Рабочая программа по доп.образованию "Занимательная математика"
рабочая программа (старшая группа)

Лонгортова Ольга Валерьевна

Дополнительная  образовательная программа «Занимательная математика» имеет  социально – педагогическую направленность. Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, начиная с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_.zanimatelnaya_mat.docx58.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательная  организация

«Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15, тел (факс) 8 (34994) 67-2-13

Рассмотрено на заседании методического совета МБДОУ ДС «Т еремок» с.Овгорт

протокол №___от ___________

Приложение к приказу МБДОУ ДС «Теремок» с.Овгорт

№___от ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

 (4-5 лет)

на 2019-20120 учебный год

        

Разработал воспитатель

первой квалификационной категории:

Лонгортова О.В.

с.Овгорт, 2019г.

Содержание

1

Пояснительная записка

3

Цель и задачи программы

Принципы реализации Программы

Принципы организации кружка

5

Ожидаемые результаты

6

Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика)

Методическое обеспечение программы.

7

Учебно-тематический план

8

Календарно-перспективное планирование

10

2

Работа с родителями

19

3

Список литературы

19

Приложение1.

Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика).

Образовательная область «Познавательное развитие»

20

Список детей

22

Журнал посещаемости

        

Пояснительная записка

«Математика  порядок, симметрию определенность.

 А это важнейшие виды прекрасного».                                                                                 Аристотель.

Дополнительная  образовательная программа «Занимательная математика» имеет  социально – педагогическую направленность. Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, начиная с дошкольного возраста.

Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. Перед педагогами  дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми  они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий,  гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.  Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

В основе разработки данной программы кружка лежит использование методик логико – математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игровых технологий блоков Дьенеша, палочек Кюизенера. Главными составляющими компонентами игровой технологии интеллектуально-творческого развития являются: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Преимуществом в выборе данной игровой технологии и методик явилось следующее:
- возможность использования этих игр для детей разного возраста;
- наличие у развивающих игр замысла, правила. Возможность дополнить игр определенным сказочным сюжетом – который порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам;

- вариативность игровых заданий и упражнений, т. е. возможность усложнения их с учетом индивидуальных особенностей развития детей.

- творческий потенциал каждой игры. 

Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений предстали:

  • Образовательная  программа  дошкольного образования МБДОУ ДС «Теремок» с.Овгорт  на 2016-2017 учебный год;
  • Примерная образовательная  программой дошкольного образования «Детство» под редакцией кандидата педагогических наук, профессора Т.И. Бабаевой, доктора педагогических наук, профессора А.Г. Гогоберидзе, кандидата педагогических наук, доцента О.В. Солнцевой;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённого приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13) и др.

Педагогическая целесообразность

   Данная рабочая программа дополнительного образования  педагогически целесообразна, так как в процессе ее реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, у детей формируются математические представления о числе, цифре, составе числа, видах счёта, приёмах сложения и вычитания и т. д. Они свободно могут соотнести число с определённым цветом или цвет с числом.  Всё это дети выполняют с большим удовольствием с помощью цветных палочек  Х.Кюизенера.  Это великолепный материал, являющийся необыкновенным средством познания логики и математики в дошкольном возрасте, который является обязательным наглядным материалом на всех моих занятиях. Также я широко использую дидактический материал  - логические блоки Дьенеша, который способствует ускорению процесса развития у  дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, дети легко решают логические задачи  на разбиение по свойствам. У детей вырабатывается умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два, три или четыре свойства.

       Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что занятия  кружка «Логика и математика» укрепляют интерес к математике, улучшают физическое развитие (физкультминутки, пальчиковые упражнения, прыжки, приседания, хлопки, наклоны, отбивание мяча и т.д.)  и эмоциональное состояние детей; развивают гибкость, ловкость, быстроту и координацию движений; способствуют формированию интереса к логике и информатике.

    Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.

          Цель: создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к  познанию.

