День защиты детей. Конспект совместной деятельности, досуга
методическая разработка (старшая группа)

Храпова Полина Ивановна

 Цель: закрепить представления детей о своих правах. О понятии права  у  каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_zashchity_detey_-_kopiya.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «Я имею право на….»

 Цель: закрепить представления детей о своих правах. О понятии права  у  каждого человека.

1 ребёнок        Весёлый, тёплый, летний день,

Ты стань ещё светлее!

Сегодня день для всех детей!

И нет его добрее!

2 ребёнок        Сегодня люди всей земли

                Желают детям счастья!

                И чтоб навек от них ушли

                Невзгоды и ненастья.

3 ребёнок        Июньский, славный, добрый день!

Ты стань ещё светлее!

Весёлый праздник для детей

Начнём же поскорей!

         Кто-либо из сотрудников, говорит, что сегодня утром пришла почта для детского сада и есть посылка для детей именно данной группы.

Педагог вместе с детьми читают от кого посылка.

         Посылка от Незнайки, который пишет, что у них сегодня  все малыши собираются отмечать какой-то праздник, а вот какой он не знает. И у него большая проблема: Знайка приготовил в подарок всем книгу, Незнайка хотел ее посмотреть, да вот незадача, растрепал книгу  так, что из нее повыпали все страницы и картинки. И опять ему попадет от Знайки если он все не исправит. А что делать он не знает. Просит помочь. Дети распаковывают посылку, в которой вперемешку страницы с текстом и картинками.

Педагог: Ребята, вы знаете какой сегодня день? (ответы с версиями детей).

Педагог: а вот здесь есть интересное стихотворение. Читает его детям.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Все вместе уточняют, какое сегодня число и какой праздник.

Сегодня 1 июня! Этот день  на всем земном шаре  у вех народов, во всех странах объявлен Международным Днём защиты детей! В этот день взрослые для детей устраивают  праздники с конкурсами, соревнованиями. Дети участвуют в концертах: поют песни, читают стихи. Все радуются, смеются, веселятся.

В этот день взрослые  вместе с детьми перелистывают странички одной очень серьезной книги. И видимо именно эту книгу приготовил Знайка друзьям, а Незнаечка так неосторожно с ней обращался. Предлагает детям найти название этой Книги и прочитать его. Дети ищут страницы с название (на странице написан текст крупными печатными буквами и узкая полоска с текстом, которая вставляется в кармашек на обложке): ПРАВА РЕБЕНКА.

Педагог предлагает поместить название на обложку книги  и вставить первую страницу книги, поскольку книга всегда начинается с названия.

Педагог: Эта книга и для взрослых и для детей. Вот это да! Ребята! Оказывается, права есть не только у взрослых, но и у детей. А вы знаете, что обозначает слово «Право»? ПРАВО – это то, что человек, взрослый или ребенок, может делать. Если человека обидели – это значит нарушили его права, а где человек весел, счастлив, смеется – там права соблюдаются.

Педагог обращает внимание детей на то, сколько в этой книге много было страниц и им предстоит разобраться в этой книге и все страницы расставить по своим местам. Находят еще диск и страницы с разрезными картинками.

 Выдвигает предположение: возможно каждому правилу соответствует определенная картинка.

Педагог: ПРАВА  детей должны знать и соблюдать и взрослые, и сами дети. Этих прав несколько.

Педагог предлагает просмотреть диск (благодаря ему задается последовательность выбора и расстановки прав)

ПРАВО ПЕРВОЕ: ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА МЕДИЦИНСКИЙ УХОД, Т.Е. НА ПОМОЩЬ ДОКТОРА

 Слайд 1.  Изображение красного креста, рядом стихотворение.

Ну а если вдруг у Оли, или Коли, или Пети

Заболит живот иль ухо,

Или насморк одолеет,

Или голова болит,

Приходите, приходите…

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Педагог просит детей поделиться мыслями, что это может быть за ПРАВО и действительно ли, оно так необходимо.

Слайд 2. Набор картинок с изображением оказания медицинской помощи детям в разных уголках мира. Педагог поясняет, что врачи стараются оказывать помощь всем нуждающимся детям, даже тем, до которых трудно добраться. Но не только доктор может оказать первую простую необходимую помощь: это может сделать и взрослый, и даже ребенок. Просит подумать как дети могут помочь друг другу (позвать на помощь взрослого). Просит детей найти страницу  соответствующую этому ПРАВУ(в центре ребенок, вокруг врач и красный крест) и картинку, которая подходит по смыслу, параллельно вспомним литературные произведения, которые рассказывают об этом праве (доктор Айболит, который лечит зверей). Дети вставляют  страницы в книгу последовательно друг за другом.

 

ПРАВО ВТОРОЕ: РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ, С ТЕМИ, КТО О НЕМ  ХОРОШО ЗАБОТИТЬСЯ.

Слайд 3. Изображение ребенка (достаточно условное). Педагог предлагает подумать, что это за право у ребенка. По ходу на слайде рядом с ребенком появляется изображение мамы и папы.

Дети высказываются.

А вы знаете, многие дети лишены заботы и ласки родителей. Причины здесь могут быть разными: смерть или сильная болезнь  родителей;  родители заняты своими проблемами и не могут и не хотят ухаживать, заботиться о ребенке, отказываются от ребенка. А если все в порядке, то все члены семьи заботятся о маленьком ребенке, потому что он слаб и не может самостоятельно всему научиться,  они приходят ему на помощь. Чем меньше ребенок, тем больше ему внимания.

Просит составить  картинку, изображающую данное ПРАВО (ребенок в центре,  рядом вставляются в прозрачные кармашки изображения папы и мамы). Дети вспоминают и находят картинки из литературных произведения где было нарушено данное ПРАВО. (Дюймовочка, Гуси-лебеди, Золушка…)

ПРАВО ТРЕТЬЕ: ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОТДЫХ

Слайд 4. Изображение кровать и кресло. Педагог просит детей подумать, что это за право. Месте выясняют для чего нужны данные предметы.

Что такое работа для ребенка? В чем ваша работа? Как вы работаете? …

Но для сохранения здоровья необходим отдых. Как ребенок может отдыхать?...

Просит найти картинку-схему с изображением данного ПРАВА, вспомнить и подобрать картинки из произведений, где было нарушено данное право.

Какая героиня из сказки все работала, работала. А отдыхать ей не разрешали? Золушка, Падчерица (Мороз-Иванович) Она плакала, расстраивалась.

Педагог: А не пора ли и нам немножко отдохнуть у нас есть такое право. Давайте прокатимся и немного потанцуем – возьмём с собой в дорогу улыбку, шутку, здоровый смех и прекрасное настроение. Слайд5 .Динамическая картинка паровоза под песню «ПАРОВОЗ» Львова – Компанейца

Двигательная пауза.  

 Чук-чук-чук! Чук-чук-чук!

Паровоз – наш лучший друг.

Он промчит нас по лесам,

По оврагам и горам.

Крепко за руки держись,

От друзей не оторвись.

Машинист, вперёд гляди,

Путь весёлый впереди.

Далее педагог настраивает детей на поисковую деятельность: детям предлагаются сюжетные картинки на тему права, а дети озвучивают его название.

ПРАВО ЧЕТВЕРТОЕ: ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА БЕРЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Слайд 6. Набор картинок к следующим сказкам.

 Вспомним сказки Три медведя: Что наделала Маша? когда Машенька разбросала и сломала чужие вещи. Колобок :Как поступила Лиса? лиса съела его. Красная шапочка: Что плохого сделал волк ? когда волк съел бабушку. Карабас Барабас? жестоко обращался со своими куклами.

 Ни взрослые, ни дети не должны обижать друг друга. Чего были лишены герои этих произведений?. Ответ обобщается педагогом. Составляется схема – картинки для книги: сомкнутые ладошки взрослого лодочкой сверху и снизу, в центре помещается изображение ребенка. Вставляют страницу в книгу.

