проект по раннему профориентации
методическая разработка (старшая группа)
Актуальность работы определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:
- Научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;
- Потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно- обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и общего образования в части профессиональных ориентировок детей;
- Необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника.
В современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по раннему профориентации | 72.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ № 1
Методическая разработка
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Воспитатель
МБДОУ №1
Вилкова Анастасия Николаевна
Пояснительная записка
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д.
Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «В мире профессий».
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………….………2
- Введение ……………………………………………………………………4
- Организация работы по проекту «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»……………………………………………………6
- Оценка результатов работы по профориентации дошкольников……...14
- Заключение………………………………………………………………..16
- Список литературы……………………………………………………….19
- Приложение……………………………………………………………….20
Введение
Актуальность работы определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:
- Научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;
- Потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно- обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и общего образования в части профессиональных ориентировок детей;
- Необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника.
В современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей.
Работа с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
- Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества;
- Дошкольный возраст является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.
Актуальными направлениями такой работы являются:
- Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;
- Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.
Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются: в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая, изобразительная музыкальная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд) в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники, развлечения и др.
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с профессиями, с трудовыми действиями и инструментами необходимыми для их работы.
- Дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий.
- Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
- Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, расширять словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
В ходе реализации проекта обучающиеся получат достаточный объем информации, необходимый для качественного усвоения знаний об окружающем, о профессиях взрослых, разовьются предпрофессиональные интересы.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Продолжительность: проект рассчитан на 1 год.
Обеспечение проекта:
Методическое:
- Художественная литература;
- Подборка стихов;
- Видеоматериалы;
- Иллюстрации.
Развивающая среда включает:
- Создания тематических альбомов;
- Создание картотеки дидактических игр;
- Создание презентаций по теме.
3. Организация работы по проекту «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение плана мероприятий, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
План мероприятий в рамках проекта
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
№ п/п | Форма проведения | Цель | Участники | Сроки |
1. | Беседа «Кем быть?» | Закрепить знания детей о современных профессиях, развивать логическое мышление, речь | обучающиеся | сентябрь |
2. | Знакомство с профессией «Ветеринар» | Уточнить представления детей о содержании работы ветеринара, о личностных качествах человека этой профессии | обучающиеся | |
3. | Просмотр мультфильма «Бегемот, который боялся прививок» | Вызвать эмоциональный отклик, прививать бережное отношение к животным | обучающиеся, родители | |
4. | Инсценировка сказки К. Чуковского «Айболит» | Привлекать детей к совместному творчеству, активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление | обучающиеся | |
5. | Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника» (из пластилина и бросового материала) | Побуждать правильно, использовать в игре необходимые атрибуты и предметы-заместители | обучающиеся, родители | |
6. | Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» | Расширять представления о профессии ветеринар, формировать умение детей развивать сюжет игры на основе ранее полученных знаний, формировать умения детей согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения: договариваться, уступать, самостоятельно разрешать конфликты | обучающиеся | |
7. | Акция «Поможем бездомных животным» | Воспитание у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства доброты, сострадания, ответственности за домашних питомцев. | обучающиеся, родители | |
8. | Магазин «Детский мир» отдел игрушки | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. | обучающиеся | октябрь |
9. | Беседа «Профессия – продавец» | Дать детям представление о профессиях людей, работающих в магазине (продавец, кассир, товаровед, грузчик, водитель, уборщица, директор магазина); уточнять представления о профессии продавца; совершенствовать представления о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать культуру общения; развивать познавательную активность детей | обучающиеся | |
10. | Игра-тренинг «Мы с мамой идем в магазин» | Систематизировать знания детей о товарах, цене, ценниках, закрепить правила культурного поведения в магазине, учить детей правильно распоряжаться деньгами и планировать семейный бюджет | обучающиеся | |
11. | Рассказ воспитателя о профессии «Фермер» | Уточнить представления детей о содержании работы фермера, о личностных качествах человека этой профессии, познакомить с сопутствующими профессиями (доярка, животновод, агроном, комбайнер, пастух) | обучающиеся | ноябрь |
12. | Беседа «Жизнь в деревне» | Рассказать детям, чем отличается жизнь в деревне от городской жизни, прививать уважение к сельскохозяйственному труду | обучающиеся | |
13. | Просмотр презентации: «Домашние животные» | Вызвать интерес детей к труду фермера | обучающиеся | |
14. | Дидактическая игра «Зоологическое лото» | Закрепить знания о животных. побуждать детей выполнить задание, помочь детям распределить роли (доярка, фермер, водитель) | обучающиеся | |
15. | Дидактическая игра «Кто это знает и умеет?» | Расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий | обучающиеся | |
16. | Знакомство с профессией «Библиотекарь» | Уточнить представления детей о содержании работы библиотекаря, о личностных качествах человека этой профессии | обучающиеся | декабрь |
17. | Экскурсия в детскую библиотеку | Дать представление детям, что такое библиотека, познакомить с правилами поведения в библиотеке, познакомить детей с профессией библиотекарь | обучающиеся, родители | |
18. | Изготовление атрибутов для игры «Библиотека»: читательские билеты, книжки-малышки, закладки | Побуждать детей использовать атрибуты в игре, обогащать игровой опыт с помощью атрибутов | обучающиеся, родители | |
19. | Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» | Развивать у детей способность разворачивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; побуждать детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты | обучающиеся | |
20. | Оборудование читального зала библиотеки | Вызвать интерес детей к игре, привлечь малоактивных детей, поощрять творческую активность | обучающиеся | |
21. | Составление рассказов «Кем работают мои родители» | Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и месту работы родителей; расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества; воспитывать чувство гордости за трудовые успехи и заслуги родителей; формировать умение составлять рассказ из личного опыта на основе плана, предложенного воспитателем | обучающиеся | |
22. | Сюжетно-ролевая игра «Рыбалка» | Развивать представлений о рыбалке, как об одной из форм семейного досуга; закреплять представлений детей о рыбной ловле, о деятельности человека-рыбака, об экипировке и атрибутах, предназначенных для рыбалки | обучающиеся | январь |
23. | Игра на развитие фантазии и воображения «Море волнуется…» | Развивать актерские способности детей | обучающиеся | |
24. | Беседа на тему «Есть такая профессия – Родину защищать». | Уточнить представления детей о военных профессиях; способствовать формированию основ военно-патриотического сознания; воспитывать у дошкольников интерес и уважение к армии | обучающиеся | февраль |
25. | Просмотр презентации «Военные профессии» | Продолжать знакомить с военными профессиями (капитан самолета, капитан корабля, пилоты, матросы, разведчики, часовые, саперы, радисты, танкисты, военные врачи, медсестры) | обучающиеся | |
26. | Развлечение «Лейся песня» (песни военных лет) | Закрепление знаний детей об образах героев-воинов | обучающиеся, воспитатель, муз. руководитель | |
27. | Конструирование из разных видов конструкторов боевой техники, выставка «Военная техника» | Развивать представления детей о военной технике | обучающие еся, родители | |
28. | Дидактическая игра «Исправь ошибку» | Учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий | обучающиеся | |
29. | ОД «Поговорим о профессиях» (профессии работников банка) | Познакомить детей с профессиями работников банка (управляющий, бухгалтер, кассир, охранник, инкассатор, соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к современным профессиям | обучающиеся | март |
30. | Беседа «Что такое деньги? | Познакомить детей с разнообразием денежных единиц (монеты, бумажные деньги, деньги других стран) | обучающиеся | |
31. | Экскурсия в банк | Заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета | Родители с детьми | |
32. | Просмотр мультфильмов о космосе: «День рождения Алисы», «Полет на луну» | Вызвать у детей интерес к космонавтике | Обучающиеся, родители | апрель |
33. | Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие» | Активизировать знания детей об окружающем мире, о Земле, формировать умение развивать сюжет игры на основе полученных ранее знаний, побуждать к содержательному общению друг с другом, воспитывать положительные взаимоотношения в детском коллективе | обучающиеся | |
34. | Подвижная игра «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем…» | Развивать актерские способности, фантазию, воображение | обучающиеся | |
35. | Знакомство с профессией «Полицейский» | Уточнить представления детей о содержании работы полицейского, о личностных качествах человека этой профессии | обучающиеся | май |
36. | Встреча с сотрудником полиции | Показать на реальных примерах социальную значимость профессии полицейский, вызвать желание быть похожим на полицейского | Обучающиеся, сотрудником полиции | |
37. | Чтение «Дядя Стёпа» С. Михалкова | Познакомить с произведением, вызвать положительное отношение к профессии героя произведения | обучающиеся | |
38. | Игровая ситуация: «Ребенок потерялся» | Напомнить детям, что в трудных ситуациях нужно обращаться к полицейскому | обучающиеся | |
39. | Дидактическая игра «Детективы» | Развивать логическое мышление | обучающиеся | |
40. | Оформление альбома «Все работы хороши» | Обобщить знания детей о профессиях защитников Родины (МЧС, милиция, ДПС, охранная безопасность, пожарная безопасность) подвести детей к пониманию значения данных профессий | обучающиеся | июнь |
41. | Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях?» | Систематизировать знания детей о разнообразных профессиях и орудиях труда (творческих, героических, сельских и городских, «женских» и «мужских») современные и профессии прошлых лет, актуализировать знания литературных произведений о профессиях (загадки, стихи, пословицы, поговорки, сказки, рассказы) развивать логическое мышление, память, речь, воспитывать выдержку, дружелюбие | обучающиеся | июль |
Итоги проекта (выводы):
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела.
Таким образом, за период работы по проекту у дошкольников наблюдалась положительная динамика уровня сформированности о профессиях в рамках раннего информирования о профессиях, ознакомлению с профессиями родителей воспитанников, актуализации перед родителями вопроса ранней профориентации дошкольников. У детей улучшились показатели познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, речи (диалогической стороны, рассуждения и выводы), воображения (творческого и воссоздающего).
Знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра - отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.
Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.
Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.
На основе выводов можно дать следующие рекомендации:
1. Необходимо создавать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создавать материально-игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы-заместители, бросовый материал, который используется детьми во время игр.
2. Обогащать содержание детской игры с использованием таких методов и приёмов как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.
Необходимо понимать, что процесс воспитания - это долгий и целенаправленный процесс, который необходимо начинать с самого рождения человека и не прекращать его ни на минуту. Проблема воспитания детей заключается в том, что ребёнок не может полностью осознать значение некоторых вещей, которые для него важны. И именно применение игр позволяет заинтересовать ребёнка в самом процессе воспитания и делает доступным и понятным для него весь мир, т.к. игра - это естественное состояние любого ребёнка.
Список литературы:
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников: учебно-методическое пособие/ Н.Н. Захаров. – М.: Просвещение, 1988. – 126с.
Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие/ В.П. Кондрашов. – М.: Изд-во Николаев, 2004. – 284с.
Нищева Н. В. Все работы хороши: альбом/ Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 32с.
Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях: наглядно - дидактическое пособие/ Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они: учеб. пособие / К.П. Нефедова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2006. – 68 с.
Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет: учеб. пособие / Т.В. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
Шорыгина Т.А . Профессии, какие они: учеб. пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2010. – 73 с.
Буре Р.С. Учите детей трудиться: пособие для воспитателя детского сада/ Р.С. Буре, Г.Н. Година. – М.: Просвещение, 1983. – 143с.
Крулехт М.В. Образовательная область «Труд»: методический комплект программы «Детство»/ М.В. Крулехт М.В, Крулехт А.А. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 176с.
Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: учеб. пособие/ М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 124с.
