Продуктивный вид деятельности детей» (декоративное рисование)
методическая разработка

Вахрушева Оксана Сергеевна

Продуктивный вид деятельности детей»

(декоративное рисование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativnoe_risovanie_v_raznyh_vozrastnyh_gruppah_dou.docx327.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад «Теремок»

 «Продуктивный вид деятельности детей»

(декоративное рисование)

                                                                                                                                               

                  Вахрушевой Оксаны Сергеевны

(воспитатель высшей категории)

Тема: Декоративное рисование в детском саду. Народная глиняная игрушка.

План:

1.Народное декоративно- прикладное искусство в системе культуры.

1.1 Виды и структура орнаментов

1.2 Стилизация природных форм

1.3 Использование декоративно- прикладного искусства в работе с детьми в ДОУ

1.4 Декоративное рисование в разных возрастных группах

2. Глиняная игрушка:

2.1 Филимоновская  игрушка

2.2 Дымковская игрушка

2.3 Каргопольская игрушка

2.4 Составить план занятия по декоративному рисованию по мотивам народных глиняных игрушек (« Дымковская барыня», или «Дымковский конь»возрастная группа по выбору студента)

2.5 Составить план занятия беседы о народных игрушках

1.Народное декоративно- прикладное искусство в системе культуры.

Декоративно-прикладное искусство - наиболее древний по своему происхождению вид искусства, возникший с момента выделения ремесла в самостоятельную отрасль производства и в течение многих веков развивавшийся в народном творчестве в форме художественных ремесел. Этот вид искусства объединил в себе два понятия: декоративное и прикладное искусство, которые, как правило, находятся вместе в неразрывной связи, но могут существовать и отдельно.

Произведения декоративно-прикладного искусства создаются ради удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека.

Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память, оно является полноправной и полноценной частью художественной культуры человечества.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А.Венецианова, В.Васнецова, М.Врубеля, К.Петрова-Водкина, В.Попова воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. Оно зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. - «украшение»). Многие столетия, вплоть до 20-х годов 20 века, крестьянское домашнее производство, а с 18 - 19 веков и кустарные крестьянские промыслы, насыщали деревни и города глиняной, деревянной и металлической утварью, деревянными и керамическими игрушками, набивными тканями, коврами и т.д. Особенно знаменитыми стали хохломская деревянная посуда, городецкая яркая и жизнерадостная роспись по дереву, дымковские глиняные фигурки и свистульки лукутинские лаковые шкатулки с росписью.

Замечательные промыслы сложились у народов Русского Севера, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа; знамениты промыслы аулов Дагестана - Кубачи (обработка металла), Балхар (расписная керамика), Унцукуль (насечка серебром по дереву).

В широком значении народное искусство (фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос); музыка (песни, наигрыши, пьесы); театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы); танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество,  кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковке литье, гравирование, чеканка и др., расписной посудой и другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом.

В народном искусстве выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву Хохлома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново), матрешек (Сергиев Посад, Полхов - Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи) и д.р. Изделия народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов, достижения которой - результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых русских мастеров.

Декоративный образ выражает не единичное, а общее — «видовое», видовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифо-поэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчивость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.

Образы в профессиональном декоративном искусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических мотивов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в произведениях прикладного искусства.

Большое значение имеет народно-прикладное искусство для эстетического воспитания детей. Оно оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями. Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира.

Виды и структура орнаментов:

Орнамент— узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление.

Орнаменты подразделяются на следующие виды:

  • геометрический,
  • растительный,
  • зооморфный,
  • антропоморфный. 

 Геометрический орнамент - состоит из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. 
Элементы геометрического орнамента: линии — прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

Растительный орнамент – изображение конкретных предметов и форм реального мира — растений.

Зооморфный орнамент - изображение животных.

Антропоморфный орнамент -  изображение человека.

Иногда орнамент сочетает в себе несколько видов сразу, например: геометрический + растительный и т.д.

Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. По характеру композиций можно выделить такие типы орнамента: ленточный ( фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), орнамент в квадрате или прямоугольнике, сетчатый.

Свойства орнамента также зависят от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает: одежда, мебель, оружие, книга, плакат и т.д. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфетка, воротник, скатерть и т.д.). Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (готика, барокко, модерн, и др.)

В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорно-поэтическое отношение к миру (знаки Солнца, Земли, Воды, Огня и др.). С течением времени древние мотивы утратили свое магическое значение, а осталась лишь декоративно выразительная роль узора.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что орнамент обладает характерными закономерностями структуры, отличающими его от других видов изобразительного искусства. Произведения орнаментального искусства воспринимаются и понимаются по-другому, чем живопись, графика, скульптура.

В то же время орнамент уже сам по себе является особой формой изобразительного искусства, так как для его создания используются различные средства выразительности. Ему не чужды изобразительные мотивы, встречающиеся в живописи или графике, он пользуется теми же художественными техниками (может быть графическим или живописным, лепным или гравированным) и близкими выразительными средствами. Выступая обычно в синтезе с произведениями прикладного искусства или архитектуры, орнамент встречается с декоративными формами скульптурного рельефа, графики или живописи, сохраняющими и в прикладном использовании свои общеизобразительные качества.

Орнамент обладает очень сложной художественной структурой. То или иное соотношение упорядоченности и вариативности в орнаменте, обращение художника к его "жесткой" или свободной форме является не только формальным качеством, но и содержательным по своему смыслу. Следует отметить, что на выразительность даже самого скромного в своих художественных средствах узора влияет множество факторов. А это значит, что орнамент в художественном смысле не является элементарным, а обладает глубоким содержанием и смысловой наполненностью.

1.2 Стилизация природных форм

Стилизация -декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывал новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.

Стилизацию можно подразделить на два вида:

а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности.

Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.

Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения. Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

Принципы стилизации:

А- превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции

Б - обобщение формы с изменением абриса

В-обобщение формы в ее границах

Г-обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре

C:\Users\Oxy\Desktop\241558_9_pic_88.jpg

Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

В основе любого художественного произведения лежит органическая связь между его составными элементами. Принципы стилизации имеют свои особенности в народном и декоративно-прикладном искусстве, в живописи и графике.

Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами.

В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него. Например, колючий татарник отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное, при цветовом решении – контраст взаимодополнительных цветов и разные светлотные тональности.

Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность.

Предварительная эскизно- зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно- зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов.

 Основные требования к зарисовкам растительных форм:

  • Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.
  • При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.
  • Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).
  • Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.
  • При зарисовке цветов необходимо детально изучить строение цветка, расположение и форму лепестков, их группировку и окраску, ибо это и будут те природные особенности объекта, которые дают возможность их декоративного преобразования.
  • В работе с такими природными мотивами как кора, срезы деревьев, мох, камни, раковины перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор, выразительный по ритму и пластике, выявляющий особенности объекта.
  • Исследуя части и детали формы, можно использовать лупу, микроскоп – это дает возможность разложения образа на части, оперирования разрезами для достижения определенных композиционных задач и передачи природных особенностей изображаемых объектов.

1.3 Использование декоративно- прикладного искусства в работе с детьми в ДОУ

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Успешная реализация программных требований на занятиях в разных возрастных группах зависит от подготовки до них самого воспитателя и детей, а также от наличия необходимого оборудования.

В каждой группе должны быть наглядные пособия, произведения декоративного искусства, доступные детям разнообразные материалы, в частности белая и цветная бумага. Белая бумага должна быть крепкой (плотной), а цветная - такая, чтобы на неё хорошо ложилась краска. Глянцевая и меловая бумага для декоративного рисования не используется.

Кисти для рисования желательно использовать круглые, волосяные, с мягким эластичным ворсом и острым концом.

