -психолога.

Протоколы диагностики уровня готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе за период с 2018 по 2021 учебный год представлены в Приложении 1.

Анализируя протоколы диагностики уровня готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе за период с 2018 по 2021 учебный год можно сделать следующие выводы:

В 2018 – 2019 учебном году были получены следующие результаты:

1 уровень – готовность к началу обучения в школе – 40 человек (87%);

2 уровень – условная готовность к началу обучения – 6 человек (13%);

3 уровень – условная неготовность к обучению в школе – 0.

4 уровень - неготовность на момент обследования к началу школьного обучения – 0.

В 2019 – 2020 учебном году были получены следующие результаты исследования:

1 уровень – готовность к началу обучения в школе – 41 человек (98%);

2 уровень – условная готовность к началу обучения – 1 человек (2%);

3 уровень – условная неготовность к обучению в школе – 0.

4 уровень  - неготовность на момент обследования к началу школьного обучения – 0.

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей подготовительных групп к началу школьного обучения за 2019-2020 учебный год представлен в Приложении 2.

В 2020 -2021 учебном году были получены следующие результаты:

1 уровень – готовность к началу обучения в школе – 46 человек (100%);

2 уровень – условная готовность к началу обучения –0.

3 уровень – условная неготовность к обучению в школе – 0.

4 уровень  - неготовность на момент обследования к началу школьного обучения – 0.

Анализируя качественные и количественные данные результатов диагностики, можно сделать следующие выводы:

В 2020 - 2021 учебном году все дети 46 человек (100%), принимавшие участие в процедуре диагностирования, готовы к обучению в школе.

На Диаграммах 1 и 2 представлен сравнительный анализ результатов оценки уровня готовности к обучению в школе (по методике М. Семаго, Н. Семаго) детей подготовительных групп за период с 2018 по 2021 учебный год.  С детьми, которые в начале учебного года были условно не готовы к обучению к школе (3-й уровень готовности) и не готовы к обучению в школе (4-й уровень готовности), в течение учебного года педагогом  - психологом  проводились занятия коррекционно-развивающей направленности по Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

 

Сравнительный анализ результатов оценки уровня готовности

к началу школьного обучения за 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 уч.гг.

      Диаграмма 1

Диаграмма 2

Наличие увеличения количества детей, которые готовы к школьному обучению на конец 2020 - 2021 учебного года в сравнении с результатами, полученными в начале этого учебного года, и в сравнении с итоговыми результатами за предыдущие 2018 – 2019, 2019-2020 учебные годы позволило сделать выводы, что это стало возможным благодаря:

  • Эффективной деятельности педагогов групп, их индивидуальной работе с каждым ребенком;
  • Реализации педагогом -  психологом МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования в течение учебного года, внесению педагогом – психологом изменений в содержание данной программы.
  • Активной позиции родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Анализируя качественные показатели выполнения диагностических заданий в конце каждого учебного года (за период с 2018 по 2021 учебный год) можно сделать следующие выводы:

Из протоколов диагностики уровня готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе за период с 2018 по 2021 учебный год (Приложение 1.) можно сделать вывод о том, что результаты качества выполнения заданий детьми только на высоком и среднем уровне, низкого качества выполнения заданий на конец года за этот период не наблюдается.

Как правило, дети успешно справляются с предложенными заданиями на копирование заданного образца, на соотнесение графемы и множества элементов, на удержание алгоритма действия в памяти.

Возможно, это связано с тем, что в рамках реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования большое внимание уделяется упражнениям на развитие графических навыков, на удержании инструкции в памяти.

При выполнении заданий на сформированность социальных представлений при изображении человека и на звукобуквенный анализ, даже в конце каждого учебного года небольшое количество детей, как правило, испытывает затруднения.

Проводя качественный анализ полученных результатов диагностики уровня готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе за период с 2018 по 2021 учебный год (конец учебного года) необходимо обратить внимание на следующие аспекты:        

При выполнении первого задания на копирование образца с целью оценки особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание инструкции и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции у большинства детей показатели абсолютно высокого и достаточно высокого уровня, то есть 4,5 и 5 баллов (из возможных 5).