Примерная основная общеобразовательная программа «Детство»: учеб. пособие/ Т.И. Бабаева [и др]. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 352с.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: учеб. пособие/ Т.И. Бабаева [и др]. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 384с.
Электронные ресурсы:
Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
Сюжетно - ролевая игра
магазин «Детский мир»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
- развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
- воспитывать культуру речевого общения;
- знакомство с профессиями продавца, кассира.
Предварительная работа: экскурсия в магазин, беседа «Мы были в магазине» (вычленение ролей), поделка материалов с детьми (чеки, касса, «деньги», ценники), встреча с продавцом магазина.
Оборудование, дидактический материал: касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир».
Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Методика и технология проведения мероприятия
Данное занятие для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Роли: продавцы, кассир, покупатели, шофер. По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. Роли в игре распределены заранее: два продавца отдела «Игрушки», директор магазина, продавец в кафе, покупатели. В процессе занятия уделяется большое внимание отслеживанию уровня усвоения учебного материала. С этой целью проводится контрольное задание в игровой форме – викторина «Отгадай загадку».
Ход мероприятия
Воспитатель:
Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель:
У вас, у всех растут года
Будет и семнадцать.
Где работать вам тогда,
чем заниматься?
Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?
Давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?
Поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
Нажимаю на педаль
и машина мчится в даль.
И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»).
Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? И первая остановка «Магазин «Детский мир». (Слайд 1). Вот здесь мы и поработаем.
Воспитатель. У нас магазин «Детский мир». А в нем большой отдел «Игрушки». Магазин большой, красивый, уютный. (Слайд 2). Есть комната отдыха, где можно отдохнуть и попить кофе. Какие роли нужны для игры в магазин? (Слайд 3).
Дети. Продавцы, покупатели, кассиры.
Воспитатель. Кто будет продавцами игрушек, надевайте свою одежду и становитесь за прилавок, готовьте игрушки к продаже. Кассиры, садитесь за кассы.
Продавцы кофе, проходите в кафе. Ну, а остальные ребята будут покупателями.
Раздаётся звонок.
Воспитатель. Магазин открыт, покупатели, заходите!
1-й продавец отдела «Игрушки»:
Стоят на полке чинно в ряд,
Стоят игрушки, ждут ребят.
Куклы, матрёшки, лошадки, зверюшки,
Будут, будут у ребят игрушки.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, как много игрушек. Но хочу вам посоветовать. Не спешите с покупками. Потратив деньги, их уже не вернешь. А у вас денег только на одну покупку. Поэтому сначала определите предмет покупки, а потом только расплачивайтесь.
Ребенок должен понять, что не может купить за одну и ту же денежку несколько заинтересовавших его игрушек, что потраченных денег уже не вернешь.
2-й продавец отдела «Игрушки»:
Есть машины, мишки,
А вот разноцветные книжки!
Посмотрите, мальчики,
Вот на полке мячики.
Воспитатель:
Какие мячи! Все яркие, красивые! Давайте купим эти мячи.
(Слайд 4). Воспитатель просит детей объяснить значение терминов «цена», «деньги», «покупка», «продажа». В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы. Покупатели за покупки расплачиваются деньгами, кассиры принимают деньги, выдают чек. Все вместе проверяют, правильно ли дана сдача.
Директор:
Внимание, покупатели, кто устал, пройдите в комнату отдыха. Она расположена в зелёном уголке магазина. Здесь можно кофе попить и с игрушками поиграть. (Слайд 5,6). Я - директор, буду впускать туда в том случае, если вы отгадаете загадки:
- Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. (Монета).
- Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).
- На товаре быть должна
Обязательна ... (цена). - За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт ... (кассир). - Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам ... (продавцы).
Воспитатель:
А теперь в комнате отдыха поиграем в игру.
Проведение игры «Найди себе пару».
Материал. Флажки (по числу участников — по 2 флажка каждого цвета, один флажок должен остаться без пары).
