Педагогический проект "Первые шаги в математику"
проект (средняя группа)
Данный проект в детском саду "Первые шаги в математику", содержит в себе материалы, которые можно использовать при работе с детьми средней группы ДОУ на занятиях по изучениюматематики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_pervye_shagi_v_matematike.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок»
629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,
тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru
Проект
"Первые шаги в математику"
Средней группе «Ромашка»
Воспитатель: Ребась Н.А.
первой квалификационной категории
с.Овгорт
2018г.
Воспитанники средней группы, благодаря долгосрочному проекту в ДОУ "Первые шаги в математику", актуализируют свои знания и представления о счете, геометрических фигурах, формах и массе, а также разовьют свои сенсорные способности во время проведения воспитателем предметных тематических игр.
Подробнее о проекте:
Автор долгосрочного проекта в младшей группе ДОУ "Первые шаги в математику" ставит целью своей работы формирование и развитие сенсорных представлений (о форме, цвете, величине предметов, их свойствах) у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Новизна предложенного творческого проекта в ДОУ "Первые шаги в математику" заключается в использовании информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использовании подручных материалов для формирования сенсорно-математических представлений у детей.
Оглавление
Введение
1. Математика в младшей группе ДОУ.
Заключение
Литература
Введение
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.
Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Актуальность проекта: В младшем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Отечественные ученые (В.Н. Аванесова, Л.А. Вагнер, Л.Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности.
Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды.
Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Проблема: У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Новизна проекта: Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей.
Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта: Формирование и развитие сенсорных представлений (о форме, цвете, величине предметов, их свойствах) у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи проекта:
- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей младшего возраста.
- Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего возраста.
- Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности.
- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению по данной теме.
- Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.
- Учить детей различать форму, цвет, величину предметов и другие их признаки.
- Учить детей замечать массу предмета (легкий – тяжёлый).
Знакомить со следующими основными свойствами предметов
- с цветами спектра (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный),
- с формой (круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник),
- с величиной (большой и маленький).
- Учить замечать количественное отношение между предметами (много, один, мало).
- Способствовать сенсорному развитию в процессе обследования предметов (обвести контур пальцем, наложение и приложение одного предмета к другому для определения равенства или разницы свойств).
Формировать умения
- Определять форму, величину, цвет предметов по образцу; группировать и чередовать предметы по цвету (найди такой же).
- Группировать однородные предметы по одному сенсорному признаку, а затем по двум признакам (форма и величина).
Принципы реализации проекта:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей).
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры).
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов).
- Наглядность.
- Систематичность и последовательность.
- Развивающий характер обучения.
- Сознательность и активность в усвоении.
Методы и приёмы:
- Организационные.
- Мотивирующие.
- Словесные (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, разъяснение).
- Игровые.
- Наглядные.
- Педагогическая оценка (поощрение, одобрение, похвала).
Предполагаемый результат:
- Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
- Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр.
- Формирование познавательно – речевой активности детей младшего возраста.
- Дети научатся играть в дидактические игры.
- Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр дома, а также консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлении.
- Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
- Создание «Картотеки дидактических игр».
Материально-техническое обеспечение:
- Демонстрационный и раздаточный материал.
- Предметно-развивающая среда.
- Художественная и методическая литература.
Этапы проекта "Первые шаги в математику" в младшей группе ДОУ
1 этап проекта в младшей группе ДОУ. Подготовительный
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.
- Изучение методической литературы.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме.
- Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
- роведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
- Пополнение сенсорного уголка новыми дидактическими играми.
2 этап проекта в младшей группе ДОУ. Реализация (выполнение) проекта
Совместная деятельность с детьми:
- Проведение дидактических игр:
- «Вершки – корешки».
- «Найди пару».
- «Поставь заплатку».
- «Найди тень».
- «Посади жука на цветок».
- «Много - один».
- «Большой, средний, маленький».
- «Весёлый паровозик».
- «Скажи одним словом».
- «Что лишнее?».
- «Геометрические столбики».
- «Собери фрукты и овощи».
- «Подбери чашки к блюдцам».
- «По дорожке в огород».
- «Собираем урожай».
- «Разноцветная цепочка».
- «Спрячь мышку в домике».
- «Что изменилось?».
- «Чей малыш».
- «Засели зверей в домики».
- «Рыбки в аквариуме».
- «Собери пирамидку».
- «Подбери мячи для кукол».
- «Ворота для машинок».
- «Подбери капельки к тучке».
- «Сравни зайчика и мышку».
- «Кто по какой дорожке пойдет?».
- «Строим ряды».
- «Наполни баночку».
- «Сколько раз стучит молоточек».
- «В лес за грибами».
- «Малина для медвежонка».
- «Кто где стоит».
- «Кто пришел».
- «Найди предмет такой же формы».
- «Угадай, где спрятали».
- «Кто что выберет из мешочка».
- «Отгадай предмет».
- «Чудесный мешочек».
- «Отгадай, что в коробке».
- «Собери картинку».
- «Геометрическая мозаика».
- «Собери машину».