ПРАВО ПЯТОЕ: РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОСТАТОЧНОЕ ПИТАНИЕ И ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧИСТОЙ ВОДЫ

Слайд 7. Фото детей (с выраженными признаками худобы и жажды) . Вспомним сказку про Мальчика-с-пальчик. Чего были лишены дети в семье? Дети страдают от голода и жажды.

Но к сожалению, есть такие континенты, как Африка, такие страны, как Индия, Перу, Пакистан, Афганистан, Куба, где детей плохо кормят по разным причинам: стихийные бедствия (ураганы, наводнения), которые уничтожают урожай; войны, которые ведут взрослые люди; отсутствие работы у родителей, а значит денег и родители бросают своих детей на улице. Таким детям помогают. Во всех странах мира существует организация помощи: Красный Крест, Служба спасения, которые собирают еду, воду, деньги, одежду.

Составляют страницу для книги: ребенок в центре, рядом хлеб и стакан с водой. Вставляют в книгу.

ПРАВО ШЕСТОЕ: ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ПРИЕМЛЕМЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ (ХОРОШИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ)

Педагог предлагает составить разрезную картинку. Получается иллюсртация к сказке Заюшкина избушка (заяц плачет у растаяшей ледяной избушки, лиса сидит в окошке его домика) Вспомним сказку Заюшкина избушка. Чего лишила Лиса Зайку? Только ли дома? Что стало с вещами, которые находились в доме Зайки? Чьими  они стали?

Любой человек  хорошо, комфортно себя чувствует, когда его окружают любимые и необходимые для него вещи, предметы. Для ребенка это что? Дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта  по росту, по размеру,  которые нравятся, безопасные.

Составляют страницу к праву: ребенок в середине, вокруг по кругу  изображения – дома, предмет одежды, игрушка, стул, кровать, краски, книга. Вставляют страницу в книгу.

ПРАВО СЕДЬМОЕ: ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.

Слайд 8. Несколько  героев из разных сказок. (основа динамическая – правильно выбранный герой оказывается в школе за партой, остальные – исчезают). Педагог просит детей подумать и сказать, кого из сказочных героев пытались научить читать, считать, писать? каким правом не захотел сначала воспользоваться Буратино? Дети учатся в детском саду, школе. Как вы думаете эта вам надо? Зачем ?

Составляем страницу к ПРАВУ: ребенок в центре, вокруг изображение детского сада, школы.

Вставляют страницу в книгу.

ПРАВО ВОСЬМОЕ: ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО ВЫРАЖАТЬ СВОИ ВЗГЛЯДЫ И ЖЕЛАНИЯ.

И осталось, наверное, самое сложное ПРАВО. Но вы попытаетесь его угадать или понять. Слайд 9. Дюймовочка, и постепенно выплывающие сюжеты ее жизни – в болоте с жабами, в свадебном платье с Кротом. Что хотели сделать с Дюймовочкой? Что с ней могло произойти? Хотела ли она этого? Учитывали Жаба и Мышь то, чего хотела Дюймовочка? Какое право Дюймовочки они нарушили?

Т.е. каждый может сказать, то, что он думает, но нельзя обижать других, обзываться, оскорблять.

Дети вставляют последнюю страницу в книгу (изображение мальчика и девочки, смотрящих друг на друга и держащихся за руки, на ними знак вопроса и восклицательный знак)

Я надеюсь, что вы запомнили правила и расскажете о них своим друзьям, а может даже своим близким – папе, маме. Но раз сегодня день праздничны, то будем веселиться.

 

И сегодня мы с вами отправимся в очень далёкое и интересное путешествие. Вот и поезд уже гудит. Занимайте места поудобнее. А куда бы вы хотели поехать?

Нн

Дети предлагают разные варианты.

ВЕДУЩАЯ А не хотите ли поехать в страну весёлую, страну песен, плясок, игр и загадок? Согласны?

