конспект занятия
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Муравцова Ольга Викторовна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voronezh_gorod_voinskoy_slavy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия для детей старших и подготовительных групп.

Тема: «Воронеж – Город Воинской Славы!»

Мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, к его истории, людям по – настоящему героических, вписанных в летопись родного края  - важный момент в воспитании маленького гражданина и патриота.

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его  стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Всякий раз, когда приближается 25 января - День освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, мы вновь обращаемся к событиям далеких военных лет. Радость многострадальной победы, горечь при виде разрушенного города - эти чувства пережили воронежцы в 1943 году. Тем, кто выжил, пришлось восстанавливать город из руин. В честь воинов, погибших в боях за Воронеж, в мирное время были установлены памятники. Сегодня там горит Вечный огонь, лежат живые цветы.

Цель занятия – Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире.

Задачи:

  • Расширять знания детей о городе Воронеже; об истории его развития.
  • Познакомить детей с военным историческим прошлым своего города.
  • Дать детям  представления о героическом подвиге воронежцев в годы Великой Отечественной Войны, чьи имена навечно прописаны в названиях улиц Воронежа.  
  • Систематизировать знания детей о том, что в честь воинов, погибших в боях за Воронеж, в мирное время были установлены памятники, где горит Вечный огонь, лежат живые цветы.
  • Пробудить первые гражданские чувства дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации. /Презентация/

.    .

Предварительная работа:

  • Рассматривание карт города Воронежа, Воронежской области, иллюстрации

      «Старый  город Воронеж», иллюстрации современного города, рассматривание книги  «Воронеж» - Э. Кравчуг, Г. Струкова  ( 1976г).

  • Чтение книги «Азбука родного края»     Веденеева (1994г.)
  • Рассматривание альбомов: «Воронеж в годы  Великой Отечественной войны»,

    «Родной Воронеж».

Материал:  Презентация  «Воронеж – город Воинской славы». Показ презентации проходит по ходу занятия.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, занимают свои места.

Выходят  трое детей  и читают стихотворение  « Родина моя».

1.Наша Родина – Воронеж

Город древний и родной.

Многое сейчас мы вспомним

Из истории его.

2.Много лет, десятилетий и

Столетий проплыло.

Над землёю наших предков,

Всё, что было – уж прошло.

3.Но от самого рожденья

Мы историю храним.

О делах веков прошедших

Мы сегодня говорим.

Воспитатель:  Слайд 2

«…Марта в 1 день…. По государеву и великого князя Федора Ивановича всея Руси указу…на Дону, Богатова затону два днища, велено поставить город Воронеж…»

Было дикое поле, тьма кочевников, тучами налетающих, степь густая, многотравная, непаханая, с вражьими тропами.

 Но вырос на пути Воронеж в 1585г. (воевода Сабуров)

 На засечной черте, на крутых приречных холмах у Воронежа-реки поднялась крепость,  обнесенная дубовыми стенами,  с высокими четырехгранными башнями, откуда зорко вглядывались в степь дозорные стрельцы. Преградою кочевому разбою встал  Воронеж.

Почувствовала степь; конец беспрепятственному разбою, здесь стрелами и диким гиканьем не возьмешь; только лишь поднимутся пыль да дым спаленных слобод - дают сигнал караульные вышки, звонит колокол, за оружие берутся горожане, в соседние остроги летят гонцы. Стрелецкая, Пушкарская, Конная – в старинных названиях этих улиц - память о дозорной крепости, грозной стрельцами и пушками.

 Воспитатель:

А враги у Руси всегда были: монголы, половцы, печенеги, татары, кочевники.

Они совершали набеги на Великую Русь, грабили людей, убивали, не жалея ни старых, ни малых.

Дети:

1.Но не простил народ великий

Ни унижений, ни обид.

По всей стране необозримой

Призывный клич уже летит.

2. И собралася рать велика,

И звон пронёсся над землёй.

Кольчуги, палицы и пики –

Всё пригодилось в этот бой.

3.Стояли насмерть наши предки.

И сотни в битве полегли,

Но никогда монголов плети

Россию больше не секли.