- «Собери солнышко».
- «Соберем бусы».
- «Найди тень».
- «Спрячь птичку».
Проведение пальчиковых игр:
- «Считалочка про пальчики».
- «Жил в реке один налим».
- «Жили-были сто ребят».
- «Вот грибочки на лужочке».
- «Чайки жили у причала».
- «Мы делили апельсин».
- «На березу села галка».
- « Раз, два, три, четыре, пять, надо солнышку вставать». « По дороге топал слон».
- «Пальчики в лесу».
- «Пальчики».
- «У девочек и мальчиков».
- «Разожми свой кулачок».
- «Раз, два, три, четыре, пять! Хотят пальчики все спать».
- «У нашей бабушки десять внучат».
Чтение художественной литературы:
Стихи:
- «О разных фигурах».
- «Квадрат и треугольник».
- «Цвета радуги».
- «Мотыльки».
- «Гномик».
- «По опушке шла лисичка».
- «Соревнование».
- «Про лисят».
- «Сливы».
- «Рыжие волнушки».
- «Две подружки».
- «Шла лисичка по дорожке».
- «Пироги».
- « Маленький дом».
- «Разговор старой Ивы с Дождём».
- «День рождения».
- «Галочка – считалочка».
- «Сколько?».
- «Непослушные цыплята».
- «Где крольчата?».
- «Еноты».
- «Лишний».
- «Веселые ступеньки».
- «Один и много».
- «Зайчишка».
- «Курица и цыплята».
- «Подсолнух».
- «Очень я люблю считать».
Математические сказки:
- «Математика в Лесу».
- «На кого похожа цифра 2?».
- «С кем дружит цифра 3?».
- «Четыре желания цифры 4».
- «Пять органов чувств».
- «Девочка и Цифра 6».
- «Семь цветов радуги».
- «Кто помог Цифре 8?».
- «Счастливая цифра 9».
- «Появление Ноля».
- «Сказка про тётку Федору».
- «Как Малыш помогал Карлсону изучать математику».
- « Лесная история».
Проведение развлечения:
- «Шарики воздушные очень непослушные».
Изготовление картотек:
- «Дидактические игры по сенсорике для детей 2 – 4 лет».
- «Игры на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста».
- «Художественная литература по сенсорному развитию (считалки, скороговорки, загадки, стихи, математические сказки)».
- «Картотека подвижных игр».
- «Игры по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста».
- «Игры для детей на изучение формы, цвета, величины».
- Сценарии «Математические игры для дошкольников 3 -4 лет».
Проведение подвижных игр:
- «Быстро в домик».
- «Зеркало».
- «Убираем мячи».
- «Бабочки и цветы».
- «Жучки на листиках».
- «На всех зверей места хватит».
- «Один - два сигнала».
- «Ищи и находи».
- «Доползи до игрушки».
- «Найди свой домик».
- «Не задень!».
- «Найди свое место».
- «Принеси мячик».
- «Три медведя».
- «На лесной полянке».
- «Ножки шагают по дорожке».
- «Быстрей к своему листу».
- «Быстро возьми предмет».
- «Пузырь».
- «Найди флажок».
- «Бегите к флажку».
- «Что спрятано?».
- «Найди свой цвет».
- «Скворечники».
- «Прокати шарик к своему флажку».
- «Трамвай».
- «Флажок».
- «Попади в воротца».
- «Докати мяч».
- «Цветные автомобили».
- Совместная деятельность с родителями
Консультации для родителей
- «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
- «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка».
- «Как помочь ребенку в сенсорном развитии».
- «Развитие пространственного мышления».
- «Учим математику дома».
- «Развитие математических способностей у дошкольников».
- «Математика для детей младшей группы».
- «Форма, цвет, величина».
- Нетрадиционное родительское собрание: «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»».
3 этап проекта в ДОУ. Заключительный (обобщающий)
- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций и памяток.
- Оформление фотовыставки:
- Развлечение для детей: «Шарики воздушные очень непослушные».
- Оформление мини – музея
Список используемой литературы
- Башаева Т. В. « Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» - Ярославль: Академия развития, 2007. Венгер Л. А. « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005.
- Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Пилюгина В.А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.
- Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист.изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
- Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по математике "Шаги в математику"
проект направлен на решение вопросов по ФЭМП в соответствии сФГОС ДО....
Конспект занятия по математике во 2 младшей группе "Первые шаги в математику"
Конспект занятия по математие во 2 младшей группе "Первые шаги в математику"...
Консультация по математике"Первые шаги в математику"
Знакомство с величиной...
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ) ДЕТЕЙ ОТ 6 до 7 лет ГРУППЫ«СКАЗКА» по ОО « ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ( ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ)
проведение диагностики в подг.гр...
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Первые шаги в математику»
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа социально-педагогической направленности...
Конспект занятия математика Первые шаги в математику
Конспект занятия математикаПервые шаги в математикуЗанятие 1 Бегите ко мне [1]Задачи: учить сравнивать предметы по цвету, устанавливать их сходство и различие; развивать внимание, сосредоточеннос...