Для декоративного рисования используют гуашь. Разводят ее водой до густоты сметаны. Наилучшая - «художественная» гуашь, но можно использовать и плакатную. Желательно, чтобы она была разных цветов и оттенков. Воспитатель должен уметь самостоятельно создать определённый цвет или его оттенок. С этой целью используется способ смешивания красок основных цветов - красного, жёлтого, синего для образования оранжевого, зелёного, фиолетового и других. Оттенки разных цветов получают, смешивая белую гуашь с нужным цветом. Так, розовый цвет получают, добавляя к белилам красной краски. Разводить гуашь надо в отдельном сосуде. Для этого её набирают маленькой ложкой или палочкой и, вливая понемногу воды, размешивают до получения однородной массы.

К занятиям по рисования надо подготовить банки с водой для промывания кисточек (лучше по две - для промывания и прополаскивания), салфетки для просушивания кисточек после промывания, подставки для них, подкладки размером 25x35 см. Краски разливают в чашечки, которые ставят на подносы.

В младших группах учат детей составлять из готовых растительных мотивов несложную композицию, а более старших группах вырезать сложные узоры путем складывания пополам, в несколько раз. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносить людям радость - большая ценность.

В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно – прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

  • В предварительном создании эскизов на бумаге;
  • В продумывании элементов узора;
  • В расположении их на объемах;
  • В создании предметов декоративного характера;
  • Умения найти способ изображения и оформления предмета;
  • В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Декоративно - прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Изделия народно-прикладного искусства, которое видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальное основа народного искусство близка и доступна дошкольника для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей.

Декоративно-прикладное искусство используется в педагогическом процессе в трех направлениях:

-для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;

-специальное обучение детей росписи татарского орнамента;

-для развития детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы.

Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Наряду с народными образцами желательно иметь фотографии, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях.

Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействуют лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (национальная одежда, предметы быта, керамическая посуда и т. д.). Особое внимание уделять орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к национальному искусству. При рассматривании иллюстрации воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, и орнаментальное оформление и знакомить с их названиями.

Вместе с детьми можно собирать иллюстрации и оформлять папки, альбомы с открытками, вырезками из журналов, фотографии. Также подбирать предметы, национальные костюмы с характерными очертаниями и узорами. Так, постепенно пополняется уголок татарского народного прикладного искусства, туда же помещать детские индивидуальные и коллективные работы.

Одновременно готовит наглядный материал для проведения занятий по аппликации, декоративному рисованию и лепке. В соответствии с возможностями детей создать  вариативные образцы, выполненные в технике рисунка, аппликации, вышивки к их систематизировать.

Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народном искусстве, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов и т. д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности.

Как же нужно знакомить детейс декоративно - прикладным искусством?

В первую очередь это, конечно рассматривание изделий, т. е.

1. внесение в группу, в мини-музей (калфака, тюбетейки, ичигов);

2. рассказ воспитателя о народных умельцах, создающих красивые вещи;

3. собирать материал для проведения занятий по рисованию, аппликации, лепке.

Такая работа помогает сформировать у детей конкретные преставления о народном искусстве, запомнить очертания народного орнамента, его композиционного строя и колорита.

Без специального обучения освоения детьми росписи татарского орнамента затруднительно. Поэтому разработан цикл занятий по обучению детей способам создания узора, т. е. отбираем доступные для детей элементы и композиции узора. 

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договаривать о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другу.

На занятие обязательно приглашаем гостей в соответствующей одежде, т. е. в национальном костюме. Если проводим украшение ичигов, вносим ичиги, рассматриваем орнамент, из каких элементов составлен узор. В татарском орнаменте используется такие цветочно растительные мотивы (тюльпан,мак,гвоздика,колокольчик,ромашка,астра,пьен,трилистник,лотос), элементы листьев декоративно-прикладное искусство вводит в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм яркими орнаментальными построениями. Это вызывает у детей живой эмоциональный отклик, желание отобразить увиденное в рисунке, в аппликации, что способствует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа.

