Самообразование педагога "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактическое пособие Мате+"
материал (старшая группа)
В данном плане самобразования отражена работа на учебный год по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с импользованием дидактического пособия Мате+
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrahovanie_mate_novaya_forma.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 555» (МАДОУ д/с № 555)
Самообразование по теме:
«Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через дидактическое пособие Мате+»
Условия реализации: (старшая подготовительная группа)
на 2020-2021 учебный год
Подготовила воспитатель: Парфенова У.Ю.
Новосибирск 2020г
Этапы работы:
I этап – аналитический
Провести диагностику по картам развития и проанализировать (по направлению). Определить цели и задачи работы по приоритетному направлению.
II этап - практический
Создать и внедрить план по самообразованию в образовательный процесс. Изучить методическую литературу по данной теме.
III этап - обобщающий
Обобщить опыт и результат работы по направлению образовательной деятельности.
Цель: Прививать детям интерес к познанию в области математики, с помощью интересных заданий, игр, сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи самообразования по теме:
Для детей:
-создать условия для успешного формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного
возраста в области математики;
-развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
-Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Для педагога:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения статей по данной теме;
-изучить методики и технологии педагогов в Интернете;
-применить полученные знания на практике;
Для родителей:
-привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
Актуальность:
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их развития с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Перспективный план работы по самообразованию на 2020-2021учебный год.
I этап - Аналитический(сентябрь)
Используемый диагностируемый инструментарий | Сроки проведения | Задачи | Форма отчета (диаграммы, карты развития и т. д.) | Выводы |
Карты развития | Сентябрь | Определить актуальные задачи воспитания каждого ребенка, организовать педагогическое сопровождение. | Таблица отчет | Детальное изучение индивидуально-типологических (темперамент), психологических и социальных особенностей каждого ребенка своей группы. |
II этап - Практический (сроки октябрь - апрель), III этап – обобщающий (сроки май)
Направление деятельности | Сроки | Задачи | Форма отчета | Практический результат |
Изучение литературы | Сентябрь-Октябрь | Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. | Консультация для родителей «Значение математики и развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через математику». Консультация для родителей: «Мате+. Математика в детском саду». | Изготовление папки-передвижки |
Совместная деятельность педагога и воспитанников | В течении всего года | Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности. Оформить в группе центр активности «Математики», совместные поиски ответов на вопросы с детьми, подбор дидактических пособий, обсуждение полученных знаний. | Презентация и фото отчёт. | Беседы с детьми о историческом значений слово «математика» Изготовление дидактических пособий. |
Развивающая среда | В течении всего года | Обновление развивающей среды (центра активности) по заданным темам и интересам детей. | Паспорт центра, фотоотчёт, презентация. | Центр активности «Математика». |
Взаимодействие с Родителями | В течении всего года | Разработка плана мероприятий с родителями. | Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам по данной теме. Консультации, рекомендации родителям (буклеты). | Организация математических квестов совместно с детьми. |
Взаимодействие с педагогами, специалистами | В течении всего года | Разработка плана мероприятий при взаимодействии со специалистами и педагогами ДОУ | Проведение консультаций и мастер классов в рамках профессиональной темы Вовлечение специалистов в образовательный процесс группы. | Разработка педагогического проекта |
Обобщение опыта | Май 2021 | Контрольный мониторинг детей | Отчет по теме самообразования на педагогическом совете. «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование дидактического пособия Мате+». | Отслеживание промежуточного результата с целью корректировки тактики проводимой работы. |
Месяц | Тема | Программное содержание | Работа с детьми |
Сентябрь | Геометрические фигуры | Создать условия ребенку учится классифицировать предметы по основным геометрическим формам (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг), площадям и телам (куб, параллепипед, цилиндр, шар) | Беседы с детьми о том, какие бывают геометрические фигуры. Игры на внимание «Найди в комнате предметы похожие на геометрические фигуры» Создание дидактической игры «Математическое лото» Дидактическая игра «Огоньки в домике» Квест «В мире геометрических фигур» |
Октябрь | Вершины и грани | Создать условия ребенку учится первичным представлениям о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например-круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней. | Беседы с детьми на тему, чем отличаются друг от друга геометрические фигуры. Изучить наглядные материалы. Игры на логику и сравнение. Дидактическая игры «Найди по тени» Использование разрезных картинок Организация сюжетно-ролевой игры «Стройка», «Строительный магазин» |
