Сценарий занятия с детьми по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Тема: "С Кузей игры играем, старину вспоминаем"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Рылова Ксения Олеговна

Тема занятия: "С Кузей игры играем, старину вспоминаем"

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

1.Образовательные:

-формировать представления об историческом укладе жизни русского народа;

-систематизировать и пополнять знания об окружающем мире и расширять словарный запас по теме "предметы старинного быта";

-учить классифицировать предметы по определенному признаку (предметы быта из "прошлого" и "современного мира");

-познакомить с историей производства ложки, дать понятие о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте;

-знакомство с "Посудной лавкой" как старинным магазином бытовых товаров;

-совершенствовать умение согласования притяжательных местоимений "моя", "моё", "мой", "мои" с именами существительными (по образцу).

2.Воспитательные:

-воспитывать любознательность и бережное отношение к старинным вещам, интерес к истории и традициям своего народа, стремление познанию нового.

3.Развивающие:

-развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук; умение выполнять ритмические упражнения с деревянными ложками под музыкальное сопровождение;

-создать условия для самовыражения ребенка, для развития его творческих способностей и воображения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций избы, дома крестьянской семьи с предметами русского быта. Просматривание мультфильмов с отражением русского быта в сюжете «Домовенок Кузя»; прослушивание русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Каша из топора», «Чудесные лопаточки». Рекомендации для родителей посещения «Российского этнографического музея» (https://ethnomuseum.ru/ ).

Материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, акустическое устройство (колонка), аудио-файл с мелодией «Ах вы, сени….», деревянные ложки для каждого ребенка по 2 штуки,  самовар, кувшин, солонка, горшок, монетки, черпачок, игровое поле (кол-во 2шт.), карточки с предметами старинного и современного быта, атрибуты для игры «Посудная лавка», видео-файл со слайдами письма от Кузи.

Словарь названий и понятий из "прошлого" (см. приложение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_kuzey_igry_igraem_starinu_vspominaem.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 26

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Сценарий занятия с детьми

по социально-коммуникативному развитию детей

в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

Тема: «С Кузей игры играем, старину  вспоминаем»

Воспитатель:

Рылова Ксения Олеговна.

Первая квалификационная категория

Используемые технологии:

*Технология деятельностного подхода

*Игровые технологии

*Информационно-коммуникационные технологии

*Здоровьесберегающие технологии

Санкт-Петербург

2023 год

Тема занятия: «С Кузей игры играем, старину  вспоминаем»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Форма: подгрупповая, поисково-творческие задания, игровые упражнения.

Задачи:

1.Образовательные:

-формировать представления об историческом укладе жизни русского народа;

-  систематизировать и пополнять знания об окружающем мире и расширять словарный запас по теме «предметы старинного быта»;

-учить классифицировать предметы по определенному признаку (предметы быта из «прошлого» и «современного мира»);

-познакомить с историей производства ложки, дать понятие о ложке как о столовом приборе и музыкальном  инструменте;

-знакомство с «Посудной лавкой» как старинным магазином бытовых товаров;

-совершенствовать умение согласования притяжательных местоимений «моя», «мой», «моё», «мои» с именами существительными (по образцу).

2.Воспитательные:

-воспитывать любознательность и бережное отношение к старинным вещам, интерес к истории и традициям своего народа, стремление к познанию нового.

3. Развивающие:

-развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук; умение выполнять ритмические упражнения с деревянными ложками под музыкальное сопровождение;

-создать условия для самовыражения ребенка, для развития его творческих способностей и воображения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций избы, дома крестьянской семьи с предметами русского быта. Просматривание мультфильмов с отражением русского быта в сюжете «Домовенок Кузя»; прослушивание русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Каша из топора», «Чудесные лопаточки». Рекомендации для родителей посещения «Российского этнографического музея» (https://ethnomuseum.ru/ )

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, акустическое устройство (колонка), аудио-файл с мелодией «Ах вы, сени….», деревянные ложки для каждого ребенка по 2 штуки,  самовар, кувшин, солонка, горшок, монетки, черпачок, игровое поле (кол-во 2шт.), карточки с предметами старинного и современного быта, атрибуты для игры «Посудная лавка», видео-файл со слайдами письма от Кузи.

Словарь названий и понятий из «прошлого» (см. приложение)

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация

-Ребята, вы слышали звук?

-От куда он звучал?

-На телефоне нет ничего.

-Думаю надо посмотреть.

В это время на экране интерактивной доски «появляется» Кузя.

-А, что с Кузей приключилось?

-Что он там руками машет?

Кузя машет руками и говорит: «Ой, беда, беда! Получил письмо от друга Нафани. Пока читал, попал под дождь, и часть слов на бересте смыло! Ой, беда, помогите письмо прочитать!»