Ежегодно, в период с 2018 по 2021 учебный год, из предложенных заданий наиболее успешно дети справлялись с заданием   № 2 («Счет и сравнение») и с заданием № 4 («Шифровка»). В рамках реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования детям предлагаются задания на заполнение фигур значками, задания на соотнесение фигур с цифрами, задания, предполагающие счёт и сравнение групп предметов и т.д.

В задании «Слова» высокие результаты за данный период показывали в среднем 70% детей, средний уровень выполнения заданий в среднем у 30% детей, что свидетельствует о недостаточно высоком уровне сформированности звукобуквенного анализа у детей 6 – 7 лет.

Важным является то, что, помимо оценки собственно результативности выполнения заданий, в итоговом показателе готовности учитываются и поведенческие особенности детей в процессе выполнения работы, которые отражаются в листе наблюдений.

Оценка поведенческих особенностей детей в процессе проведения скрининга в период с 2018 по 2021 учебный год позволяет сделать выводы о том, что поведенческие особенности при выполнении диагностических заданий в среднем наблюдаются только у 2% детей и связаны с тем, что ребенок работает медленно. Полученные данные свидетельствуют о произвольности поведения и психических процессов большинства детей.

Ежегодно на итоговом педагогическом совете представляю отчеты по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения по «Программе психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения» (Методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).

Выписки из протоколов итоговых педагогических советов за период с 2018 по 2021 учебный год представлены в Приложении 3.

Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является оной их форм взаимодействия руководящих и педагогических работников МАДОУ  «Детский сад №4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар  с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.

В рамках плановых заседаний ППк в соответствии с графиком проведения (в начале учебного года, в середине и в конце учебного года) представляю отчеты по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения по «Программе психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения» (Методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) для оценки динамики развития воспитанников  и эффективности коррекционно - развивающей работы, для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения воспитанников 6 – 7 лет.

В рамках заседаний ППк ДОО разрабатываются рекомендации для осуществления индивидуально - ориентированной  психолого- педагогической помощи воспитанникам с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Таким образом, психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса по подготовке детей к обучению в школе представляет собой комплекс мер, обеспечивающих создание благоприятных условий для подготовки детей 6 - 7 лет к обучению в школе.

В период с 2018 по 2021 учебный год в рамках реализации программы осуществляла психолого – педагогическое сопровождение по следующим направлениям:

- работа с детьми;

- работа с педагогами;

- работа с родителями.

Подход к детям, организация занятий и индивидуальной работы строились исходя из индивидуальных способностей возможностей каждого ребенка. Занятия проходили в игровой форме. В свободной деятельности с детьми организовывались игры, целью которых было формирование у детей навыков общения и самостоятельности; умения подчинятся правилам, действовать по инструкции.  Так же в работе с    детьми использовались различные развивающие методы: проблемные ситуации, что    способствует развитию детской    любознательности, познавательной активности.

В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности использовались следующие виды деятельности: игра и продуктивная деятельность. Дошкольникам не только сообщались готовые знания, но и организовывалась деятельность, в процессе которой дети сами делали открытия, узнавали, что - то новое и, используя полученные знания и умения решали различные задания.  

В соответствие с ФГОС ДО, исходя из образовательных потребностей детей, а также учитывая заказ родителей и администрации ДОУ, считаю целесообразным применение в своей деятельности современных образовательных технологий.

Использование современных технологий педагогом - психологом дает более широкие возможности для создания благоприятных условий сопровождения и развития детей, для обеспечения развития качеств личности дошкольника и достижения достаточного образовательного уровня в детском саду в целом.

