Конспект сценария "Святки-колядки" для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)
Этот конспект предназначен для проведения фольклорного праздника (развлечения), посвященного Святкам для детей старшего дошкольного возраста.. Здесь педагоги могут ознакомиться с колядками( коротенькими попевочками), народными играми и песнями, который несут информационный характер, воспитывают любовь к народному творчеству и несут духовно-нравственное начало. Этот материал могут претворить в работе с детьми для того, чтобы дети могли познакомиться с традициями и обычаями проведения Рождественских колядок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости дорогие! Рада видеть вас такими нарядными да веселыми! Наступил самый веселый и светлый зимний, народный праздник – Святки. Длится он две недели. Святки делятся на три праздника. Первый 7 января – праздник Рождества Христова – святые вечера. Второй – Щедрый вечер, Старый Новый Год.Третий – Крещение, вечера-гадания.
Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный
Наши прабабушки и прадедушки,
Веселились две недели,
От Рождества и до Крещенья
Приготовив угощенье.
Пели разные колядки
По дворам ходили в святки
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Ведущая: Рождество у нас прошло, а праздник продолжается. А что же такое Рождество? Это религиозный праздник. Само слово, Рождество, говорит о том что кто- то родился. По библейской легенде, 7 января, у Пресвятой Девы Марии, в городе Вифлееме родился, Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.
Дети поют песню: «Рождество Христово»
Ведущая : Когда родился Сын Божий и все пришли к нему с дарам. Наши прадеды очень любили этот праздник , да и мы любим. В городах, в храмах и церквях , проходят праздничные богослужения. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год и будущий урожай. Парни и девчата рядились и группами ходили по домам, поздравляли с праздником. Желали наилучшего специальными песенками – колядками. Во время святок никто не работал. С этим временем связано много веселья, обычаев. Наши предки верили, что в это время силы добра и света побеждают силы зла и тьмы. Этот праздник считался колдовским, волшебным временем. Под окном каждого дома пелись колядки с пожеланиями всего хорошего, а хозяева одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.
Ведущая: А теперь пора и нам поколядовать, (девочки идут в гости к мальчикам)
Девочки: Коляда, коляда, поехала по дрова,
Зацепилась за пенек, простояла весь денек.
Задела за кочку – простояла ночку!
Хозяева, добренькие, подайте что-нибудь сдобненько:
Пышку, да лепешку, да свиную ножку!
Мальчики отвечают: Вот вам, гости дорогие,
Пряники да леденцы,
Да тепленький пирог,
Да маслице, творог.
Девочки: Сеем, веем – посеваем, с Новым годом поздравляем!
Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем! (кланяются)
Мальчики: Коляда, коляда, поехала по дрова,
Зацепилась за пенек, простояла весь денек.
Задела за кочку – простояла ночку!
Все: Хозяюшки, добренькие, подай что-нибудь сдобненько:
Пышку, да лепешку, да свиную ножку!
Колядовщиков с радостью встречает хозяйки:
Вот вам, гости дорогие,
пряники да леденцы,
Да тепленький пирог,
Да маслице, творог.
Мальчики благодарят: Сеем, веем – посеваем, с Новым годом поздравляем!
Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем! (кланяются)
Ведущая: Спасибо за пожелание, а за колядку мы гостям нашим еще подарим песню.
Песня « Зимушка-хрустальная»
Ведущая: Вечер сегодня ясный, месяц все дорожки освещает, а не пойти ли нам еще колядовать. Как здорово что погода наладилась, перестала выть буря снежная, перестал буран с куреней солому срывать. Ясно небо, ровный дым в него столбом идет. Вот и святки пришли… Самое время пройтись по станице да славить добрую Коляду да Овсеньку звать - чтобы дали они весну раннюю, лето теплое, богатый урожай.
Дети вместе: Пришел Новый год – выходи народ!
Солнышко встречать мороз прогонять!
Ведущая: Да и хозяева небось тоже ждут ожидают, к кому зайдут колядовщики .Ведь это добрая примета, значит в новом году двор удачлив будет. А еще есть обычай – коли ждет хозяин колядующих, он выставляет на окно зажженную свечу, вот и бежит молодежь на огонек – звонкие песенки петь да гостинцы просить. Ребята, а как будем петь колядки?
Поют: Коляда – коляда
Уродилась молода
Кто подаст пирога
Тому двор живота
Ведущая: А коли пожадничают хозяева, и не дадут вкусного угощения?
Поют: ( нарочито страшным голосом) Тогда споем колядку грозную:
Щедрики-ведрики, дайте вареники
Вареников мало, дайте сала,
ветчину, колбаску, ложечку кашки
А не дашь пирога, мы корову за рога!
Ведущая: А у нас жадных не водится, все нас ждут угощение, денежки готовят, все колядующим рады. Не пора ли колядовщиков в избу пригласить? Прикажите,не держите, наших ножек не знобите!
