Позитивный опыт разностороннего развития детей как результата партнерского взаимодействия педагогов и родителей
учебно-методический материал
понимание педагогами и родителями своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, а партнера, практические действия в этом направлении дают положительный результат.В данной статье описаны этапы по формированию доверительно-делового контакта с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryirdzrryosryorirdzsrno_rdzryiss_1.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Позитивный опыт разностороннего развития детей как результата партнерского взаимодействия педагогов и родителей
В дошкольной организации создано единое сообщество «семья – дети – педагог», для которого характерны взаимопомощь, содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Только понимание педагогами и родителями своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, а партнера, практические действия в этом направлении дают положительный результат.
Для установления партнерских отношений педагоги последовательно реализуют в своей педагогической деятельности этапы по формированию доверительно-делового контакта с родителями. Данная тактика построения партнерских взаимоотношений зарекомендовала себя на практике, как наиболее комфортная и эффективная.
На первом этапе представляя образ ребенка, педагоги обращают внимание родителей на продукты детского творчества, давая положительную оценку. С этой целью готовятся выставки детских работ или фотостенды, где используются фотографии из жизни группы.
На втором этапе проводится подготовка к первому родительскому собранию. Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание педагоги групп проводят в форме концерта и презентации. Совместная подготовка объединяет педагогов и детей, приносит радость, позитивный эмоциональный контакт. Элемент тайны и сюрприза для родителей вдохновляет ребят на творчество. Главное, чтобы приняли участие все дети, чтобы родители смогли полюбоваться своим ребенком. В заключение концерта демонстрируется показ мультимедийной презентации «Как мы живем». Родители видят реальную жизнь детей в группе, обращают внимание на режимные моменты и, самое главное, приходит понимание, что у детей счастливые лица, день наполнен интересными событиями, полезными делами. В презентацию включаются видео загадки для родителей. Загадки придумываются самими детьми, без предварительной подготовки, поэтому высказывания получаются интересными и веселыми. Как правило, это создает положительный эмоциональный настрой и дальнейшее собрание проходит в теплой и дружественной обстановке.
На втором этапе в родительских уголках и на стендах педагоги выставляют познавательную информацию. В этот период на стенде появляется ширма-раскладушка «Наши педагоги»: педагогическое образование, квалификация, стаж работы, небольшое резюме о себе, фотографии с детьми в разных видах деятельности, телефон для связи и т.д. Каждый педагог проявляет творчество.
Из опыта практической работы были сделаны выводы, что родители с интересом относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам. Наглядно – информационные материалы дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
На третьем этапе педагоги постепенно привлекают родителей к активному участию в жизни дошкольной организации и группы.
Интересной формой налаживания партнерских отношений и взаимопонимания ДОО с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и педагогов на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Здравствуй весна!», «Ах, лето, лето!» стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Совместно с родителями и детьми педагоги готовят презентацию «Занимаемся спортом дома!»
На данном этапе педагоги проводят анкетирование разнообразной тематики.
При переходе на четвертый этап широко используются совместные мероприятия. В течение пяти лет педагогами разных возрастных групп разработаны конспекты совместных мероприятий: «Страна Знаний», «В гости к Винни – Пуху», «Мы – дети планеты Земля», проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группах проводятся:
- праздники «Мамочку свою люблю» (презентация представлена на диске), «Лучшая семья моя», «Сильные, ловкие, смелые»;
- развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»;
- спортивные олимпиады «Семья – здоровый образ жизни» (в приложении);
- спектакли «Муха - цокотуха», «Краденное солнце» (видео представлено на дисках);
- совместные походы, экскурсии (конспекты походов представлены в приложении);
- совместные коллажи «Зимняя сказка своими руками» (см. приложения).
Досуговые встречи проходят постоянно, бывают яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
В детском коллективе отмечается положительное взаимодействие друг с другом в роли игровых партнеров, создается атмосфера общности интересов; воспитанники более внимательны друг к другу, доброжелательны, учатся вежливой форме общения, развивается эстетический вкус.
При организации и проведении экскурсий и походов на природу, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Воспитанники много и увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества
По итогам совместной работы наши родители стали активными участниками всех дел в группах, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Многие семьи продолжают дружить после того, как дети уходят в школу.
На сегодняшний день можно сказать, что в дошкольной организации сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и полноценными партнерами педагогов групп, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70 % в оценке результатов.
Родители проявляют искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Важно признать одно: детство неповторимо, в этот период формируется личность, закладываются предпосылки духовно-творческой самореализации. От признания ценности детства как периода отражения всей последующей жизни, от качества поддержки детей с их особенностями и ситуацией их жизни (место проживания, состав семьи, физическое и психическое здоровье, индивидуальные особенности), зависит и потенциал государства. Принцип поддержки разнообразия детства, обозначенный в стандарте, обеспечивает сопровождение, поддержку и развитие всех детей, исключая, при подготовке к школе, «акселерацию детства».
Педагоги уверены, что создавая «пространство партнерства», жизнь детей, родителей и самих педагогов становится ярче и осмысленнее, помогая им проживать счастливые минуты детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей".
Педагогический проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей" - представляет собой опыт работы в группе "Особый ребёнок"....
Проект «Математическое развитие детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОО с родителями».
Проект «Математическое развитие детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОО с родителями»....
Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"
Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....
Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»
laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...
Основные этапы и формы партнерского взаимодействия педагогов с родителями воспитанников при организации проектной деятельности
В статье представлены основные понятия по взаимодействию, виды связей детского сада и родителей, направленное на взаимодействие; этапы сотрудничества с родителями; классификации взаимодействия ДОУ и с...
Партнерское взаимодействие педагога с родителями (законными представителями) воспитанников.
Цель взаимодействия ДОУ с семьей — установление партнерских отношений с родителями в процессе развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в усло...
Рекомендации педагога-психолога ДОУ по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для педагогов и родителей.
Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическ...