Проект «Щедрая кормушка»
проект (старшая группа)
Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 5-6 лет и направлен на формирование общей экологической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shchedraya_kormushka.docx | 446.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа
центр развития ребёнка - детский сад №1« Лёвушка»
(детский сад 1)
Проект
«Щедрая кормушка»
Старшая группа комбинированного вида для обучающихся
( воспитанников) с ОВЗ «Листовичок»
Составители:
учитель-логопед
Горбунова Н.Н.
Воспитатели:
Попова Е.А.
Чеплыгина М.С.
Киселевск 2021
Паспорт проекта
Данный проект разработан в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании
- Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу, 1989 г. для СССР 15.09.1990).
- Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65/23 -16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
- СанПиН 2.4.1.3049 -13 « «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 29.05.2013 № 28564 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26
- Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы », Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Актуальность проекта:
* «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
* Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Приоритетное направление в работе : познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.
Тема проекта «Щедрая кормушка» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме И мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазии.
Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам. Изучение детьми объектов живой природы зимующих птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Целеполагание: Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании общей экологической культуры у детей дошкольного возраста, и бережного отношения к представителям животного мира –птицам.
Задачи:
Формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика, внешние признаки птиц способы передвижения, особенности внешнего строения, позволяющие летать)
уточнить,
Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.
Развивать и стимулировать познавательную активность детей.
Воспитывать желание заботиться о птицах ближайшего окружения.
Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей
Принципы реализации проекта:
- Плановость, систематичность, последовательность формирования знаний у детей.
- Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными практическими действиями.
- Воспитательная ценность знаний и умений.
- Поиск согласия в решении главных вопросов.
- Осознанная деятельность всех участников педагогического проекта.
Методическая работа по проекту: формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;
Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс в условиях освоения умений реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Условия реализации проекта:
-заинтересованность педагогов ДОУ, детей, родителей воспитанников.
-регулярность, системность организации работы
-создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.
Критерии эффективности проекта
Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников ДОУ на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих контактов.
Предполагаемые результаты:
Воспитать любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и
многообразия мира птиц).
Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой
деятельности).
Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую
общественную деятельность)
У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам, должны знать и на
зывать птиц, обитающих в Кузбассе
Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному
поведению по отношению к живым объектам природы.
Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся
с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы-(птиц), они
научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года.
Смогут объяснить причины смены времен года.
Ребята узнают значение птиц в жизни природы.
Дети закрепят представления о птицах: условия жизни домашних и лесных
птиц и их детенышей-птенчиков, птиц полярных районов Земли, птиц жарких стран, зимующих и перелетных. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
У детей будут сформированы навыки ухода за птицами в уголке природы.
Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой природы-птицами,
объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
В природе все взаимосвязано.
В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблю
дать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое
просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Возможные риски:
Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое
- мультимедийные презентации, выполненные педагогами ДОУ,
- информация в СМИ
- уголки природы в групповых помещениях;
- игротека;
- видеотека;
- методические и дидактические пособия, картотека.
- зеленая зона на участке детского сада (общий цветник , уголок сада, уголок леса со скворечниками, жасминовая аллея с гнёздышками соловьёв, и др).
Учебно-методическое.
- Пособия и оборудование в методическом кабинете ДОУ: иллюстрации,
коллекции открыток, картины художников с изображением птиц.
- Парциальные программы по экологическому воспитанию Николаева С.Н.
«Юный эколог»,
- методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ,
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду,
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
М.В.Трофимова. И учёба и игра…Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир., О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года,
Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края,
В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
Система работы по проекту включает:
- создание предметной среды- художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно – печатные и дидактические игры, самодельные альбомы родителей и детей.
- совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, опыты, дидактические
игры, игры – занятия, вечера досуга, тренинги, конкурсы, рисунков
- работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов-презентаций, само-
дельных альбомов, организация совместных досугов;
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных мето
дов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах-
перспективно -тематический план
III этап – заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
- Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
Содержание и формы работы с детьми в процессе реализации проекта.
I. Игровая деятельность:
- Дидактические игры.
- Настольно-печатные игры.
- Театрализация.
- Подвижные игры.
- Упражнения на дыхание.
- Моделирование игровых ситуаций;
II. Познавательная деятельность:
- Формирование целостной картины мира.
- Чтение художественной литературы.
III. Беседы.
IV. Решение проблемной ситуации.
V. Наблюдение за птицами.
1.Экскурсии
VI. Труд.
VII. Коммуникация.
VIII.Творческое рассказывание.
IX. Художественное творчество:
- Рисование.
- Лепка из пластилина.
- Аппликация.
X. Музыка.
XI. Работа с родителями.
- выставки рисунков и поделок;
- беседы, консультации, родительские собрания
- привлечение родителей к книжным выставкам по теме;
- открытые просмотры для родителей НОД с детьми по данной тематике;
- участие в выставках совместных рисунков детей и родителей по теме;
- участие в экскурсиях;
- размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек
- участие в создании детской книжки—малышки.
- участие в изготовлении кормушек для птиц.
- участие в акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой»
- видеосъемка роликов
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Составление паспорта проекта
- Подбор детской художественной литературы для чтения
- Подбор презентации для просмотра
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
II этап – Выполнение проекта- основной (практический).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах-перспективно-тематический план
Проведение с детьми бесед , игр
Чтение художественной литературы детям
Рассматривание картин, рисование рисунков, просмотр видеофильмов и презентаций
III этап – Результаты заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей выставке рисунков «Птицы-наши друзья»
- Проведение итоговое мероприятия конкурс «Лучшая кормушка для птиц».
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
- Совместно с ребенком сделать кормушку.
- Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.
Перспективно-тематический план по проекту
Итоговое мероприятие-
Конкурс на лучшую кормушку для птиц среди родителей.
Конкурс видеороликов.
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта позволит раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научатся:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять
Проблему дети решают путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам
Показатели сформированности экологической культуры ребенка.
100% детей показывают высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций "хорошо - плохо;
С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Список литературы:
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
- Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
- Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
- Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.
Приложение
Правила поведения в природе
КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ
- Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.
- Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
- Сметайте с кормушки снег.
- Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.
КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ.
- Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
- Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
- Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть
- Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
- Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
- Подкармливайте птиц зимой.
- В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
- Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Щедрая осень"
-Дети среднего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту про...
Проект "Щедрая осень"
Жизнь дошкольного учреждения не должна быть однообразной. Ребенку – дошкольнику должно быть интересно в детском саду. Если ребенку что-то не нравится, то взрослому приходится выполнять за ребенка «неи...
Проект "Щедрая осень"
Проект и перспективный календарный план для подготовительной группы ОНР...
Презентация проекта «Щедрая осень»
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивани...
Презентация проекта "Щедрая осень"
проект для детей подготовительного возраста "Щедрая осень"...
Паспорт проекта "Щедрое лето" (Старшая группа)
Авторы: воспитатели 1 квалификационной категории – Анна Евгеньевна Петрова и Валентина Иосифовна Кукушкина Актуальность. Дети очень ждут наступлени...
Проект "ЩЕДРЫЙ ВТОРНИК", «КОРОБКА ДОБРА»
Проект ЩЕДРЫЙ ВТОРНИК «КОРОБКА ДОБРА»...