         ФГОС ДО предполагает развитие ДОУ, как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Для реализации поставленных задач требуются не только инновации стратегического характера в содержании образовательных технологий, но и новые подходы к повышению квалификации, качественную перестройку профессиональной деятельности педагога, изменение его профессиональной позиции, прежде всего ее пересмотра. Предыдущие образовательные стандарты были ориентированы только на сформированность у дошкольников знаний, умений и навыков в различных образовательных разделах. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью здесь является не предметный, а личностный результат.

Необходимо учитывать, что преемственность между дошкольным и школьным образованием является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подведении социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению ведущего вида деятельности дошкольника - игры. Все больше она уступала место «обучению на занятиях».

         В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечалось уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Приоритетами непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначены – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности. И что не менее важно это эффективность применения технологии деятельностного метода в ДОУ.

Для того чтобы знания дошкольников были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Ребенок в школе должен с первых дней продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Здесь надо не только уметь воспроизводить по памяти тот или иной учебный материал, но и уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи. Ребенок должен уметь видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль, самопроверку и т.д.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно - наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не педагога, а дошкольников. Педагог должен организовать процесс самоизменения каждого дошкольника, когда ребенок сам открывает для себя новое знание, ставит перед собой учебные цели, сам контролирует себя, находит и исправляет свои ошибки, переживает ситуацию успеха и т.д.

Современные технологии деятельностного типа направлены на развитие интеллектуальных компетенций, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Дети учатся ставить перед собой цель, узнают, как надо относиться к затруднению, самостоятельно находить путь решения проблемы, самостоятельно преодолевать возникшие затруднения, корректировать свои действия, делать адекватный выбор в соответствии со своими возможностями и способностями.
В условиях введения ФГОС дошкольного образования личностно - ориентированная модель выступает как основная модель воспитательно-образовательного процесса.

 Признаки личностно - ориентированной модели:

 ∙ позиция воспитателя: «Не рядом и не над, а вместе!»;

∙ цель: содействие становлению ребенка как личности, развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, развитие индивидуальности;

знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка;

∙ тактика общения - сотрудничество;

∙позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества;

∙ взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям);

∙ игра является основной формой организации детской жизни.

Для перехода на личностно-ориентированную модель общения с ребенком необходима соответствующая педагогическая технология, которая будет являться одним из условий для такого общения. Одной из таких технологий является социо - игровая технология воспитания и обучения.
Изучив многие интересные разработки и технологии, адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической деятельности, в том числе, игровые технологии (социо - игровые технологии).

Социо - игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринужденно в игровой форме привлечь ребенка к обучению и получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, учит не бояться ошибиться.

В рамках коррекционно – развивающей работы по реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования применяю социоигровую технологию (Авторы: Букатов В.М., Шулешко Е.Е., Ершова А.П.).

По моему мнению, социо - игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

В рамках реализации программы по подготовке к школе применялась здоровьесберегающая технология Психогимнастика (Алябьева Е.А., Чистякова М.И.).

 Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, снижает утомляемость, истощаемость детей, дает возможность самовыражения. Эффективна в работе с непоседливыми, вспыльчивыми, замкнутыми детьми, а также в работе с детьми с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития. Позволяет научить распознавать эмоции, познакомить со способами снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Используя на занятиях по подготовке к школе элементы психогимнастики, считаю, что называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными.

По итогам диагностического обследования детей 6 - 7 лет по подготовке к школе в период с 2018 по 2021 учебный год знакомила педагогов с результатами диагностики, разрабатывала рекомендации для педагогов по подготовке детей 6 - 7 лет к обучению в школе, оказывала содействие по   формированию банка игр с детьми 6 - 7 лет по подготовке к школе.

