План самообразования
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Игра как седство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
Образовательное учреждение
Детский сад №34 п.Селекция
607686, Нижегородская область
Кстовский район, п. Селекционной станции 8(83145)65-105
Программа самообразования воспитателя
Подготовительная группа
Срок реализации программы 2020-2021 год
Программу разработала:
Воспитатель Бодякшина
Светлана Владимировна
с.п. Селекционной станции
2020 год.
Тема: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
(В.А. Сухомлинский)
Актуальность темы: в настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Цель: повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по теме «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Задачи:
* Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, интернет ресурсов, самообразования;
* Разработать перспективный план работы с детьми по выбранной теме;
* Создание предметно - игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
* Освоение современных технологий и методов организации игры;
* Повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей; Разработать консультации для родителей;
* Разработать и провести диагностику на начало и конец учебного года.
* Обобщить свой педагогический опыт по данной теме и перспектив дальнейшей деятельности.
Итог детской деятельности:
- Выставки детских работ;
- Выставки работ детей совместно с родителями;
- Развлечения с использованием приобретенных навыков.
Предполагаемый результат:
- Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций,
обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым (например: ситуация – иллюстрация, ситуация- упражнение, ситуация – проблема);
• Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье (Например: «Магазин игрушек», инсценировка басен, детских песен);
• Общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду;
• Образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками (Например: хороводная песня «Петушок», «Озорные котята»);
• Чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (например: А.Яшин «Спешите делать добрые дела», А.Барто «Вовка добрая душа»);
• Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
• Сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания, уступок другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
Этапы работы по данной теме:
I. Информационно-аналитический - сентябрь 2020г.
* Анализ научно-методической литературы, постановка цели, подбор технологий.
* Разработать перспективное планирование работы.
*Создание РППС в группе.
* Разработка анкетирования и консультации для родителей.
II. Основной этап - сентябрь-май
*Работа с детьми, с педагогами и родителями воспитанников.
III. Итогово-обобщающий (май)
План мероприятий по реализации программы:
Месяц | Формы работы | ||
Педагоги | Дети | Родители | |
Сентябрь | Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы) | Подвижные и народные игры. Игровой досуг «Русские народные подвижные игры» | 1.Консультация «Роль игры в жизни ребенка» 2.Выявить отношение к игре в семье. Анкетирование «Что вы знаете об играх?» |
Октябрь | 1.Настольные игры 2.Неделя сюжетно-ролевых игр | Консультация «Игры и игрушки наших детей» 2. Привлечение родителей к созданию совместной игровой развивающей среды группы. 3.Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в игре» | |
ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ на тему ”Какова же роль игры в жизни ребенка?” | 1.Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию. 2.Развлечение «Забавы с красками и карандашами» | 1.Памятка для родителей: «Чему научит игра?» 2.Выставка детских рисунков: «Играя - учимся, играя—познаём!» |
Декабрь | 1.Дидактические игры. | 1.Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?» 2.Вечер игр: «Весёлые игры» | |
Январь | 1.Игры на развитие логического мышления 2.Вечер логических игр. | 1.Буклет для родителей: «Игры на внимание» 2. Консультация, папка-передвижка: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста". | |
Февраль |
| 1.Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности. | 1.Консультация: «Организация игровой деятельности дошкольника дома» |
Март | Консультация для педагогов ДОУ на тему “Виды игр для развития ребенка” | 1.Игры по духовно-нравственному воспитанию. 2.Досуг «В гостях у Феи вежливых слов» | 1.Совместное мероприятие с детьми и родителями «Развиваемся, играя». |
Апрель | 1.Выставка на сайте ДОУ детских рисунков «Любимая игрушка» | Памятка для родителей «Играем дома» | |
Май | Отчет по теме самообразования. | Квест 12 записок. | 1.Консультация для родителей «Как правильно выбрать детскую игровую платформу в интернете». |
Литература:
1.Изучение нормативно – правовых документов.
2.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с.
3.Бойченко Н.А. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников»
4. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
5.Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре»
6.Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»
7.Доронова Н. «Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
8.Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры детей в дошкольных учреждениях»
9.Краснощёкова Н.В «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»
10.Тверитина Е.Н. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»
11.Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей»
12.Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании в рамках развития сотрудничества детского сада и семьи в области развития игровой деятельности детей.
1.Что предпочитает делать Ваш ребенок дома в свободное время?
- смотреть телевизор
- гулять на улице
- играть с игрушками
- играть в компьютерные игры
- другое_______________________________________________
2.Есть ли у Вашего ребенка любимая игра?
- Да,____________________________________
- Нет
- Не знаю
3.В какие игры предпочитает играть Ваш ребенок дома?
- Настольно – печатные
- Подвижные
- Сюжетно-ролевые
- Дидактические
- Театрализованные
4.Считаете ли Вы, что действия ребенка с игрушкой – это игра?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
5.Играете ли Вы с ребенком дома?
- Да
- Нет
- Иногда
- Ребенок самостоятельно организует игры
6.Назовите последнюю игру, в которую Вы играли всей семьей
_____________________________________________________
7.Считаете ли Вы, что игра помогает ребенку развиваться?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
8.Знаете ли Вы, что в игре ребенок отражает свой социальный опыт?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
9. Отражает ли ребенок в своей игре события, которые происходят в семье?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
10.Откуда, на ваш взгляд, ребенок берет сюжеты для своих игр?