Ход игры. В игре принимает участие нечетное число детей. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (например, два удара в бубен или слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.
Один ребенок остается без пары.
Обращаясь к нему, все играющие говорят:
«Ваня, Ваня (Маша, Оля и др.), не зевай! Быстро пару выбирай».
Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.
Указания к игре. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх
Директор:
Магазин наш закрывается,
Мы с вами все прощаемся.
Поиграли мы для вас-
Вам понравилось у нас?
Приходите в гости к нам -
Мы споём и спляшем вам.
А сейчас уже пора -
Ждут нас игры и дела.
Воспитатель. Ребята, наведите порядок в магазине. Игрушки возьмем с собой в группу. Хотите ещё с ними поиграть?
Дети: Хотим!
Воспитатель: в нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, магазин закрывается. Все садятся в автобус и возвращаются в детский сад.
А если вам, дети, понравилось в городке, мы с вами туда приедем еще не раз. Когда ещё будем играть в игру «Магазин», ребята поменяются ролями: одни будут покупателями, а уже другие, кто захочет, продавцами.
До скорой встречи в магазине «Детский мир»!
Сюжетно - ролевая игра
"На рыбалку"
Цель. Создание условий для активной, творческой игровой деятельности.
Задачи.
1. Обогащать содержание игры детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности.
2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжет сложения.
3. Развивать умение вести действие и повествование согласно выбранной роли, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
Предварительная работа: беседа о путешествиях, изготовление атрибутов к игре, дидактическая игра «Кому, что нужно для работы и отдыха», просмотр мультфильмов с элементами рыбалки, рассматривание энциклопедий о рыбах.
Активизация словаря: удочка, рыбалка, рыбачить, названия речной рыбы, частей рыб.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать?
Дети: На самолете, машине и т. д.
Воспитатель: ребята, я сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по реке. Кто мне подскажет, на чем же мы отправимся в наше путешествие.
Дети: на лодке.
Воспитатель: а почему не на корабле?
Дети: потому что река уже, чем море и корабль там не поместится.
Воспитатель: Правильно, но прежде, чем отправиться в путешествие, нам нужно построить лодку и собрать все необходимое для поездки. Кто будет строить лодку? (мальчики, потому что это тяжелая работа для мужчин). Кто будет собирать рюкзаки? (девочки, потому что это женская работа). Хорошо, давайте с вами разделимся на группы: мальчики будут строить лодку, а девочки собирать рюкзаки в дорогу.
(Мальчики строят лодку, используя модели, девочки собирают предметы, необходимые для путешествия; аптечку, посуду, мяч, удочки и т. д.)
Воспитатель: Ну, вот мы и собрались, какую лодку сделали наши мальчишки, просто загляденье.
Ну, что в путь!
(Воспитатель вместе с детьми рассаживается в лодку)
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, какая природа вокруг. Что вы видите? (Дети в бинокли рассматривают окрестности и делятся впечатлениями)
Воспитатель: Ребята что-то я замерзла и проголодалась, а вы проголодались? Что же нам делать?
Дети: Надо выйти на берег, развести костер, согреть чай и приготовить бутерброды.
Воспитатель: Тогда мальчики гребите к берегу и сделаем привал.
(Воспитатель с детьми сходят на берег)
Воспитатель: Вот мы с вами на берегу, посмотрите, как здесь красиво и чисто. Что же делать дальше?
Дети: Мы наберем сухих веточек и разведем костер, потом согреем чай, согреемся и отдохнем на берегу.
Воспитатель: Распределите между собой обязанности: кто будет собирать сухие ветки и раскладывать костер, кто – ставить палатку, кто – готовить, а кто со мной пойдет на рыбалку.
Воспитатель напоминает мальчикам, чтобы они не забыли, что для костра нужно собирать сухие ветки с земли и нельзя ломать ветки на деревьях.
