Доклад родительском собрании № 1. 09.2020 г.в младшей группе на тему "Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка" с картотекой игр
консультация (младшая группа)

Ломакина Юлия Викторовна

Знакомство родителей воспитаников с разнообразием дидактических игр, используемых в ДО. Как можно развивать умственные способности ребенка в игре? Родителям были предложены картотеки с самыми популярными играми в нашей группе. А в конце собрания воспитатели поиграли с родителями в известную речевую дидактическую игру "Подбери словечко"

Скачать:


Предварительный просмотр:

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru

Доклад «Дидактическая игра,

 как средство умственного развития ребенка»

Воспитатели: Ломакина Ю.В.,

Масленникова Н.А.

г. Электрогорск 10.09.2020 г.

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 

формировать у родителей понятие об игре как средстве умственного развития ребенка;

стимулировать интерес родителей к играм со своими детьми;

познакомить родителей с различными видами дидактических игр для младших дошкольников;

обсудить вопрос организации игровой среды в условиях детского сада и семьи.

Предварительная работа: 

Консультация для родителей: «Роль игры в жизни ребенка», ссылка на картотеку дидактических игр для детей 3-4 лет, ссылка на развивающие игровые стихи и потешки.

Ход:

Вступительная часть.

 Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Психологическая разминка «Улыбка» Воспитатель: Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

 Основная часть.

 Воспитатель: Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, какие они бывают, об игрушках, о значении всего этого на познание окружающего мира и развитие наших детей.

Послушайте высказывания известных педагогов:

 « Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет на работе, когда вырастет» Макаренко А.С.

Воспитатель: Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает начальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. По своей сути игра является первым видом деятельности, которой обучается ребенок.  Именно игровой деятельности принадлежит особо значимая роль в развитии личности ребенка, в формировании важнейших черт характера, обогащении внутреннего мира. Все основные виды деятельности у ребенка: познавательная (желание узнать новое), художественная (рисовать, лепить, заниматься аппликацией, ручным трудом, слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы),  двигательная ( бегать, прыгать…), коммуникативная ( развитие речи, общение, взаимодействие,..) могут быть реализованы через игру.  Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка.  В игре у ребенка формируется воображение, развивается способность к преобразованию действительности в образе.

Возможности игры огромны, они:

- Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение;

- Тренируют наблюдательность и ум;

 - Развивают творческие способности у детей;

- Формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;

 - Способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;

- Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.

А теперь и мы с вами давайте поиграем. На вопросы постарайтесь отвечать максимально честно и откровенно.

Игра с мячом.

 1.В какую игру играли недавно с ребенком?

2.Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

3.В какие игры чаще играет ваш ребенок? 4.При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5.В какие игры вы играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

 6.Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

7.Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

 8.Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети? Организуют ли старшие дети игры?

9. Какие игрушки любимые у ребенка?

10.Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

Воспитатель: А теперь мы познакомим Вас с играми, в которые мы играем в детском саду: Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых. Например, игры в детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё. Игры развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость. Игра-задание Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то загибаете палец.

 1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.

 2. Рассказываю о своих играх в детстве

 3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

4. Купив ребёнку игру (игрушку), объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

 5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки.

7. Стараюсь чаще покупать игрушки и игры, направленные на развитие ребенка.

 Воспитатель: Если вы загнули больше пяти пальцев, то это значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

Воспитатель: Как выбрать правильную, развивающую игру? Пожалуй, это не менее серьезное, чем выбор лекарств, детского сада или школы для любимого чада. Игрушки могут развивать и развлекать. Но они, же способны расстраивать психику, давать ложное представление об окружающем мире, вызывать агрессию и попросту представлять угрозу для здоровья и жизни ребенка. Это развивающие игрушки, всевозможные конструкторы, наборы для творчества, сюжетно-образные игрушки, игры-головоломки и т. д. Правильная современная игрушка - многофункциональна. Ее можно использовать несколькими способами, причем в самых разных играх. Классический пример - мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

Я хочу, чтобы вы познакомились дома и поиграли с детьми в игры, которые я вам предложила в родительской группе. Эти игры называются дидактические и направлены на развитие речи, координацию движений, формирование культурно - гигиенических навыков, развивают усидчивость, умение действовать по сигналу, умение слышать и выполнять простые команды, соблюдать правила.

 Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они бывают: настольно-печатные, игры с предметами и словесные.

Для этих игр не всегда требуется что-то покупать, часто такие игры не требуют особой подготовки. Во многие предложенные мной игры вы можете играть с детьми по дороге в сад, развивая речь ребенка и расширяя его представления о мире.