- Из наблюдений
- Из мультфильмов
- Из книг
- Другое
11.Считаете ли Вы, что совместная игра с ребенком воспитывает у него качества необходимые в будущем?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
12.Считаете ли Вы, что бесконтрольный просмотр мультфильмов отрицательно сказываются на детской психике
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
13.Часто ли Вы, на просьбу ребенка поиграть с ним, предлагаете ему игру на компьютере?
- Часто
- Всегда
- Иногда
- Не бывает таких случаев
14.Сколько времени Вы разрешаете ребенку проводить за компьютером и телевизором в день?
______________________________________
15.Считаете ли Вы, что ребенок во всем подражает взрослым окружающих его?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
16.Бывают ли у Вас в семье такая ситуация, когда ребенок хочет поиграть в какую-нибудь компьютерную игру, а Вы увлекаете его игрой из своего детства?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
17.Какие эмоции испытывает ребенок от совместной игры с родителями?
- Положительные
- Отрицательные
- Не знаю, не играем в совместные игры
18.Слышали ли Вы такое понятие как квест - игра? _______________________________________
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
19.Какую ассоциацию у Вас вызывает понятие квест-игра?
__________________________________________________
20. Если бы Вам предложили принять участие в квест – игре?
a) Согласились
b) Не согласились
c) Не знаю
Спасибо за внимание!
Подвижные игры |
Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.
Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Цель: развивать ловкость движений.
Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения. |
Народные игры |
|
Настольные игры |
Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.
Цель: мозаика представляет собой набор элементов различных форм и цветов, сочетающихся между собой и позволяющих создать практически любое изображение. Используя детали игры дети могут создавать свои собственные шедевры на предложенной магнитной доске в наборе имеется 5 цветов, 220 элементов.
Цель: игра знакомит детей со всеми цветами радуги, учит считать от 1 до 7. Развивает навыки классификации предметов, самопроверке.
Цель: в процессе игры дети знакомятся с понятиями «форма» и «цвет». Игра развивает внимание, умение сравнивать форму и цвет, а также умение определять логическую цепочку. Тренирует мелкую моторику рук и координацию движений.
Цель: вместе с героями сказки дети будут перемещаться по игровому полю и попадать в различные ситуации сказочного сюжета.
Цель: с помощью этой игры дети научатся различать цвета, основные геометрические фигуры и формы, соединять две половинки в целое, сравнивать, соотносить, выделять признаки предметов, классифицировать и объединять их в группы, составлять рассказ по картинке, находить причинно-следственные связи между предметами и объектами, познакомятся с буквами, цифрами и порядковым счётом.
Цель: знакомство с окружающим миром, расширяет кругозор. Лото позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика руки.
Цель: этой игры состоит в том, чтобы учить ребенка правильно составлять предложения, тексты, а также делать пересказ знакомого текста. Дополнительно игра развивает внимание, наблюдательность, тренирует память. Благодаря простым правилам и красочным картинкам, обучение становится игрой, приносящей удовольствие.
Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных.Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Цель: развивает мелкую моторику рук и координацию движений,тренирует способность видеть задание многогранно,развивает логику,формирует навыки выработки стратегического решения задач, развивает усидчивость и аккуратность,развивает воображение и фантазию,развивает внимание и память,учит принимать решения самостоятельно.
Цель: развивает сосредоточенность, логическое мышление, способность к анализу ситуации, сообразительность, так же развивает сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук. |
Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию |
Цель: закрепить представления детей о композиции, учить детей выделять форму предметов.
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Цель: упражнять детей в умении перевоплощаться.
Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.
Цель: учить детей находить по словесному описанию картину.
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях.
Цель: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги.
Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей.
Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).
Цель: учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные для человека и живых существ, изображённых на картине, побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. |
Дидактические игры |
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).
Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Цель: развивать слуховое внимание.
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь. |
Игры на развитие логического мышления |
Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Цель: развитие мышления и речи.
Цель: развитие навыков анализа и синтеза.
Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).
Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.
Цель: развитие речи и мышления.
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.
Цель: развитие речи, внимания, мышления.
Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи. |
Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности. |
Цель: закрепление правил поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался в завале.
Цель: закрепление правил поведения при землетрясении.
Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения.
Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения.
Цель: закрепление действий в экстремальных ситуациях.
Цель: закрепление умения объединять предметы в группы.
Цель: упражнение детей в умении правильно называть части тела.
Цель: формирование навыков контроля за выполнением правил личной гигиены.
Цель: формирование навыков контроля за выполнением правил личной гигиены.
Цель: закрепление знаний о средствах, необходимых для оказание первой медицинской помощи.
Цель: упражнение детей в использовании усвоенных знаний и способов действий в игровых ситуациях; закрепление знаний о профессии людей, которые оказывают нам первую помощь.
Цель: закрепление знаний о том, что при серьѐзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03»; упражнение в вызове врача.
Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни; развитие речи, внимания, памяти.
Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни.
Цель: систематизирование представлений детей о вредных и полезных продуктах, упражнение в умении их дифференцировать.
Цель: закрепление правил поведения при наводнении.
Цель: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.
Цель: закрепление знаний детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и места животных в них; расширить знаний детей о природе; воспитание бережного отношения к природе.
Цель: закрепление представлений детей об опасных ситуациях в природе; обучение правилам безопасного поведения; воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.
Цель: расширение представлений детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях. |
|
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.
Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.
Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.
Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.
Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.
Цель: формирование у детей представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.
Цель: формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.
Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование волевых качеств и овладение своим поведением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...