Проект «Математическое развитие детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОО с родителями».
проект по математике (старшая группа) на тему
Проект «Математическое развитие детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОО с родителями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Математическое развитие детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОО с родителями».
Номинация- Взаимодействие с родителями воспитанников.
Тип проекта – долгосрочный (сентябрь – май)
Возраст – старший дошкольный возраст.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Проблемы подготовки детей к школе всегда актуальны. Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.
В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных формах.
Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным
Б. Паскаль
Тип проекта – долгосрочный (сентябрь – май)
Возраст – старший дошкольный возраст.
Актуальность проекта, новизна
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
В ФГОС ДО обязательными принципами организации образовательного процесса являются:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста,
- обогащение детского развития;
- учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Эти принципы определяют новые требования к вариативности, доступности и качеству образовательных услуг. Положение о психологических новообразованиях, появляющихся к концу каждого возраста, заявляются ФГОС ДО качественной характеристикой развития ребенка. В качестве предпосылок овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации ребенка к школе выступают наличие познавательных и социальных мотивов учения; умение ребенка фантазировать, воображать; умение ребенка работать по образцу; умение ребенка работать по правилу; умение ребенка обобщать; умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции; владение языком, на котором ведется обучение в школе; умение ребенка общаться со взрослым и сверстниками.
Достижение этих результатов невозможно без эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах раннего сенсорного развития и формирования у дошкольников элементарных представлений из области естествознания и математики также продиктовано в контексте реализации Концепции развития математического образования в РФ.
Проблемы подготовки детей к школе всегда актуальны. Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.
В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных формах.
Противоречие, проблема
Исследования показали, что родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Обучение под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе ипоследовательности: «… математика – это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее». В этой связи можно зафиксировать имеющееся противоречие между сформировавшейся потребностью в новом содержании и формах взаимодействия родителей и педагогов ДОО, способствующих формированию у родителей педагогической компетентности в решении задач математического развития дошкольников и отсутствием объективного знания, подходов и технологических средств этого взаимодействия.
Гипотеза проекта
Если педагогом будет целенаправленно осуществляться информационно-образовательное сопровождение родителей, то взаимодействие с родителями в рамках решения задач познавательно - математического развития дошкольников обеспечит выполнение требований ФГОС ДО, расширятся возможности детей свободно использовать математические знания и умения в разных видах детской деятельности.
Цель проекта
Поиск эффективных путей содействия формированию ключевых компетенций родителей в вопросах математического развития детей дошкольного возраста.
Задачи.
- Создать систему эффективных мероприятий для решения проблем математического развития детей.
- Повысить педагогическую грамотность родителей.
- Учить родителей анализировать проведенные мероприятия в соответствии с его результативностью.
- Разработать варианты диагностических материалов и дидактических упражнений для использования в детском саду и дома.
Возможные риски.
- Недостаточная заинтересованность участников проекта.
Пути решения:
- Подробная информация о целях и задачах проекта, о направленности проекта на развитие каждого ребенка, реклама предстоящих мероприятий.
- Привлечение детей к некоторым мероприятиям.
- Пассивность участников проекта.
Пути решения:
- Использование активных форм работы.
- Использование принципа: участвовать может каждый.
Предполагаемый результат
- создание в группе математического уголка;
- применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
- развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
- осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале
План реализации проекта
I этап подготовительный (сентябрь)
- поиск, изучение и обработка информации;
- продумывание содержания и форм работы с родителями.
- проведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ по подготовке ребенка к школе. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
- работа над методической литературой по данной проблеме;
- подбор дидактических, подвижных игр;
II этап основной (октябрь- апрель)
- работа над проектом
- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;
- работа с родителями;
III этап заключительный (май)
- проведение итогового занятия «В стране математики»
Модель реализации проекта
1. Работа с детьми
Игровая деятельность:
-Дидактическая игра «Составь множество»;
-Дидактическая игра «Помоги числам найти свое место»;
-Дидактическая игра «Какой цифры не стало»;
-Дидактическая игра «Составь число»;
-Дидактическая игра «Геометрическое лото»;
-Дидактическая игра «Фигуры из цветной мозаики»;
-Дидактическая игра «Раньше - позже»;
-Дидактическая игра «Найди на ощупь»;
-Дидактическая игра «Составь узор»
Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное развитие:
-организованная образовательная деятельность «В стране математики»;
-заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет», заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;
-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;
-Составление описательных рассказов по картинке;
-Упражнение «Дополни предложение»;
-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»
Художественно - эстетическое развитие:
-Продуктивная деятельность
-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»;
-Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку», «Цветы»
Физическое развитие:
-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики»;
-Катание на самокате;
-Игра в снежки
2. Работа с родителями.
Информационно - аналитическая:
- Проведение экспресс – опроса с целью выявить интересы, потребности, запросы родителей
-Индивидуальные беседы;
Познавательная
Педагогическая гостиная для родителей:
«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Наглядно - информационная
- Рекомендации для родителей и педагогов по развитию математических способностей детей с использованием практических материалов «Домашняя математика: мы вместе».
- Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей
- Консультации:
- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,
- «Использование игровых шуток в свободное время»,
- «Математика - это интересно»
Досуговая
Совместное с родителями мероприятие «В стране Математики»
Заключение.
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повышает мотивацию к исследовательской деятельности.
Проект позволит детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети будут иметь возможность использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.
Данный проект позволит сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.
Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Использование современной научной литературы и ИКТ поможет мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер-класса "Закружилась листва золотая" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет и родителей
В сценарии представлен один из видов организации творческого взаимодействия с семьёй в форме мастер-класса. Содержание методической разработки включает в себя рекомендации по обучению взрослых и детей...
Сценарий мастер-класса "Мультик в кармашке" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет и родителей
В сценарии "Мультик в кармашке" представлен один из видов организации творческого взаимодействия с семьёй в форме мастер-класса. Содержание методической разработки включает в себя подробное ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/01/picture-137639-1420118523.jpg)
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. Рекомендации учителя- логопеда для родителей.
Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/21/picture-1408082-1653121594.jpg)
Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»
Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/21/picture-1408082-1653121594.jpg)
Проект. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»
Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-34557-1476254130.jpg)
План самообразования воспитателя ДОУ. Тема по конструированию: «Оригами и его значение для развития детей дошкольного возраста при взаимодействии семьи и ДОУ».
Участники: дети подготовительного возраста, педагоги, родители.Цель: повысить профессиональную квалификацию по художественным и творческим способностям в искусстве работы с бумагой в разных техниках д...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/15/picture-1386633-1663262468.jpg)
Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...