Полихудожественный подход.
методическая разработка (подготовительная группа)
Предлагаю разработку плана по полихудожественному подходу для развития музыкальных способностей дошкольников. Этоа работа интересна и познавательна не только для детей,но и для самообразования музыкального руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
полихудожественный подход | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Рабочая программа
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством синтеза трех искусств: музыки, поэзии, изобразительного искусства.
Разработчик:
Россоха Алла Николаевна, музыкальный руководитель
МКДОУ д.с. «Теремок»
с. Родино 2014
Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа разработана музыкальным руководителем МКДОУ д.с. «Теремок».
Срок реализации программы – 1 год.
Программа предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), направлена на формирование основ духовности, художественно-эстетической культуры ребенка, развитие творческих основ.
Образовательный процесс при этом становится художественно-культурной развивающей средой, где ребенок познает богатый мир культуры.
Для этого: 1 Используется сразу несколько видов искусств одновременно и в комплексе.
2 Наряду с эмоционально-эстетическим и познавательным развитием ребенка, стремиться воспитать в ребенке способность к сочувствию, сопереживанию.
3Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью.
4 Одновременное восприятие нескольких видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоциональные переживания и помогает возникновению целостного художественного образа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Построение кружковой работы основано на программе «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников».
Она обращает внимание на возможность приобщения ребенка к искусству с воспитательной позиции. Средствами искусства воспитывать ребенка, воздействовать на становление его духовных потребностей. Формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку, природе. Родине.
Механизм построения заключается в том, что берется синтез искусств – это МУЗЫКА¸ ПОЭЗИЯ и ЖИВОПИСЬ.
Н.Римский- Корсаков: « Живопись дает образ и мысль и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка дает настроение и по ней надобно воссоздать мысль и образ». Таким образом, искусство стремиться воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством.
Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, развитие психических и физических качеств ребенка.
Задачи:
- развитие музыкально – художественной деятельности,
- приобщение к музыкальному искусству, формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;
- приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);
- развитие внутренних психических процессов, творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
- развитие речи.
Принципы формирования программы:
- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; - соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности; - обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
- соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.
- принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания.
Основными методологическими подходами к формированию программы являются: культурно-исторический, личностный и деятельностный подход.
Календарно-тематическое планирование подготовительная группа
Тема | Музыка | Изобразительное искусство | Поэзия | Основные Воспитательные задачи | Выход в активную деятельность |
Сентябрь Радостный ребенок Грустный Ребенок Октябрь Злой Ребенок Женский портрет Старость Ноябрь «Царевна лебедь» Баба-Яга Декабрь Леший Зима Снегири Февраль Весна Женщина Весна Март Утро Русская березка Русское поле Апрель Ночь Морской пейзаж Май Мать и дитя. Радуга Ветер Дождь | Д.Кабалевский «Резвушка» Д.Кабалевский «Плакса» К.Глюк «Мелодия» из опры «Орфей и Эвридика». Ф.Лист «Грезы любви!» Н.А.Римский-Корсаков 3 чудо: Царевна лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане». М.Мусоргский «Баба Яга из «Картинок с выставки». К.Глюк «Мелодия из оперы «Орфей и эвридика». И.Грабарь О.Сереброва «Все птички прилетели кнам Колокольные праздничные звоны. Р.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром», Э.Григ Концерт №1 для фортепиано с оркестром О.Сереброва «Утро в лесу». Русская народная музыка «Я в садочке» С.Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №2 К.Дебюсси «Лунный свет». Увертюра Н.Римского-Корсакова к опере «Садко». К.Глюк Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика». Э.Григ «Утро». Г.Фрид «Ветер» или Бетховен «Ветер и ветерок». О.Сереброва «Дождь и гроза». | Б.Кустодиев «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» А.Венецианов «Портрет дочери Александры». В.Ван Гог «Ученик Леонардо да Винчи «Джоконда» А.Шилов «Расцвел багульник». М.А.Врубель «Царевна лебедь». Кочергин «Баба Яга». М.А.Врубель «Пан». «Февральская глазурь». Шевандронова «Снегири». А.Саврасов «Грачи прилетели», Венецианов «На пашне», И.Левитан «Весна. Большая вода». И.Шишкин «Утро в сосновом лесу». А.Рылов «Березы» И.И.Шишкин «Рожь» А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре». И.Айвазовский «Черное море». М.Кассат «Мать и дитя». Н.Дубровский «Радуга» Ф.Васильев «Перед дождем». | Долльфюс «Джоконда» Р.Керн «Старуха в приюте». А.С.Пушкин Отрывок из «Сказки о царе Салтане». Отрывок из русской народной сказки. Древнегреческая легенда о козлоногом Пане и красавице Синильге. П.Соловьева «Февраль». И.Франк Отрывок из книги «Третий глаз». Е.Макарова «Снегири» Некрасов «Поэма о русской женщине». А.Фет «Я пришел к теб с приветом». И.Бунин «Бушует полая вода…». Р.Керн «Я люблю тебя, ночь». В.Рождественский «Береза» А.Дементьев «Россия» С.Чилингиров «Сто раз на дню…». Ф.Тютчев «Море». В,Жуковский «Радуга». К.Россети «Ветер». С.Красиков «Ах, какие вы живые, стебелечки дождевые». | Реализация принципа познай Себя через другого. Внимание и любопытство к Другому ребенку, его интересам. Формирование Понятий: хорошо ли быть капризным? Рассуждения с детьми: почему не любят злых? Воспитание уважения к творчеству великого художника Воспитание уважния к старости, чувство доброжелательности и сострадания. Грусть сказочной героини - чем она вызвана? Как преодолеть грусть в жизни? Размышления над понятием добра и зла. Размышления над значением музыки в жизни человека. Понятие одиночества. Красота раскрывается только самым внимательным. Любознательность, любование красотой природы Необыкновенное в обыденном. Воспитание наблюдательности за пробуждением в природе. Воспитание любопытства, желания замечать красивое и необычное в природе. Воспитание любви к березе ,являющейся символом России Воспитание патриотических чувств через любовь к русской природе к русской природе. Красота в природе бывает неброской и спокойной – ее только нужно увидеть. Побуждать рассказывать о красоте в природе и искусстве. Наслаждение эстетикой моря в искусстве. Воспитание бережливого отношения к воде, оценка значения водных ресурсов. Как сильна мамина любовь! Воспитание любви и уважения к маме. Удивительное творение природы – радуга. Восхищение ее гармонией и красотой. Разное состояние ветра прекрасно: от сквозняка до бури. Непогода таит в себе красоту. | Беседа «Когда У меня хорошее настроение». Рассматривание Пиктограмм Разных настроений Человека. Беседа о чертах характера. Рассматривание портрета Разговор о старости. Рисование «Моя бабушка». Рисование портрета Царевны лебеди с передачей настроения. Изготовлении игрушки Бабы Яги из бросового материала. Игра на флейте, дудочке. Сделать коллаж «Февральская глазурь». Рисование «Снегири» Наблюдение в природе на прогулке. Рисование по сырому фону «Весна! И все ей радо!». Коллективная композиция на тему наступления утра и пробуждения солнышка ( техника акварели Исполнение хоровода, «задушевного и прекрасного, как сама земля» Рисование пейзажа «Моя Россия- самая любимая и красивая». Рисование «Ночь». Сочинение с детьми историй на темы тайн и загадок моря. Рисование морского пейзажа в разных техниках по выбору детей. Беседа «Моя мамочка». Рисование «Радуга». Разгадывание загадок о ветре. Игра «Ветер и ветерок». Импровизация на металлофоне «Дождь идет». |
Результаты освоения программы К концу учебного года дети могут
- внимательно слушает музыкальное произведение, проявляет эмоциональную отзывчивость, правильно определяет ее настроение;
- имеет представление о жанрах и направлениях классической и народной музыке, творчестве разных композиторов;
- активен в театрализации. слушании или рассказывании.
Приобщение к музыкальному искусству:
- определяет общее настроение и жанр музыкального произведения (песня, танец, марш), слышит отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр), динамику развития музыкального образа;
- может переносить накопленный на занятиях музыкальный опыт в самостоятельную деятельность, творчески проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
Литература
Перечень программ Перечень технологий и методических пособий | -Программа К.А. Самолдиной, Е.П.Марковой «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с. - Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 1-3 лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7лет. Еженедельное интегрированное содержание работы по всем образовательным областям. – М.: Сфера, 2013. – 240с. – (Истоки). - Авторская программа для дошкольников и младших школьников и методические рекомендации «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова.М.: "Издательство Гном и Д", 2000 г. - Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001. - Петрова В.А. Музыка малышам (1-3 года). М., 2001. - А.Н.Зимина. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. // Творческий центр «Сфера», Москва, 2010г. - Н.А.Ветлугина. Музыкальное воспитание в детском саду // Москва, «Просвещение», 1981г. - Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ - 3 –е изд., стереотип. – М.: Издат.центр «Академия», 200-. – 240с. - Буренина А.И. Ритмическая мозаика (программа по ритмической пластике для детей). - С-П, 2000. - Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши! Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001, Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» Радынова О.П. Слушаем музыку: Книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада.-М., «Просвещение», 1990.О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997 О.П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997. Аудиокассеты с записями музыкальных произведений (сост. В. А. Петрова). – М.: ГДРЗ, 1995. Аудиокассеты с записями произведений камерной и оперной музыки. Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993. Аудиокассеты с записями камерной и оперной музыки. Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полихудожественный подход в системе художествено-эстетического образования
Применение полихудожественного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....
Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.
Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.С.А.Глебова ...
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА»
Утверждение о том, что искусство обладает огромным воспитательным потенциалом, оказывает широкое и многостороннее воздействие на ребенка, ни у кого не вызывает сомнения. Искусство, как высшая фо...
Сообщение на тему: "Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству".
Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, кто ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребёнка? Как понять их проблем...
Непосредственно образовательная деятельность с использованием полихудожественного подхода Тема: «Баба Яга»
полихудожественный подход в образовательной деятельности...
Непосредственно образовательная деятельность с использованием полихудожественного подхода
полихудожественный подход в образовательной деятельности...