  Ежегодно осуществлялась   консультативная   и практическая   помощь воспитателям по соответствующему направлению:

  • Консультации для педагогов «Результаты диагностической работы»
  • Консультации для педагогов «Особенности организации педагогического процесса по повышению уровня готовности детей к обучению в школе»
  • Памятки для педагогов «Индивидуализация процесса подготовки детей 6 – 7 лет к школе»
  • Содействие по формированию банка игр по развитию психических процессов для детей 6 - 7лет.
  • Консультации для педагогов «Промежуточные результаты коррекционно -  развивающей работы по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе»
  • Консультации для педагогов «Итоговые результаты реализации программы по подготовке детей 6 - 7 лет к обучению в школе»

В рамках реализации программы по психолого – педагогическому сопровождению родителей использовала разнообразные формы работы педагога – психолога с родителями с целью повышения психолого - педагогической компетентности в вопросах готовности детей к обучению в школе:

 - родительские всеобучи (ежемесячно);

 - родительские собрания «Психологические особенности детей 6 -  7 лет», «Психологическая готовность детей к обучению в школе» (Совместно с учителями школ)

 - семинары – практикумы;

- консультации «Идем в школу с радостью»;

        - индивидуальные консультации;

 - папки – передвижки;

 - памятки:

  • «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу»
  • «Как привить любовь ребенка к чтению»
  • «Искусство хвалить ребенка»
  • «Как повысить стрессоустойчивость ребенка».

Родители детей, поступающих в школу, часто обращались за психологической помощью в рамках индивидуальных консультаций   с вопросами:

результаты диагностического обследования ребенка;

— как правильно выбрать школу;

— негативное влияние других детей в группе;

— проявление отрицательных черт характера в поведении ребенка;

— наличие страхов;

— детско-родительские отношения.

Таким образом, при реализации данной программы психолого – педагогическим сопровождением охвачены все участники образовательных отношений.

Результаты, полученные после проведения итоговой диагностики в конце учебного года, дают возможность оценить эффективность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, эффективность Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Необходимо выделить и ряд проблем в развитии детей 6 - 7 лет непосредственно перед поступлением в школу.

Например, наблюдаются трудности в речевом развитии   детей, а именно в области звуковой стороны речи.  Некоторые дети 6 - 7 лет перед поступлением в школу не произносят один или несколько звуков, или произносят их неправильно.

 Мною систематически, начиная с групп раннего возраста до подготовительной группы, проводятся групповые родительские собрания по теме проблем в развитии речи детей дошкольного возраста.

Для родителей детей младших групп тема собраний и памяток связана с развитием мелкой моторики и развитием речи «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи ребенка», «Упражнения для развития мелкой моторики» и т. д.

С родителями детей средних и старших групп проводятся родительские собрания, родительские всеобучи, разрабатываются памятки. Примерные темы: «Профилактика нарушений речевого развития детей», «Игры и упражнения для развития речи детей» и т.д.

В начале каждого года на родительских собраниях по подготовке к школе делаю акцент о необходимости обратить внимание на звукопроизношение детей, обратиться к специалистам, логопедам для профессиональной коррекционной помощи детям.  

Согласно анализу образовательной ситуации, можно сделать выводы о том, что для многих родителей перед поступлением их детей в школу приоритетными становятся задачи обучения чтению, счету, развития логического мышления и т.д., а развитие речи и правильное звукопроизношение детей для родителей не являются важными.

Таким образом, необходимо запланировать дополнительную работу с родителями воспитанников всех возрастных групп с целью повышения их психологической компетентности по данному направлению.

За период с 2018 по 2021 учебный год подготовительные к школе группы не посещали дети с ОВЗ, дети – инвалиды.

Таким образом, согласно полученным данным за период с 2018 по 2021 учебный год можно сделать выводы об увеличении количества детей, которые по результатам диагностики в конце учебного года готовы к обучению в школе. Соответственно, работа педагога – психолога по реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования эффективна.

        

Приложение 1 

Протокол

результатов оценки уровня готовности детей к началу школьного обучения

по МАДОУ № 4 за период с 2018 по 2021 уч. гг. (начало года)

Учебный год

Кол-во

чел.