Давайте приготовимся к путешествию – возьмём с собой в дорогу улыбку, шутку, здоровый смех и прекрасное настроение.

Чук-чук-чук! Чук-чук-чук!

Паровоз – наш лучший друг.

Он промчит нас по лесам,

По оврагам и горам.

Крепко за руки держись,

От друзей не оторвись.

Машинист, вперёд гляди,

Путь весёлый впереди.

ПЕСНЯ «ПАРОВОЗ» Львова – Компанейца

ВЕДУЩАЯ Мы, по-моему, в лесу. Присядем на поляну (на пеньки-стульчики) Смотрите, какое большое дупло. Здесь кто-то живёт. Я сейчас постучу и спрошу: «Тук-тук. Кто здесь живёт?» Никто не отвечает. А что за листик на суку? Ребята, да это загадка.

Читает         Угадайте, что за птица,

                Света яркого боится.

                Клюв крючком, глаза пяточком.

                Большая голова,

                Это кто?

ДЕТИ Сова.

ВЕДУЩАЯ  Да похоже и впрямь, здесь сидит мудрая бабушка Сова. Она охраняет вход в волшебное зелёное царство. Но что-то она молчит, может спит, Давайте вежливо поздороваемся с ней, скажем: «Здравствуй, бабушка Сова!»

Дети здороваются.

СОВА Здравствуйте! А я не сплю, зелёный лес сторожу! С чем ко мне пожаловали?

ВЕДУЩАЯ Бабушка Сова, пропусти нас пожалуйста в волшебное зелёное царство.

СОВА  Я пропущу вас, если отгадаете мою загадку.

        Кто на зиму раздевается,

        А на лето одевается?

ДЕТИ Деревья, лес.

СОВА Молодцы, отгадали.

        Дом со всех сторон открыт

        Он резною крышей крыт.

        Заходи в зелёный дом –

        Чудеса увидишь в нём.

Добро пожаловать в волшебное царство природы. А в дорогу вот вам маршрутная карта.

ВЕДУЩАЯ Спасибо. Ну что, ребята, нам пора в дорогу. А солнышко –то как светит, выходите, расскажите нам о солнышке.

1 ребёнок         Солнышко, солнышко,

                Ярче нам свети -

                Будут на полянке цветы цвести.

2 ребёнок         Солнышко, солнышко,

                Ярче нам свети -

                Будут все ребята

                Венки плести.

3 ребёнок         Солнышко, солнышко,

                Ярче нам свети –

                Будет много ягод

                В лесу расти.

4 ребёнок        Мы встречаем праздник лета,

                Праздник солнца, праздник света.

                Солнце, солнце жарче грей,

                Будет праздник веселей.

ПЕСНЯ «Я РИСУЮ СОЛНЫШКО»

  1.  Поляна «Спортивная»

ВЕДУЩАЯ У нас впереди непролазный лес. Кто же нам поможет найти дорогу?

Входит турист.

ТУРИСТ        (дети выполняют движения по тексту)

                                                                Комаров всех перебьём

Отправляемся в поход,

Много нас открытий ждёт.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились.

Мостик в стороны качался,

А под ним ручей смеялся.

На носочках мы пойдем,

На тот берег  попадем

Дальше – глубже в лес зашли,

Налетели комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

И к болоту подойдём.

Перейдём преграду вмиг

И по кочкам прыг, прыг, прыг.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки врозь мы отведём

И вразвалочку идём.

        Зайчик быстрый скачет в поле.

        Очень весело на воле.

        Подражаем мы зайчишке,

        Непоседы – ребятишки.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Голову мы опускаем,

Дышим ровно, глубоко

Как зашли мы далеко!

ТУРИСТ Вот мы и вышли с вами к самому трудному участку пути.

ЭСТАФЕТА «ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ»

Старшая-подготовит, две команды с одинаковым количеством человек: бег по скамейке, перепрыгивание через мягкий мостик, подлезание под скакалкой, натянутую между двумя стульчиками, ходьба по стульям – на одном стоит, другой перенести  вперед и встать на него, пустой снова перенести вперед и встать на него и т.д. (вернуть их к скакалке) = передать эстафету следующему.