       Задачи программы:

- формирование базисных математических представлений;

- ознакомление с основными геометрическими понятиями;

-формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирование;

-развитие у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение) ;

-развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение) ;

-развитие мелкой моторики рук и глазомера;

-развитие творческих способностей и фантазии, способности к конструированию.

- воспитание интереса к интеллектуальным играм;

- формирование стремления доводить начатое дело до конца.

          Принципы реализации Программы

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- системный и целостный характер;

- постоянное и постепенное усложнение;

- рациональное сочетание разных видов деятельности;

- положительная оценка достижений ребенка.

   

  Принципы организации кружка:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям) ;
- наглядность (наличие дидактических материалов) ;
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей) ;
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы) ; 
- «от простого к сложному». 
  Ожидаемые результаты
В ходе работы кружка дети овладевают знаниями и умениями:
• иметь элементарные математические представления;
• уметь производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов;
• уметь обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов,

обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры;
• ориентироваться в пространстве; 
• фантазировать, моделировать, конструировать;
• уметь составлять целое из частей;
• уметь пользоваться схемой (конструировать по схеме и без неё) ;
• уметь прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям. 
• выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи. 
• слышать и слушать друг друга;
• проявлять индивидуальные и творческие способности. 

     Формы контроля: наблюдение, беседа, объяснение детей, игровые задания.

В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки,  поэтому  к концу учебного года дети будут  знать:

место числа в числовом ряду

числа - соседи

виды счёта (прямой, обратный, порядковый)

как получить число первого десятка (путем +1)

как получить число второго десятка (один на – дцать и т.д.)

состав чисел  первого десятка из двух и нескольких меньших

процессы сложения и вычитания

 

будут уметь:

строить «лесенку»

образовывать «семейки»

соотносить число и цвет, цвет и число

соотносить число и цифру, цифру и число

составлять и решать примеры на сложение и вычитание

составлять и решать задачи по схемам и карточкам

считать парами, тройками

делить целое на части

составлять «коврик» - состав числа

классифицировать фигуры по 3-4 признакам.

ориентироваться в пространстве

ориентироваться во времени

ориентироваться на листе бумаги

 

          Для того  чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка я использую  оценку индивидуального развития (педагогическая диагностика).

        Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика)

Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год - в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). В первом случае, она помогает выявить наличные показатели развития каждого ребенка, а во втором - наличие динамики ее развития.

Материалы педагогической диагностики (сводные таблицы и аналитические справки) хранятся в методическом кабинете МБДОУ ДС «Теремок» с.Овгорт. Диагностические карты (приложение 1), выводы по результатам педагогической диагностики детей хранятся у воспитателя Лонгортовой О.В.

        Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

  • освоил;
  • имеет затруднения.

          В соответствии с ФГОС ДО планируемые итоговые результаты (в конце подготовительной к школе группы) освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС «Теремок» с.Овгорт основаны на целевых ориентирах (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) и описывают качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

          Формы проведения итогов реализации программы

•Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете. 
• Систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и обобщение опыта.
 

Методическое обеспечение программы.

Методы используемые при реализации программы:

  • занятия с детьми осуществляется на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями,
  •  метода цикличности,т.е.возврата к ранее пройденному материалу, 
  • игрыкак основного вида деятельности дошкольника.

Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения логики и математики:

  • коммуникативной направленности;
  • активации мыслительной (логически мыслить) деятельности детей в процессе овладения логическими операциями;
  • повышение мотивации учения;
  • индивидуальному подходу к детям;
  • техническому оснащению учебного процесса.

Кружки проводятся 1 раз в неделю согласно программе. Длительность 1 занятия не более 25 - 30 минут.