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Вдруг приходит уведомление (звук), что пришло письмо.

-Да

-Может что-то пришло на телефон

-Может быть на электронную почту

-Да, надо посмотреть

Дети замечают, что на интерактивной доски появляется домовенок Кузя.

-Смотрите, Кузя!

-Мультик начинается…

-Может, что-то случилось

-Может, он что-то хочет сказать

-Может, ему помощь нужна

-Может, он привет нам шлет

Проблематизация

-Что-то я не поняла, что случилось у Кузи?

-Беда случилась

-Помощь ему нужна

-Письмо прочитать не может

-Слова уплыли, исчезли, пропали

-Дождь намочил письмо

-Не может прочитать письмо

Целеполагание

-Что мы можем сделать?

-Надо помочь

-Прочитать письмо

-Найти слова, которые смыл дождь.

Планирование будущей деятельности

-С чего же нам начать?

-Открыть письмо

-Прочитать письмо

-Найти слова

Реализация плана

-Интересно, что же случилось с письмом?

Посмотрим?

Воспитатель открывает письмо (на интерактивной доске).

Воспитатель при необходимости помогает.

-Странное какое-то письмо. Я не смогла ничего из него понять?

(Текст письма)

«Иду к тебе в гости. Поставь на стол…..с вкусной кашей. Рядом с ним поставь мою любимую с широкой каемочкой……, ну и конечно же мою любимую с ручкой…..Обязательно положи большую, расписную……., да и не забудь поставить объемистый……..для молока. И самый главный, самый большой……….к чаепитию. И ничего не перепутай. До встречи»

-Да, сложную, конечно, задачу нам Кузя задал. Вы думаете мы справимся?

- Посмотрите, в уголке оказались какие-то картинки! Может они подойдут нам для работы?

-Как их можно использовать?

Интерактивная игра «Восстановим письмо»

-Как вы думаете, правильно мы вставили слова-картинки?

-Молодцы, у нас  получилось прочитать это письмо.

-Кузя, письмо готово! Теперь иди, готовься принимать гостей, накрывай стол,  а мы с ребятами поиграем. Скажу по секрету, что Кузя не усидит и обязательно присоединиться.

-Начинаем играть – накрывать стол помогать! Передадим Кузе черпачок, наливать борщичок!

Физминутка – «Передай предмет»

-У вас отлично получилось помочь Кузе с письмом, может, и мне поможете.

-У меня есть игра «Машина времени». В ней можно переноситься в прошлое и возвращаться в настоящее время. Смешались в игру предметы быта из прошлого и современные. Надо их вернуть на место. Старинные предметы отправить в дом из прошлого, а современные  разместить в современном доме. Попробуем?

-Как у вас быстро получилось все предметы распределить.

-Как вы думаете, какие предметы из старинного быта дошли до нашего времени?

Воспитатель берет одну картинку с предметом в руки и рассматривает ее.

-Какой интересный предмет ложка.

-Что можно делать ложкой?

-Как играть?

-Ложками можно играть?

-Значит вы умеете играть на ложках?

-Научите меня играть на ложках?

Воспитатель предлагает взять из корзины ложки.

Воспитатель включает музыку «Ах, вы сени…» и вместе с детьми ритмично играют на ложках.

-Звонко, красиво мы сыграли, замечательно.

-Какими ложками мы сейчас играли?

-Ложки бывают разными?

Передача новых знаний:

-Верно, ложка в былые времена выглядела совсем по-другому. Вам интересно узнать, из какого материала изготавливались и изготавливаются ложки?

Воспитатель предлагает убрать ложки обратно в корзину и обратить внимание на интерактивную доску. На ней появляется интерактивный слайд «История ложки»

-Как вы думаете, что это?

-Из какого она материала сделана?

-Значит она какая?

-Это одна, а если их будет много?

(продолжает «листать» картинки на слайде и задавать вопросы по образцу)

Вот какой путь прошла наша с вами обычная ложка, от каменной до металлической, и даже пластмассовой.

-Где мы можем встретить ложки, старинные предметы быта, утварь, посуду….

На интерактивной доске появляется Кузя:

- А еще в Посудной лавке!

Воспитатель обращает внимание детей на изображение магазина – Посудной лавки в книге…

- Что же по вашему мнению такое «Посудная лавка»?

Воспитатель предлагает «зайти» в такой магазин (игра «Посудная лавка»)

-Лавка открывается, утварь предлагается.

Воспитатель объясняет правила игры.

- Берем каждый по монетке, отправляемся покупать товары. Цена каждого товара – одна монетка.

-Верно, чтобы купить товар надо отдать монетку продавцу и выбрать предмет, который вы хотите взять.

-Кто первый желает приобрести?