Воспитатель:. (Слайд3,4,5)

Город Воронеж рос и развивался.  Здесь живут кузнецы, купцы, сапожники, скорняки и плотники.  Жилось им спокойно, сытно и легко. Земля пышет плодородием. Растут тут сосны корабельные.  Реки катят полноводные. /Слайд 6/

Дети:

1. И вот пришла пора свершений

Царя Петра настало время.

России флот необходим –

Так царь подумал и решил.

А где вода и лес, и люди,

Что это дело не загубят?

Да на Воронеже-реке.

2.И царь садится налегке,

И мчит смотреть Воронеж-град.

И сосны перед ним стоят,

И катят волны, реки полны.

«Здесь мы построим русский флот!»

И царь уж сам топор берёт,

И тешет брёвна, парус ставит.

И вот, под стенами заставы

Тесно от лодок, кораблей

Для покорения морей.

Воспитатель: Наш город Воронеж называют колыбелью русского флота.

В честь Петра Великого поставлен памятник, назван сквер, и в водах

Воронежского водохранилища стоит памятник в виде корабля

Петровских времён./ Слайд 7,8/

Воспитатель:  /Фон музыки «В городском саду»/

 Шло время. Город Воронеж развивался, строился, хорошел день ото дня. Вместо маленьких мастерских строились крупные заводы и фабрики, театры и магазины, школы и детские сады. Город наш стал крупным промышленным, историческим, студенческим, культурным центром (Показ слайдов 9,10.11,12,13,14,15)

/Левитан слова  о начале Великой Отечественной Войны/

Воспитатель:

В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, нарушив соглашение о ненападении, заключённое правительствами Германии и России. Так на нашу землю пришла Великая Отечественная Война.

Страшнее её до сих пор ничего не было. Фашистская армия, как лавина покатилась по нашей стране. Каждая семья провожала  на фронт добровольцев: отцов, мужей, братьев и сестёр (Показ слайдов 16,17, 18).

Дети слушают песню «Вставай, страна огромная»

Воспитатель:

И снова наша Родина в опасности. Всё ближе и ближе к Воронежу подходят фашисты. Они даже разработали операцию по захвату нашего города, и назвали ее «Синяя». Они сжигали на своем пути  деревни, убивали мирное население, не жалея стариков и детей.

13 июня 1942года была сброшена первая бомба на город Воронеж, в парк Пионеров.  /Звук сирены, гул самолётов/
26 июня 100 самолетов начали бомбардировку города,
в июле в город ворвались немцы (Показ слайдов 19,20.21,).

Наш город ощетинился пушками, зенитными орудиями, противотанковыми ежами (Показ слайдов 22)

Воспитатель:

И вот фашисты захватили  правый  берег Воронежа. Наш город невозможно было узнать: его постоянно бомбили самолеты противника, обстреливали из пушек и минометов. (Показ слайдов 23,24,)

Наши солдаты сражались за каждую улицу, каждый дом, каждый метр земли нашего родного города. Сражались до последней капли крови, не жалея свои молодые жизни.

Помогали солдатам и простые жители города: молодые и старые, мужчины, женщины и дети (Показ слайдов 25,26,27).

Воспитатель: (Показ слайдов 28).

25 января 1943 года советскими войсками

60-й армии под командованием

генерала И.Д. Черняховского

 был освобожден Воронеж (Показ слайдов 29.30).

Воспитатель:

За героизм и мужество в годы ВОВ город Воронеж награждён орденом

ВОВ 1 степени. А на Площади Победы установлена Стела с большой копией этого ордена (Показ слайдов 31).

Воспитатель:

16 февраля 2008г Указом  № 206 президента  России Воронежу присвоено звание «Город воинской славы». (Показ слайдов 32).

По всей стране люди чтят память о воинах, погибших в этой войне, возводят

памятники известным и неизвестным героям.

Около памятников горит вечный огонь. В любой день у подножия этих памятников можно увидеть живые цветы, а это значит, что люди помнят своих героев, отдавших жизнь за будущие поколения. (Показ слайдов 33,34,35,36,37,38).

