"Игры старины"
презентация

Сыпченко Евгения Ивановна

Мастер-класс для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_master-klassa.pptx905.09 КБ
Файл tekst_master-klass.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: воспитатель старшей группы Сыпченко Е. И. Мастер-класс «ИГРЫ СТАРИНЫ»

Слайд 2

«Игра есть потребность растущего детского организма…» Н.К. Крупская

Слайд 3

Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Слайд 4

Принципы народной игры: Добровольность Спонтанность Договоренность Отражает особенности развития общества в конкретный исторический момент

Слайд 5

НАРОДНЫЕ ИГРЫ Это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании маленького человека любовь к доброте. Выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную школу нравственности. Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национальной культуре.

Слайд 6

Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания.

Слайд 7

Значение народной игры Образец высокого педагогического мастерства; Оказывает влияние на воспитание ума, характера, воли, Развивает нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Слайд 8

Классификация народных игр Шангиной И.И Игры-забавы Состязательные Пальчиковые Игры-ловишки Игры, отражающие отношение человека к природе Драматические Бытовые Сезонно-обрядовые Хороводные

Слайд 10

Изготовление куклы - пеленашки

Слайд 11

Куклы защищали и охраняли, обманывали темных духов и привлекали богатство, помогали молодым девушкам встретить любимого, а зрелым женщинам вести большое хозяйство. Они помогали жить и справляться с множеством необъяснимых для древнего человека событий.

Слайд 12

1. Белое полотно дважды складываем в треугольник – определяем центр (макушку головы куклы). 2. Вставляем внутрь вату, формируя голову. Обматываем ниткой.

Слайд 13

3. Цветное полотно15х15см складываем треугольником – это платок. 4. Повязываем кукле платок на голову и обматываем ниткой. Поправляем концы ткани, формируя фигурку. Все закрепляем ниткой.

Слайд 14

5. Заворачиваем куклу в пеленку, заправляя концы. Перевязываем лентой. 6. Кукла « Пеленашка » готова. 5. Заворачиваем куклу в пеленку, заправляя концы. Перевязываем лентой. 6. Кукла «Пеленашка» готова.

Слайд 15

Жизнь детей и их досуг дома и в детском саду должны быть такими, чтобы дети, вырастая, мог­ли вспомнить отчий дом со сказочным скворечником и резными наличниками, деревья, которые они посадили своими руками, материнские песни детства, бабушкино рукоделие и свои, ребячьи, бесценные игры-потехи, пришедшие по наследству от дедов и отцов.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 5 «Искорка» Кулундинского района Алтайского края

     

 МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

             на тему:    «ИГРЫ СТАРИНЫ»

                                             Воспитатель: Сыпченко Е. И.

Цель: Повышение профессиональной компетентности воспитателей о значимости использования русских народных игр в работе с детьми.

Задачи:

1.   Дать участникам мастер-класса понятие народной игры, показать ее значение в жизни детей.

2.  Познакомить с  классификацией народных игр.

3.  Показать на примере работы с детьми как играть в русские народные игры.

4.  Учить мастерить обрядовую куклу «Пеленашку» из ласкутков.

5.  Закрепить умения   участников мастер-класса применять полученные знания на практике.

Ход мастер-класса:

2 СЛАЙД.

 Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».

3  СЛАЙД.

 У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение детей к народной культуре через игру начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.

      4 СЛАЙД.

Развитие ребенка в крестьянском обществе происходило на фоне трудовой деятельности взрослых; дети старались подражать им, а народные игры  имитировали трудовую деятельность и способствовали развитию тех качеств, которые для этой деятельности необходимы. То есть ловкость, соответствующие возрасту силу, выносливость, а также такие нравственные и интеллектуальные качества как смелость, выдержка, сообразительность, инициатива, наблюдательность.

5 СЛАЙД.  Таким образом, народные игры - 

  • Это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей.
  •  Приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании маленького человека любовь к доброте.
  •  Выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную школу нравственности.
  •  Одно  из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национальной культуре.

6 СЛАЙД. Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному  совершенствованию  личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания

7  СЛАЙД.   Насколько продолжают оставаться важными для нас эти качества, настолько же значимым остается и использование народных игр.

8 СЛАЙД.  Классификация народных игр

 Чёткой классификации народных игр нет.  Я хотела бы предоставить вашему вниманию классификацию Шангиной Ирины Ивановны                           

                             Пальчиковые игры

Движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами.

Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.

К ним относятся русские народные игры: «Замок», «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спасть», «Птички-невелички», «Братья-лежебоки», «Пастушок», «Банька», «Пианино», «Едут-едут бабка с дедом» и другие.

                                      Игры забавы

     В  этих играх необходимо проявить  смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

К этим играм  относятся : «Земля-Вода-Небо», «Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.

                                     Игры- ловишки

     Игры в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

К таким играм относятся: «Колдуны», «Хвост и голова», «Горячее место», «Капканы» и др.                         

                                   Хороводные игры

Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.