Мл.-средняя, две команды с одинаковым количеством человек: бег по скамейке, перепрыгивание через мягкий мостик, подлезание под скакалкой, натянутую между двумя стульчиками, подпрыгивание до веревки с погремушкой.

ТУРИСТ А теперь у нас впереди большое озеро. Я предлагаю его вычерпать.

АТТРАКЦИОН «ПЕРЕНЕСИ ВОДУ В ЛОЖКЕ»

Старшая-подготовительная, всего 2 человека: на столе в тазу вода. Зачерпывать ложкой воду из таза и наполнить стакан (стоит на отдалении – 6 метров) до отметки (1/2)

Младшая-средняя, всего 2 человека: на столе в тазу вода. Зачерпывать ложкой воду из таза и наполнить стакан (стоит на отдалении – 3 метра) до отметки (1/3)

ВЕДУЩАЯ Спасибо тебе, турист, ты помог нам добраться до …

  1. Поляна «Загадочная».

Входит бабушка – загадушка с корзинкой в руке.

БАБУШКА Здравствуйте, дети! Давайте с вами познакомимся.

        

Я – бабушка – загадушка.

        Попрошу я вас, ребятки,

        Отгадать мои загадки.

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Туча)

Белая кора,

Тоненькие ветки,

Что это за дерево,

Угадайте, детки. (Берёза)

Кто родился в день дождливый

Под осинкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой? (Гриб)

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка! (Одуванчик)

Квохчет, квохчет,
Детей созывает,

Всех под крылья собирает. (Курица)

ВЕДУЩАЯ А наши ребята знают песню про курочку и цыпляток.

ПЕСНЯ «ЦЫПЛЯТА»

БАБУШКА  Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали. Ну, я пойду в лес, ягоды, грибы пособираю.

ВЕДУЩАЯ А мы с вами оказались на Поляне сказок.

Дети слушают отрывки из знакомых песен из мультфильмов и угадать, что за герой.

Проводятся сказочные эстафеты.

БАБА ЯГА     мл-ср.. ст-подг

Ступа – ведро, помело – веник, швабра. Участник встаёт в ведро одной ногой, другая на земле. Одной рукой держится за ручку ведра, а в другой держит швабру.

Ст-подг: обычное ведро, веник. Обежать ориентир и точно так же вернуться.

Мл-ср: ведро поменьше, то же.

ЛИСА АЛИСА И КОТ БАЗИЛИО     подг.

Команды разбиваются на пары. В каждой паре одному участнику завязывают глаза, и он кладёт руку на плечо товарищу, который должен согнуть ногу в колене и придерживать её рукой. В таком положении (один – слепой, другой – хромой) они движутся по трассе. Проводится один раз.

                                        ЯДРО БАРОНА МЮНХАУЗЕНА    ср.

Ядро – обычный воздушный шарик, на котором можно написать «Ядро». Участник эстафеты должен оседлать ядро, зажав его между колен и придерживая руками, должен совершить путь до поворотного флажка и обратно, а затем передать ядро следующему игроку. Если ядро «взрывается – команды выбывает из игры.

                                        КОТ В САПОГАХ     мл-ср.

Сапоги очень большие. Прямо и обратно бег в сапогах.

ВЕДУЩАЯ Мы с вами оказались на песенной поляне. Я уже слышу пение, а вы? Слышится кваканье лягушек.

Это скачут по опушке

Две весёлые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок –

Прыгать весело, дружок.

ПЕСНЯ «ПРО ЛЯГУШЕК И КОМАРА»

ВЕДУЩАЯ А вот и игровая поляна.