Воспитатель:  Почтим и мы память павших минутой молчания.    

                  «Минута молчания»

Воспитатель:

Ребята! А как ещё люди хранят память о героях войны?

(О них написаны стихи, песни; нарисованы их портреты; о них сняты фильмы. В их честь названы площади, скверы, улицы, установлены памятники).

Воспитатель:

 Ребята! А какие улицы нашего города названы в честь героев ВОВ?

Беляева Раиса васильевна (1912—1943) — старший лейтенант, командир эскадрильи 586-го женского истребительного авиационного полка 101-й авиадивизии ПВО. Родилась в г. Зуевке Кировской области. Участница Сталинградской битвы. В воздушном бою над Воронежем 19 июля 1943 года была тяжело ранена и погибла при посадке самолета на аэродром авиазавода. Похоронена в братской могиле № 6 (парк Строителей).

 Бовкун Михаил Кузьмич(1918-1942) — лейтенант, командир взвода 796-го стрелкового полка 141-й стрелковой дивизии. Родился в Полтавской области. В бою на улице Ленина 17 июля 1942 года, прижав к груди гранату, бросился на амбразуру фашистского дзота. Похоронен в братской могиле № 15 (станция юннатов). Посмертно награжден орденом Ленина.

 Вавилов Геннадий Сергеевич (1923-1942) — красноармеец 796-го стрелкового полка 141-й стрелковой дивизии. Родился в Суздальском районе Владимирской области. В бою на улице Ленина 15 июля 1942 года грудью закрыл амбразуру немецкого дзота. Похоронен в братской могиле № 15 (станция Юннатов).

Колесниченко Василий Ефремович(1915—1942) — младший лейтенант, пилот 573-го истребительного авиационного полка 101-й истребительной авиадивизии ПВО. Родился в Кировоградской  области. В   воздушном  бою   над  Воронежем   1  июля 1942 года уничтожил фашистский самолет таранным ударом. При этот  сам  был смертельно ранен  и  в  тот  же  день скончался  в госпитале.  Похоронен  в  братской  могиле  №  15   (станция юннатов). Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Куколкин Валентин иванович(1924-1942) — разведчик батальона народного ополчения. Родился в Воронеже. Работал мотористом на механическом заводе, внештатным заведующим военного отдела Ворошиловского (ныне Ленинского) райкома ВЛКСМ. В составе сводного отряда ополченцев участвовал в боях за Чижовку. Погиб 17 сентября 1942 года. Похоронен в братской могиле № 1 (Чижовский плацдарм). Посмертно награжден орденом Красного Знамени.

 Куцыгин даниил Максимович(1895-1942) — секретарь Ворошиловского (ныне Ленинского) РК ВКП(б) г. Воронежа, комиссар батальона народного ополчения, старший политрук. Один из организаторов обороны железнодорожных мостов у Отрожки. В составе сводного отряда ополченцев участвовал в боях за Чижовку. Погиб 17 сентября 1942 года. Похоронен в братской могиле № 1 (Чижовский плацдарм). Посмертно награжден орденом красного Знамени.

Воспитатель:

С каждым днём наш город становится краше и краше. Мы любим свой Воронеж  и гордимся им.А закончить наше занятие хочется стихотворением ученика школы № 79 Андрея Колядина

Мой город большой и красивый.

Здесь я родился и рос.

Мой город в центральной России.

Хочу, чтобы всем хорошо в нём жилось!

Мой город известный, старинный,

Основан Великим Петром.

Его прославляли поэты.

Горжусь, что родился я в нём!

Люблю я свой город весёлый.

Живёт в нём моя вся семья.

Мой дом, моя улица, школа,

Воронеж – Родина моя!

Звучит песня воронежского барда Сергея Гребенникова о Воронеже.

На фоне музыки показ слайдов 39.40,41,42.43,44,45,46,47,48/

С каждым годом всё краше дорогие края…

Лучше Родины нашей  - нет на свете, друзья!

Составила:

Иванова Римма Евгеньевна

заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 95» администрации городского округа город Воронеж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...