Проект «Математическое развитие детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОО с родителями».
проект по математике (старшая группа) на тему

Пенчук Галина Васильевна

Проект «Математическое развитие детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОО с родителями».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Математическое развитие детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОО с родителями».

Номинация-   Взаимодействие с родителями воспитанников.

Тип проекта – долгосрочный (сентябрь – май)

Возраст – старший дошкольный возраст.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Проблемы подготовки детей к школе всегда актуальны. Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.

В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных формах.

Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая,

сделать его занимательным

Б. Паскаль

Тип проекта – долгосрочный (сентябрь – май)

Возраст – старший дошкольный возраст.

Актуальность проекта, новизна

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

В ФГОС ДО обязательными принципами организации образовательного процесса являются:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста,
  • обогащение детского развития;
  • учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Эти принципы определяют новые требования к вариативности, доступности и качеству образовательных услуг. Положение о психологических новообразованиях, появляющихся к концу каждого возраста, заявляются ФГОС ДО качественной характеристикой развития ребенка. В качестве предпосылок овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации ребенка к школе выступают наличие познавательных и социальных мотивов учения; умение ребенка фантазировать, воображать; умение ребенка работать по образцу; умение ребенка работать по правилу; умение ребенка обобщать; умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции; владение языком, на котором ведется обучение в школе; умение ребенка общаться со взрослым и сверстниками.

Достижение этих результатов невозможно без эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах раннего сенсорного развития и формирования у дошкольников элементарных представлений из области естествознания и математики также продиктовано в контексте реализации Концепции развития математического образования в РФ.

Проблемы подготовки детей к школе всегда актуальны. Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.

В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных формах.

Противоречие, проблема

Исследования показали, что родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Обучение под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе ипоследовательности: «… математика – это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее». В этой связи можно зафиксировать имеющееся противоречие между сформировавшейся потребностью в новом содержании и формах взаимодействия родителей и педагогов ДОО, способствующих формированию у родителей педагогической компетентности в решении задач математического развития дошкольников и отсутствием объективного знания, подходов и технологических средств этого взаимодействия.

Гипотеза проекта

Если педагогом будет целенаправленно осуществляться информационно-образовательное сопровождение родителей, то взаимодействие с родителями в рамках решения задач познавательно - математического развития дошкольников обеспечит выполнение требований ФГОС ДО, расширятся возможности детей свободно использовать математические знания и умения в разных видах детской деятельности.

Цель проекта

Поиск эффективных путей содействия формированию ключевых компетенций родителей в вопросах математического развития детей дошкольного возраста.

Задачи.

  1. Создать систему эффективных мероприятий для решения проблем математического развития детей.
  2. Повысить педагогическую грамотность родителей.
  3. Учить родителей анализировать проведенные мероприятия в соответствии с его результативностью.
  4. Разработать варианты диагностических материалов и дидактических упражнений для использования в детском саду и дома.

Возможные риски.

  1. Недостаточная заинтересованность участников проекта.

Пути решения:

  • Подробная информация о целях и задачах проекта, о направленности проекта на развитие каждого ребенка, реклама предстоящих мероприятий.
  • Привлечение детей к некоторым мероприятиям.
  1. Пассивность участников проекта.

Пути решения:

  • Использование активных форм работы.
  • Использование принципа: участвовать может каждый.

Предполагаемый результат

  • создание в группе математического уголка;
  • применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  • развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
  • осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале

План реализации проекта

I этап подготовительный (сентябрь)

  • поиск, изучение и обработка информации;
  • продумывание содержания и форм работы с родителями.
  • проведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ по подготовке ребенка к школе. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
  • работа над методической литературой по данной проблеме;
  • подбор дидактических, подвижных игр;

II этап основной (октябрь- апрель)

  • работа над проектом
  • работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;
  • работа с родителями;

III этап заключительный (май)

  • проведение итогового занятия «В стране математики»

Модель реализации проекта

1. Работа с детьми

Игровая деятельность:

-Дидактическая игра «Составь множество»;

-Дидактическая игра «Помоги числам найти свое место»;

-Дидактическая игра «Какой цифры не стало»;

-Дидактическая игра «Составь число»;

-Дидактическая игра «Геометрическое лото»;

-Дидактическая игра «Фигуры из цветной мозаики»;

-Дидактическая игра «Раньше - позже»;

-Дидактическая игра «Найди на ощупь»;

-Дидактическая игра «Составь узор»

Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное развитие: 

-организованная образовательная деятельность «В стране математики»;

-заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет», заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;

-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;

-Составление описательных рассказов по картинке;

-Упражнение «Дополни предложение»;

-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»

Художественно - эстетическое развитие:

-Продуктивная деятельность

-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»;

-Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку», «Цветы»

Физическое развитие:

-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики»;

-Катание на самокате;

-Игра в снежки

2. Работа с родителями.

Информационно - аналитическая:

- Проведение экспресс – опроса с целью выявить интересы, потребности, запросы родителей

-Индивидуальные беседы;

Познавательная

Педагогическая гостиная для родителей:

«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Наглядно - информационная

- Рекомендации для родителей и педагогов по развитию математических способностей детей с использованием практических материалов «Домашняя математика: мы вместе».

- Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей

- Консультации:

- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,

- «Использование игровых шуток в свободное время»,

- «Математика - это интересно»

Досуговая

Совместное с родителями мероприятие «В стране Математики»

Заключение.

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повышает мотивацию к исследовательской деятельности.

Проект позволит детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети будут иметь возможность использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.

Данный проект позволит сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.

Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Использование современной научной литературы и ИКТ поможет мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер-класса "Закружилась листва золотая" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет и родителей

В сценарии представлен один из видов организации творческого взаимодействия с семьёй в форме мастер-класса. Содержание методической разработки включает в себя рекомендации по обучению взрослых и детей...

Сценарий мастер-класса "Мультик в кармашке" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет и родителей

В сценарии "Мультик в кармашке" представлен один из видов организации творческого взаимодействия с семьёй в форме мастер-класса. Содержание методической разработки включает в себя подробное ...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. Рекомендации учителя- логопеда для родителей.

Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть п...

Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Проект. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

План самообразования воспитателя ДОУ. Тема по конструированию: «Оригами и его значение для развития детей дошкольного возраста при взаимодействии семьи и ДОУ».

Участники: дети подготовительного возраста, педагоги, родители.Цель: повысить профессиональную квалификацию по художественным и творческим способностям в искусстве работы с бумагой в разных техниках д...

Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...