Хозяйка: Пригласим, коли загадки отгадаете:
- Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит (мороз)
- Скатерть бела весь мир одела ( снег)
- По синему небу золотое просто рассыпано (звезды)
- Летом спят, зимой бегут, в гору деревяшка, с горы – коняшка (лыжи)
- Маленький, маленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку – тык-тык.(зайка)
- Большая птица-Мороза не боится.С крыльями, а не летает-Ловко прыгает, ныряет. (пингвин)
Хозяйка хвалит колядовщиков, и приглашает поиграть в Игру
Игра «Пингвины»
Ведущая всех осыпая: Сеем, веем посеваем
На Новый год на ново счастье,
Пусть у вас уродится и пшеничка и картошечка
На поле копнами, на столе пирогами.
1 ребенок: Чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились!
2 ребенок: Чтоб коровушки телились, а кобылки жеребились!
3 ребенок: Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год, чтоб гостей не в проворот!
Хороводная «Дома Кострома…»
Ведущая: Собирайтесь, детвора! Ждет вас русская игра! Выходи-ка, Кострома.
Игра «Кострома».
Кострома, Кострома государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Клубки мотаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большие
вьюшки)
Кострома, Кострома государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Кудельку пряду!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как прядут кудельку)
- Кострома, Кострома государыня моя?
Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Легла, да уснула...
(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)
(Тихо) Кострома, Кострома государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Проснулась – танцевать сейчас буду!
(Все дети прыгают)
Кострома, Кострома государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Сейчас догонять вас буду!
Ведущая: Да, ребята в круг встАвайте танец « Опаньки начинайте»
Танец « Опаньки»
Ведущая: Доброе дело делают колядующие – желают каждому дому добра, счастья, да удачи. А люди понимают, что к ним с добром идут, песни добрые поют. Ну хватит, ребятушки, уже полный мешок наколядовали . А на святки пришли не только колядки а и гадания тоже. Раньше гадали во все дни святок, но главным вечером для предсказаний был в крещение.
1 ребенок: Раз в крещенский вечерок девушки гадали,
За ворота башмачок сняв с ноги бросали,
Снег пололи, под окном слушали, кормили
Счетным, курицу, зерном, ярый воск топили.
Ведущая: А давайте и мы погадаем! (Выносит корзинку накрытую салфеткой)
В этой маленькой корзинке что угодно для души
Кому вынется, тому сбудется, тому сбудется не минуется!
«ГАДАНИЯ»
(дети по очереди достают предметы из корзины, ведущая комментирует, лента – к счастливой долгой жизни, расческа- будет парикмахер, картошка – крепкое здоровье, нитки –будет модельером, матрешка- большая семья и т.д.)
Ведущая: В последний день святок ,на Крещение, собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья. А ночью идут за водой на реку, самые смелые окунаются в прорубь, считается что все это обладает чудесной силой. Люди верят что в крещенскую ночь небеса открываются и Божья благодать сходит на землю и если загадать желание, то оно непременно сбудется. А еще на Крещение бывают самые лютые морозы.
Всем людям добрым желаем добра, золота, серебра!
Пышных пирогов, медовых блинков!
Чтоб здоровыми все были, чтобы много лет прожили.
Ведущая: Наш праздничный вечер подошел к концу, но хорошее настроение останется с нами! А сейчас загадайте желание и пусть оно обязательно сбудется!
ЧАЕПИТИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-23533-1378737627.jpg)
конспекты занятий для старшего дошкольного возраста
Материал содержит конспекты занятий по ознакомлению детей с историей, культурой, традициями и обячаями марийского народа....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/16/picture-92479.jpg)
конспект НОД для старшего дошкольного возраста на тему "Молодые рекламисты"
Конспект НОД для страших дошкольников,интегрирующий образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» и отвечающий задачам экономического воспитания детей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-267865-1371577123.jpg)
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим
Путешествие - беседа о происхождении часов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-276094-1380565513.jpg)
Конспекты НОД для старшего дошкольного возраста по валеологии
конспекты НОД по валеологическому воспитанию детей для старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335098-1383723770.jpg)
Конспект НОД для старшего дошкольного возраста "Как плохо на земле без птиц"
Цель:Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (Познание), (Коммуникация)Формировать представление детей о взаимосвязи между объектами живой и неживой...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-129774-1353136640.jpg)
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Язык жестов и движений
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Язык жестов и движений Цель: Дать детям представление о различных способах и средствах коммуникации с окружающими; о ва...
Конспект НОД детей старшего дошкольного возраста на тему:"Какая бывает одежда".
Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам:зимняя,летняя,демисезонная.Рассказать о свойствах ткани (толстая,тонкая,разноцветная, однотонная)....