Консультация для воспитателей на тему: «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС».
консультация
Предварительный просмотр:
БДОУ г. Омска «Детский сад №336»
Консультация для воспитателей на тему:
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста
в условиях ФГОС».
Воспитатель:
Решетникова С.В.
Омск 2023 год.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Что представляет собой патриотическое воспитание?
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился.
Под патриотическим воспитанием понимается процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Дошкольникам, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это тогда, когда воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают их лучшие черты и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.д.
В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, путей, средств и методов патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель патриотического воспитания: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование любви к родному краю (к родному дому, семье, детскому саду, городу);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным– вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и, ко всей стране.
Постепенно у дошкольников формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение.
Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.
И. Г. Щукина выделяет три группы методов:
- методы формирования сознания
(рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения
(упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
- методы стимулирования
(соревнование, поощрение, наказание).
Рассказ воспитателя - это самый распространенный из многочисленных методов патриотического воспитания, используемых на занятиях и в свободной беседе. Рассказ обязательно сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др. Дошкольникам не стоит называть дат: они очень затрудняют восприятие излагаемого материала. Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Беседа — как итог проведенной с воспитанниками предварительной работы. В данном случае перед воспитателем стоит задача накопления у детей знаний через наблюдения, труд, игровую деятельность, чтение природоведческой книги, рассказы, рассматривание фотографий, презентаций. Беседовать с детьми можно только о том, о чём есть у воспитанников конкретные представления.
Воспитатель должен отчетливо определить для себя дидактическую цель беседы: что нужно уточнить или конкретизировать, какие связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.
Обязательно нужно использовать разнообразный наглядный материал, это поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки. Кроме того, полезно в занятиях использовать загадки, стихотворения.
При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание знаний, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.
Метод приучения ребенка - его смысл заключается в том, что мы учим детей, в различных ситуациях, поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Воспитанников приучаем к помощи и взаимопомощи, также к проявлению заботы о младших ребятах, о тех, кто старше, воспитываем правдивость, скромность. Приучение осуществляется с помощью постоянного повторения каких-либо действий, при этом побуждение к поступку, какому-нибудь действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.
В практике воспитания, в частности патриотического воспитания, очень широко применяются методы поощрения и наказания. Эти методы будут иметь положительное воздействие, особенно, поощрения, однако преувеличивать их роль было бы неверно. Важно воспитывать у детей стремление что-либо сделать не за предполагаемое поощрение, а просто так.
Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других.
Действенный метод патриотического воспитания дошкольников – это личный пример педагога. Дети, лучше, чем взрослые чувствуют наше отношение к тому, о чем мы говорим. Поэтому убежденность педагога, крепость его собственных патриотических чувств, способна не только ощущаться дошкольником, но и передаваться ему.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников.
ИКТиспользуются при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов, обучающих фильмов; проведении дидактических игр, интерактивных игр и др.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые приемы в ходе занятий. Например, изучение народных промыслов России может проходить в ходе проведения игры «Магазин сувениров». Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т. д.).
Проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Формы работы по патриотическому воспитанию:
- непосредственно образовательная деятельность,
- беседа,
- викторины,
- презентации;
- рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций,
- чтение художественных произведений;
- экскурсии, виртуальные экскурсии,
- выставки детских работ, семейных коллекций;
- квесты, досуги, календарные праздники и развлечения,
- Встречи с ветеранами, военнослужащими, участия в параде Победы;
- дидактические игры,
- патриотические конкуры;
- Дни семьи;
- Акции гражданско-патриотической направленности.
Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусств, народное декоративно-прикладное искусство. Необходимо, чтобы произведения искусства, которые используются в работе с детьми были высокохудожественными.
Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. Прежде всего необходимо вспомнить тех людей, которые прославили нашу страну - художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, философов, врачей. Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» русского народа (творческие способности, умелость, напевность, гостеприимство, доброжелательность, отзывчивость, умение защищать свою Родину).
В народе говорят: хороший пример - лучше чем сто слов. Воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, педагогам необходимо приглашать в детский сад известных людей, специалистов, чьи дела достойны подражания и популяризации и могут стать примером для малышей. Дети видят, что обычные люди, которые их окружают, пишут хорошие стихи, выпекают вкусный хлеб, управляют сложными механизмами, борются за награды в спортивных соревнованиях и т.п. . Целесообразно предложить детям расспросить и рассказать об интересной работе родителей, а затем провести конкурс на лучший рассказ.
Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала.
