Программа дополнительного образования «В игры играем, старину вспоминаем»
рабочая программа (физкультура, старшая группа) по теме

Пояснительная записка

 

Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания двигательной деятельности, для самостоятельного творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменение характера и интенсивности в зависимости  от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций.

Одной из интересных и эффективных форм работы, способствующей раскрытию детской активности, самостоятельности и инициативности является организованная в  ДОУ кружковая работа по ознакомлению детей с подвижными русскими народными играми.     

Интенсивность физического развития детей и их здоровье напрямую зависят от двигательной активности. Программа направлена на  укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, так же развитие двигательных способностей в выполнении тех или иных ролей, согласно игровой ситуации. Помочь каждому ребенку занять достойное место в детском коллективе, преодолеть неуверенность у робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре.

Целесообразно использование подвижных народных игр не только на первом обучающем этапе (на занятиях), но и, главным образом, на завершающем этапе обучения и совершенствования двигательных умений и навыков (в кружковой работе). С этой целью и была разработана программа дополнительного образования «В игры играем, старину вспоминаем»

 

Возраст детей, участвующих в реализации  дополнительной образовательной программы 5-6 лет.  Сроки реализации программы   1 год.

·        Количество занятий – 1 занятие в неделю, во второй половине дня.

Всего: 35 занятий в год (с сентября по май).

·        Длительность занятия для детей старшего дошкольного возраста 25-30 минут.

·        Место проведения – детская игровая площадка, физкультурный зал.

·        Форма обучения – специально организованные занятия.

·        Количество – 10-15 детей.

 

К концу года ребенок должен знать и выполнять способы преодоления различных препятствий и около 40 подвижных русских народных игр, считалок, жеребьевок.

Уметь организовать самостоятельно свободную деятельность, в том числе занять себя и своих одноклассников на переменах в школе.

Ребенок научится использовать полученные знания, умения и навыки в свободной игровой деятельности.

Будет способен  преодолевать застенчивость, стремиться взять на себя не только второстепенные, но и главные роли в играх.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«В игры играем, старину вспоминаем»

Программа для детей  5-6 лет

Пояснительная записка

Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания двигательной деятельности, для самостоятельного творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменение характера и интенсивности в зависимости  от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций.

Одной из интересных и эффективных форм работы, способствующей раскрытию детской активности, самостоятельности и инициативности является организованная в  ДОУ кружковая работа по ознакомлению детей с подвижными русскими народными играми.        

Интенсивность физического развития детей и их здоровье напрямую зависят от двигательной активности. Программа направлена на  укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, так же развитие двигательных способностей в выполнении тех или иных ролей, согласно игровой ситуации. Помочь каждому ребенку занять достойное место в детском коллективе, преодолеть неуверенность у робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре.

Целесообразно использование подвижных народных игр не только на первом обучающем этапе (на занятиях), но и, главным образом, на завершающем этапе обучения и совершенствования двигательных умений и навыков (в кружковой работе). С этой целью и была разработана программа дополнительного образования «В игры играем, старину вспоминаем»

Возраст детей, участвующих в реализации  дополнительной образовательной программы 5-6 лет.  Сроки реализации программы   1 год.

  • Количество занятий – 1 занятие в неделю, во второй половине дня.

Всего: 35 занятий в год (с сентября по май).

  • Длительность занятия для детей старшего дошкольного возраста 25-30 минут.
  • Место проведения – детская игровая площадка, физкультурный зал.
  • Форма обучения – специально организованные занятия.
  • Количество – 10-15 детей.

К концу года ребенок должен знать и выполнять способы преодоления различных препятствий и около 40 подвижных русских народных игр, считалок, жеребьевок.

Уметь организовать самостоятельно свободную деятельность, в том числе занять себя и своих одноклассников на переменах в школе.

Ребенок научится использовать полученные знания, умения и навыки в свободной игровой деятельности.

Будет способен  преодолевать застенчивость, стремиться взять на себя не только второстепенные, но и главные роли в играх.

Учебно-тематический план

Сентябрь

Неделя

Лексическая тема

Название игр

Основные

виды

движений

Атрибуты и пособия

1

Знакомство (вводное)

Рубашка-косоворотка, фуражка

2

Осень

Р.н.и. «Пеньки»

«Угадай, чей голосок»

Бег; бег поскоками; прыжки на двух ногах с продвижением вперед

Кубы 25х25 (на 1 куб меньше, чем играющих)

3

Овощи

«Посади-собери»

«Редька»

Бег, равновесие

Корзинки (2шт.) с муляжами овощей (по кол-ву детей в каждой), гимнастическая стенка.

Октябрь

1

Фрукты

«Фрукты»

«Водяной»

Бег, лазание, ориентировка в пространстве.

Головные уборы покупателям. Повязка на глаза

2

Лес. Деревья.

Ягоды. Грибы

«Бабка Ёжка»

«Девочка и медведь»

Бег, прыжки

Равновесие

Веточка (помело), канат, маска медведя, платок

3

Детский сад. Игрушки.

