Формирование графо - моторных навыков у дошкольников.
методическая разработка
Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafomotornye_navyki_shevchenko_e.v.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Брусничка»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Тема «Формирование графо-моторных навыков у дошкольников»
Воспитатель:
Шевченко Елена Вячеславовна,
первая квалификационная категория
Практикум для педагогов ДОУ
Формирование графо-моторных навыков у дошкольников.
Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа — рост числа детей, не готовых к школьному обучению.
У детей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, низкий уровень выносливости мышц.
Поэтому дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.
Навык овладения письмом обозначается как «графо-моторный навык».
Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графо-моторные навыки включают в себя:
- формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
- развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;
- обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводка, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание незаконченных рисунков).
- графическая символика (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).
Развитие графо-моторных навыков необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста.
Развитие мелкой моторики способствует овладению графо-моторными навыками, помогает развивать речь, внимание, память.
Работа по развитию мелкой моторики и речи включает в себя: массаж рук, пальчиковые игры, различные виды театра, дидактические игры, игры с природным материалом, изобразительную деятельность, оригами.
В своей практике многие чаще всего используют традиционные приёмы развития мелкой моторики: пальчиковую гимнастику, аппликации, оригами.
Сегодня я предлагаю более подробно остановиться на нетрадиционных приёмах.
Су-джок терапия позволяет:
воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок.
Нормализовать мышечный тонус. Стимулировать речевые зоны головного мозга.
Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (Прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (Пальчиками мнем иголки мячика)
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Массаж грецкими орехами:
-катать два ореха между ладонями;
-один орех прокатывать между пальцами;
-удерживать несколько орехов между пальцами ведущей руки и обеих рук.
Массаж шестигранными карандашами: с помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья и кисти рук. Такой массаж способствует овладению тонкими движениями пальцев, стимулирует речевое развитие. Особый интерес у детей вызывают массажные упражнения с проговариванием коротких стихов и рифмовок.
«Добывание огня»: прокатывание карандаша между ладонями.
Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.
«Утюжок»: прокатывание карандаша по поверхности стола.
Карандаш прокачу вперед-назад, как захочу.
Гидрогимнастика.
Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажеров, маленьких фигурок, палочек.
Игровые упражнения
Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками.
Игры с прищепками.
Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку…
Ребенок выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.
Солнышко, скорей взойди,
И лучи свои пришли.
Чтоб они землю обогрели,
Нас теплом своим согрели.
Игры с сыпучими материалами.
1.Насыпаем в емкость фасоль в упаковки от киндер-сюрпризов. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
2.Рисование по крупе. На яркий поднос рассыпьте мелкую крупу. Предложите ребёнку нарисовать картину пальцем одной руки, одновременно пальцами обеих рук.
Игры с бусинами, макаронами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно пуговицы, бусы, макароны. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме. Также существуют деревянные бусины по лексическим темам (фрукты, овощи).
СТЕМ технологии.
Упражнение «Зеркальная картина»
Развивает пространственные представления, мелкую моторику рук.
Используются набор «Геопланшеты»
Перед упражнением на планшетах делаем половину узора, которую ребенку нужно будет отразить симметрично, чтобы получилась цельная фигура.
Игры с 3D мозаикой Peq Board.
Упражнение «Необычный диктант»
Эта игра – необычный аналог графического диктанта. Вместо рисования по клеточкам детям необходимо выкладывать узор из мозаики.
Ребенок работает с планшетом. Например, детям предлагается использовать колышки того цвета, который уже есть на планшете.
Взрослый просит показать, где у них верх, где низ. Потом добавлять новые колышки, например, «один вверх», «два вправо». После чего провести графический диктант.
Упражнение «Волшебные животные»
Развивает логическое мышление, мелкую моторику.
Предложить детям побыть художниками и нарисовать волшебных животных с помощью радужных камешков.
Работа с планшетами по клеточкам.
Выполнение графических диктантов, работа с карточками «Изобрази животное или предмет по клеточкам»
Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуют мелкую моторику кисти и пальцев рук. С малышами можно рисовать пальчиками, ладошкой, использовать технику «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети создают художественные образы с помощью более сложных методов: разные способы монотипии, методика тычка, «набрызг» и др.
Тренировка зрительно-двигательной координации. Выкладывание мозаичных узоров или срисовывание изображений различных предметов, дорисовывание совершенствует зрительно-моторную координацию. Штриховка – одно из важнейших упражнений. Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, животными и предметами. После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать, ему можно предложить штриховку волнистыми линиями, полуовалами.
Разнообразные задания: «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др.
Работа с интерактивной панелью развивает графо-моторный навык. На интерактивной панеле заходим в игровой центр «Сова», загружаются развивающие игры, находим игры «Смышленыш», например игра: «Проведи - ка»
Задание: проведи двумя пальцами по образцу.
Интерактивная развивающая игра: «Нарисуй – ка»
Задание: нарисовать по образцу.
Игры: «Дорисуй – ка», «Путаницы»
Итог практикума.
К сожалению, с проблемами ребёнка в координации движений и мелкой моторике большинство родителей сталкивается только школе. Это оборачивается усиленной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш. Очень надеюсь, что Вы подчеркнули для себя что-то новое, и совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль общей и мелкой моторики в формировании графо - моторных навыков старших дошкольников и младших школьников"
Творческая работа с теоретическим и практическим материалом по формированию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования
В процессе рисования нетрадиционными техниками у детей развивается мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, все это служит гарантией овладения ребенком письма....
Программа по формированию графо-моторных навыков у старших дошкольников
В программе сформулированы цели, задачи и виды графо-моторной деятельности...
Формирование графо-моторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры
Статья раскрывает формы работы по формированию графомоторныхнавыков старших дошкольников средствами физической культуры....
Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Организация педагогического сопровождения детей с ОВЗ по формированию графо-моторных навыков...
Формирование графо-моторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
Проблема обучения дошкольников с общим недоразвитием речи графо-моторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым го...
Консультация для воспитателей "Формирование графо-моторных навыков у дошкольников"
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительно...