Проект "Щедрая осень"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект и перспективный календарный план для подготовительной группы ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shchedraya_osen.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной группе ОНР «Щедрая осень» воспитатель МБДОУ «Детский сад №22» комбинированного вида Блинова Татьяна Викторовна
1.Актуальность
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
-ухудшение состояния здоровья детей
-существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей
-глобальное снижение уровня речевой культуры общества. Кроме того,
образовательная программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности не предусматривается глубокое изучение природы осенью. А частые наблюдения за изменениями в природе, для детей данной возрастной группы становится простым и обыденным мероприятием.
Реализуя данный проект мы стремились сделать процесс познания детьми объектов природы интересным, ярким, запоминающимся.Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. . Тематическая папка или как ее еще называют лэпбук (lapbook), - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. При этом тематическая папка - это не просто поделка.
Создание тематической папки поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Подобная организация учебного материала особенно актуальна для детей визуалов.
2. Цель проекта
Расширять и систематизировать знания детей о дарах осени; развивать речь через расширение кругозора детей
3. Задачи
Образовательные
-Создать условия для расширения представлений у детей о дарах осени
- Обобщение полученных знаний;
- Активизировать словарь по данной теме
-выявить представления о труде людей осенью
- систематизировать представления о способах переработки овощей и фруктов, заготовки их на зиму;
- формировать навыки сотрудничества, умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру
-Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе
- анализировать форму предметов в целом и отдельным частям;воссоздавать предметы из отдельных частей по контурным образцам
-учить пользоваться в речи понятиями «сначала», «потом», «после», «раньше»;
высказывать простейшие предположения и делать простейшие выводы
Развивающие
-Развивать :
-память ,кругозор
-эмоциональную сферу, мелкую моторику,обоняние, координацию движений, зрительное внимание
-развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
-Проектную деятельность, познавательную активность
-речь монологическую и диалогическую высказывать простейшие предположения и делать простейшие выводы
-побуждать интересоваться смыслом слова
- развивать интерес к различным видам изодеятельности
Воспитательные
-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, от
-воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности
-прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию
-Воспитание уважения к труду людей работающих с землей
Коррекционные
-обогащать словарь по теме
-закреплять лексико-грамматические категории
4. Участники проекта
-Дети и родители подготовительной группы
-учитель-логопед
-Воспитатели
-Музыкальный руководитель
5. Вид проекта
Информационно-творческий
6.Время реализации: краткосрочный(2 недели)
7.. Предполагаемый результат
-Умеет взаимодействовать , договариваться со сверстником и взрослыми в процессе общения и игры
-имеют четкие представления о дарах осени
-умеют отражать свои знания в продуктах творческой деятельности
8.Продуктом проектной деятельности
Поделки, рисунки, аппликации детей. Тематическая папка под названием «Дары осени».
9. Презентация проекта
Выставка поделок « Дары осени», итоговое мероприятие « Осень в гости просим»
10. Этапы проекта
Первый этап- подготовительный
- Введение в игровую ситуацию и проблематизация
Пришло письмо:Скоро приедет Осень. Она хочет узнать, как дети сохранили ее дары. Проблема: как сохранить дары осени
- Принятие задач детьми . Формулировка задачи педагогом (нежестко)
- Дополнение задач проекта
- Составление плана реализации проекта.
Использование модели трех вопросов: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы хотим узнать?»
«К кому обратиться за помощью? В каких источниках искать информацию?»