Воспитатель в процессе игры задает вопросы:

-что купил?

-чей теперь предмет?

Воспитатель обращает внимание, что пропал предмет.

-Ой, беда чугун пропал! Кто его забрал, где теперь его искать? Его нет, а денежка лежит.

В это время включаю голос Кузи:

«Я купил чугунок! Теперь чугунок МОЙ!»

-Ох, Кузя, Кузя!

Видимо ему тоже понравилось с вами покупки делать в Посудной лавке!

-Да

Дети пытаются его прочитать.

-В письме уплыли слова

-Надо слова поставить на место.

-Да

-Справимся

Дети рассматривают картинки с изображениями предметов утвари, называют их.

- Вставить в письмо вместо потерянных слов…

Дети приступают к выполнению задания.

-Да, все получилось!

Дети передают по кругу, через голову черпак.

-Да

-Поможем

-Чем вам помочь

Дети классифицируют предметы на картинках и распределяют по игровым полям.

(Скалка, кувшин, корзина, ложка, самовар,  утюг…….)

-Кушать

-Готовить еду

-Играть на ней

- Как на музыкальном инструменте

-Да

-Можно

-Вы не знали

-Да

-Умеем

-Да

-На учим

Дети берут ложки, встают на свободные местами.

-Деревянными

-Хохломскими

-Да

-Они и по размеру разные.

-Да

-Давайте скорее смотреть

-Ложка

-Ложка сделана из камня

-Ложка каменная

-Ложки каменные

Дети рассматривают картинки с ложками, дают ответы по образцу.

-В музее

-В магазине

-У бабушки дома

-У нас в детском саду

- Где?

-В какой посудной лавке?

-Магазин посуды

-Где покупают все для дома

Дети подходят к (столу) Посудной лавке, где можно приобрести товар.

- За одну монетку можно купить только один товар

Дети разбирает монетки

-Мы все хотим

-Давайте в очередь станем

Дети по очереди подходят дают монетку, выбирают предмет, отвечают на вопросы воспитателя и рассматривают предмет. (Я купил ложку. Теперь ложка моя! Я купил самовар. Теперь самовар мой!)

-Может под лавкой

-Может чугуна не было

-Может Кузя унес

Рефлексия

Включается звук уведомления, что пришло письмо.

-Вы слышали звук?

-От кого интересно?

-Что может там быть написано, надо посмотреть.

На экране интерактивной доски появляется открытка с домовенком Кузей.

Кузя машет рукой и говорит слова:

-Вы большие молодцы. Кузя доволен, ему все понравилось, а вам что понравилось?

-Вы хотите вернуться в те игры, в которые мы сегодня играли?

Тогда, пошли играть!

-Да

-Что-то пришло

-Может письмо

-От Нафани

-От друга

-От Кузи

-Играть на музыкальных ложках

-Играть в «Посудную лавку»

-Распределять предметы быта

-Да

Дети переходят к самостоятельным играм.

Приложение.

Словарь названий и понятий из «прошлого»

Быт  - общий жизненный уклад, повседневная жизнь.

Горшок - глиняный сосуд для варки пищи, для молока.

Изба́ - деревянный крестьянский дом.

Кружка — крупный толстостенный стакан с ручкой.

Кувшин - высокий округлый сосуд с ручкой.

Крынка  — сосуд для молока, а также количество жидкости, вмещающейся в этот сосуд.

Короб— традиционный русский ящик или контейнер для хранения вещей, аналог сундука.

Ложка - предмет, приспособление для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи.

Ла́пти  — низкая обувь.

Посудная лавка  - магазин, где продается посуда.

Пря́лка — приспособление для ручного прядения одной нити пряжи.

Печь — нагревательное устройство для отопления, приготовления пищи.

Сундук – это тяжелый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком.

Соло́нка - чашечка, небольшой сосуд для соли, подаваемой к столу.

Скалка - деревянный валик для раскатывания, катания чего-нибудь.

Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.

Тарелка — плоское изделие из керамики, стекла, металла и иных материалов.

Утварь - предметы, принадлежности какого-нибудь обихода, домашняя утварь и  кухонная утварь.

Утюг (угольный)— элемент бытовой техники для разглаживания складок и заминов на одежде.

Чугун - сосуд округлой формы, металлический горшок.

Черпа́к - приспособление для черпания (ковш на длинной рукоятке, черпающая часть механизма и т. п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»

Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...

Методическая разработка НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной к школе группе Разные люди живут на Земле (с презентацией)

Базовая образовательная область: социально-коммуникативное развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: формировать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе Тема «Мы - сценаристы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группеТема «Мы -  сценаристы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ Тема: «Стоит над Бией град старинный»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ Тема: «Стоит над Бией град старинный»...