Успешное проведение учебно-воспитательной работы на материале народного орнамента определяется степенью художественной образованности воспитателя. В организацию работы народно прикладного искусства надо начать с ознакомления особенностями украшения различных изделия быта, народного костюма, понять специфику народной орнаментации, ее связь с образами природой и национальными традициями.

1.4 Декоративное рисование в разных возрастных группах

Виды декоративно-прикладного искусства в детском саду по группам.

Младшая группа (от 3 до 4 лет). • Дымковская игрушка.

Средняя группа (от 4 до 5 лет). • Дымковская игрушка,

• Филимоновская игрушка.

Старшая группа (от 5 до 6 лет). • Дымковская игрушка,

• Филимоновская игрушка,

• Городецкая роспись,

• Полхов-Майдан.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

 • Дымковская игрушка,

• Филимоновская игрушка,

• Городецкая роспись,

• Полхов-Майдан,

• Гжель,        

• Хохлома,

• Жостово,

• Мезенская роспись,

• Вологодское кружево.

Группа младшего возраста

Задачи обучения декоративному рисованию в младшей группе:

  • развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка и др.)
  • видеть их красоту, нарядность, любоваться ими
  • выделять некоторые средства выразительности (элементы, их цвет).

Для приобщения детей младшего возраста к народно-прикладному искусству,  в группе создают  уголок, где есть дидактические игры: «Мозаика», «Назови, что это», «Украсть так же», куклы в национальных костюмах, красочный иллюстративный материал, виды орнаментов. На занятиях с детьми украшаем фартуки, полотенца, посуду и т.д

Группа среднего возраста

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе:

  • развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
  •  развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;
  •  развивать умение в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора;
  •  развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки) .

Сначала дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними мазки, которые ритмически повторяются, или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок- самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть держать вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор, помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

В средней группе используется бумага прямоугольной формы (1/2 альбомного листа), полоска (1/4 листа), квадрат (со стороной 15 см), круг (диаметром 10 см), вырезанные из бумаги предметы.

Детям средней группы лучше всего рисовать кистью № 12 - круглым, с острым кончиком. Следует от него широкий, и благодаря этому можно быстро выполнить узор. К занятию надо подготовить не меньше как 4 краски, чтобы дети могли не копировать цвета, предложенные на образце, а самостоятельно подобрать их. В конце занятия демонстрируются те работы детей, на которые наиболее удачно объединены цветами.

К занятиям по декоративному рисованию в старшей группе следует подготовить не только кисти (лучше № 8), а и патычки (штампы, жёсткие кисти), иногда даже по два патычки на одно занятие, если, например, в узоре должны быть пятнышки двух цветов или двух размеров.

Бумага нужна такой формы, чтобы дети могли учиться рисовать на ней узоры: в виде полоски, квадрата, многоугольника, круга, плоских предметов. Многоугольник, круг вырезают из целого альбомного листа, квадрат - со стороной 16 см. Для передачи колорита украинской керамики лучше всего фон коричневого, жёлтого, зелёного тонов.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами, рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.

У детей средней группы начинает формироваться художественный вкус. Они могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, определяют явления природы, которые переданы изобразительными средствами. Воспитатель знакомит детей со скульптурой малых форм. В основном это народные игрушки. Народная игрушка радует детей своей яркостью, простотой и выразительностью образа. Рассматривание произведений народного искусства проводится перед декоративным рисованием. Для развития воображения можно использовать вырезанные из бумаги силуэты животных. Перед детьми возникает необычный яркий образ народной игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на разноцветный узор из кругов, точек, колечек. После украшения декоративным узором птичка действительно станет красивой, сказочной. При изображении сложных элементов узора воспитатель использует показ, который сопровождает объяснением, помогающим запомнить последовательность действий. Например, от четкости движения кисти, умения ритмично проводить линии разной интенсивности зависит красота узора. Кроме того, рисование несколькими красками требует овладения навыком промывания кисти, чтобы сохранить яркость и чистоту цвета краски. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети рисовали не только узоры, которые даны в рисунке, а и придумывали новые на основе приобретенных знаний. Дети это выполняют с интересом. На каждом занятии воспитатель стремится использовать методы, которые направлены на развитие у детей самостоятельных способов изображения. Эта самостоятельность имеет место в том случае, если ребенок всегда выполняет задание, предложенное педагогом.