Второй этап-основной --реализация проекта
- Материально-техническое и методическое обеспечение проекта:
- Подборка художественной литературы
- Дидактические и настольные игры
- Муляжи и натуральные фрукты, овощи др дары осени
- Иллюстрированный материал
- Игровой материал для с-р игр
- Материал для изодеятельности
7.Оформление тематической папки (лэпбук) «Дары осени»
8.Рассматривание иллюстраций «Грибы», « Фрукты-овощи» , «Ягоды лесные»
- Составление перспективно-календарного плана
- Реализация основных мероприятий проекта
5.Работа с родителями:
-познакомить родителей с проектом (информирование о содержании и задачах проекта)
-оформление информационного уголка для родителей
-участие родителей совместно с детьми в выставке «Дары осени»
Третий этап-заключительный
- Итоговое занятие «Осень в гости просим»
- Выставка «Дары осени»
- Музыкальное развлечение
Календарно-перспективный план коррекционно-образовательной деятельности на подготовительную группу ОНР №4 по теме « Щедрая осень»
4 неделя сентября
Образовательная область | Опосредованно-образователльная деятельность | Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах |
Познавательное развитие | Познание «Такой разный урожай» Цель: закрепить обобщающие понятия «фрукты», «овощи» ,активизировать словарь(сад-садовник, огород- огородник),дифференровать эти понятия; характерные св-ва овощей и фруктов;учить рассказывать о пользе овощей и фруктов; Систематизировать знания о труде людей осенью; воспитывать бережное отношение к природе,уважение к сельско хозяйственному труду людей | Рассматривание альбома и иллюстраций, « фрукты-овощи», « Труд людей на огороде» Рассматривание натуральных овощей на огороде и в группе Беседа «Витамины. Польза от овощей и фруктов», « Что делают в саду осенью люди», « Что можно приготовить из овощей и фруктов. Какие приспособления для этого нужны» Решение проблемных вопросов « Как надолго сохранить овощи», Д\и «что сначала—что потом» (путь яблочного семечка до яблока) Привлекать к оформлению тематической папки «Дары осени» Дид\и «Узнай по контуру, по половине», « дорисуй» « угадай что внутри: косточка или семечко», « Что где растет», «узнай на ощупь» « собери урожай» (разрезные картинки)», « ботаническое лото», «вершки-корешки» Д\у « какой кабачок больше» ( определение веса на руках) |
Речевое развитие | Рассказ «Что мы знаем о фруктах и овощах» Цель: формировать умение составлять рассказы- описания по опорному картинному плану про овощи, фрукты | Д\и «Овощной магазин» ,( составление рассказов по мнемотаблице), «Давай сравним» ( составление рассказов параллельных сравнений), « Придумай описательную загадку про фрукт или овощ» ( по опорным карточкам –подсказкам), «Скажи наоборот», «чего не стало?», «отгадай загадку и найди ее на картинке» « Четвертый лишний»( по цвету, по форме, по месту произрастания…) Разучивание пальчиковой гимнастики «Этот пальчик –апельсин…»(фрукты) Сл\упр «рассуждалки»:Творческий рассказ «Если бы я был яблоком», « Почему так называют?( теплица, огородник, садовник, овощерезка, картофелечистка), « Да-нетка»( угадывание предмета по вопросам «да», «нет»), « какое варенье сварила бабушка из…»( На употр относительных прилагательных) драматизация сказки «Овощи» С. Михалкова Разучивание пословиц и поговорок : Всякому овощу свое время. Лук от семи недуг. Чтение худлитер :А. Прокофьев « Огород», Тувим Ю. «Овощи» , ,Н. Носов « Огородники», « Про репку», р.нар ск. «Мужик и медведь» |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность -Аппликация«Ваза с фруктами» Цель:закреплять умение вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое,обогащать упражнять в использовании в речи прилагательных обозначающих цвет,форму, вкус, величину; упражнять в употреблении предлогов «на», «в» -Рисование с натуры «Спелое яблоко» Цель:учить детей передавать в рисунке характерные особенности фрукта, развивать мелкие движения руки; активизировать речь однородными опредеоениями ( яблоко-круглое, желтое, полосатое, ) Музыкальная деятельность «У бабушки в деревне» Задачи:развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другие; учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом; закрепить знания об овощах и фруктах; формировать правильную артикуляцию во время пения, добиваться исполнения песни легким, естественным звуком; развивать мелкую, моторику, зрительное внимание | Нетрадиционная изо-техника(пластилинография) «чудо-плоды», Рисование по трафарету, разукрашивание раскрасок на заданную тему, штриховка контуров овощей и фруктов Инсценировка и пение «Огородная» П\и на координацию движения и слова с музыкальным сопровождением « Пугало» Упражнение на координацию слова и движения, ритмической структуры слова «трактор» |