Результаты выполнения заданий

Поведен-ческие особен-

ности (чел.,%)

Итоговый уровень готовности (1,2,3,4,

чел.,%)

Средний балл

Уровень выполнения в.с.н. (чел.,%)

1

2

3

4

5

По ДОУ

1

2

3

4

5

1

2018-2019

46

3,6

3,7

2,3

4,5

4

3,6

В – 30

(65%)

С – 8

(17,44%)

Н – 8

(17,44%)

В – 33

(71,9%)

С – 8

(17,44%)

Н – 5

(10,95%)

В – 15

(32,7%)

С – 16

(5%)

Н – 15

(32,7%)

В – 46

(100%)

В – 35

(76,3%)

С – 11

(23,9%)

11 (30%)

1 ур. – 29 (63%)

2 ур. – 6 (13%)

3 ур. – 7 (15%)

4 ур. – 4 (9%)

2

2019-2020

45

3,3

4

1,2

4,3

3

3,16

В – 20 (44,6%)

С – 15 (33,45%)

Н – 10 (22,3%)

В – 20 (44,6%)

С – 15 (33,45%)

Н – 10(22,3%)

В – 10 (22,3%)

С – 18 (40,14%)

Н – 17 (379%)

В – 40 (89,2%)

С – 5 (11, 15%)

В – 18 (40,14%)

С  - 27(60,2%)

5 (11,15%)

1 ур. – 24 (53%)

2 ур. – 11 (24%)

3 ур. –  6 (13%)

4 ур – 4 (9%)

3

2020-2021

48

3,9

3,6

2,5

4,3

3,4

3,5

В  - 35 (73%)

С – 5 (10,45%)

Н -  8 (16,64%)

В – 34 (71,06%)

С – 8 (16,64%)

Н – 6 (12,54%)

В – 17 (35,53%)

С – 16 ( 33,4%)

Н – 15 (31,35%)

В – 45 (94%)

С – 3 (6,27%)

В – 38 (79,4%)

С – 6 (12,54%)

Н – 4 (8,32%)

6 (12,54%)

1 ур. – 32 (67%)

2 ур. – 9 (19%)

3 ур. – 4 (8%)

4 ур. – 3 (6%)

Протокол результатов оценки уровня готовности детей к началу школьного обучения

по МАДОУ № 4 за период с 2018 по 2021 уч. гг. (конец года)

Учебный год

Кол-во

чел.

Результаты выполнения заданий

Поведен-ческие особен-

ности (чел.,%)

Итоговый уровень готовности (1,2,3,4,

чел.,%)

Средний балл

Уровень выполнения в.с.н. (чел.,%)

1

2

3

4

5

По ДОУ

1

2

3

4

5

1

2018-2019

46

4,8

4,7

4,4

4,9

4,3

4,6

В – 43 (93,7%)

С – 3

(6,5%)

В – 46

(100%)

В – 35

(76,3%)

С – 11

(24%)

В – 46

(100%)

В – 40

(87,2%)

С – 6

(13%)

1 (2,1%)

1 ур. – 40 (87%)

2 ур. – 6 (13%)

3 ур. –

4 ур. –

2

2019-2020

42

4,5

4,7

3,9

4,9

4,5

4,4

В  - 26 (60%)

С – 17 (40%)

В – 28 (65%)

С – 15(35,7%)

В – 29 (70%)

С – 13 ( 30%)

В – 40 (93%)

С – 3 (6,9%)

В – 17 (40%)

С – 26 (60%)

1 ур. – 41 (98%)

2 ур. – 1 (2%)

3 ур. –

4 ур – 

3

2020-2021

46

4,7

4,8

3,9

4,9

4,5

4,6

В  - 36 (78%)

С – 10 (22%)

В – 32 (69%)

С – 14(30,1%)

В – 30 (65%)

С – 16( 35%)

В – 40 (87%)

С – 6 (13%)

В – 38 (82%)

С – 8 (18%)

1 ур. –    46 (100%)

2 ур. –

3 ур. –

4 ур –

Приложение 2

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей подготовительных групп к началу школьного обучения

За 2019-2020 учебный год

«Программа психолого-педагогической оценки готовности детей к началу школьного обучения»

(Методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Цель диагностики: выявление уровня готовности детей к началу систематического школьного обучения.                       

