«Принципы морального воспитания дошкольников»
статья
Как известно, воспитание – это не то на сколько человек знает правила и нормы поведения, а то, на сколько он им следует, как действует в тех или иных обстоятельствах. При этом часто наблюдается, что наличие моральных знаний вовсе не обеспечивает моральное поведение. Задача современной педагогики, не только сформировать представление у детей о нормах достойного поведения, но и сформировать потребность следовать им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_moralnogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатели
Колобова Наталия Владимировна
МАДОУ «Центр развития ребенка – д/сад №161»
г. Пермь.
«Принципы морального воспитания дошкольников»
Входя в этот мир, ребенок еще не знает, каким надо быть, как надо поступать. Одобрение дает ориентиры, как надо себя вести (Ш. Амонашвили), «внушает» ребенку, что он добрый. Хороший, прилежный (С. Соловейчик), является словесным «поглаживанием», создающим благоприятный эмоциональный микроклимат для жизнедеятельности (Н. Формановская).
В настоящее время, как никогда, от целенаправленного морального воспитания детей зависит благополучие общества. В дошкольной педагогике всегда существовал раздел нравственного воспитания. Однако по числу разработанных методических материалов раздел во многом уступает другим разделам.
В традиционной дошкольной педагогике нравственное воспитание состоит из идеологического воспитания, знакомства с моральными нормами и понятиями, обучения правилам вежливости.
Основными критериями успешной педагогической работы в сфере воспитания – наличие моральных знаний и навыков культурного поведения.
Однако для полноценного развития личности ребенка этих компонентов недостаточно.
Как известно, воспитание – это не то на сколько человек знает правила и нормы поведения, а то, на сколько он им следует, как действует в тех или иных обстоятельствах. При этом часто наблюдается, что наличие моральных знаний вовсе не обеспечивает моральное поведение.
Безусловно, умения и навыки культурного и вежливого поведения должны прививаться с ранних лет. Основными наставниками и примером нравственного поведения для ребенка являются родители. Но и немаловажную роль играет детский сад.
Как родители, так и педагоги должны понимать, что моральное поведение – это соблюдение норм морали вопреки собственной выгоде и интереса при отсутствии внешнего контроля и принуждения.
Исходя из вышесказанного, программа нравственного воспитания должна включать не только задачи по формированию у детей моральных знаний и обучению культурным манерам, но и задачи по формированию тех психологических особенностей, которые позволяют противостоять желанию нарушить норму.
Но способен ли дошкольник на такую сложную внутреннюю работу, как моральный выбор? Многочисленные исследования российских психологов показывают: да, способен. Дети пяти лет и даже раньше могут отказаться от того, что им приятно и интересно ради соблюдения правильного и принимаемого ими морального принципа.
Более того, считается, что именно дошкольное детство является сензитивным периодом для морального развития. Именно в этом возрасте возникают условия для практического усвоения норм и правил морального поведения.
Дошкольники зачастую болезненно воспринимают критику в свой адрес. Есть основания полагать, что именно отрицательная оценка себя в случае возможного нарушения нормы и желания сохранить высокую самооценку и хорошее мнение о себе является тем стимулом, который побуждает ребенка преодолевать сиюминутное желание.
Потребность в сохранении самоуважения, в высокой оценке себя есть у дошкольников, особенно у старших, и вполне может являться тем внутренним стержнем, который позволяет удерживать их от нарушения моральных норм.
Для того, чтобы данный механизм начал работать, необходим целый ряд условий:
1.Отрицательная самооценка должна быть дана до самого поступка, т. е. воображаемому, а не реальному нарушению морали.
2.Соблюдение и нарушение нормы следует оценить, а для этого необходимо знать соответствующие моральные требования. Оценка предполагает не только наличие знаний, но и отношение к тому, что оценивается: нравится человеку данный поступок или нет.
Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что примерно с четырех лет дети уже знают многие моральные правила, но это вовсе не значит, что они всегда одобряют их соблюдение и осуждают нарушение.
3.Важно не только знать нормы и правила, верно относиться к их соблюдению и нарушению. Важно ценить и одобрять их соблюдение самим собой и осуждать собственное нарушение этих норм.
У детей, соблюдающих ту или иную норму, следование ей входит в их положительный образ себя, а нарушение закреплено за таким отрицательным образом, сходство с которым для них неприемлемо.
По итогам освоения программы нравственного воспитания у дошкольников должны быть сформированы:
1)способность совершить в воображении морально противоположные действия,
2)знание некоторых моральных норм и требований и правильная оценка их соблюдения и нарушения,
3)наличие положительного образа себя и одновременно отрицательного образа.
Литература:
-интернет источники,
-статьи С. Якобсон, Л. Воюева, Т. Прокофьева, С. Чернавина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы экологического воспитания дошкольников
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательног...
Морально-эстетическое воспитание дошкольника.
Выступление...
«Роль семьи в воспитании моральных качеств дошкольника.»
«Там, где нет мудрости родительского воспитания, ...
Презентация Роль семьи в морально-этическом воспитании дошкольников
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, основные представления об окружающем мире, добре и зле, потребность в самостоятельной деяте...
Консультация для родителей "Можно, нельзя, надо" - о моральном воспитании дошкольников
laquo;Можно», «нельзя», «надо» На родительском собрании в детском саду одна из матерей рассказала следующее. По соседству с нами живёт молодая семья, в н...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСУ МОРАЛЬНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросу морально – нравственного воспитания дошкольников»...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...