Песочная терапия, как средство развития творческих способностей у дошкольников
статья (старшая группа)

Смелянцева Кристина Андреевна

В данной статье раскрывается сущность понятия «творческие способности» в психолого-педагогических исследованиях, возможности песочной терапии в развитии творческих способностей у дошкольников, обосновывается необходимость целенаправленной работы по развитию творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл песочная терапия74.01 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия, как средство развития творческих способностей у дошкольников

Sand therapy as a means of development of creative abilities of preschoolers

Аннотация: В данной статье раскрывается сущность понятия «творческие способности» в психолого-педагогических исследованиях, возможности песочной терапии в развитии творческих способностей у дошкольников, обосновывается необходимость целенаправленной работы по развитию творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии.

Abstract: In this article the essence of concept of "creativity" in psychological-pedagogical studies, the possibility of sand therapy in the development of creative abilities of preschool children, the necessity of purposeful work on development of creative abilities of preschool children by means of sand therapy.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, творческие способности, песочная терапия.

Keywords: children of preschool age, creativity, sand therapy.

     На сегодняшний день стремительные изменения во всех сферах современного общества выдвигают перед образованием новые требования: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач. Необходимо формирование личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта. В концепции ФГОС ДО [2] в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОО фиксируется портрет первоклассника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих способностей ребёнка.

Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании и развитии творческих способностей. В дошкольном возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы, формируются эстетические переживания.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Одно из эффективных средств для этого – занятия песочной терапии в детском саду.

Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, развивает творческие способности, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу творчества, способствует эффективному развитию воображения и восприятия, что обуславливает актуальность исследования.

Цель исследования: - всестороннее изучить проблему развития творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии;

- разработать и апробировать программу «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии».

Задачи исследования:

  • рассмотреть понятие «творчество» и «способности» в психолого-педагогических исследованиях;
  • изучить возможности песочной терапии в развитии творческих способностей у дошкольников;
  • проанализировать деятельность МБДОУ №223 города Кемерово;
  • разработать и апробировать программу, направленную на развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей у дошкольников.

Предмет исследования: песочная терапия как средство развития творческих способностей у дошкольников.

Гипотеза: процесс развития творческих способностей у дошкольников будет проходить эффективно, если будет разработана и апробирована программа, направленная на развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии.

В работе использовались следующие методы: теоретическая основа литературы по теме исследования; диагностическая методика: тест П.Торренса; тестирование; беседы; наблюдение.

Методологической основой являются работы Э.Э. Большебратской [1],  Ю.В. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой [3], Т.Г. Казаковой [4].

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, а ее применение имеет свои особенности. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Можно сказать, что сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве [1, с.11].

Однако главные возможности песочной терапии проявляются и в другой плоскости. Игры с песком применяются как средство развития творческих способностей у детей.

 С точки зрения Т.Г. Казаковой, творческие способности – результат овладения ребенком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества. [4, с.94].

Песочная терапия для дошкольников – это прекрасная возможность для самовыражения, она развивает фантазию, образное мышление, творческое воображение. Кроме того, песочная терапия способствует развитию навыкам коллективной и индивидуальной творческой работы: умение понимать и видеть красоту окружающей действительности, передавать собственное восприятие мира через художественную деятельность.

Исследовательская работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение № 223 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» города Кемерово.

В МБДОУ №223 ведется  разносторонняя деятельность по всем направлениям. Но наряду с положительными результатами выявлены недостатки: в планировании мало уделяется индивидуальной работы с детьми. В своей деятельности педагоги в большей степени опираются на традиционные техники по развитию творческих способностей воспитанников, когда как нетрадиционным уделено недостаточное внимание, например, таким как песочная терапия. В соответствии с ФГОС работа должна совершенствоваться, быть результативной, поэтому мы решили разработать и внедрить программу по развитию творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии.

В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет.

Практическое исследование состояло из шести этапов:

  • 1 этап – всесторонне изучили  проблему развития творческих способностей у дошкольников на базе МБДОУ №223 города Кемерово;
  • 2 этап – определили критерии развития творческих способностей у дошкольников;
  • 3 этап – провели входную диагностику уровня развития творческих способностей детей;
  • 4 этап – разработали  программу «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии»;
  • 5 этап – апробировали  программу «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии»;
  • 6 этап – провели итоговый контроль уровня развития творческих способностей детей и оценку результативности программы «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии»;

Далее подвели итоги и обобщили результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей у дошкольников.

         При определении уровня развития творческих способностей и его особенностей у детей дошкольного возраста был использован тест «Незаконченный рисунок» П. Торренса.