К таким играм относятся: «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок (паучок)»  и другие.

                        Игры, отражающие отношение человека к природе 

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо»»,  Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты.

                                     Драматические игры

В основе этих игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей.

Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, прием все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость.

Игра сопровождалась пением песенок, пантомимой.

                                       Бытовые игры

Игры, отражающие повседневные занятия наших предков - «Быт русского народа».

Это такие игры как: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.                              

                                    Состязательные игры

Игры, отражающие  стремление детей стать сильнее, победить всех.

 В этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты.

                                  Сезонно-обрядовые

  • Игры проводятся в определенное время года
  •  Соответствуют русским народным праздникам.

К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «У Салохи», «Богатырское двоеборье» и другие.

9 СЛАЙД. Обучение присловьям и игровой вариативности

     Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, попевка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства.

      Несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. Воспитатель даёт представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутики, правилах игры, затем поясняет роль ведущего и переходит к распределению ролей с помощью считалок, использует поощрение или предлагает детям осуществить выбор самостоятельно.

Перед началом игры можно задать детям 2–3 вопроса на уточнение содержания, правил. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. В таких условиях ребенок не может не проявить требуемые от него качества. 

А сейчас ребята старшей группы покажут,  как и в какие народные игры они любят играть. А вы определите,  к какому типу они относятся?

 10 СЛАЙД.

     Игры не может быть без игрушки. Одной из них является кукла, сделанная своими руками.    

Обрядовые куклы тогда и сейчас

     Чем привлекают обрядовые куклы современных историков и просто любителей славянской культуры? В первую очередь это огромная роль, которую эти обереги играли в повседневной жизни обычных крестьян. Ведь на каждый жизненный этап создавалась своя кукла, которая помогала проходить инициацию, получать новую социальную роль, осознавать новую ответственность, которую принимал на себя человек по мере взросления.

11 СЛАЙД.

     Куклы защищали и охраняли, обманывали темных духов и привлекали богатство, помогали молодым девушкам встретить любимого, а зрелым женщинам вести большое хозяйство.

    Они помогали жить и справляться с множеством необъяснимых для древнего человека событий.

                  Приступим к изготовлению Пеленашки.

                  История Пеленашки

   12 СЛАЙД.  Скрутку под названием «Пеленашка» делала старшая женщина в роде, как только семья узнавала о беременности. Она, как и другие обереги, делалась без лица, чтобы в нее не вселились злые духи.

      В других источниках говорится, что Пеленашку скручивала будущая мама на последнем месяце беременности.В первую очередь такую скрутку клали рядом с роженицей, чтобы облегчить приход в мир нового человека, а потом Пеленашку укладывали в люльку, чтобы та согрела ее для новорожденного. Далее оберег защищает малыша от дурного глаза. Особенно это касалось детей с родовыми травмами.

    13СЛАЙД.  Позже, с приходим христианства, куклу убирали сразу после крещения ребенка и хранили вмести с крестильной рубашкой.

Есть и еще один обряд, в котором использовалась Пеленашка. Ее клали на колени молодой жене, которая после свадьбы переезжала в дом мужа. Считалось, что таким образом к девушке переходит материнская сила. К оберегу прибегали, если в доме не было маленького ребенка.

     14 СЛАЙД. Для скрутки использовались ткани от старой одежды отца или матери ребенка, простыней. Ношенная ткань имела особую родовую силу, которая передавалась малышу. Именно поэтому для оберегов не брались новые материалы.

     15 СЛАЙД.  

С этой куклой можно было играть, дарить близким. Кукла Пеленашка была первой куклой в жизни ребенка. Я предлагаю вам пофантазировать, проявить творчество и предложить свою игру с куклой. Это может быть обыгрыварие потешки, колыбельной песни, сказки, хоровода.

  Игра с куклой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «В игры играем, старину вспоминаем»

Пояснительная записка Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания двигательной деятельности, для самостоятельного творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания,...

Сценарий спортивного досуга с детьми старшего дошкольного возраста на улице «В игры зимние играем, старину не забываем!»

Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста для ознакомления с русскими народными играми, традициями....

Дидактическая игра "Старинное - современное"

Цель:- знакомить детей с бытом русской старины и бытом современных домов и квартир.Задачи:- учить определять старинные и современные бытовые предметы;- закреплять знания детей и представления об особе...

Методическая разработка: Сценарий осенней квест- игры: «Старинные народные игры».

Знакомство детей и родителей со старинными народными играми....

Видео сюжетно-ролевой игры: "Старинная семья. Ярмарка"

https://disk.yandex.ru/client/disk?idApp=client&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2Fярмарка.mp4...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «ИГРЫ СТАРИНЫ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ             на тему:    «ИГРЫ СТАРИНЫ»...

Сценарий занятия с детьми по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Тема: "С Кузей игры играем, старину вспоминаем"

Тема занятия: "С Кузей игры играем, старину вспоминаем"Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.Задачи:1.Образовательные:-формиров...