Физическое развитие | задачи:Упражнять в чередовании ходьбы и бега по гимнастической скамейке с выполнением заданий; повторить прыжки через шнуры. | П\и « Я садовником родился..», « Чей овощ»( на ориентацию в пространстве) Рус-нар игра «Капуста» Комплекс утренней гимнастики «осень» Пальчиковая гимнастика «Фрукты» Психогимнастика с массажным мячиком «овощи |
Социально –коммуникативное развитие ( труд, ОБЖ) | Труд: уборка овощей с огорода, плетей от кабачков и тыквы, сбор семян | |
Игровая деятельность | Настольный театр « Овощная сказка»,С\р игры «Огород», « Овощной магазин» , « В гостях у Вини-Пуха» |
1 неделя октября
Образовательная область | Опосредованно-образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах |
Познавательное развитие | Познавательное «Старичок-лесовичок приглашает в гости» Цель:учить наблюдать за деревьями и кустарниками, обобщать представления о лесных ягодах, грибах; закреплять представления о съедобных и несъедобных грибах; объяснить смысл поговорки «будет дождь –будут и грибки» , « не поклонишься до земли- гриба не подымешь»; объяснить многозначные слова ( шляпка, ножка, юбочка) | Рассматривание иллюстраций и альбомов «грибы», «Ягоды лесные и садовые», Беседа «что можно приготовить из грибов», «все ли грибы съедобные?», Проблемная ситуация « как сохранить грибы на зиму» Разучивание пальчиковой гимнастики «по грибы» Объяснить смысл выражения «золотая осень», смысл пословиц « Назвался груздем--полезай в кузов», « не поклонишься до земли-гриба не подымешь» Наблюдение за листопадом, за распространением семян, опыт « летающие семена», сбор семян для поделок д\и « что растет в лесу», «назови 3 предмета одним словом», «что где растет», « отгадывание загадок про грибы и ягоды», « съедобный-несъедобный» |
Речевое развитие | Чтение сказки А Ремизова « Хлебный голос» Цель:Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. | д\и «подбери родственное слово»(гриб –грибной-грибник …), Д\и «составь предложение по картинке»: « Соберем грибы в…»( корзина,у, мешок, ведро итд); «где спрятался грибок»( за…дерево итд), «С какого дерева листок», « Чьи детки» Рассматривание картинок с многозначными словами (лисичка, ножка, шляпка, лист, грибной-суп и дождь, иголка-у ежа и у швеи) Чтение худ литер: сказка «Война грибов», Я. Тайц « Про ягоды», Л.Н. Толстой «Косточка», Инсценировка сказки « война грибов» Учить скороговорку: У Сашки в кармашке шишки да шашки.; поговорку: Спустя лето по малину в лес не ходят Упр по логоритмике( на координацию движения и слова, ритмической структуры слова) « трактора» |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность. Лепка «Корзина с грибами» Цель:упражнять в передаче формы разных грибов, используя приемы лепки пальцами; уточнить знание формы(диск); воспитывать стремление добиваться хорошего результата; развивать речь, включать в активный словарь термины «выше», «ниже», « толстый», «тонкий», «высокий», «низкий» Рисование« Сказка о грибах» Цель:развивать стремление передовать в рисунке впечатления о прочитанной сказке,воображение; формировать умение наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка; доводить начатое до конца;закреплять умение рисовать красками; закрепить названия грибов; Музыкальное « Прогулка в осенний лес» Задачи: развивать зрительное внимание ;совершенствовать технику ходьбы скользящего шага; продолжать развивать умение правильно выполнять движении в соответствии текстом и четко проговаривать слова; развивать чувство ритма; закреплять знание съедобных и несъедобных грибов; формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца | поделка из природного материала (желудей) « старичок-лесовичок», конструирование из бумаги «ягодка» Д\у «дорисуй половинку «(на симметрию) Рисование по трафарету , по схеме: грибов. Разукрашивание раскрасок |
Физическое развитие | Задачи: закреплять навыки ходьбы и бега в колонне по одному между предметами; упражнять в сохранении и равновесия на повышенной опоре и прыжках; развивать ловкость в упражнении с мячом. | Утренняя гимнастика «в лесу», физ.минутки: «По грибы», « ветер по лесу гулял, ветер листики считал…» п\и «кто скорее возьмет грибок», «Медведь во бору» |
Социально-коммуникативное развитие | Сбор семян на поделки , выполнение гербария из листьев | |
Игровая деятельность | с\р игры: «грибники», Магазин « Семена» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».
Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....
Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"
«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...
Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)
Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками, и конечно же встреча со сказочными героями......
логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...
Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...
«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...