Воспитатель с группой детей уходят на рыбалку. (Мальчики берут с собой удочки, а воспитатель – сачок). На имитируемом берегу рассаживаются и ловят рыбу. Воспитатель беседует с детьми.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какую рыбу я поймала. (Воспитатель вылавливает рыбу сачком и выпускает ее в ведерко). Давайте покажем ее нашим ребятам.
Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, зовет детей и выпускает рыбку в тазик для наблюдения.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую рыбу я поймала. Вы знаете, что это за рыба?
Дети: Да это карась и он живет в реке и в прудах и называется речной рыбой.
Воспитатель: Каких еще речных рыб вы знаете?
Дети: Ерш, щука, окунь, лещ, карп.
Воспитатель: А что есть еще и другие рыбы?
Дети: Да, акулы, рыба-меч, которые живут в море, и называться морскими рыбами.
Воспитатель: Ребята, чем рыбы отличаются от животных?
Дети: Рыба живет в воде. И все ее органы приспособлены к жизни и передвижению в воде. Она передвигается при помощи плавников и хвоста. У нее большие глаза, которые никогда не закрываются; жабры, с помощью которых она дышит.
Воспитатель: Вы можете сосчитать, сколько плавников у рыбки?
Дети: У рыбы два плавника на груди, один на спине и хвостовой плавник.
Воспитатель: Есть ли у рыбы голова? А шея?
Дети: Нет, голова плавно переходит в туловище. Все в ее теле устроено так, чтобы рыба легко двигалась в воде.
Воспитатель: Правильно, тело рыбки имеет обтекаемую форму. Такую же форму ученые-конструкторы придают подводным лодкам, чтобы они могли передвигаться под водой. Этому они научились, наблюдая за рыбами.
Воспитатель: Ребята, а чем покрыто тело рыбы?
Дети: Тело рыбы покрыто чешуйками, которые плотно прижаты друг к другу, чтобы не тормозить во время движения.
Воспитатель: Правильно, а вы знаете, что по размеру чешуи можно определить возраст и размер рыбы? Если внимательно рассмотреть рыбью чешуйку, то на ней можно заметить колечки. По ним определяют возраст рыбы. На берегу я нашла несколько разных чешуек, наверное, здесь до нас тоже кто-то рыбачил. Давайте с вами определим, какую же рыбу здесь до нас ловили? Возьмите лупы и рассмотрите чешуйки.
Дети рассматривают чешуйки и определяют размер рыб по чешуйкам, сравнивая с чешуей и размером обследуемого карася.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что наша рыбка загрустила, что же нам делать?
Дети: Мы ее отпустим в речку.
Воспитатель: Ребята, вы правильно поступаете. Я предлагаю вам немного отдохнуть, мальчики стелите покрывало, девочки приготовьте еду к обеду. А я пойду, посмотрю, не потух ли наш костер и подложу дров, если надо.
Воспитатель «обожгла руку».
Воспитатель: Ой-ой, я обожгла руку, что же мне делать? Помогите мне.
Обыгрывается игровая ситуация «Медицинская помощь».
Воспитатель: Спасибо вам ребята. Давайте пообедаем и отдохнем.
Игровая ситуация «Обед на берегу», затем мальчики играют с мячом, девочки фотографируют и собирают цветы и листья для гербария.
Воспитатель: Ребята, отдохнули, пора возвращаться домой.
Что нам нужно не забыть?
Ответы детей: Убрать за собой, чтобы не было мусора, природа оставалась такой же красивой, затушить костер, чтобы не загорелся лес, и не погибли животные.
Дети убирают за собой.
Воспитатель: Ну, что в путь. Рассаживайтесь удобнее. Ребята мне так понравилось путешествовать с вами, а вам?
Дети: и нам тоже очень понравилось.
Воспитатель: Как много рыбы поймал Дима, какой клев был у Андрея, какую рыбу мы поймали, помните?
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель: Ребята, а вы фотографировали моменты нашего путешествия?
Дети: Да, мы сделали много кадров.