В средней группе дети усваивают приемы декоративного рисования: широкие прямые линии на весь ворс кисти, мазки в разном положении, точки, круги, кольца. Особое значение приобретает содержание занятий

Группа старшего возраста

Задачи обучения декоративному рисованию в старшей группе:

  • Составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства (народных игрушек, росписей Городца, Хохломы, Жостова, Гжели, кружев, декоративных тканей, платков, полотенец, ковров и др.).
  • Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы птиц, коней.
  • Передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию: симметричную, асимметричную, украшение объемных изделий (лепка, работы из папье-маше, готовые бумажные одноразовые стаканы, тарелки, деревянные заготовки («белье») посуды, досок, матрешек и др.).
  • Создавать узоры для русского костюма: тесьма, украшающая одежду,

пояс, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье, кружево и пр.

В старшей группе детям часто предлагают на одном занятии бумагу разных цветов, чтобы они самостоятельно добирали фон.

Детей старшей группы учат выбирать из шести цветов те, которые хорошо объединяются или отвечают колориту определённого вида искусства керамики, вышивки, декоративной росписи. Эта работа не ограничивается одним занятиям, учить надо постепенно, на каждом занятии.

В старшей группе усложнение задач декоративного рисования заключается в формировании у детей представлений об изобразительных и выразительных особенностях наиболее распространенных в нашей стране его стилевых направлениях и использовании наиболее посыльных из них в практической деятельности. Кроме того, детям предоставляется возможность украшать предметы, различные по назначению и конструктивному строению.

Так, в деятельности детей совершенствуются и обогащаются не только растительные мотивы, но и используются образы животных, птиц, рыб, человека, что, в свою очередь, дает возможность воспроизводить в узорах персонажи любимых сказок, мультипликационных фильмов и прочее. Успешному использованию указанных элементов способствует то, что в предметном и сюжетном рисовании дети в основном овладевают средствами восприятия и воспроизведения объектов, которые в значительной мере стилизованы по форме.

Подготовительная к школе группа

  • Формировать умение  детей  придумывать узор из отдельных элементов, по мотивам Городецкой росписи, располагая его на разных бумажных силуэтах,  по выбору  (ваза, кружка, тарелка, чаша).
  • Познакомить детей с новыми элементами городецкой росписи «украешками» и «рамками», дополняя ими свою работу.
  • Закрепить умение сочетать в  рисовании два близких цвета: розовый  с красным  или голубой с синим; рисовать всей кистью и её концом.
  • Развивать умения детей в смешивании цвета.
  • Воспитывать  любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие.

В подготовительной группе дети рисуют узоры кистью №6. Им можно предложить по две кисти - № 12 для рисования больших элементов в узоре №6 - для выполнения тонких линий, мелких элементов. Листы бумаги могут быть большие и малые. Для рисования по мотивам украинских росписей лучше давать бумагу светлых тонов; Городецкие узоры рисуют на жёлтом. Хохломские и Жостовские узоры - на чёрной, красной или золотистой бумаге. Гуашь надо предлагать по 8-10 цветов в наборе, чтобы дети могли выбирать нужный цвет, проявлять свой вкус, знание колорита.

Для демонстрирования детских работ, показа способа изображения лучше всего использовать мольберт или доску-стенд.

Таким образом, дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей.

2. Глиняная игрушка:

Знакомство детей с предметами народного творчества и декоративная лепка влияют на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности.

Творчество народных мастеров, не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одаренные фантазией, талантом и добротой.
Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.
Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причем делает это он самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группах у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях.

Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности в области декоративной лепки.

2.1 Филимоновская  игрушка

http://kustari.net/userfiles/111_1.jpg

ФИЛИМО́НОВСКАЯ ИГРУШКА -  старейший  народный русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Впервые упоминается  в древних летописях  XVI века.

 Возникновение промысла.

 Промысел игрушки возник в середине ХIХ в. В среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. Производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре.

Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки – свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру  всю скульптурку лепить из одного куска,  добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают  анилиновыми красителями на  лаке. Орнамент из  зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди – солдаты, барыни  2)животные – олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции – «Любота», «чаепитие», «тройка». Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Особенности производства.

 На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

 Особенности филимоновской игрушки.

 Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. П. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.

 Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью.

Роспись игрушек.

 Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и веселыми. 
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале ХХв., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла: Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Кехаиди Елена Ивановна, Кехаиди Платон Константинович, Левитина Ирина Константиновна.

2.2 Дымковская игрушка

http://vestnik.icdc.ru/images/site/2016-11-21-1.jpg

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами.

Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Возникновение промысла.

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными. В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту. Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

Особенности производства.

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Особенности дымковской игрушки.

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок.

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами. Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже – колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

 Роспись игрушек.

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно. Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька. В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.  Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета. Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно. Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.

2.3 Каргопольская игрушка

https://www.rusvelikaia.ru/upload/iblock/c33/c3397a74e0df8cc87848a56844474a42.JPG

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА-  появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Возникновение промысла.

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет. В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Особенности производства.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Творчество одаренных мастеров, принесших славу промыслу, возрастало на традиционной народной культуре. Достижение отдельных мастеров глиняной игрушки становились достоянием всего промысла, это способствовало взаимному развитию и обогащению творческого языка всего промысла. Если присмотреться к игрушкам, то в мотивах их росписи и приёмах письма, в отношениях цветовых - красным, чёрным, охристым по белому фону, что типично для каргопольской пластики, - можно обнаружить большое сходство с росписью подзоров и наличников величавых двухэтажных рубленых изб. Сюжеты и образы каргопольской игрушки, отражающие быт, досуг, нехитрые занятия местных жителей - крестьян, крестьянок и небогатых горожан. Реальные наблюдения служили мастерам материалом, из которого они выбирали только то, что говорило об отдыхе, празднике и веселье, и не просто воспроизводили виденное, но поэтизировали его и возвышали до значительного, важного события в жизни крестьянина.

Подготовка глины, технология изготовления каргопольских игрушек такая же, как и везде: берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная глина тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор — камешки, травинки — осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Можно ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук.

При лепке мастер почти не пользуется инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мнут, перемешивают, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служит своеобразным мерилом, эталоном пропорций — средний размер игрушки не превышает длины кисти руки. Вот почему игрушки получаются ровными, одинаковыми. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщённая образность. Формы предельно упрощены. Игрушки лепят из красной глины: сначала выполняют верхнюю часть туловища и крупную плосколицую голову на толстой шее, затем торс соединяют с юбкой женской фигурки (в мужской — с ногами), а потом уже прилепляют руки, головные уборы и разные предметы, сопровождающие игрушку. Обжиг игрушек производят в русской печи, затем их расписывают.

Наиболее древним являлся способ производства «обварной» игрушки. Для обжига игрушку ставили на ночь в протопленную печь, поближе к углям, где температура достигала 800-900 градусов Цельсия. При этой же температуре обжигают игрушку и сегодня. С утра ещё горячую игрушку погружали в кипящий мучной раствор. Частички муки оседали на игрушке, и обгорали, создавая причудливые узоры на глине.

Заполнение трещин, образовавшихся в процессе обжига из-за огневой усадки, мелким шамотным песком, смешанным с клеем ПВА. Грунтовка игрушки широкой мягкой кистью белым акрилом.

Роспись игрушек.

