Сценарий занятия с детьми по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Тема: "С Кузей игры играем, старину вспоминаем"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема занятия: "С Кузей игры играем, старину вспоминаем"
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
1.Образовательные:
-формировать представления об историческом укладе жизни русского народа;
-систематизировать и пополнять знания об окружающем мире и расширять словарный запас по теме "предметы старинного быта";
-учить классифицировать предметы по определенному признаку (предметы быта из "прошлого" и "современного мира");
-познакомить с историей производства ложки, дать понятие о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте;
-знакомство с "Посудной лавкой" как старинным магазином бытовых товаров;
-совершенствовать умение согласования притяжательных местоимений "моя", "моё", "мой", "мои" с именами существительными (по образцу).
2.Воспитательные:
-воспитывать любознательность и бережное отношение к старинным вещам, интерес к истории и традициям своего народа, стремление познанию нового.
3.Развивающие:
-развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук; умение выполнять ритмические упражнения с деревянными ложками под музыкальное сопровождение;
-создать условия для самовыражения ребенка, для развития его творческих способностей и воображения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций избы, дома крестьянской семьи с предметами русского быта. Просматривание мультфильмов с отражением русского быта в сюжете «Домовенок Кузя»; прослушивание русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Каша из топора», «Чудесные лопаточки». Рекомендации для родителей посещения «Российского этнографического музея» (https://ethnomuseum.ru/ ).
Материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, акустическое устройство (колонка), аудио-файл с мелодией «Ах вы, сени….», деревянные ложки для каждого ребенка по 2 штуки, самовар, кувшин, солонка, горшок, монетки, черпачок, игровое поле (кол-во 2шт.), карточки с предметами старинного и современного быта, атрибуты для игры «Посудная лавка», видео-файл со слайдами письма от Кузи.
Словарь названий и понятий из "прошлого" (см. приложение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_kuzey_igry_igraem_starinu_vspominaem.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 26
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Сценарий занятия с детьми
по социально-коммуникативному развитию детей
в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Тема: «С Кузей игры играем, старину вспоминаем»
Воспитатель:
Рылова Ксения Олеговна.
Первая квалификационная категория
Используемые технологии:
*Технология деятельностного подхода
*Игровые технологии
*Информационно-коммуникационные технологии
*Здоровьесберегающие технологии
Санкт-Петербург
2023 год
Тема занятия: «С Кузей игры играем, старину вспоминаем»
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Форма: подгрупповая, поисково-творческие задания, игровые упражнения.
Задачи:
1.Образовательные:
-формировать представления об историческом укладе жизни русского народа;
- систематизировать и пополнять знания об окружающем мире и расширять словарный запас по теме «предметы старинного быта»;
-учить классифицировать предметы по определенному признаку (предметы быта из «прошлого» и «современного мира»);
-познакомить с историей производства ложки, дать понятие о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте;
-знакомство с «Посудной лавкой» как старинным магазином бытовых товаров;
-совершенствовать умение согласования притяжательных местоимений «моя», «мой», «моё», «мои» с именами существительными (по образцу).
2.Воспитательные:
-воспитывать любознательность и бережное отношение к старинным вещам, интерес к истории и традициям своего народа, стремление к познанию нового.
3. Развивающие:
-развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук; умение выполнять ритмические упражнения с деревянными ложками под музыкальное сопровождение;
-создать условия для самовыражения ребенка, для развития его творческих способностей и воображения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций избы, дома крестьянской семьи с предметами русского быта. Просматривание мультфильмов с отражением русского быта в сюжете «Домовенок Кузя»; прослушивание русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Каша из топора», «Чудесные лопаточки». Рекомендации для родителей посещения «Российского этнографического музея» (https://ethnomuseum.ru/ )
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, акустическое устройство (колонка), аудио-файл с мелодией «Ах вы, сени….», деревянные ложки для каждого ребенка по 2 штуки, самовар, кувшин, солонка, горшок, монетки, черпачок, игровое поле (кол-во 2шт.), карточки с предметами старинного и современного быта, атрибуты для игры «Посудная лавка», видео-файл со слайдами письма от Кузи.