Подготовительная группа № 4

Сроки проведения обследования -  апрель 2020 г.

В обследовании принимало участие   21 человек из 23, возраст детей на момент обследования от 6, 10 до 7, 6 лет.

Результаты диагностического обследования:

Количество

детей

Уровни готовности детей

(детей, %)

21

1 уровень - Готовность к началу регулярного обучения в школе

20 человек (95,3%)

2 уровень - Условная готовность к началу школьного    обучения

1 человек (4, 76%)

3 уровень - Условную неготовность к началу школьного обучения

_______

4 уровень - Неготовность к обучению в школе

_______

Анализируя качественные и количественные данные результатов диагностики, можно сделать следующие выводы:

1. В группах не выявлены дети полностью «не готовые» к школьному обучению (набравшие менее 11 баллов), и не выявлены дети «условно не готовые» к школьному обучению (набравшие менее 14 баллов), то есть все дети, принимавшие участие в процедуре диагностирования, обладают запасом знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего этапа – обучения в школе;

2. У 38 % детей (8 человек) группы выявлены высокие показатели уровня «готовности» к школьному обучению. 8 детей группы по результатам диагностики набрали 24- 25 баллов (из 25 возможных). Дети успешно справляются с предложенными заданиями на копирование заданного образца, на соотнесение графемы и множества элементов, на звукобуквенный анализ, на удержание алгоритма действия в памяти, на сформированность социальных представлений при изображении человека.

3. Проводя качественный анализ полученных результатов, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:        

 При выполнении первого задания на копирование образца с целью оценки особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание инструкции и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции у 100% детей (21человек) показатели абсолютно высокого и достаточно высокого уровня, то есть 4,5 и 5 баллов (из возможных 5).

Из предложенных заданий наиболее успешно дети справились с заданием   № 2 («Счет и сравнение») и с заданием № 4 («Шифровка»).

В задании «Слова» высокие результаты показали лишь 57% детей (12 человек), а у 43 % детей (9 человек) - низкий уровень, что свидетельствует о среднем уровне сформированности звукобуквенного анализа группы детей.

Результативность выполнения дошкольниками диагностической программы позволила выявить следующие уровни выполнения: минимальный – 15 баллов, максимальный – 25 баллов.

        По результатам диагностического обследования сделаны следующие выводы:

Как видно из полученных данных, 20 человек (95,3%) готовы к началу регулярного обучения в школе, 1 ребенок (4,6%) -  условно готов к обучению в школе (2 уровень).

Подготовительная группа № 5

Сроки проведения обследования -  апрель 2019 г.

В обследовании принимало участие 21 человек из 23, возраст детей на момент обследования от 6, 2 до 7, 3 лет.

Результаты диагностического обследования:

Количество

детей

Уровни готовности детей

(детей, %)

21

1 уровень - Готовность к началу регулярного обучения в школе

21 человек – 100%

2 уровень - Условная готовность к началу школьного    обучения

_______

3 уровень - Условную неготовность к началу школьного обучения

_______

4 уровень - Неготовность к обучению в школе

_______

Анализируя качественные и количественные данные результатов диагностики, можно сделать следующие выводы:

1. В группах не выявлены дети полностью «не готовые» к школьному обучению (набравшие менее 11 баллов), и не выявлены дети «условно не готовые» к школьному обучению (набравшие менее 14 баллов), то есть все дети, принимавшие участие в процедуре диагностирования, обладают запасом знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего этапа – обучения в школе;

2. У 19% детей (4 человека) группы выявлены высокие показатели уровня «готовности» к школьному обучению. 4 детей группы по результатам диагностики набрали 24 - 25 баллов (из 25 возможных). Дети успешно справляются с предложенными заданиями на копирование заданного образца, на соотнесение графемы и множества элементов, на звукобуквенный анализ, на удержание алгоритма действия в памяти, на сформированность социальных представлений при изображении человека.