         Формы организации деятельности детей на занятии:

индивидуальная

работа в парах

работа по подгруппам, звеньям

групповая

           

Формы проведения занятий:

беседа

игра – соревнование

игра - путешествие

открытое занятие

мастер – класс

Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования «Занимательная  математика» в  группе  имеется:

  • доска;
  • стол для педагога;
  • раздаточный материал (счетный материал, цветные карандаши; дидактические игры и пособия ит.д.);
  • магнитофон с комплектом аудиозаписей;

Дидактический материал: таблицы,  дидактические карточки, раздаточный материал для  каждого ребёнка в достаточном количестве, схемы, алгоритмы, картинки для составления задач, наглядные пособия, пазлы, головоломки («Танграмм», «Монгольская игра», «Коломбово яйцо», «Пифагор»), логико – математические игры(«Логическая мозаика», «Играем в математику», Логика и Цифры»),  развивающие игры («Сложи узор», «Хамелеон»)

Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, презентации.

Учебно-тематический план

 

пп

 

Раздел,  тема

 

всего

Количество часов

теория

практика

1.

Введение в программу. Инструктаж: ТБ,ПБ, ПДД.

Знакомство с кружком «Занимательная  математика»

 

0,5

 

0,5

 

-

2.

Множества и совокупности

4

 1

 3

2.1

Понятие множества. Много и один.

1

0,5

0,5

2.2

Сравнение предметов

1

-

1

2.3

Сравнение предметов и совокупностей

1

0,5

0,5

2.4

Игры-головоломки

Логически задачи и упражнения.

1

-

1

3

Пространственно-временные представления

3

 

 3

3.1

Ориентация в пространстве

1

-

1

3.2

Ориентация во времени

1

-

1

3.3

Ориентация на листе бумаги

1

-

1

4.

Числа и операции над ними

18

 

 18

4.1

Цвет – это число, число – это цвет, образование «семеек»

2

-

2

4.2

Числа  и цифры первого десятка 

2

-

2

4.3

Виды счёта (прямой, обратный, порядковый)

2

-

2

4.4

Состав числа (от 2 до 10)

4

-

4

4.5

Сложение и вычитание

2

-

2

4.6

Составление и решение задач по схемам и карточкам

4

-

4

4.7

Числа второго десятка, двузначные числа

2

-

2

5.

Геометрические фигуры, величина

5

 1

 5

5.1

Выявление и абстрагирование свойств

2

-

2

5.2

Сравнение и составление

1

-

1

5.3

Классификация и обобщение

1

-

1

5.4

Логические действия и операции «не», «и», «или»

1

1

1

6.

Заключительное занятие

0.5

0,5

-

 

Итого часов

31

4

29

Календарно-перспективное планирование

        

Тема

Этап

СЕНТЯБРЬ

1

Вводное занятие.

Инструктаж: ТБ; ПБ; ПДД.

Знакомство с развивающими играми и дидактическим материалом: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Кубики для всех», «Кростики».

2.

Множества и совокупности

2.1

Понятие множества. Много и один Теория

Общие понятия множества. Основные операции над множеством.

Понятие «Множество». Много и один. Отношения «больше», «меньше», «равно».

Практика

Дидактические игры «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам», «Два обруча», «Дорожки», «Найди пару», «Кто,  где живёт?», «Найди лишнее», «Объедини по 2, 3,4  признакам», «Равно – неравно», «Два обруча».

Игры-головоломки  «Танграмм»,  «Пифагор»,   «Монгольская игра», «Колумбово яйцо»,  развивающие кубики: «Хамелеон», «Сложи узор», «Кубик для всех».

2.2

Свойства предметов (цвет, форма, размер, толщина, материал). Объединение предметов в группы по сходным признакам (двум, трем, четырем). Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, толщине и т.д.

2.3

Сравнение предметов и совокупностей.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

 Сравнение двух совокупностей (групп) предметов.

Обозначение отношений равенства и неравенства.

 Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).

ОКТЯБРЬ

2.4

Логические игры. Игры – головоломки.

Д/игры: «Разложи правильно»,  «Помоги муравьишкам», «Дорожки», ,  «Кто,  где живёт?», «Назови друзей».