Воспитатель: Вот мы и дома, в детском саду. Отдыхайте и подумайте, куда мы отправимся путешествовать в следующий раз.
Приложение 3
Сюжетно - ролевая игра «Банк»
Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру “ Банк”
Задачи:
• Учить подбирать предметы и атрибуты для игры;
• Учить выполнять игровые действия с общим игровым замыслом;
• Развивать и обогащать сюжет игры;
• Формировать элементарные ролевые диалоги.
• Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
• Воспитывать дружеские взаимоотношения;
• Развивать парное ролевое взаимодействие;
Примерный ход игры
Дети заходят в группу, встают в круг.
Воспитатель:
- У Вас у всех растут года,
Будет и семнадцать
Где работать вам тогда,
Чем заниматься?
Дети, давайте поговорим о том, какие профессии вы знаете?
Кем бы вы хотели стать? Но чтобы работать, надо сначала вырасти, закончить школу, учиться.
А как хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать, правда?
Давайте отправимся в путешествие туда, где все дети сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите?
А поедем на этом автобусе (стульчики в ряд по 3). Я буду водителем, а вы пассажиры.
- Качу, лечу во весь опор
Я сам шофер и сам мотор!
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль.
Итак, поехали (звучит музыка).
Вот мы и приехали, и вы все сразу стали взрослыми.
Вот бы поработать. А где, я вам скажу?
Вот здесь у нас магазин-
Все продукты на витрине.
Чай, кофе, колбаса, разбегаются глаза.
Подходите. Покупайте.
Деньги в кассу отдавайте.
А здесь Банк.
Вот касса сбербанка.
Здесь вы можете открыть карточку, положить деньги на хранение, снимать деньги, оплачивать за услуги детского сада, школы, и многое другое. Всегда к вашим услугам кассир. Работает банкомат. В зале сбербанка присутствует охрана. Дети встают в очередь (примерный диалог детей и кассира):
Клиент:
- Здравствуйте! Я хочу снять деньги, вот моя карточка.
Кассир:
- Здравствуйте! Сколько будите снимать?
Клиент:
- (Счет до 10). Три рубля.
Кассир:
- Скажите, пожалуйста, ФИО. Вот ваши деньги. Получите!
Клиент:
- Спасибо, до свидания!
2-й клиент:
- Здравствуйте! Мне нужно заплатить за детский сад.
Кассир:
- Назовите, пожалуйста, ФИО ребёнка, детский сад, группу.
Сколько будите платить? (2-й клиент называет сумму).
Кассир:
- Возьмите, пожалуйста, квитанцию, всего вам доброго.
3-й клиент:
- Здравствуйте! Мне нужно отправить деньги моей маме.
Кассир:
Сколько? Назовите ФИО вашей мамы?
(3-й клиент называет сумму).
Кассир:
- Деньги отправлены ваша мама скоро их получит.
3-й клиент:
- Спасибо.
Кассир:
- Деньги можно снимать через банкомат, можно заплатить за телефон.
Воспитатель:
- Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы мечтаете трудиться там, где вам понравится.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую ситуацию, обстановку, наладить взаимоотношения, следит за культурой общения.
Воспитатель:
- В нашем городе, наступил вечер, закончился рабочий день, закрываются магазины, аптеки, больницы, а также банк. Все садимся в автобус и возвращаемся в детский сад. Наше путешествие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Проект по ранней профориентации дошкольников
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требова...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...
Визитная карточка проекта по ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Краткая характеристика группы: 19 человек с ОНР (3детей- ОН...
Проект по ранней профориентации на тему "«Все профессии нужны, все профессии важны».Проект одобрен и выдвинут на конкурс "Наше Подмосковье"
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. ...
Информационно-познавательный проект по ранней профориентации Проект на тему «Мой папа - нефтяник»
Цель: сформировать первоначальное представление о профессии родного края – «нефтяник», о нефти, ее свойствах и продуктах ее переработки.Задачи:Образовательная: формировать предс...
Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Жил да был паровоз»
В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...