Педагогическая мастерская
учебно-методический материал
Использование кейс-метода как форма развития самостоятельности и инициативности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 772 КБ |
![]() | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Шелеховского района
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Шелеховского района «Детский сад № 4 «Журавлик»
Педагогическая мастерская
Использование кейс-метода как форма развития самостоятельности и инициативности дошкольников
Волегжанина Алёна Геннадьевна, воспитатель
г. Шелехов, 2020г.
Сл 2 Уважаемые коллеги, я предлагаю посмотреть вам видеофрагмент (ВИДЕО)
Как вы считаете, какую проблему поднимает видеофрагмент? (с позиции родителя – недостаток - дефицит внимания родителей к детям). А какие шаги можно предпринять чтобы решить эту проблему?(больше проводить времени с ребенком, продумать больше совместной работы; пересмотреть свое время, чтобы больше проводить время с ребенком).
Сегодня мне хотелось бы вас познакомить с одним из методов современной педагогической технологии проблемного обучения. Это кейс – метод, с его помощью воспитатели могут моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.
Сл 3 Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Название кейс-метод произошло Сasus (от лат. – запутанный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик.
Сл 4 Подготовка любой кейса – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.
Сл 5 1-й шаг – определить цель кейса: компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей. (например, учить детей находить нестандартные выходы из ситуации)
Сл 6 2-й шаг – описать кейс: сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку. Это необязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира. Например, в рассказе Н. Носова «Живая шляпа» мальчики увидели «Живую» шляпу.
3-й шаг – подвести к кульминации кейс: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения. Проблема в том, какие эффекты могут быть в этой ситуации? Дети примеряют поступок на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.
4-й шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которые воспитатель предлагает детям. Поиск путей решения – несколько вариантов. Какие возможные преграды возникнут при нахождении выходов из этой ситуации, дети делают умозаключения, ища свой – правильный ответ.
Сл 7 Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят готовые идеи для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить кейс – метод в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться. При этом воспитатель сможет разнообразить материалы и виды деятельности с ними.
В младшей группе мы можем предложить поразмышлять о пользе и вреде чего либо – проблемные ситуации с элементами ТРИЗ:
Солнце- это «Хорошо или плохо?» Хорошо, так как греет, плохо, так как может сжечь…
ТРИЗ | КЕЙС | |
1 этап | Поиск сути (выход из ситуации) | Нет правильного решения, эффективных - несколько |
2 этап | Тайна двойного хорошо - плохо | Содержание противоречит друг другу, имитируя жизненную ситуацию |
3 этап | Решение противоречий с помощью сказок и игр (чтобы скрытся от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку,, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик). По длительности не ограничен. | Решение кейса ограниченно во времени |
В средней группе, можно познакомить детей с линейной моделью и моделью – лесенка (круговая). При познавательной деятельности, уточняя свойства снега у детей, мы задаем вопрос, а как они считают, какой снеговик растает быстрее – в одежде или без нее? Работая в парах или подгруппах, используя модели и карточки, дети ищут пути решения данной проблемы.
В старшей группе широко используем проблемные ситуации: однажды девочка собралась с бабушкой в магазин. Бабушка составила список покупок и попросила внучку взять его с собой. Дойдя до магазина, а они шли долго, а когда оказались у самого прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может. Задача воспитателя: создать условия, чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер»
Надо попросить продавца прочитать – Продавец не в настроении и не хочет читать
Может , Нина, прочтет – Нина не умеет читать
Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства.
Подготовительная к школе группа – использует дискуссию (карточка) Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора.
Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.
Сл 8 Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу или плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному. Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с ними так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.
Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким.
Таким образом, с помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
Сл 9 Кейс-метод – вариативный инструмент в общении с детьми и предполагает использование различных средств:
- социальные и естественно-научные проблемные ситуации;
- словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
- фантазийные ситуации и нелепицы;
- фото- и видеоролики;
- объекты и явления окружающей действительности.
Сл 10 Какие бывают кейсы
Сл 11 1. Кейс-прогнозирование
Сл 12 2. Кейс-неоднозначная ситуация
Сл 13 3. Кейс-проблемная ситуация
Сл 14 4. Кейс-диспут
Сл 15 5. Кейс с добавлением проблемной ситуации
Сл 16 Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, не останавливаться на достигнутом.
Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога.
А также использование кейса призвано облегчить педагогам общение с родителями в конкретных ситуациях, способствовать более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор и позитивное отношение к детскому саду.
Сл 17 Работа с родителями
Направлен на: | *способность вести конструктивный диалог; * способность формировать проблематику и выбирать наиболее актуальные решения. |
Адресован | Родителям воспитанников ДОУ |
Ситуация | Посмотрите на иллюстрацию. Утром все дети как всегда собираются возле воспитателя и делятся своими впечатлениями. Кто-то ездил с родителями на Байкал. Маша в гости к бабушке. Петя с папой и старшим братом играли в космонавтов и др. У Васи родители были заняты, но ему купили много игрушек. У него планшет, где можно было играть в разные игры, во дворе у него есть горка и песочница, а так же большой телевизор, где можно смотреть много мультфильмов. |
Проблема | Почему Вася отвернулся? |
Комментарий Снижение уровня развития речи детей, замена живого общения на гаджеты | Цель воспитателя побудить родителей видеть не только поверхностный, но и глубинный характер проблемы. С каждым годом гаджеты заменяют общение взрослых и сверстников у детей. Всё начинется с банального: папа устал, мама на пределе, малыш ноет, но стоит включить смртфон- и в семье моментально воцаряется мир. Малыш готов весь день проводить в компании с планшетом. Отсюда снижение уровня речевого развития, которое создает трудности не только для формирования связной, грамматически правильной речи, но и для их успешной коммуникации и социализации. Нельзя также забывать о сохранности физического и психического здоровья ребенка. |
Работая с родителями способствует повышению педагогической культуры, вовлечение родителей в деятельность ДОУ, происходит совместная работа по обмену опытом.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»образовательная технология: «Педагогическая мастерская - метод проектов»
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23.11.2009 г...
Педагогическая мастерская – как средство повышения профессиональной компетентности
Эффективным средством повышения профессиональной компетентности педагогов служат психолого-педагогические мастерские.Основные задачи мастерских:· осозна...

Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска Дунаевой А.Л. по использованию приёмов технологии развития критического ...

Педагогическая мастерская для воспитателей "Значение самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников"
Ребенок пришел в детский сад. И очень хорошо когда он встречает там своих друзей. Занимается, играет с увлечением....

Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015
Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...

Педагогическая мастерская «Использование современных педагогических технологий в освоении речевого этикета старшими дошкольниками»
Раскрывается сущность кейс-технологии, и её использования в освоении речевого этикета....

педагогическая мастерская - инновационные педагогические технологии
Технология Клубный часТехнология "Квест игра"...