Наклеенные на полу или на стене схемы («Дорожки», «Дерево»), позволяют  играть в данные игры с блоками Дьенеша, лишь меняя правила игры. Например: из домиков разбежались «муравьишки» (блоки), надо помочь попасть им домой, для этого на дорожки положить карточки – задания, дети по определённому признаку выбирают блоки и отправляют их в нужный домик (играют парами, звеньями, подгруппами). Или назови друзей данных героев.

 

Д/игра «Два обруча»

Расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча находились все красные фигуры, внутри синего – все квадратные (играют парами, группами, звеньями). Познакомить с тремя областями, доказать почему в общей области находятся только красные квадраты.

 

Д/ игра: «Украсим ёлочку»

Дети по схеме заданию, украшают «ёлочку, выбирая нужный блок. Можно играть парами, звеньями, индивидуально.

 

Игры-головоломки:  «Танграмм»,  «Пифагор»,

«Монгольская игра», «Колумбово яйцо»

Из разрезанных фигур составить любой силуэт (сначала по образцу, потом самостоятельно, по памяти).

3.

Пространственно-временные представления

Дидактические игры: « Далеко – близко», «Высоко – низко», « Назови – где….»,  «Угадай время года?», «Неделя».

3.1

Ориентация в пространстве.

Понятия: вверху, внизу, слева, справа.

Предлоги: над, под, в, на, за, перед, между.

Представления: рядом, далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, в центре.

3.2

Ориентировка во времени.

Название дней недели и месяцев, с промежутками времени: утро, день, вечер, ночь. Времена года. Мера времени: секунда, минута, час.

Понятия: долго, дальше, скоро, скорее, потом, давно, быстро, медленно.

3.3

Ориентировка на листе бумаги с клетчатой разлиновкой:

клеточка, строчка, столбик клетки, страница, лист.

НОЯБРЬ

4.

Числа и операции над ними

Д/ игра:  «Поезд»

С помощью вагонов можно познакомить с составом числа из двух меньших. Например: в окошко паровоза вставить цифру 5. Дети выбирают из цифр на столе нужную пару цифр, и вставляет их в вагончики (1 и 4; 2 и 3; 4 и 1) объясняя свой выбор

 

Д/игра: «Вычислительные машины».

 Играют двое, один играет роль вычислительной машины,  другой задаёт информацию, то есть кладёт любую палочку в верхний кружок, «машина» выполняет в уме операции в 1,2,3 действия и кладёт результат в  нижний кружок.

 

Д_ игра: «Волшебные домики»

 

Эта игра позволяет находить числа, которые больше или меньше данного числа и размещать их с нужной стороны от знака.

 

Д/ игра: «Заборчик»

Дети строят заборчики из одноцветных палочек, доказывают какой забор длиннее, почему?

 

Д/ игра  «»Жмурки»

С закрытыми глазами дети выбирают любую палочку и на ощупь стараются подобрать ей пару. Можно спросить какое число обозначает данная палочка.

 

Д/ игра: «Цветная лесенка»

Дети строят лесенку в определённой последовательности от 1 до 10, предлагаю закрепить виды счёта (прямой, обратный, порядковый, числа – соседи)

 

Д/игра: «Составь коврик на сложение (вычитание)»

Составляя  такой  «коврик» дети успешнее усваивают часть и целое. При сложении из частей (двух палочек) получается целое (одна палочка).

При вычитании из целого вычитаем одну часть и находим другую,

выкладывание «ковриков» происходит слева направо.

 

«Веселый поезд»

Кто больше построит поездов из трёх вагонов (палочки Кюизенера) разного цвета (красного - число 4, фиолетового – число 6, вишнёвого – число 8).

Варианты:  4-6-8;   4-8-6;    6-8-4;   6-4-8;   8-4-6;   8-6-4 (6 вариантов).

Можно провести в виде игры – соревнования.

 

«Для любознательных»

«Найди спрятанную фигуру по клеточкам»

На горизонтальной и вертикальной полосках слева или сверху квадратика, обозначающего цвет палочки стоит цифра, позволяющая отсчитать нужное количество клеток и положить палочку вертикально или горизонтально. Очень радует детей конечный результат, когда дети видят то, что получилось.  В данном случае – верблюд.