3. Проводя качественный анализ полученных результатов, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:        

 При выполнении первого задания на копирование образца с целью оценки особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание инструкции и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции у 100% детей (21человек) показатели абсолютно высокого и достаточно высокого уровня, то есть 4,5 и 5 баллов (из возможных 5).

Из предложенных заданий наиболее успешно дети справились с заданием № 2 («Счет и сравнение») и с заданием № 4 («Шифровка»).

В задании «Слова» высокие результаты показали лишь 76% детей (16 человек), а  у 24 % (5 человек)   - низкий уровень, что свидетельствует о среднем уровне сформированности звукобуквенного анализа группы детей.

Результативность выполнения дошкольниками диагностической программы позволила выявить следующие уровни выполнения: минимальный – 17 баллов, максимальный – 25 баллов.

        По результатам диагностического обследования сделаны следующие выводы:

Как видно из полученных данных, все дети 21 человек (100%) готовы к началу регулярного обучения в школе.

Общие результаты диагностического обследования по подготовительным группам (№4, №5) МАДОУ «Детский сад № 4»

При проведении сравнения показателей начальной и конечной диагностик по данным группам, можно отметить количественные изменения показателей у детей подготовительных групп, принимавших участие в диагностике:

Группа

Уровни готовности

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Готов

Условно готов

Условно не готов

Не готов

1.

№ 4

12

20

5

1

4

-

1

-

2.

№ 5

12

21

6

-

2

-

1

-

Итог:

24

41

11

1

6

-

2

-

Анализ результатов оценки уровня готовности детей к началу школьного обучения позволяет сделать выводы о том, что из общего количества детей обеих подготовительных групп в 2019-2020 году 41 человек (98%) готовы к обучению в школе. 1 ребенок (2%)- условно готов к обучению в школе (2 уровень).

         Лиза К.  На момент обследования ребенку 6 лет 10 месяцев.

Необходимо отметить, что у ребенка диагноз невролога – Гипертензионный синдром, диагноз окулиста - косоглазие. В течение 2019-2020 учебного года девочка посещала коррекционно – развивающие занятия педагога – психолога по подготовке детей к обучению в школе. Необходимо также учитывать, что девочка в течение учебного года часто отсутствовала в детском саду по причине соматических заболеваний.

 При выполнении заданий девочка испытывала трудности в задании «Счет и сравнение». Пересчитала правильно, но не смогла обозначить цифрами количество предметов. Результаты выполнении задания «Слова» позволили сделать вывод, что у девочки не сформирован звукобуквенный анализ.  С заданием на копирование образца с целью оценки особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание инструкции и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции и с заданием «Шифровка» девочка справилась успешно.

Наличие роста показателей «готовности» к школьному обучению на апрель 2020 года (с октября 2019 года по апрель 2020 года) у детей позволило сделать выводы, что это стало возможным благодаря:

  • Индивидуальной работе воспитателей группы;
  • С детьми занимались дома родители согласно рекомендациям педагога – психолога, воспитателей.
  • Коррекционно – развивающим занятиям педагога -  психолога МАДОУ «Детский сад № 4» в рамках реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей  6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования в течение учебного года. (2 раза в неделю)


Приложение 3

ВЫПИСКА

из протокола итогового Педагогического совета от 23.05.2019 года

Педагог-психолог А.И.Тырина представила отчёт по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей подготовительных групп к началу школьного обучения за 2018-2019 учебный год по «Программе психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения» (Методика Н.Л. Семаго, М.М. Семаго)

Цель диагностики: выявление уровня готовности детей к началу систематического школьного обучения.

Получены следующие результаты исследования:

1 уровень – готовность к началу обучения в школе – 40 человек (87%);

2 уровень – условная готовность к началу обучения – 6 человек (13%);

3 уровень – условная неготовность к обучению в школе – 0.

4 уровень - неготовность на момент обследования к началу школьного обучения – 0.