АТТРАКЦИОН «ДЕЛО В ШЛЯПЕ»

ЗМЕЯ

Участвует вся команда. По линии движения устанавливается 5-6 кеглей. Вся команда выстраивается друг за другом, все кладут руки на плечи впередистоящего и дружно приседают. Задача команды – преодолеть расстояние от старта до поворотной отметки и обратно, огибая при этом все препятствия, и не вставая во весь рост.

ТРУДОЛЮБИВЫЕ МУРАВЬИ

Понадобится по одной гимнастической палке для каждой команды. Первый участник берёт палку и бежит с ней до поворотной отметки, возвращается к старту, к нему присоединяется второй, и так до тех пор, пока вся команда не хватиться за палку.

ВЕДУЩАЯ Поляна последняя – танцевальная.

Старшая группа – «Буги – вуги»

Средняя – танец в кругу.

2-я мл. – «Чок-чок»

ВЕДУЩАЯ Хорошо мы повеселились, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд – поехали.

По «возвращении детей» им раздают угощения.

Родившийся ребенок попадает не только в реальный, вещно определенный мир, в котором каждый элемент является именно этим, а не каким-либо другим, но одновременно и в мир условностей, знаков, символов. Будучи втянутым активным освоением мира в обе эти действительности, ребенок поставлен перед объективной необходимостью в разных формах своей жизнедеятельности строить средства их познания. В совместном бытии со взрослым ребенок учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами, использовать их в собственной деятельности, и эта специфическая активность является существенным фактором развития, «очеловечивания» психики ребенка.

Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели.

Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.

Глава 1. Метод моделирования как средство развития мышления дошкольников

1.1 Моделирования как метод познания. Классификация моделей и видов моделирования

Моделирование ныне приобрело общенаучный характер и применяется в исследованиях живой и неживой природы, в науках о человеке и обществе.

Многочисленные факты, свидетельствующие о широком применении метода моделирования в исследованиях, некоторые противоречия, которые при этом возникают, потребовали глубокого теоретического осмысления данного метода познания, поисков его места в теории познания.

Этим можно объяснить большое внимание, которое уделяется философами различных стран этому вопросу в многочисленных работах.

А. Н. Аверьянов дает следующее определение моделирования: «Моделирование – это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:

1) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом;

2) способная замещать его в определенных отношениях;

3) дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте» [1].

При дальнейшем рассмотрении моделей и процесса моделирования будем исходить из того, что общим свойством всех моделей является их способность, так или иначе, отображать действительность. В зависимости от того, какими средствами, при каких условиях, по отношению к каким объектам познания это их общее свойство реализуется, возникает большое разнообразие моделей, а вместе с ним и проблема классификации моделей.

Автор отмечает, что единая классификация видов моделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия «модель» в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям:

по характеру моделей;

по характеру моделируемых объектов;

по сферам приложения моделирования;

по уровням моделирования.

В связи с этим любая классификация методов моделирования обречена на неполноту, тем более что терминология в этой области опирается не столько на «строгие» правила, сколько на языковые, научные и практические традиции, а ещё чаще определяется в рамках конкретного контекста и вне его никакого стандартного значения не имеет [1].

А. Н. Аверьянов рассматривает наиболее известную классификацию – по характеру моделей. Согласно ей различают следующие пять видов моделирования.

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.

2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.

3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.

4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.

5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания [1].

Таким образом, можно различать «материальное» (предметное) и «идеальное» моделирование. Первое можно трактовать как «экспериментальное», второе — как «теоретическое» моделирование, хотя такое противопоставление, конечно, весьма условно не только в силу взаимосвязи и обоюдного влияния этих видов моделирования, но и наличия таких форм, как «мысленный эксперимент».

1.2 Развитие образного мышления дошкольника

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, - перемещение предмета, его использование или изменение.

В. С. Мухина отмечает, что в усложняющейся деятельности ребенка появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и его достижение требует учета связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно [2].

Автор подчеркивает, что возможность переходить к решению задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, сами приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи [2].

Г. А. Урунтаева обращает внимание на то, что в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Ребенок не создает эти связи сам, как, например, в орудийном действии, а выявляет и учитывает их при решении стоящей перед ним задачи. Отображение объективных связей – необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами [5].