«Мы веселые ребята»

 «Матрешка»

Бег с увертыванием

Платочки по кол-ву девочек

4

Я и моя семья.

«Аленушка и Иванушка»

«Ушки»

Ходьба с увертыванием, ориентировка в пространстве

Платок, фуражка.

Ноябрь

1

Поздняя осень

 «Перелет птиц»

«Жар-птица»

Бег, лазание, владение мячом

Гимнастическая стенка, скамейки, мяч-«Жар-птица»

2

Части тела.

 Предметы гигиены.

«Арина»

«Цапки»

Бег с увертыванием, ориентировка в пространстве) 

3

Одежда.

«Меняются местами»,

«Пронеси, не урони»

Внимательность

Равновесие

Стульчики

Скамейки, детские шапки.

4

Обувь.

 «Бег в калошах»

 «Быстро шагай!»

Бег, ходьба семенящим, приставным шагом

Калоши – 2 пары

Декабрь

1

Зима

«Дед Мороз»

«Метелица»

Бег, метание.

Равновесие

Шапка деда Мороза

2

Зимующие птицы

«Воробьи и вороны»

«Огородник и воробей»

Бег, бег с увертыванием

Маска воробья, фуражка для огородника.

3

Зимние забавы

«В снежки»

 «Озорные гномы»

Бег

Прыжки

Белые листы писчей бумаги.

4

Новый год

«Золотые ворота»

«Шел козел по лесу»

Перетягивание каната,

Маска козла

Январь

1

Каникулы.

«Два Мороза»

«Чурилки»

Бег и ходьба с увертыванием, ориентировка в пространстве

Маски двух морозов, колокольчик

2

Домашние животные и птицы.

«Петушки»

«Пастух и стадо»

Прыжки на одной ноге, равновесие

Ползание на четвереньках.

Шапка пастушка, гимнастическая палка.

3

Дикие животные.

«Укротитель диких зверей»

«Змея»

Бег,

ползание

Кубы 25х25 (на 1 куб меньше, чем играющих),

Маска змеи

4

Город. Улица.

 «Теремки»

«Быстро шагай»

Перебежки, семенящий шаг

Обручи ( на 1 меньше, чем играющих).

Февраль

1

Транспорт. Железная дорога.

 «Самолеты»

«Поезд»

Бег, ходьба, равновесие

Фуражка машиниста.

2

Дом. Мебель. Быт. техника.

«На стульчике»

«Сковорода»

Бег на скорость

Стульчик или куб.

3

Защитники отечества.

«Полоса препятствий»

Равновесие, лазание, прыжки, метание, ползание

Мягкие модули (бревно, горка, окно, надувной мяч с ручками) по 2 шт., мешочки с песком, корзины

4

Профессии.Инструменты.

«Дедушка Мазай»

«Пожарные на учении»

Бег, лазание

Шапка Мазая, колокольчики-2

Март

1

Мамин празд. Женские профессии.

«Мамины помощницы»

«У Маланьи»

Бег, быстрая ходьба

2

Посуда.

«Федорино горе»

«В кувшинчики»

Бег; быстрая ходьба,

Владение мячом

Платок, мяч

3

Продукты питания.

«Пирог»

«Медом или сахаром»

Бег, равновесие, перетягивание каната, ориентировка в пространстве.

Куб, канат.

4

Весна.

«Солнышко» «Родничок»

Бег с увертыванием, прыжки

Маска солнца.

Апрель

1

Перелетные птицы.

 «Ласточка и пчелы»

«Журавль»

Лазание, бег,

равновесие

Маски ласточки, журавля.

2

День космонавтики.

«Космонавты»

«Угадай, кого не стало»

Бег

Обручи (на 1 меньше, чем играющих)

3

Части суток. Дни недели.

«День и ночь»

«Солнце и месяц»

Владение мячом, равновесие

Мячи по кол-ву детей.

4

Цветы. Комнатные растения.

«Крути-верти, роза»

«Садовник»

Прыжки.

Скакалка

Май

1

День победы.

«Прорываты»,

 «Перетягивание воза»

Легкий бег, Перетягивание

2

Труд людей в природе.

 «Дедушка Мазай»

«В клубок»

Бег с разным темпом, на равновесие

Шапка Мазая.

3

Насекомые.

«Пчелки»

«Веселые соревнования»

Лазание, бег, ползание

4

Здравствуй, лето!

 «Краски»

«Невод»

Бег с увертыванием, ориентировка в пространстве,  прыжки.

Вводное занятие №1

В физкультурном зале детей встречает парнишка Иванушка (инструктор по ФК, одетый в рубашку-косоворотку и фуражку).

Иванушка:  Здравствуйте, ребятишки! Девчонки-хохотушки и озорные мальчишки!

Воспитатель: Ой! Что за паренек к нам пришел?