Ноябрь | Измерения | Обеспечить освоение словесного и символического выражения математического материала, при котором ребёнок учится использованию математических инструментов (различных измерительных инструментов, весов и пр.) -пользуется измерительными инструментами (весами, линейкой, термометром, секундомером) | Изучить с детьми историю возникновения измерительных инструментов. Рассмотреть иллюстрации, подготовить для детей презентацию по данной теме. Изучить в рамках группы какие есть в группе измерительные инструменты, как ими пользоваться. Чтение художественной литературы «Как гномы изучали пропорции» Организация сюжетно-ролевой игры «Магазин» |
Декабрь | Страна цифр | Обеспечить освоение словесного и символического выражения математического материала, при котором ребёнок учится употреблению числительных, пересчёту и счёту объектов (например – предметов, звуков) - знает порядковый счёт в пределах 10 - может соотносить количество предметов и числа в пределах 10 | Беседы с детьми о цифрах. Рассматривание наглядного материала предметов в соотношении с цифрой. Организация игр в образовательной деятельности. Работа по рабочим тетрадям Мате+ Дидактическая игра «Найди цифру» Проведение опытов в рамках изучаемой темы проекта (через поисково-исследовательскую деятельность дети также учатся соотносить необходимое количество предметов с числом в пределах 10) Чтение художественной литературы «Как поссорились цифры» Организация сюжетно-ролевой игры «Стройка», «Лаборант», «Магазин» «Больница», «Аптека». |
Январь | Состав числа | Создать условия ребёнку составлению и разделению предметных множеств в пределах 10 (например – 3 шарика и 2 шарика вместе будет 5 шариков или 5 шариков можно разделить на 2 и 3 шарика) - составляет предметные множества в пределах 10 (7 фишек можно разделить на 4 и 3 фишки) - обнаруживает постоянство или изменение количества (было – стало) | Беседы с детьми о том, что каждое число имеет состав числа. Разобрать с детьми понятие, что такое состав числа. Изучить наглядное пособие по теме. Используя материалы дидактического пособия Мате+ организовать работу в центре математики на закрепления навыка составлять и разделять предметные множества в пределах 10. Работа в утреннем кругу и доской выбора. Игры в дидактическое пособие «Рыбалка», «Математические цветочки» |
Февраль | Мир цифр | Обеспечить освоение словесного и символического выражения математического материала, при котором ребёнок учится употреблению числительных, пересчёту и счёту объектов (например, предметов, звуков) - знает изображения цифр | Беседа с детьми «Как произошли цифры» Рассмотреть иллюстрации как люди в прошлом изображали цифры. Провести сравнение какие были цифры тогда и какие в настоящее время. Работа по рабочим тетрадям «Знакомство с числами» Рисование в нетрадиционной форме «Цифры» Дидактическое пособие «Посчитай-ка» Организация сюжетно-ролевой игры «Магазин» Работа в утреннем кругу и доской выбора. |
Март | Математические понятия | Создать условия ребёнку учится применять такие понятия, как «больше», «меньше», «равно»; устанавливать соотношения (например, «как часто», «как много», «насколько больше») и выполнять математические действия (сложнее, вычитание и т.д. в зависимости от индивидуальных особенностей развития) - решать простые задачи на сложение и вычитание - понимать запись простых математических последовательностей (от меньшего числа к большему или наоборот) | Рассматривание наглядных иллюстраций, учебных пособий. Работа по рабочим тетрадкам Мате+ Дидактические игры «Рыбалка», «Математические цветочки» Организация во время образовательного процесса сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Стройка», работа в центре науки проведение опытов, выявление через опытно-экспериментальную деятельность провести анализ как много-как часто-насколько больше. Наблюдения на прогулке. Работа в утреннем кругу, вечернем совете, с доской выбора. Использование дидактического пособия Мате+ |
Апрель | Соотношение | Создать условия ребёнку учится понимать соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом - понимает смысл числа как символа для выражения количества длинны, веса и пр. - считать группы предметов (одна пара, две пары) | Работа в утреннем кругу, доска выбора. Наблюдение на улице. Работа с дидактическим пособием Мате+ Использование в работе с детьми опытно-экспериментальной деятельности. Работа по рабочим тетрадям. |
Май | Развивать умение ориентироваться в пространстве. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе. | Использование дидактического пособия Мате+ Рабочие тетради Мате+ Разработать дидактические пособия на ориентировку в пространстве. Организация сюжетно-ролевой игры «Больница.» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМООБРАЗОВАНИЕ. Тема «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр».
Актуальность опытаСоциально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК"
Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования...
Статья на тему " Включение малых фольклорных форм в игровую деятельность детей дошкольного возраста через дидактические пособия"
Для поддержки детской инициативы в игровой деятельности в развивающую среду группы внесены игры и пособия, созданные своими руками....
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" за 2020- 2021уч.г.
Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через дидактические игры...
Дидактическое пособие для воспитателей ДОО «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийДля ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для ни...