Самообразование педагога "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактическое пособие Мате+"
материал (старшая группа)

Парфенова Ульяна Юрьевна

В данном плане самобразования отражена работа на учебный год по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с импользованием дидактического пособия Мате+

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrahovanie_mate_novaya_forma.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 555» (МАДОУ д/с № 555)

Самообразование по теме:

«Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через дидактическое пособие Мате+»

Условия реализации: (старшая подготовительная группа)

на 2020-2021 учебный год

Подготовила воспитатель: Парфенова У.Ю.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Новосибирск 2020г

Этапы работы:

 I этап – аналитический

 Провести диагностику по картам развития и проанализировать (по направлению). Определить цели и задачи работы по приоритетному направлению.

  II этап - практический

Создать и внедрить план по самообразованию в образовательный процесс. Изучить методическую литературу по данной теме.

III этап - обобщающий

Обобщить опыт и результат работы по направлению образовательной деятельности.

Цель: Прививать детям интерес к познанию в области математики, с помощью интересных заданий, игр, сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи самообразования по теме: 

Для детей:

-создать условия для успешного формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного

возраста в области математики;

-развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

-Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Для педагога:

- повысить собственный уровень знаний путём изучения статей по данной теме;

-изучить методики и технологии педагогов в Интернете;

-применить полученные знания на практике;

Для родителей:

-привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

Актуальность:

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их развития с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

 Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Перспективный план работы по самообразованию на 2020-2021учебный год.

 I этап - Аналитический(сентябрь)

Используемый диагностируемый инструментарий

Сроки проведения

Задачи

Форма отчета (диаграммы, карты развития и т. д.)

Выводы

Карты развития

Сентябрь

Определить актуальные задачи воспитания каждого ребенка, организовать педагогическое сопровождение.

Таблица отчет

Детальное изучение индивидуально-типологических (темперамент), психологических и социальных особенностей каждого ребенка своей группы.

II этап - Практический (сроки октябрь - апрель), III этап – обобщающий (сроки май)

Направление деятельности

Сроки

      Задачи

Форма отчета

Практический результат

Изучение литературы

Сентябрь-Октябрь

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

Консультация для родителей «Значение математики и развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через математику».

Консультация для родителей: «Мате+. Математика в детском саду».

Изготовление папки-передвижки

Совместная деятельность

педагога и воспитанников

В течении всего года

Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности. Оформить в группе центр активности «Математики», совместные поиски ответов на вопросы с детьми, подбор дидактических пособий, обсуждение полученных знаний.

Презентация и фото отчёт.

Беседы с детьми о историческом значений слово «математика»

Изготовление дидактических пособий.

Развивающая среда

В течении всего года

Обновление развивающей среды (центра активности) по заданным темам и интересам детей.

Паспорт центра, фотоотчёт, презентация.

Центр активности «Математика».

Взаимодействие с

Родителями

В течении всего года

Разработка плана мероприятий с родителями.

Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам по данной теме. Консультации, рекомендации родителям (буклеты).

Организация математических квестов совместно с детьми.

Взаимодействие с педагогами, специалистами

В течении всего года

Разработка плана мероприятий при взаимодействии со специалистами и педагогами ДОУ

Проведение консультаций и мастер классов в рамках профессиональной темы

Вовлечение специалистов в образовательный процесс группы.

Разработка педагогического проекта

Обобщение опыта

Май 2021

Контрольный мониторинг детей

Отчет по теме самообразования на педагогическом совете. 

«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование дидактического пособия Мате+».

Отслеживание промежуточного результата с целью корректировки тактики проводимой работы.

Месяц

Тема

Программное содержание

Работа с детьми

Сентябрь

Геометрические фигуры

Создать условия ребенку учится классифицировать предметы по основным геометрическим формам (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг), площадям и телам (куб, параллепипед, цилиндр, шар)

Беседы с детьми о том, какие бывают геометрические фигуры.

Игры на внимание «Найди в комнате предметы похожие на геометрические фигуры»

Создание дидактической игры «Математическое лото»

Дидактическая игра «Огоньки в домике»

Квест «В мире геометрических фигур»

Октябрь

Вершины и грани

Создать условия ребенку учится первичным представлениям о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например-круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней.

Беседы с детьми на тему, чем отличаются друг от друга геометрические фигуры.

Изучить наглядные материалы.

Игры на логику и сравнение.

Дидактическая игры «Найди по тени»

Использование разрезных картинок

Организация сюжетно-ролевой игры «Стройка», «Строительный магазин»

Ноябрь

Измерения

Обеспечить освоение словесного и символического выражения математического материала, при котором ребёнок учится использованию математических инструментов (различных измерительных инструментов, весов и пр.) -пользуется измерительными инструментами (весами, линейкой, термометром, секундомером)

Изучить с детьми историю возникновения измерительных инструментов. Рассмотреть иллюстрации, подготовить для детей презентацию по данной теме.