 

«Состав числа по признаку»

Дети считают,  сколько геометрических фигур на одной табличке  и называют все варианты состава числа из двух меньших по признакам,  или выкладывают «коврик» из палочек Кюизенера.  Например: 1-я табличка –  фигур 7,число 7, варианты (1 и 6 – по размеру, 2 и 5 – по цвету, 3 и 4 – по форме) и т. д.

 

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся палочки – числа, дети на ощупь стараются определить, какое число она обозначает, сказать и показать детям.

 

«Математический круг»

Круг наклеен на полу, с помощью него дети закрепляют состав числа, на одной ноге перепрыгивают с одной цифры на другую,  приземляясь двумя ногами  на третью, при этом проговаривая решение.  Например: 5 и 3 будет  8 или 5 прибавить 3, получится 8.

Больше фантазии и этот математический круг можно использовать при знакомстве с  видами  счёта, решении примеров, задач и т. д.

 

Д/ игра: «Реши задачу по карточкам»

Д/игра: «Сложение и вычитание»

С помощью  этих карточек дети овладевают правильной формулировкой составления и решения задач (сколько было – стало всего; сколько было - осталось). Используя палочки – числа составляют решение.

4.1

2 занятия

Цвет – это число, число – это цвет, образование «семеек». 

Знакомство с цветными палочками – числами в пределах 10.

4.2

2 занятия

Числа  и цифры первого десятка путём прибавления 1. 

ДЕКАБРЬ

4.3

2 занятия

Виды счёта (прямой, обратный, порядковый) в пределах 20.

ЯНВАРЬ

4.4

4 занятия

Состав числа (от 2 до 10).

Составление «коврика». Числа – соседи. Предшествующее и последующее число. Деление предметов на 2 и 4 равные и неравные части, нахождение части от целого, составление целого из частей.

ФЕВРАЛЬ

4.5.

2 занятия

Сложение и вычитание.

Формирование общих представлений о сложении, как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании, как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Понятия «целое – часть».

МАРТ

4.5

4 занятия

Составление и решение задач по схемам и карточкам.

Решение задач на сложение предметов, фигур, палочек Кюизенера, используя числа в цвете. Понятия «слева,   справа, посередине».

Задачи на вычитание. Работа с предметами, фигурами. Составление «коврика на вычитание» из палочек Кюизенера». Отношения между группами предметов (больше, меньше, одинаковое количество).

 Математические знаки: +, -, =, =, <, >. Использование этих знаков при составлении и решении арифметических задач и неравенств.

Решение задач творческого характера.

АПРЕЛЬ

4.6

2 занятия

Числа второго десятка.

Образование второго десятка (один – на – дцать – 11 и т. д.);  двузначные числа – составляем из палочек. Счёт до 20. Счет двойками (парами) до 20, счёт тройками  до 21.

5.

Геометрические фигуры, величина, объем

5.1

2 занятия

Выявление и абстрагирование свойств

Развитие умений выделять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форму, размер, толщину), абстрагировать одни свойства  от других,  называть их.

Первые представления о замещении свойств знаками-символами.

Осваивание умений строго следовать правилам при выполнении действий, понимание того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

Игры: «Найди клад», «Угадай – ка», «Автотрасса», «Где чей гараж?», «Выращивание дерева».

МАЙ

5.2.

Сравнение и составление

Развитие у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трем свойствам, видеть в них общее и различное.

Формирование умений сравнивать предметы и овладевать этим умением в разных ситуациях: когда в их поле зрения находятся не только сравниваемые предметы, но и другие.

Игры: «Дорожки», «Найди пару», «Две дорожки».

5.3

Классификация и обобщение

Формирование у детейумения классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трем и четырем свойствам: сначала по заданным свойствам, затем — по самостоятельно выделенным.