Виды дидактических игр:

Настольно - печатные – используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания («Что растет в саду, в огороде, в лесу?», «Что сначала, а что потом?», «Что кому нужно?», «Лото», «Логический поезд», «Где я это видел?»…)

Игры с предметами или игрушками – направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушка развитие творческого мышления и воображения ( «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки?», «Кто скорее соберет?»…)

Словесные игры - способствуют развитию связной речи, слуховой памяти, развитию внимания, развивают коммуникативные способности ( «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», «Похож – не похож?»,»Кто больше заметит небылиц», «А что потом?», «Так бывает или нет?»…)

 И в заключении.

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! Игра – помощник нам, бесспорно, игре все возрасты покорны. Взаимодействие в игре поможет понимать друг друга, Нам стать внимательней, добрей, и разрешить вопрос досуга. Играйте с нами! Придумывайте сами! Играйте с друзьями! Удача за вами! До новых встреч! Рефлексия (высказывания родителей)

 1.Впечатление от родительского собрания.

 2.Какие выводы вы сделали?

Приложение.

Игры с родителями.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем.

Поскорее встали в круг,

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

 А теперь начнём вращаться,

 В ребятишек превращаться!

 Паровоз давно вас ждет,

 В страну Играндию повезёт! (Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашкова» родители становятся «паровозиком»)

Внимание! Станция «Цветная».

Игра «Разноцветные флажки».

 Веселая, подвижная игра-разминка для детей, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета. Описание игры: Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков или ленточек. Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п

Станция «Ремонтная». Игра «Исправь ошибку» Используя заранее приготовленные «неправильные» картинки, малыша просят разобраться, что на них не так. Например: красная елка, зеленое солнце, и т.п. ребенок, должен назвать правильный цвет. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше. (Звучит музыка, паровоз едет дальше).

Станция «Фигурная». Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником. Игра «Волшебный мешочек» Игроки по очереди опускают руку в мешочек с геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, называют её, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»). Далее необходимо назвать, что бывает красного цвета. Игра «Назови, что бывает такого цвета».

Те фигуры, которые обучающиеся достали из «волшебного мешочка» воспитатель ставит к себе на стол и просит детей запомнить их, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. Игра «Прятки». После дети должны определить, какая фигура «спряталась».

Станция живописная. Игра «Рисование на песке, манке» Игрокам предлагается поднос, с рассыпанной по нему тонким слоем манки. Надо нарисовать любую геометрическую фигуру или картинку из геометрических фигур. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше. (Звучит музыка, паровоз едет дальше).

Станция« Величина»! Игра «Цвет, форма, величина» Нужно собрать в большой обруч большие предметы, а в маленький все маленькие предметы. Речевая игра «Что длиннее» Дидактические задачи: сравнение предметов по длине. Развивать логическое мышление. Оборудование: мяч. Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель стоит в центре, он катит мяч кому-нибудь из детей и говорит: — Сапоги длинные, а ботинки… Ребенок, у которого мяч, отвечает: Короткие. — У футболки рукава короткие, а у рубашки… (длинные). — Гольфы длинные, а носки… (короткие). — Шорты короткие, а брюки… (длинные). — Платье длинное, а юбка… (короткая). — Пальто длинное, а куртка… (короткая). А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше. (Звучит музыка, паровоз едет дальше). Мчится паровоз, Он на станцию « Игрушечную». Всех детей привез! Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько игр нас встречает. Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. Наши дети любят играть в дидактические игры. Эту особенность мы учитываем при подготовке и проведении занятий с малышами. Игры и игровые ситуации на занятиях – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. Мы познакомили вас только с маленькой частью из них. В родительской группе я поделюсь играми и потешками для занятий с детьми дома. Играйте с детьми на здоровье!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строительные игры - как средство умственного развития дошкольников

Опыт работы по контсруированию по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости"...

игра как средство умственного развития

игра как средство умственного развития дошкольника...

Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»

Я хочу  поделиться своим опытом работы с детьми и познакомить  родителей сенсорными  дидактическими  играми, в которые мы играем вдетском саду и в которые мы советуем играть дома....

Родительское собрание в нетрадиционной форме во второй младшей группе «Воспитываем любя, играя…»

Родительское собрание в нетрадиционной форме во второй младшей группе «Воспитываем любя, играя…» Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенк...

Родительского собрания «Воспитание культурно-гигиенических навыков в младшей группе».2020 г. 13.10.22

Родительского собрания «Воспитание культурно-гигиенических навыков в младшей группе»...