Изучить в рамках группы какие есть в группе измерительные инструменты, как ими пользоваться.

Чтение художественной литературы «Как гномы изучали пропорции»

Организация сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Декабрь

Страна цифр

Обеспечить освоение словесного и символического выражения математического материала, при котором ребёнок учится употреблению числительных, пересчёту и счёту объектов (например – предметов, звуков) - знает порядковый счёт в пределах 10 - может соотносить количество предметов и числа в пределах 10

Беседы с детьми о цифрах.

Рассматривание наглядного материала предметов в соотношении с цифрой.

Организация игр в образовательной деятельности.

Работа по рабочим тетрадям Мате+

Дидактическая игра «Найди цифру»

Проведение опытов в рамках изучаемой темы проекта (через поисково-исследовательскую деятельность дети также учатся соотносить необходимое количество предметов с числом в пределах 10)

Чтение художественной литературы «Как поссорились цифры»

Организация сюжетно-ролевой игры «Стройка», «Лаборант», «Магазин» «Больница», «Аптека».

Январь

Состав числа

Создать условия ребёнку составлению и разделению предметных множеств в пределах 10 (например – 3 шарика и 2 шарика вместе будет 5 шариков или 5 шариков можно разделить на 2 и 3 шарика) - составляет предметные множества в пределах 10 (7 фишек можно разделить на 4 и 3 фишки) - обнаруживает постоянство или изменение количества (было – стало)

Беседы с детьми о том, что каждое число имеет состав числа.

Разобрать с детьми понятие, что такое состав числа.

Изучить наглядное пособие по теме.

Используя материалы дидактического пособия Мате+ организовать работу в центре математики на закрепления навыка составлять и разделять предметные множества в пределах 10. Работа в утреннем кругу и доской выбора.

Игры в дидактическое пособие «Рыбалка», «Математические цветочки»

Февраль

Мир цифр

Обеспечить освоение словесного и символического выражения математического материала, при котором ребёнок учится употреблению числительных, пересчёту и счёту объектов (например, предметов, звуков) - знает изображения цифр

Беседа с детьми «Как произошли цифры»

Рассмотреть иллюстрации как люди в прошлом изображали цифры.

Провести сравнение какие были цифры тогда и какие в настоящее время.

Работа по рабочим тетрадям «Знакомство с числами»

Рисование в нетрадиционной форме «Цифры»

Дидактическое пособие «Посчитай-ка»

Организация сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Работа в утреннем кругу и доской выбора.

Март

Математические понятия

Создать условия ребёнку учится применять такие понятия, как «больше», «меньше», «равно»; устанавливать соотношения (например, «как часто», «как много», «насколько больше») и выполнять математические действия (сложнее, вычитание и т.д. в зависимости от индивидуальных особенностей развития) - решать простые задачи на сложение и вычитание - понимать запись простых математических последовательностей (от меньшего числа к большему или наоборот)

Рассматривание наглядных иллюстраций, учебных пособий.

Работа по рабочим тетрадкам Мате+

Дидактические игры «Рыбалка», «Математические цветочки»

Организация во время образовательного процесса сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Стройка», работа в центре науки проведение опытов, выявление через опытно-экспериментальную деятельность провести анализ как много-как часто-насколько больше.

Наблюдения на прогулке.

Работа в утреннем кругу, вечернем совете, с доской выбора.

Использование дидактического пособия Мате+

Апрель

Соотношение

Создать условия ребёнку учится понимать соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом - понимает смысл числа как символа для выражения количества длинны, веса и пр. - считать группы предметов (одна пара, две пары)

Работа в утреннем кругу, доска выбора.

Наблюдение на улице.

Работа с дидактическим пособием Мате+

Использование в работе с детьми опытно-экспериментальной деятельности.

Работа по рабочим тетрадям.

Май

 Развивать умение ориентироваться в пространстве. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе.

Использование дидактического пособия Мате+

Рабочие тетради Мате+

Разработать дидактические пособия на ориентировку в пространстве.

Организация сюжетно-ролевой игры «Больница.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМООБРАЗОВАНИЕ. Тема «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр».

Актуальность опытаСоциально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК"

Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования...

Статья на тему " Включение малых фольклорных форм в игровую деятельность детей дошкольного возраста через дидактические пособия"

Для поддержки детской инициативы в игровой деятельности в развивающую среду группы внесены игры и пособия, созданные своими руками....

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" за 2020- 2021уч.г.

Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через дидактические игры...

Дидактическое пособие для воспитателей ДОО «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийДля ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для ни...