Словарь названий и понятий из «прошлого» (см. приложение)
ХОД ЗАНЯТИЯ: | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Мотивация | -Ребята, вы слышали звук? -От куда он звучал? -На телефоне нет ничего. -Думаю надо посмотреть. В это время на экране интерактивной доски «появляется» Кузя. -А, что с Кузей приключилось? -Что он там руками машет? Кузя машет руками и говорит: «Ой, беда, беда! Получил письмо от друга Нафани. Пока читал, попал под дождь, и часть слов на бересте смыло! Ой, беда, помогите письмо прочитать!» | Дети заняты самостоятельной деятельностью. Вдруг приходит уведомление (звук), что пришло письмо. -Да -Может что-то пришло на телефон -Может быть на электронную почту -Да, надо посмотреть Дети замечают, что на интерактивной доски появляется домовенок Кузя. -Смотрите, Кузя! -Мультик начинается… -Может, что-то случилось -Может, он что-то хочет сказать -Может, ему помощь нужна -Может, он привет нам шлет |
Проблематизация | -Что-то я не поняла, что случилось у Кузи? | -Беда случилась -Помощь ему нужна -Письмо прочитать не может -Слова уплыли, исчезли, пропали -Дождь намочил письмо -Не может прочитать письмо |
Целеполагание | -Что мы можем сделать? | -Надо помочь -Прочитать письмо -Найти слова, которые смыл дождь. |
Планирование будущей деятельности | -С чего же нам начать? | -Открыть письмо -Прочитать письмо -Найти слова |
Реализация плана | -Интересно, что же случилось с письмом? Посмотрим? Воспитатель открывает письмо (на интерактивной доске). Воспитатель при необходимости помогает. -Странное какое-то письмо. Я не смогла ничего из него понять? (Текст письма) «Иду к тебе в гости. Поставь на стол…..с вкусной кашей. Рядом с ним поставь мою любимую с широкой каемочкой……, ну и конечно же мою любимую с ручкой…..Обязательно положи большую, расписную……., да и не забудь поставить объемистый……..для молока. И самый главный, самый большой……….к чаепитию. И ничего не перепутай. До встречи» -Да, сложную, конечно, задачу нам Кузя задал. Вы думаете мы справимся? - Посмотрите, в уголке оказались какие-то картинки! Может они подойдут нам для работы? -Как их можно использовать? Интерактивная игра «Восстановим письмо» -Как вы думаете, правильно мы вставили слова-картинки? -Молодцы, у нас получилось прочитать это письмо. -Кузя, письмо готово! Теперь иди, готовься принимать гостей, накрывай стол, а мы с ребятами поиграем. Скажу по секрету, что Кузя не усидит и обязательно присоединиться. -Начинаем играть – накрывать стол помогать! Передадим Кузе черпачок, наливать борщичок! Физминутка – «Передай предмет» -У вас отлично получилось помочь Кузе с письмом, может, и мне поможете. -У меня есть игра «Машина времени». В ней можно переноситься в прошлое и возвращаться в настоящее время. Смешались в игру предметы быта из прошлого и современные. Надо их вернуть на место. Старинные предметы отправить в дом из прошлого, а современные разместить в современном доме. Попробуем? -Как у вас быстро получилось все предметы распределить. -Как вы думаете, какие предметы из старинного быта дошли до нашего времени? Воспитатель берет одну картинку с предметом в руки и рассматривает ее. -Какой интересный предмет ложка. -Что можно делать ложкой? -Как играть? -Ложками можно играть? -Значит вы умеете играть на ложках? -Научите меня играть на ложках? Воспитатель предлагает взять из корзины ложки. Воспитатель включает музыку «Ах, вы сени…» и вместе с детьми ритмично играют на ложках. -Звонко, красиво мы сыграли, замечательно. -Какими ложками мы сейчас играли? -Ложки бывают разными? Передача новых знаний: -Верно, ложка в былые времена выглядела совсем по-другому. Вам интересно узнать, из какого материала изготавливались и изготавливаются ложки? Воспитатель предлагает убрать ложки обратно в корзину и обратить внимание на интерактивную доску. На ней появляется интерактивный слайд «История ложки» -Как вы думаете, что это? -Из какого она материала сделана? -Значит она какая? -Это одна, а если их будет много? (продолжает «листать» картинки на слайде и задавать вопросы по образцу) Вот какой путь прошла наша с вами обычная ложка, от каменной до металлической, и даже пластмассовой. -Где мы можем встретить ложки, старинные предметы быта, утварь, посуду…. На интерактивной доске появляется Кузя: - А еще в Посудной лавке! Воспитатель обращает внимание детей на изображение магазина – Посудной лавки в книге… - Что же по вашему мнению такое «Посудная лавка»? Воспитатель предлагает «зайти» в такой магазин (игра «Посудная лавка») -Лавка открывается, утварь предлагается. Воспитатель объясняет правила игры. - Берем каждый по монетке, отправляемся покупать товары. Цена каждого товара – одна монетка. -Верно, чтобы купить товар надо отдать монетку продавцу и выбрать предмет, который вы хотите взять. -Кто первый желает приобрести? Воспитатель в процессе игры задает вопросы: -что купил? -чей теперь