Для укрепления памяти рода большое значение имеет воспитание (и у взрослых, и у детей) уважения к захоронениям предков. Дети должны знать, где похоронены их дедушки, бабушки, помогать взрослым ухаживать за могилами родных людей: сажать цветы, поливать их, убирать и т.д.
Я бы хотела поделиться с вами своим опытом работы за 3 года по данной теме.
Все проекты и мероприятия в группе я образно поделила на следующие кейсы.
Работая по теме Моя страна, мы сделали следующее:
-Пополнили центр патриотического воспитания новой интересной информацией.
-Провели беседы, виртуальные экскурсии.
-Подготовили выставку рисунков “Я люблю тебя Россия”.
-Приняли участие в конкурсе стихов о Родине.
-Создали видеоролик “Россия многонациональная страна” где родители вместе с детьми кратко рассказывали об особенностях своей национальности
Участвовали в фестивале “Зажги свою звезду”.
Подготовили брошюры для родителей по патриотическому воспитанию.
Работая по теме “Родину мать - учись защищать”
Мы выпустили газету “День настоящих мужчин”.
Прошла выставка “Мой любимый папа”, где дети рисовали портреты пап, приносили фотографии и рассказывали о профессии папы
Спортивные развлечения .
Приняли участие в городских песенных конкурсах.
Прошла встреча с кинологом.
Провели День семьи, где родители и дети пели патриотические песни, папа рассказал о профессии военного, все вместе написали письма солдатам, которые сейчас защищают нашу страну.
Работая по теме “Поклонимся великим тем годам”
Мы совместно с родителями сделали макет “Бессмертный полк”,
А так же макет “Вечный огонь”,
Смонтировали видеоролик о наших прадедах “Мы помним, мы гордимся”
Прошли беседы о героях Великой Отечественной войны,
Приняли участие в Театральной весне , где дети инсценировали “Песни военных лет”
Посмотрели серию фильмов «Корочка хлеб», «Самый маленький герой», «Капля крови», «Партизанка Таня», познакомились с песнями военных лет,
Читали рассказы о подвигах детей на войне, дети узнали о значении символа победы Георгиевской ленте, и что такое «Минута молчания»,
Нарисовали рисунки для выставки «Весна Победы».
Мама воспитанницы рассказала деткам про подвиги своего прадеда, принесла семейную книгу.
В завершение проекта, мы почтили минутой молчания память павших и в небо были торжественно выпущены воздушные шары.
Работая по теме “Моя малая Родина - Омск”
Посмотрели презентации и посетили виртуальные экскурсии
Подготовили фото выставку на тему“По улицам нашего города“
Родители смастерили макет “По улицам города”
А мы лэпбук “Мой любимый город Омск”
Прошла фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
Провели открытое занятие для коллег и родителей “По улицам города”
Провели консультацию для воспитателей “Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС”
Работая по теме “Дарим добро”
Мы принимали активное участие в благотворительных акциях:
- Пусть наш город будет чистым.
- Акция спонтанной доброты.
-Разделяй и сохраняй (сбор макулатуры)
-Собрали канцелярские товары для многодетных семей,
- приняли участие в акции “Покормите птиц зимой”, собрали корм, сделали вкусняшки для пташки.
-Приняли участие в акции “Ёлочка живи”, где вместе с детьми сделали листовки, призывающие не рубить ели, а заменить их елками из магазина.
-Оказали посильную помощь деткам из Дома малютки, в саду организовали ярмарку игрушек, а на вырученные деньги купили средства гигиены для детей.
-Приняли участие в акция “Защитим животных”, изготовили листовки, в которых призывали не бросать кошек и собак, рассказали о приютах для животных в нашем городе, помогли пристроить в добрые руки кошку.
-Писали письма и собирали посылки солдатам. Совместно с сотрудниками детского сада закупили теплые перчатки и носки, сладости, детки сделали открытки для солдат. Собрали посылки на передовую.
Коллеги, кто желает рассказать о своем мероприятии в группе на тему патриотического воспитания
Мною был проведен мониторинг по нравственно-патриотическому воспитанию. Можно сделать вывод, что ежедневная нетрадиционная работа с детьми и родителями, приносит хороший результат.
Мои планы на будущее по патриотическому воспитанию:
-Составить скринкаст на данную тему.
-Принять участие в фестивале «Зажги свою звезду» с детьми моей группы.
-Принять участие в Чередовских или Аксиологических чтениях на следующий учебный год.
-Выездная экскурсия с детьми и родителями в музей, летом.
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему общие человеческие ценности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей. Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одной из основных задач дошкольного образования является нравственно - пат...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»
Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, мален...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: « Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста ».
Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».Нравственно-патриотическое воспитани...