Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
консультация
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_sredstva_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 5 «Искорка» Клундинского района Алтайского края
Консультация для воспитателей на тему:
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС».
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной
категории Е.И.Сыпченко
2017 г.
- Консультация для воспитателей.
2. Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
3. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
4. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился.
Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это тогда, когда воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают их лучшие черты и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.д.
5. В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, путей, средств и мемодов патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Патриотическое воспитание дошкольников должно решать широкий круг задач. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам отчизны, государственной символике, традициям государства, общенародным праздникам.
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
6. Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. - Знакомство с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
7. Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
8. Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
9. Формы и методы организации работы
Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к Отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.
Вторая часть методологической работы – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.
10. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет следующие методы работы:
- обустройство патриотических уголков в ДОУ;
- организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
- организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
- проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
11. Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусств, народное декоративно-прикладное искусство. Необходимо, чтобы произведения искусства, которые используются в работе с детьми были высокохудожественными.
Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. Прежде всего необходимо вспомнить тех людей, которые прославили нашу страну - художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, философов, врачей. Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» русского народа (творческие способности, умелость, напевность, гостеприимство, доброжелательность, отзывчивость, умение защищать свою Родину).
12. В народе говорят: хороший пример - лучше чем сто слов. Воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, педагогам необходимо приглашать в детский сад известных людей, специалистов, чьи дела достойны подражания и популяризации и могут стать примером для малышей. Дети видят, что обычные люди, которые их окружают, пишут хорошие стихи, выпекают вкусный хлеб, управляют сложными механизмами, борются за награды в спортивных соревнованиях и т.п. . Целесообразно предложить детям расспросить и рассказать об интересной работе родителей, а затем провести конкурс на лучший рассказ.
13. Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала.
14. Для укрепления памяти рода большое значение имеет воспитание (и у взрослых, и у детей) уважения к захоронениям предков. Дети должны знать, где похоронены их дедушки, бабушки, помогать взрослым ухаживать за могилами родных людей: сажать цветы, поливать их, убирать и т.д.
15. Невозможно говорить о воспитании любви к Родине без получения детями определенных знаний о ней. Содержание занятий также можно определить в нескольких направлениях. Ребенок дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, свой родной город или село, какова природа родного края и страны, где ребенок живет, какие люди по национальности, по личным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляет собой искусство, традиции и обычаи страны.
Такая схема содержания знаний о родной стране, на основе которых возможно уже в дошкольном возрасте формировать действенное отношение к ней.
16. Сложилось мнение, что путь к воспитанию любви к Родине формируется по логике «от близкого к далекому» - от любви к родителям (точнее родному дому), к улице, городу, любви к родной стране. Необходимо создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и составляющих в итоге патриотизм: дружба, верность, чувство собственности и осознания того, что ты свой, что ты нужен.
У дошкольников постепенно формируется «образ собственного дома» с его укладом, традициями, общением, стилем взаимодействия. Ребенок принимает свой дом таким, каким он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.
Задача педагога вместе с родителями формировать любовь, дружбу к родному дому, желание беречь, делать лучше.
17. Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей. Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одной из основных задач дошкольного образования является нравственно - пат...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»
Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, мален...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе ...
Консультация для воспитателей на тему: «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС».
Консультация для воспитателей...
«Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
laquo;Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...