Анализируя качественные и количественные данные результатов диагностики, можно сделать следующие выводы:

В группах не выявлены дети полностью «не готовые» к школьному обучению, и не выявлены дети, которые «условно не готовы» к школьному обучению.

Таким образом, все дети, принимавшие участие в процедуре диагностирования, обладают запасом знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего этапа – обучения в школе.

Директор МАДОУ «Детский сад № 4»                                      С.В.Семёнова


ВЫПИСКА

из протокола итогового Педагогического совета от 21.05.2020 года

Педагог-психолог А.И.Тырина представила отчёт по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей подготовительных групп к началу школьного обучения за 2019-2020 учебный год по «Программе психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет к началу школьного обучения» (Методика Н.Л. Семаго, М.М. Семаго)

Цель диагностики: выявление уровня готовности детей к началу систематического школьного обучения.

Получены следующие результаты исследования:

1 уровень – готовность к началу обучения в школе – 41 человек (98%);

2 уровень – условная готовность к началу обучения – 1 человек (2%);

3 уровень – условная неготовность к обучению в школе – 0.

4 уровень - неготовность на момент обследования к началу школьного обучения – 0.

Анализируя качественные и количественные данные результатов диагностики, можно сделать следующие выводы:

В группах не выявлены дети полностью «не готовые» к школьному обучению, и не выявлены дети, которые «условно не готовы» к школьному обучению.

Таким образом, все дети, принимавшие участие в процедуре диагностирования, обладают запасом знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего этапа – обучения в школе.

В 2019 – 2020 учебном году 41 человек (98%) готовы к началу обучения в школе, а это на 11% выше, чем в 2018 - 2019 учебном году. В сравнении с показателями за 2018 – 2019 в 2019 – 2020 учебном году уровень готовности детей к школьному обучению значительно повысился, что говорит о хорошем качестве работы педагогов групп и педагога-психолога.

Директор МАДОУ «Детский сад № 4»                                     С.В.Семёнова


ВЫПИСКА

из протокола итогового Педагогического совета от 20.05.2021 года

Педагог-психолог А.И.Тырина представила отчёт по результатам психолого-педагогической оценки готовности детей подготовительных групп к началу школьного обучения за 2020-2021 учебный год по «Программе психолого-педагогической оценки готовности детей 6 - 7 лет  к началу школьного обучения» (Методика Н.Л. Семаго, М.М. Семаго)

Цель диагностики: выявление уровня готовности детей к началу систематического школьного обучения.

Получены следующие результаты исследования:

1 уровень – готовность к началу обучения в школе – 46 человек (100%);

2 уровень – условная готовность к началу обучения –0.

3 уровень – условная неготовность к обучению в школе – 0.

4 уровень - неготовность на момент обследования к началу школьного обучения – 0.

Анализируя качественные и количественные данные результатов диагностики, можно сделать следующие выводы:

В 2020 -2021 учебном году все дети 46 человек (100%), принимавшие участие в процедуре диагностирования, готовы к обучению в школе.

Наличие роста показателей «готовности» к школьному обучению на конец 2020 -2021 учебного года в сравнении с результатами, полученными в начале учебного года, и в сравнении с результатами за предыдущий 2019-2020 учебный год позволило сделать выводы, что это стало возможным благодаря:

  • Индивидуальной работе воспитателей группы;
  • Согласно рекомендациям педагога – психолога, воспитателей с детьми занимались родители.

  • Реализации педагогом -  психологом МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образования в течение учебного года.

Директор МАДОУ «Детский сад № 4»                                      С.В.Семёнова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»

Дополнительная коррекционно –  развивающая  программа    психологического сопровождения дошкольника при подготовке  к школьному обучению   «Скоро в школу...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читайка» для детей 5-7 лет

Программа представляет собой систему проведения специально организованных занятий  направленных на полноценное овладение навыком осознанного чтения....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АБВГДейка" для детей 6-7 лет

Программа кружка направлена на обучению детей звуко-буквенному анализу, чтению и письму....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Говорушки" для детей 4-5 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Говорушки" для детей 4-5 лет...