Как отмечает автор, многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений [5].

Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления об отношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и другие. Рассматривая формирование учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте, мы уже знакомились с тем, какое значение имеет усвоение такого рода обобщенных знаний для развития познавательных интересов ребенка. Но оно имеет не меньшее значение и для развития самого мышления. Обеспечивая усвоение обобщенных знаний, образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении разнообразных познавательных и практических задач.

Приобретенные представления о существенных закономерностях дают ребенку возможность самостоятельно разбираться в частных случаях проявления этих закономерностей.

1.3 Моделирование в учебной деятельности дошкольников

Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др. благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредованному решению познавательных задач.

Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения. Для моделирования этих отношений ребенок может использовать условно-символические изображения, и даже несложные графические схемы. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности [4].

Автор подчеркивает, что важно строить процесс обучения так, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию зачатков новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастного этапа деятельности – учебной [4].

Л. С. Выготский считал, что программа дошкольного обучения, созданная взрослыми, должна быть одновременно программой для самого ребенка. Поэтому обучение старших дошкольников, отвечающее этому требованию, следует понимать не как грубый нажим на ребенка или «вытеснение» детских понятий более развитыми понятиями взрослых, а как перестройку под влиянием педагогических воздействий отношения ребенка к окружающей действительности, как изменение его характера деятельности.

Г.А. Урунтаева констатирует, что необходимо правильно определить наиболее уместные на занятиях с дошкольниками формы и методы обучения, учесть возрастные возможности детей. Необходимо помнить, что учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка [5].

Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию – игровую, соревновательную, престижную. Такой максимальной полимотивированности целесообразно придерживаться до конца пребывания детей в детском саду. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник – опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего – игровые. Это важное условие для того, чтобы программа взрослых стала программой и для самого ребенка.

Глава 2. Экспериментальное исследование по использованию метода моделирования в работе с дошкольниками

2.1 Обоснование выбора программы и методики экспериментального исследования

В своей экспериментально-исследовательской работе мы остановились на методе предметного моделирования, а именно на степени развития математических представлений у дошкольников.

Цель: Выявить степень сформированности математических представлений у дошкольников.

Задачи:1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка раздаточного материала);

2. Дать оценку степени сформированности математических представлений у дошкольников.

Для решения поставленных задач мы использовали программу по развитию математических представлений, основанную на развивающих играх и занятиях с палочками Кюизенера.

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить использование работы с палочками известного бельгийского математика Кюизенера, рекомендованными для обучения детей основам математики.

Существует множество наборов с разным количеством счетных палочек, но у всех наборов единый принцип конструкций:

все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной равной 1см;

палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка; самую маленькую палочку белого цвета длиной в 1 см можно назвать «кубик»;

каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая – 3 и т.д.

Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения [3].

В своей экспериментально-исследовательской работе мы остановились на методе предметного моделирования. В процессе данного вида моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека и т.д.) с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.

2.2 Анализ полученных результатов исследования

Для проведения исследования мы выбрали 10 участников детей. Они все посещают одну старшую группу одного детского сада. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста (5-6 лет): Бердинских Данил, Бетехтина Полина, Гребенкина Настя, Дегтерева Лена, Ермолин Кирилл, Жуков Ваня, Колчин Матвей, Свалов Вася, Сурков Матвей, Тарасов Стас.

На наше предложение поучаствовать в новой интересной игре на внимание дети откликнулись охотно и заинтересованно.

В результате исследования мы можем сделать следующие выводы:

У детей формируется умение выполнять задание, моделировать по условию (построение модели моста).

Формируется умение сопоставлять и сравнивать (соотношение длины, цвета палочки с определенным числом).

Дети упражняются в счете.

Применение данной методики позволяет организовать детей посредством привлечения их внимания новой необычной для них деятельностью. Работа дошкольников с палочками Кюизенера помогает им контролировать выполняемые действия.

