Консультация для воспитателей на тему: «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС».
консультация

Решетникова Светлана Валерьевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pv.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Детский сад №336»

Консультация для воспитателей на тему:

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста

в условиях ФГОС».

Воспитатель:

Решетникова С.В.

Омск 2023 год.

                                                   «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» 

Филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев.

  В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.  

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Что представляет собой патриотическое воспитание?

  Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.      

Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился.

Под патриотическим воспитанием понимается процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

       Дошкольникам, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой ​​детский сад. Происходит это тогда, когда воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают их лучшие черты и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.д.

   В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, путей, средств и методов патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель патриотического воспитания: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование любви к родному краю (к родному дому, семье, детскому саду, городу);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. 

Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным– вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и, ко всей стране.

Постепенно у дошкольников формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение.

Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.

И. Г. Щукина выделяет три группы методов:

методы формирования сознания 

(рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

методы организации деятельности и формирования опыта поведения 

(упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

методы стимулирования 

(соревнование, поощрение, наказание).

Рассказ воспитателя - это самый распространенный из многочисленных методов патриотического воспитания, используемых на занятиях и в свободной беседе. Рассказ обязательно сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др. Дошкольникам не стоит называть дат: они очень затрудняют восприятие излагаемого материала. Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Беседа — как итог проведенной с воспитанниками предварительной работы. В данном случае перед воспитателем стоит задача накопления у детей знаний через наблюдения, труд, игровую деятельность, чтение природоведческой книги, рассказы, рассматривание фотографий, презентаций. Беседовать с детьми можно только о том, о чём есть у воспитанников конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо определить для себя дидактическую цель беседы: что нужно уточнить или конкретизировать, какие связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Обязательно нужно использовать разнообразный наглядный материал, это поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки. Кроме того, полезно в занятиях использовать загадки, стихотворения.

При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание знаний, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

Метод приучения ребенка - его смысл заключается в том, что мы учим детей, в различных ситуациях, поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Воспитанников приучаем к помощи и взаимопомощи, также к проявлению заботы о младших ребятах, о тех, кто старше, воспитываем правдивость, скромность. Приучение осуществляется с помощью постоянного повторения каких-либо действий, при этом побуждение к поступку, какому-нибудь действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.

В практике воспитания, в частности патриотического воспитания, очень широко применяются методы поощрения и наказания. Эти методы будут иметь положительное воздействие, особенно, поощрения, однако преувеличивать их роль было бы неверно. Важно воспитывать у детей стремление что-либо сделать не за предполагаемое поощрение, а просто так.

Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других.

Действенный метод патриотического воспитания дошкольников  это личный пример педагога. Дети, лучше, чем взрослые чувствуют наше отношение к тому, о чем мы говорим. Поэтому убежденность педагога, крепость его собственных патриотических чувств, способна не только ощущаться дошкольником, но и передаваться ему.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников.

ИКТиспользуются при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов, обучающих фильмов; проведении дидактических игр, интерактивных игр и др.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые приемы в ходе занятий. Например, изучение народных промыслов России может проходить в ходе проведения игры «Магазин сувениров». Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т. д.).

Проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

  • непосредственно образовательная деятельность,
  • беседа,
  • викторины,
  • презентации;
  • рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций,
  • чтение художественных произведений;
  • экскурсии, виртуальные экскурсии,
  • выставки детских работ, семейных коллекций;
  • квесты, досуги, календарные праздники и развлечения,
  • Встречи с ветеранами, военнослужащими, участия в параде Победы;
  • дидактические игры,
  • патриотические конкуры;
  • Дни семьи;
  • Акции гражданско-патриотической направленности.

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусств, народное декоративно-прикладное искусство. Необходимо, чтобы произведения искусства, которые используются в работе с детьми были высокохудожественными.

Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. Прежде всего необходимо вспомнить тех людей, которые прославили нашу страну - художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, философов, врачей. Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» русского народа (творческие способности, умелость, напевность, гостеприимство, доброжелательность, отзывчивость, умение защищать свою Родину).  

В народе говорят: хороший пример - лучше чем сто слов. Воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, педагогам необходимо приглашать в детский сад известных людей, специалистов, чьи дела достойны подражания и популяризации и могут стать примером для малышей. Дети видят, что обычные люди, которые их окружают, пишут хорошие стихи, выпекают вкусный хлеб, управляют сложными механизмами, борются за награды в спортивных соревнованиях и т.п. .  Целесообразно предложить детям расспросить и рассказать об интересной работе родителей, а затем провести конкурс на лучший рассказ.

Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала.  

Для укрепления памяти рода большое значение имеет воспитание (и у взрослых, и у детей) уважения к захоронениям предков. Дети должны знать, где похоронены их дедушки, бабушки, помогать взрослым ухаживать за могилами родных людей: сажать цветы, поливать их, убирать и т.д.

Я бы хотела поделиться с вами своим опытом работы за 3 года по данной теме.

Все проекты и мероприятия в группе я образно поделила на следующие кейсы.

Работая по теме Моя страна, мы сделали следующее:

-Пополнили центр патриотического воспитания новой интересной информацией.

-Провели беседы, виртуальные экскурсии.

-Подготовили выставку рисунков “Я люблю тебя Россия”.

-Приняли участие в конкурсе стихов о Родине.

-Создали видеоролик “Россия многонациональная страна” где родители вместе с детьми кратко рассказывали об особенностях своей национальности

Участвовали в фестивале “Зажги свою звезду”.

Подготовили брошюры для родителей по патриотическому воспитанию.

Работая по теме “Родину мать - учись защищать”

Мы выпустили газету “День настоящих мужчин”.

Прошла выставка “Мой любимый папа”, где дети рисовали портреты пап, приносили фотографии и рассказывали о профессии папы

Спортивные развлечения .

Приняли участие в городских песенных конкурсах.

Прошла встреча с кинологом.

Провели День семьи, где родители и дети пели патриотические песни, папа рассказал о профессии военного, все вместе написали письма солдатам, которые сейчас защищают нашу страну.

Работая по теме “Поклонимся великим тем годам”

Мы совместно с родителями сделали макет “Бессмертный полк”,

А так же макет “Вечный огонь”,

Смонтировали видеоролик о наших прадедах “Мы помним, мы гордимся”

Прошли беседы о героях Великой Отечественной войны,

Приняли участие в Театральной весне , где дети инсценировали “Песни военных лет”

Посмотрели серию фильмов «Корочка хлеб», «Самый маленький герой», «Капля крови», «Партизанка Таня», познакомились с песнями военных лет,

Читали рассказы о подвигах детей на войне, дети узнали о значении символа победы Георгиевской ленте, и что такое «Минута молчания»,

Нарисовали рисунки для выставки «Весна Победы».

Мама воспитанницы рассказала деткам про подвиги своего прадеда, принесла семейную книгу.

В завершение  проекта, мы почтили минутой молчания память павших и в небо были торжественно выпущены  воздушные шары.

Работая по теме “Моя малая Родина - Омск”

Посмотрели презентации и посетили виртуальные экскурсии

Подготовили фото выставку на тему“По улицам нашего города“

Родители смастерили макет “По улицам города”

А мы лэпбук “Мой любимый город Омск”

Прошла фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

Провели открытое занятие для коллег и родителей “По улицам города”

Провели консультацию для воспитателей “Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС”

Работая по теме “Дарим добро”

Мы принимали активное участие в благотворительных акциях:

- Пусть наш город будет чистым.

- Акция спонтанной доброты.

-Разделяй и сохраняй (сбор макулатуры)

-Собрали канцелярские товары для многодетных семей,

- приняли участие в акции “Покормите птиц зимой”, собрали корм, сделали вкусняшки для пташки.

-Приняли участие в акции “Ёлочка живи”, где вместе с детьми сделали листовки, призывающие не рубить ели, а заменить их елками из магазина.

-Оказали посильную помощь деткам из Дома малютки, в саду организовали ярмарку игрушек, а на вырученные деньги купили средства гигиены для детей.

-Приняли участие в акция “Защитим животных”, изготовили листовки, в которых призывали не бросать кошек и собак, рассказали о приютах для животных в нашем городе, помогли пристроить в добрые руки кошку.

-Писали  письма и собирали посылки солдатам. Совместно с сотрудниками детского сада закупили теплые перчатки и носки, сладости, детки сделали открытки для солдат. Собрали посылки на передовую.

Коллеги, кто желает рассказать о своем мероприятии в группе на тему патриотического воспитания

Мною был проведен мониторинг по нравственно-патриотическому воспитанию. Можно сделать вывод, что ежедневная нетрадиционная работа с детьми и родителями, приносит хороший результат.

Мои планы на будущее по патриотическому воспитанию:

-Составить скринкаст на данную тему.

-Принять участие в фестивале «Зажги свою звезду» с детьми моей группы.

-Принять участие в Чередовских или Аксиологических чтениях на следующий учебный год.

-Выездная экскурсия с детьми и родителями в музей, летом.

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему общие человеческие ценности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

 Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей. Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.        Одной из основных задач дошкольного образования является нравственно - пат...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, мален...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: « Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста ».

Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей  дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».Нравственно-патриотическое воспитани...