Роспись игрушки выполняется темперными поливинилацетатными красками, а также гуашью с добавлением клея ПВА (для прочности красочного слоя).

Роспись каргопольской игрушки очень проста и выразительна, стилизованна, напоминает северную вышивку. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами.

Все элементы изображены в естественных тонах, приближённых к

натуральным природным оттенкам.

В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зеленый, голубой, красный, черные цвета. Белый цвет в древности понимался как "сияющий белизной" и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри. А потому забеленные юбки "бобок",

символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные,

лучезарные. Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем.

Обычны краски в тройном соседстве - черная, красная, серебряная. В

сочетании черной и белой, а также с малиновой получилась новая гамма - яркая, радостная. Как правило, рубашки у мужчин и кофты у женщин - зеленые, а брюки и юбки черные, иногда юбки красные - эта традиция была создана Ульяной Бабкиной, легендарным мастером глиняной игрушки.

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ

И ИХ СИМВОЛИКА

“ До нас так красили, и мы так красим, а почему – кто знает?..”,-так сказал потомственный гончар Д.В.Шевелев.

Действительно, для многих эта роспись - не более чем геометрический узор.

Отличительная черта каргопольской игрушки – стилизованный орнамент, напоминающий северную вышивку – все больше крестики, дуги , волнистые линии, полоски , кольца, зигзаги . На животных - баранах, оленях, лосях, - на юбках колоколом у женщин характерные разноцветные круги, нередко с крестом посредине. Ученые утверждают, что каргополский орнамент - это древняя символика, связанная с культом плодородия.

До нас дошло большое количество стариннейшей каргопольской керамики, кусков различной глиняной посуды с так называемым ямочно-гребенчатым орнаментом. Характер орнамента своеобразен. Признанный знаток древней культуры северной России М. Фосс пишет об этом: «Наряду с круглыми и ромбическими ямками встречаются овальные (часть с острыми концами), приближающиеся к квадратной или прямоугольной форме, а также треугольные и неправильной формы, в виде овала, как бы обрезанного с одной стороны, и др. Присутствие их в орнаменте придает такой своеобразный облик каргопольской керамике, что ее без труда можно узнать».

Наряду с керамикой, в орнаментах которой господствуют ямки, есть керамика с преобладанием гребенчатых орнаментов в виде зигзага, треугольников, пересекающихся полос, образующих узор в виде сети, и т.д…

Круги, кресты, кольца — символы солнца, линия — земля, волнистая линия-вода, точка, овал — зерно, вертикальные полосы - вспаханная нива.

2.4 Составить план занятия по декоративному рисованию по мотивам народных глиняных игрушек (« Дымковская барыня», или «Дымковский конь»возрастная группа по выбору студента)

План занятия по декоративному рисованию по мотивам народных глиняных игрушек «Дымковская барыня» для подготовительной группы ДОУ

Тема:  Дымковская барыня

Цель: : Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

2. Развивающие задачи:

• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

• развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

• обогащать словарь детей: Вятка, дымкадымковские мастерадымковская игрушкадымковская роспись;

3. Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Целевые ориентиры:различают и называют зверей, выделяют их характерные признаки; проявляют желание сооружать постройки по собственному замыслу из подручного материала; умеют налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками.

Освоение содержания образовательных областей: : «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Средства реализации: мультимедийные – презентация; литературные стихи; картинки с изображением барыни в одежде с разными узорами.  

Оборудование - рисования дымковской барыни -фигуры дымковских игрушек; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь.

Организационная структура игрового занятия

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1

2

3

Мотивационно- побудительный

Воспитатель:

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг, слева - друг и справа - друг.

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый и веселый в моих руках колокольчик. Какой росписью он украшен?

Воспитатель: Прошу пройти к столу, на котором выставлены разные изделия дымковских мастеров

Воспитатель: Да, ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке начнем сегодня наш  рассказ!
-Ребята, а кто помнит, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется?

Молодцы! Эти удивительные изделия сделаны из глины и расписаны мастерами-художниками.

- Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества?

- Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация: презентации.

- Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? 

Игра «Викторина».

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры?

2. Из чего лепят дымковские игрушки?

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры?

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки?

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково?

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки?

7. Где изготавливают глиняные игрушки?

8. Что такое свистулька?

9. В чем особенность дымковской игрушки?

10. Из каких элементов состоит дымковская роспись?

Физкультминутка.

Мы игрушки расписные, 
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами) 
Хохотушки вятские 
(Улыбка друг другу с поворотом) 
Щеголихи слободские, 
(Поворот вокруг себя) 
Кумушки посадские. 
(Небольшие приседания) 
У нас ручки крендельком 
(Показ рук вперед, на пояс) 
Щёчки будто яблочки, 
(Легкие прикасания к своим щекам) 
С нами издавна знаком 
(Стойка прямо) 
Весь народ на ярмарке. 
(Поклон).

Дети становятся в круг

Рассуждения детей

( дымковская роспись)

              Дети подходят к столу

Если затрудняются, говорю сама

ответы детей

Свободное расположение (посадка) детей

Дети слушают рассказ воспитателя и смотрят слайды презентации

 (синий, красный, желтый, зеленый)

(кружочки, точки, волны, полоски).

Дети строятся в круг.

Белый

Из глины

Геометрические

Дымково

Свистунья

Красный, синий, зеленый, желтый

В печи

Это  дымковские игрушки издающие звук.

Она белоснежная.

Кружочки, линии, точки, кольца, полоски.

Дети выполняют движения по тексту

Основная часть

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую. Закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной волшебные слова: «Вертись, кружись в мастерской окажись!»

Воспитатель: Посмотрите, как интересно: здесь краски, кисточки. А что это? Какая-то посылка и письмо и фотография, давайте прочитаем письмо.

Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Марья-искусница. Хочу попросить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать барыней, которые вы обнаружите в посылке. Барыней я отвезу на весеннюю ярмарку Свистуньи. Я уверена, что у вас все получится. Заранее большое спасибо. С уважением, Марья-искусница!».

Воспитатель: Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь?
Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться!

Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц.  Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д.  По белому фону, мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол на доске. Ребята, обратите внимание на ее одежду.

1 Во что она одета?

2 Какой формы юбка?

3 Что одето на юбку?

4 А на голове что?

Обратите внимание на то, какими элементами украшены юбка, фартук и кокошник

Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

( (Геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки).


Воспитатель: Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примыкания.

Дети кружатся и повторяют слова за воспитателем.

Ответы детей

Дети занимают места за столами.

              Юбку, блузку

Как колокол

Фартук

Кокошник

Колечки, точки, прямые и волнистые линии, клеточка

ответы детей.

Дети приступают к работе, выполняя по образцам или самостоятельно

Выставка  детских работ

- А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди, мастера!

- А сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: « Крутись, вертись, в группе окажись».

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по декоративному рисованию (комплексное) для детей старшего возраста "Голубая гжель"

Материал конспекта дает возможность в увлекательной форме рассказать о народных промыслах....

«Знакомим детей с народной декоративной росписью. Проблемы в обучении детей декоративному рисованию»

Рекомендации по обучению детей декоративному рисованию в старших группах детского сада....

Конспект организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию "Дымковские мастера" для детей среднего дошкольного возраста

Материал включает в себя практический материал по декоративному рисованию, который может быть использован вопитателями в своей работе....

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему: «Ярмарка» для детей средней группы

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему "Ярмарка" для детей средней группы...

Непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Ознакомление с Городецким промыслом»

Непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Ознакомление с Городецким промыслом»...

Непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство с элементами Городецкой росписи. Рисование купавки, розана и листочка"

Непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство с элементами Городецкой росписи. Рисование купавки, розана и л...

Непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Городецкая роспись. Рисование узора на полосе"

Непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Городецкая роспись. Рисование узора на полосе"...