Результаты, полученные в ходе проведения данной методики, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводные показатели, полученные в ходе проведения методики «Незаконченный рисунок» (входная диагностика)

Уровень

Количество детей, чел.

Количество  %

Высокий

11

55

Средний

6

30

Низкий

3

15

Исходя из таблицы 1, мы выявили три уровня способности построения целостного образа у дошкольников:

Высокий уровень – ребенок угадывает по 1 - 2 рисунку. Таких детей оказалось 11 (55%).

Средний уровень - угадывают изображение на третьем рисунке. Данный уровень получили 6 дошкольников (30%). Низкий уровень – объект угадывается по четвертому рисунку, что означает, что ребенок не выполнил задание. Таких детей оказалось 3 (25%).

Отобразим полученные результаты схематично на Рисунке 1.

        

Рис.1

Анализ результатов теста «Незаконченный рисунок» (входная диагностика)

Таким образом, по итогу диагностической методики был получен высокий (55%) и средний (30%) уровень развития творческих способностей в группе обследуемых старших дошкольников. К низкому уровню было отнесено– 15%. Для работ этих детей характерно, излишняя схематичность, практически полное отсутствие деталей.

Далее мы разработали программу «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии», целью которой было создание благоприятных условий для развития творческих способностей у старших дошкольников, на основе использования песочной терапии.

Целью следующего этапа исследования явился анализ результативности апробированной программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами песочной терапии. Для повторной оценки уровня развития творческих способностей у детей обследуемой группы были использованы та же методика, что и на входной диагностике.

Проанализируем результаты, полученные в ходе итогового контроля у дошкольников.

Результаты, полученные в ходе повторного проведения методики, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сводные показатели теста «Незаконченный рисунок» (итоговый контроль)

Уровень

Количество детей, чел.

Количество %

Высокий

18

90

Средний

2

10

Низкий

0

0

Представим полученные результаты в ходе итогового контроля наглядно (рисунок 2).

        Рис. 2        

Анализ результатов теста «Незаконченный рисунок» (итоговый контроль)

Данные рисунка 2 позволяют сделать вывод о том, что показатели уровня развития творческих способностей у детей в целом изменились: 18 детей (80%) имеют высокий уровень. 3 дошкольников (20%) показали средний уровень, в свою очередь, с низким уровнем детей не оказалось.

Итак, полученные результаты итогового контроля показали положительную динамику.

Далее, обобщим результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей средствами песочной терапии у детей дошкольного возраста.

На рисунке 3 отразим полученные результаты теста «Незаконченный рисунок» обеих групп по итогам входного и итогового контроля.

        

Рис. 3

Сравнительные результаты теста «Незаконченный рисунок» по итогам входного и итогового контроля

        

Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что результаты итогового контроля повысились с 55% до 80%, данный уровень явился в группе испытуемых преобладающим. Показатель среднего уровня повысился с 20% на 30%. Таким образом, целенаправленная работа по развитию творческих способностей на данном этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков в творчестве дошкольников возросла.

Работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами песочной терапии действительно является эффективной, поскольку способствовала повышению интереса, помогала развитию творчества, любознательности, умению видеть красоту в окружающем мире.

        В результате освоения данной программы дети к концу года стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Творческие работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

         В связи с этим, следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческих способностей и совершенствования приёмов работы с песком у детей дошкольного возраста.

Разработанная  и апробированная программа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами песочной терапии доказала свою эффективность и может быть рекомендована в других дошкольных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения 17.01.2016).
  2. Большебратская, Э.Э. Песочная терапия [Текст] / Э.Э. Большебратская. – Петропавловск, 2011. – 74с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – М.: Речь, 2005.
  4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] /Т.Г. Казакова – М.: Просвещение, 2011. – 192с.
  5. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко.- М.: Знание, 2011. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевальная терапия как средство развития творческих способностей дошкольников.

Танцевальная терапия как средство развитиятворческих способностей дошкольников....

Арт-терапия как средство развития творческого воображения старших дошкольников.

Творческое воображение детей 6-7 лет рассматривается как неотделимая часть образовательного процесса образования и воспитания; как закономерно - целенаправленное видоизменение внутренней структуры тво...

Метод танцевально-двигательной терапии как средство развития творческих способностей детей

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях явлется приоритетной....

Материал на городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов "Разбуди талант!" по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Материал на конкурс в номинации: «Моя методическая идея» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста...

Песочная терапия как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи

Песочная терапия – эффективное средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи, так как во время игр на песке дети вступают в общение с педагогом и други...