Обоснование выбора данной программы: исследование проводилось среди старших дошкольников, многие из которых уже в этом году собираются переступить порог школы, а мы знаем, что игры способствуют формированию мышления и развитию воображения дошкольника. Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли, положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний.

2.3 Методические рекомендации по использованию метода моделирования в учебной работе с дошкольниками

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию следует осуществлять в такой последовательности.

Воспитатель:

Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства.

Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.

Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.

Руководит созданием моделей элементарных понятий.

Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.

Раскрывать существенное в объекте.

Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитее их мышления.

При помощи картинок-моделей можно организовать различные виды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности.

Заключение

Выявлено, что учебно-игровая деятельность является наиболее эффективной на первых этапах овладения учением.

Моделирование – это еще один метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности.

Эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.

Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.

Список литературы

Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Наука, 1998. – 204 с.

Мухина В. С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с.

Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.: ил.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2001. – 358 с.

Урунтаева Г. А. Детская психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2006. – 368 с.

Приложение 1

Конспект занятия «Строим мост через реку» (из программы по развитию математических представлений у детей 5-7 лет)

Цель. Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом. Упражнять в счете.

Материал. Цветные счетные палочки; голубая, желтая, бордовая палочки – мерки для мостов; карточка.

Предварительная работа. Просмотр слайдов, видеозаписей, иллюстраций с изображением рек (где река берет начало, в самом широком и самом узком месте).

Описание.

Воспитатель предлагает детям выложить из палочек реку; узкую в начале – у истока, широкую в середине, сужающуюся в конце. Говорит, что через реку будут проложены мосты, равные по длине голубой, желтой и бордовой палочкам, поэтому ширина речки в каждой части должна соответствовать этим палочкам.

Когда только дети сделают реку, они устанавливают мосты над ней. По окончании работы педагог предлагает им сделать ступеньки к мостам.

Вопросы

- Сколько всего мостов?

- Какой мост самый длинный? Чему он равен?

- Насколько бордовый мост длиннее голубого?

- Насколько мост с левой стороны короче моста с правой стороны?

- По какому мосту сможет проехать машина; пройти человек?

- Сделайте так, чтобы по мосту могла проехать машина. (Дети добавляют палочки, равные ширине любого моста.)

- Какой из этих мостов шире? Сколько палочек пошло на мосты?

- Назовите главную реку Москвы. Назовите главную реку России. А по какой реке вы плавали?

День

Защиты

Детей

Развлечение для детей разных возрастных групп

2006 год

г. Санкт - Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме "День защиты детей"

Конспект представляет собой сценарий совместной деятельности с детьми, в который проводится как досуг или праздник в зале, с участием нескольких героев, проведением игр....

План-конспект совместной деятельности. Досуг с участием родителей «Угощение для мамочки»

Подробный план-конспект совметной деятельности .Досуг с участием родителей. Может быть проведен ко Дню Матери или к празднику 8 Марта....

Конспект совместной деятельности детей, родителей и воспитателей группы ко дню Матери. Вечер - досуга «Мамин день» ( с детьми среднего дошкольного возраста).

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие.Вид деятельности:   игровая деятельность с детьми, родителями и педагогами группы.Тема:  Вечер - досуга «Мамин ...

" День защиты детей"конспект развлечения

Конспект развлечения " День защиты детей"...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет Тема: "День защиты детей с семьей"

Материал разработан для совместной деятельности  детей и  родителей . Состоит из подборки заданий, которые  будут интересны детям ....

«1 июня – день защиты детей». Конспект спортивного развлечения, посвященного дню защиты детей

Цель: создание атмосферы радости и доверия по средствам совместных игр и танцев.Задачи:закреплять у детей навыки и умения, полученные на занятиях физкультуры и музыки,развивать силу, выносли...

Конспект совместно образовательной деятельности «1 Июня день защиты детей»

Конспект совместно образовательной деятельности «1 Июня день защиты детей»...