предмет? Воспитатель обращает внимание, что пропал предмет. -Ой, беда чугун пропал! Кто его забрал, где теперь его искать? Его нет, а денежка лежит. В это время включаю голос Кузи: «Я купил чугунок! Теперь чугунок МОЙ!» -Ох, Кузя, Кузя! Видимо ему тоже понравилось с вами покупки делать в Посудной лавке! | -Да Дети пытаются его прочитать. -В письме уплыли слова -Надо слова поставить на место. -Да -Справимся Дети рассматривают картинки с изображениями предметов утвари, называют их. - Вставить в письмо вместо потерянных слов… Дети приступают к выполнению задания. -Да, все получилось! Дети передают по кругу, через голову черпак. -Да -Поможем -Чем вам помочь Дети классифицируют предметы на картинках и распределяют по игровым полям. (Скалка, кувшин, корзина, ложка, самовар, утюг…….) -Кушать -Готовить еду -Играть на ней - Как на музыкальном инструменте -Да -Можно -Вы не знали -Да -Умеем -Да -На учим Дети берут ложки, встают на свободные местами. -Деревянными -Хохломскими -Да -Они и по размеру разные. -Да -Давайте скорее смотреть -Ложка -Ложка сделана из камня -Ложка каменная -Ложки каменные Дети рассматривают картинки с ложками, дают ответы по образцу. -В музее -В магазине -У бабушки дома -У нас в детском саду - Где? -В какой посудной лавке? -Магазин посуды -Где покупают все для дома Дети подходят к (столу) Посудной лавке, где можно приобрести товар. - За одну монетку можно купить только один товар Дети разбирает монетки -Мы все хотим -Давайте в очередь станем Дети по очереди подходят дают монетку, выбирают предмет, отвечают на вопросы воспитателя и рассматривают предмет. (Я купил ложку. Теперь ложка моя! Я купил самовар. Теперь самовар мой!) -Может под лавкой -Может чугуна не было -Может Кузя унес |
Рефлексия | Включается звук уведомления, что пришло письмо. -Вы слышали звук? -От кого интересно? -Что может там быть написано, надо посмотреть. На экране интерактивной доски появляется открытка с домовенком Кузей. Кузя машет рукой и говорит слова: -Вы большие молодцы. Кузя доволен, ему все понравилось, а вам что понравилось? -Вы хотите вернуться в те игры, в которые мы сегодня играли? Тогда, пошли играть! | -Да -Что-то пришло -Может письмо -От Нафани -От друга -От Кузи -Играть на музыкальных ложках -Играть в «Посудную лавку» -Распределять предметы быта -Да Дети переходят к самостоятельным играм. |
Приложение.
Словарь названий и понятий из «прошлого»
Быт - общий жизненный уклад, повседневная жизнь.
Горшок - глиняный сосуд для варки пищи, для молока.
Изба́ - деревянный крестьянский дом.
Кружка — крупный толстостенный стакан с ручкой.
Кувшин - высокий округлый сосуд с ручкой.
Крынка — сосуд для молока, а также количество жидкости, вмещающейся в этот сосуд.
Короб— традиционный русский ящик или контейнер для хранения вещей, аналог сундука.
Ложка - предмет, приспособление для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи.
Ла́пти — низкая обувь.
Посудная лавка - магазин, где продается посуда.
Пря́лка — приспособление для ручного прядения одной нити пряжи.
Печь — нагревательное устройство для отопления, приготовления пищи.
Сундук – это тяжелый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком.
Соло́нка - чашечка, небольшой сосуд для соли, подаваемой к столу.
Скалка - деревянный валик для раскатывания, катания чего-нибудь.
Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.
Тарелка — плоское изделие из керамики, стекла, металла и иных материалов.
Утварь - предметы, принадлежности какого-нибудь обихода, домашняя утварь и кухонная утварь.
Утюг (угольный)— элемент бытовой техники для разглаживания складок и заминов на одежде.
Чугун - сосуд округлой формы, металлический горшок.
Черпа́к - приспособление для черпания (ковш на длинной рукоятке, черпающая часть механизма и т. п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Возрастные особенности физического развития детей в подготовительной к школе группы".
в помощь воспитателям ДОУ...
Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»
Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...
Методическая разработка НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной к школе группе Разные люди живут на Земле (с презентацией)
Базовая образовательная область: социально-коммуникативное развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: формировать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе Тема «Мы - сценаристы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группеТема «Мы - сценаристы»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ Тема: «Стоит над Бией град старинный»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ Тема: «Стоит над Бией град старинный»...
Конспект открытого занятия по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе на тему: «Здравствуй, Зимушка - зима!»
Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Здравствуй, Зимушка - зима!»...