Иванушка: Да, это я, Иванушка! Слышал я, что в вашем садике все дети любят заниматься физкультурой и играть в подвижные игры.  Правда ли это? А коли так назовите-ка игры, которые знаете. Дети перечисляют знакомые игры. Молодцы! Много подвижных игр знаете, но столько, сколько знаю я, никто не знает! А секрет в том, что я много путешествовал, побывал во многих городах и селах. Играл с ребятишками, такими же, как вы, девчонками и мальчишками. Они научили меня разным интересным играм. Хотите, я и вас научу. Но, чур, одно обязательное условие. Когда мы будем с вами встречаться, у вас должно быть хорошее настроение!

Еще ребята, в играх нужно обязательно запомнить и соблюдать следующие правила поведения:

  • каждый из вас имеет право участвовать в игре;
  • желающие играть должны сообща договариваться, в какую игру будут играть;
  • ведущего выбирать с общего согласия всех участников игры;
  • обязательно  объяснять, почему одного ребёнка выбирают, а другого

          отстраняют;

  • спокойно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;
  • если кому-то из вас не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине ухода;
  • все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к   нарушителям правил в игре;
  • как ведущий, так и участники игры имеют право давать советы,  улучшать условия игры, расширять её содержание и правила с общего  согласия товарищей по игре.

Иванушка предлагает каждому назвать свою любимую игру. Поиграть в ту игру, которую назвали большее количество раз. Таким же образом можно предложить выбрать водящего (себя назвать нельзя) и объяснить другим, почему выбран именно он, а не другой. Совместно обговорить условия (правила)  игры и требования к нарушителям.

По окончании игры похвалить детей за активность, отметить выразительные движения и речь. Поддержать неудачливых…

Занятие №2  «Осень»

Иванушка: Как на улице красиво! На дворе золотая осень. Деревья стоят в красивой  желто-красной  листве, как девушки в ярких нарядных платьях.  В деревне в это время пора сбора урожая. Трудятся в поле и стар и мал.  К вечеру отпросятся у родителей ребятишки побегать, поиграть, соберутся, бывало, гурьбой и айда на лесную полянку! А там тоже работа кипит. Мужики деревья пилят,  дрова заготавливают, чтобы было чем зимой печь в доме топить. Пеньков от спиленных деревьев много-много, на всех хватит! Там и придумали игру на пеньках.

Иванушка рассказывает правила игры и берет на себя роль покупателя.

Игра «Пеньки»

Все играющие сидят в кругу на стульчиках или кубах (пеньках). Водящий (покупатель) идет снаружи по кругу и выбирает себе пенек. Выбрав, обращается к сидящему на нем: «Я хочу у вас спросить. Можно мне ваш пень купить?» Ему в ответ: «Коли друг ты удалой, был пень мой, а станет твой». Оба игрока встают за кругом спиной друг к другу. Все дружно считают: «Раз, два, три – беги!». Кто не успеет сесть на пенек, становится покупателем и игра продолжается.

После игры, Иванушка задает детям вопросы: понравилась ли игра, какие качества развиваются в этой игре (быстрота и ловкость), для чего они необходимы (первым прибежать и занять место).

Иванушка предлагает поиграть в спокойную игру

«Угадай,  чей голосок»

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:

 Мы собрались в ровный круг,

 Повернемся разом вдруг,

 И как скажем скок - скок - скок!

 Угадай, чей голосок?

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

 Иванушка прощается с детьми и уходит.

Список литературы

1. Детские подвижные игры. / Сост.В.И.Гришков. – Новосибирск, 1992.

2. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988.

3.  Журнал «Начальная школа» № 7 2007 год М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры»

4. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор: Книга для учителя и учащихся. / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.:Просвещение, 1995.

5. Т.И. Осокина. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.

6. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

7. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

8. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Собрал и пересказал Г.Науменко; Рис. А.Матросова. – М.: Дет. лит., 1980. 

9. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физические упражнения и подвижные игры: Метод.пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

10. Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Творим, рисуем, играем".

Программа создана для детей 5-7 лет. Основная цель программы - учить изображать доступными средствами и приемами предметы и явления окружающей действительности. ...

Программа дополнительного образования "Творим, Рисуем, играем".

Основная цель программы - учить изображать доступными средствами и приемами предметы и явления окружающей действительности. ...

Программа дополнительного образования Социально- личностного развития (игра) Кружок «Играй, малыш»

Данная программа направлена на усовершенствование и развитие движений детей 2-3 лет, на формирование положительных взаимоотношений, обогащению речи, укреплению здоровья....

модифицированная программа дополнительного образования дошкольников "Умные игры"

Основное предназначение программы «Умные игры» -  удовлетворение  изменяющихся образовательных потребностей и социального заказа родителей, общества.Разработана  в рамках ре...

Рецензия на программу дополнительного образования "О правах играя" для детей 6-7 лет

Данная рецензия на   программу  "О правах играя" для детей 6-7 лет  раскрывает  систему занятий  по правовому воспитанию дошкольников  в детском саду. ...

Тематическое планирование к программе дополнительного образования кружка по играм В.В. Воскобовича "Волшебные игры"

Тематическое планирование является важным инструментом в педагогическом процессе, который помогает структурировать и организовать игровой материал....


 

Комментарии

Зарьянова Марина Кирилловна

Хорошая программа!