Проект «Математическое развитие детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОО с родителями».
проект по математике (старшая группа) на тему
Проект «Математическое развитие детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОО с родителями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Математическое развитие детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОО с родителями».
Номинация- Взаимодействие с родителями воспитанников.
Тип проекта – долгосрочный (сентябрь – май)
Возраст – старший дошкольный возраст.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Проблемы подготовки детей к школе всегда актуальны. Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.
В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных формах.
Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным
Б. Паскаль
Тип проекта – долгосрочный (сентябрь – май)
Возраст – старший дошкольный возраст.
Актуальность проекта, новизна
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
В ФГОС ДО обязательными принципами организации образовательного процесса являются:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста,
- обогащение детского развития;
- учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Эти принципы определяют новые требования к вариативности, доступности и качеству образовательных услуг. Положение о психологических новообразованиях, появляющихся к концу каждого возраста, заявляются ФГОС ДО качественной характеристикой развития ребенка. В качестве предпосылок овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации ребенка к школе выступают наличие познавательных и социальных мотивов учения; умение ребенка фантазировать, воображать; умение ребенка работать по образцу; умение ребенка работать по правилу; умение ребенка обобщать; умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции; владение языком, на котором ведется обучение в школе; умение ребенка общаться со взрослым и сверстниками.
Достижение этих результатов невозможно без эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах раннего сенсорного развития и формирования у дошкольников элементарных представлений из области естествознания и математики также продиктовано в контексте реализации Концепции развития математического образования в РФ.
Проблемы подготовки детей к школе всегда актуальны. Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.
В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных формах.
Противоречие, проблема
Исследования показали, что родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Обучение под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе ипоследовательности: «… математика – это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее». В этой связи можно зафиксировать имеющееся противоречие между сформировавшейся потребностью в новом содержании и формах взаимодействия родителей и педагогов ДОО, способствующих формированию у родителей педагогической компетентности в решении задач математического развития дошкольников и отсутствием объективного знания, подходов и технологических средств этого взаимодействия.
Гипотеза проекта
Если педагогом будет целенаправленно осуществляться информационно-образовательное сопровождение родителей, то взаимодействие с родителями в рамках решения задач познавательно - математического развития дошкольников обеспечит выполнение требований ФГОС ДО, расширятся возможности детей свободно использовать математические знания и умения в разных видах детской деятельности.
Цель проекта
Поиск эффективных путей содействия формированию ключевых компетенций родителей в вопросах математического развития детей дошкольного возраста.
Задачи.
- Создать систему эффективных мероприятий для решения проблем математического развития детей.
- Повысить педагогическую грамотность родителей.
- Учить родителей анализировать проведенные мероприятия в соответствии с его результативностью.
- Разработать варианты диагностических материалов и дидактических упражнений для использования в детском саду и дома.
Возможные риски.
- Недостаточная заинтересованность участников проекта.
Пути решения:
- Подробная информация о целях и задачах проекта, о направленности проекта на развитие каждого ребенка, реклама предстоящих мероприятий.
- Привлечение детей к некоторым мероприятиям.
- Пассивность участников проекта.
Пути решения:
- Использование активных форм работы.
- Использование принципа: участвовать может каждый.
Предполагаемый результат
- создание в группе математического уголка;
- применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
- развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
- осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале
План реализации проекта
I этап подготовительный (сентябрь)
- поиск, изучение и обработка информации;
- продумывание содержания и форм работы с родителями.
- проведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ по подготовке ребенка к школе. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
- работа над методической литературой по данной проблеме;
- подбор дидактических, подвижных игр;
II этап основной (октябрь- апрель)
- работа над проектом
- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;
- работа с родителями;
III этап заключительный (май)
- проведение итогового занятия «В стране математики»
Модель реализации проекта
1. Работа с детьми
Игровая деятельность:
-Дидактическая игра «Составь множество»;
-Дидактическая игра «Помоги числам найти свое место»;
-Дидактическая игра «Какой цифры не стало»;
-Дидактическая игра «Составь число»;
-Дидактическая игра «Геометрическое лото»;
-Дидактическая игра «Фигуры из цветной мозаики»;
-Дидактическая игра «Раньше - позже»;
-Дидактическая игра «Найди на ощупь»;
-Дидактическая игра «Составь узор»
Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное развитие:
-организованная образовательная деятельность «В стране математики»;
-заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет», заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;
-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;
-Составление описательных рассказов по картинке;
-Упражнение «Дополни предложение»;
-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»
Художественно - эстетическое развитие:
-Продуктивная деятельность
-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»;
-Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку», «Цветы»
Физическое развитие:
-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики»;
-Катание на самокате;
-Игра в снежки
2. Работа с родителями.
Информационно - аналитическая:
- Проведение экспресс – опроса с целью выявить интересы, потребности, запросы родителей
-Индивидуальные беседы;
Познавательная
Педагогическая гостиная для родителей:
«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Наглядно - информационная
- Рекомендации для родителей и педагогов по развитию математических способностей детей с использованием практических материалов «Домашняя математика: мы вместе».
- Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей
- Консультации:
- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,
- «Использование игровых шуток в свободное время»,
- «Математика - это интересно»
Досуговая
Совместное с родителями мероприятие «В стране Математики»
Заключение.
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повышает мотивацию к исследовательской деятельности.
Проект позволит детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети будут иметь возможность использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.
Данный проект позволит сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.
Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Использование современной научной литературы и ИКТ поможет мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер-класса "Закружилась листва золотая" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет и родителей
В сценарии представлен один из видов организации творческого взаимодействия с семьёй в форме мастер-класса. Содержание методической разработки включает в себя рекомендации по обучению взрослых и детей...
Сценарий мастер-класса "Мультик в кармашке" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет и родителей
В сценарии "Мультик в кармашке" представлен один из видов организации творческого взаимодействия с семьёй в форме мастер-класса. Содержание методической разработки включает в себя подробное ...
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. Рекомендации учителя- логопеда для родителей.
Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть п...
Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»
Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...
План самообразования воспитателя ДОУ. Тема по конструированию: «Оригами и его значение для развития детей дошкольного возраста при взаимодействии семьи и ДОУ».
Участники: дети подготовительного возраста, педагоги, родители.Цель: повысить профессиональную квалификацию по художественным и творческим способностям в искусстве работы с бумагой в разных техниках д...
Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами экспериментирования Консультация для родителей
Уважаемые родители! Мы все хотим, чтобы дети выросли познавательно активными, умными, любознательными. Одним из основополагающих факторов, влияющих на познавательное развитие дошкольника, является поз...