Статья «Музыкальная деятельность как средство эмоционально-экспрессивного развития дошкольников»
статья
В статье идет речь о влиянии музыкального воспитания на развитие способности к восприятию музыки, а также о его важной роли в формировании духовных потребностей человека, его нравственных представлений, игтеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 57.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальная деятельность как средство эмоционально-экспрессивного развития дошкольников»
Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски или тихой грусти.
В воспитательно-образовательном процессе через реализацию образовательной области «Музыка», особенно успешно формируется нравственный облик ребенка. Музыкальные произведения разнообразны по своему социально-образному содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженных в различных музыкальных произведениях. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине. Воспитанники отзываются и на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям, чувствам, которые переданы в музыке. В старшем возрасте они способны различить оттенки лирической музыки, отчетливо воспринимают разнообразие танцевального жанра, чувствуют и узнают плавный характер вальса и оживленный - польки. В репертуаре детского сада есть народная, классическая и современная музыка, различная по своему стилю и эмоциональному содержанию
Образовательная область «Музыка» хорошо влияет на общую культуру поведения воспитанников. Исполняются произведения различного настроения, меняются виды деятельности, в процессе непосредственно образовательной деятельности происходит интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация». При движении детского коллектива во время игры каждый ребенок должен соблюдать определенный порядок, организованность, быстроту реакции, кому-то уступить, кому-то помочь. Все это воспитывает культуру общения, поведения, коллективизм, то есть создает условия для формирования нравственных качеств.
Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.
В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания воспитанниками. В таком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры человека. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации воспитанника, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки - ее восприятие и анализ.
Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Воспитанники получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Интонация голоса находится в тесной связи с наглядной выразительностью лица, его мимикой в певческом процессе. Являясь фактором непосредственного эмоционального общения, певческая деятельность позволяет исполнять музыкальное произведение в его эстетической целостности - единстве внутреннего переживания содержания и его внешнего, экспрессивного выражения. Следовательно, в певческой деятельности становится возможным достижение целостности эмоционально-экспрессивного развития детей.
Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметам. В таком виде музыкальной деятельности детей, как музыкально-ритмическая происходит внешнее выражение переживаний, вызванных музыкальным произведением, через выразительные движения.
Здесь коммуникативная направленность музыки ощущается не только через музыкальную интонацию, но и «показывается», приобретает видимые очертания. Дошкольники подвижны, и поэтому у них возникает естественная двигательная реакция на звучащую музыку. При таком активном, двигательном восприятии ребенок глубже и точнее прочувствует эмоциональное содержание произведения. Движения выступают средством передачи эмоционального содержания произведения, своего рода невербальным средством самовыражения.
Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с воспитанниками применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения. Этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления воспитанников, побуждает к экспериментированию со звуком, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Такому виду музыкальной деятельности дошкольников как игра на детских музыкальных инструментах присуща эмоциональная выразительность. Дети активно осваивают выразительные возможности музыкальных инструментов и используют их в передаче образа музыкального произведения. Обучаясь игре на инструменте, ребенок имеет возможность овладеть разнообразными способами извлечения звуков (легко, плавно, нежно, отрывисто, с нажимом и т. п.) для передачи характера музыкального произведения. Причем, поиск способов выразительного исполнения произведения, основывается на «прочувствовании» музыкального образа, его эмоционального содержания
Задача педагога музыки, - это введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству.
Учитывая все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, знакомство с нотной грамотой, - следует обратить особое внимание на развитие детского творчества - песенного, танцевального, игрового; на праздники и развлечения, на организацию самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников, на музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процессом всестороннего музыкального развития ребенка дошкольного возраста. Музыкальное воспитание осуществляется во время непосредственно-образовательной деятельности, в условиях непосредственного контакта педагога с детьми, его влияния и действенной помощи в ходе активной учебной и самостоятельной музыкально-познавательной деятельности.
Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагогическим требованиям:
- способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;
- быть художественными;
- эмоционально насыщенными;
- содержательными и занимательными по сюжету;
- мелодичными;
- простыми по форме и доступными по содержанию.
Каждый основной метод - наглядно-слуховой, словесный, художественно-практический - заключает в себе определенный комплекс разнообразных методических приемов, которые, отвечая его основной задаче и специфике, детализируют, конкретизируют, уточняют этот метод, способствуют комплексному решению задач музыкального воспитания.
Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать следующие принципы:
- комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
- систематичность;
- постепенность;
- последовательность;
- повторность.
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет трехлетний.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
1. слуховое ощущение, музыкальный слух;
2. качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
3. простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Музыкальное развитие - это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка.
Развитие происходит:
1. в области эмоций - от музыкальных откликов на простейшие и музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;
2. в области ощущения, восприятия и слуха - от отдельных различий музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
3. в области проявления отношений - от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
4. в области исполнительской деятельности - от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально- ритмическом движении.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Формирование основ музыкальной культуры начинается в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким в понимании красоты и искусства.
Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации воспитательно-образовательного процесса. Обучение музыке - воспитательный процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. Уровень развития определяется поведением воспитанников во время непосредственно образовательной деятельности, творческими проявлениями к самостоятельной деятельности, участием в смотрах, конкурсах, фестивалях различного уровня. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития. Успех музыкального развития зависит от степени причастности и заинтересованности всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями.
Таким образом, следует отметить, что музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на ребенка уже в первые годы его жизни, занимает большое место в музыкальном воспитании и в общем культурном развитии дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"
«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....
Проектная деятельность, как средство художественно – эстетического развития дошкольника
В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также существующими проблемами модернизации современного образования, в том ...
«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»
По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение...
Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников.
Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отно...
Статья: "Творческая проектная деятельность как средство естественнонаучного (интеллектуального) развития дошкольников в процессе реализации ФГОС"
Возможно ли использовать творческую проектную деятельность при реализации ФГОС?...
статья "Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста"
Влияние музыкального развития ребенка на его умственное и психическое развитие. Если вы хотите чтобы ваш ребенок заговорил, был успешен в математике и логике - учите его музыке....
Статья " Музыкально-театрализованная деятельность как средство улучшения социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях Гостевой группы"
В основу работы Гостевых групп положен механизм временной интеграции, при котором часть воспитанников компенсирующих групп с ОВЗ с оптимальной степенью готовности приходят в ...