Переход от классификации и обобщения предметов по отдельным свойствам к выделению закономерностей.

«Где чей гараж?», «Засели домик», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок»,

5.4

Логические действия и операции «не», «и», «или» 

Развитие у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам.

Развитие умений производить логические операции «не», «и», «или», умений с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

Игры: «Угадай фигуру», «Построй дом», «Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2», «Алгоритм», «Архитекторы», «Детская площадка», «Угостим медвежат», «На свою веточку», «Кто хозяин».

6.

Заключительное занятия.

Игры – конкурсы.

Игры – соревнования.

              Д/игра «Угадай – ка»

Педагог прячет блок  и просит детей угадать блок по определённому признаку, например – цвету, можно усложнять и угадывать блок по двум признакам. Кто угадает первый, то он прячет блок.

      Д/игра: «Найди клад»

Эта игра позволяет  выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму и величину. На столе педагога лежат блоки, отличающиеся по разным признакам, педагог прячет под одним бумажный кружок (клад),  дети – кладоискатели, по очереди говорят свою версию (я думаю, что клад находится под синим, толстым, маленьким квадратом) побеждает угадавший.

         Д/игра: «Автотрасса»

Дети строят дорожки по карточкам – схемам, соблюдая правила построения дорог.  Например: за красным треугольником следует   синий квадрат, затем жёлтый  круг по стрелочкам, это группа фигур может повторяться несколько раз, выигрывает тот,  у кого дорожка длиннее.

         Д/игра: «Выращивание дерева».

Дети классифицируют фигуры по цвету,  форме и величине. Берут любой блок и начинают двигать его от корня дерева вверх по веткам следуя указателю на ветках. На конце веточки «вырастет» соответствующая фигура.

           Д/ игра: «Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2»

Эта игра проводится так же как «два обруча»  выше описанная, на можно раскладывать блоки в трёх обручах. Эта игра позволяет развивать умения разбивать множества по  двум – трём совместным свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

  2. Работа с родителями

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача педагога по данной проблеме донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы, а развитие логического мышления происходит в большей мере посредством игры. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Работа в данном направлении осуществляется через следующие формы взаимодействия.

• Консультации

• Родительские собрания

• Оформление папок- передвижек

• Презентации

• Математическая игротека

• Дни открытых дверей

3. Список литературы, использованной в моей работе

Библиграфический список:

  1. КолесниковаЕ.В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,-М2007г
  2. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание  №8 с. 101 2008г.
  3. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.
  4. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г.
  5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, - М., 2006г.
  6. Колягин Ю.М. Учись решать задачи, - М., 2007г.
  7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, - М., 1990г.
  8. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2005г.
  9. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2005г.
  10. Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.
  11. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений  // Дошкольное воспитание  №8 с. 42 2005г.
  12. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два – ступенька, - М., 2004г.
  13. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, - М., 2004г.
  14. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, - «Детство-пресс» 2010г.

Приложение1.

Образовательная область «Познавательное развитие»

        Фамилия, Имя ребенка

Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится

впечатлениями.

Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в

соответствии с собственными замыслами.

Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам,

моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов,

осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных —

сходство.

Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их

проявления, изменения во времени.

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Итоговый показатель по группе

        

Список детей

№п/п

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание» Рабочая программа по образовательному компоненту «Математика» для средней группы (с 4 до 5 лет)

Пояснительная записка Рабочая программа по образовательному компоненту «Математика» для средней группы (с 4 до 5 лет) составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольно...

Рабочая программа кружковой деятельности по математике «Всезнайка» Подготовительная группа

Рабочая программакружковой деятельностипо математике«Всезнайка»Подготовительная группа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Математикой играя, развиваемся»

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными...

рабочая программа дополнительного образования "Юный Математик"

Рабочая программа дополнительного образования...

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" для детей 3-4 лет на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" для детей 3-4 лет на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа детского объединения "Занимательная математика"

Реализация программы «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. В процессе реализации программы и...