Картотека игровых упражнений для развитие познавательной активности детей.
картотека (старшая группа)
Играя с детьми в эти игры педагогу легче закрепить пройденный материал, упражнять детей в различных навыках и умениях. Для нас педагогов огромный простор для развития творческих, умственных и познавательных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igrovyh_uprazhneniy_dlya_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_detey.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
- Упражнение «Очень я тебя люблю».
Цель: Создание положительного эмоционального настроения.
Дети взявшись за руки становятся в круг и по очереди смотря друг другу в глаза говорят «Очень я тебя люблю, тебе дарю я…» (улыбку, добро, радость, хорошее настроение, любовь и т.д.)
Воспитатель: «Почувствовал, как сразу стало теплее от улыбок, от нашего хорошего отношения друг к другу».
- Упражнение «Поле из пуговиц».
Цель: Развитие внимания, логического мышления и ориентация в пространстве.
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц (все пуговицы абсолютно уникальны и не повторяются). У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц.
- Упражнение «Волшебные рассказы в кляксах».
Цель: Развитие воображения, речи.
До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие именно предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных её частях.
Детям предлагается начало, какого-либо рассказа. Например, «Жила была девочка Катя и как-то раз она вышла на прогулку со своей кошечкой Марусей. Был тёплый, солнечный день и вдруг откуда ни возьмись…» Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.
- Упражнение «Добавь слово».
Цель: развитие слуховой памяти.
Один ребёнок называет какой-нибудь предмет (например, «стол»), второй повторяет названное слово и добавляет своё (например, «Стол, дерево». Третий ребёнок повторяет уже названные слова и добавляет своё слово (например, «стол, дерево, дом). Игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок не повторит все сказанные слова и не добавит своё.
- Психологическая разминка.
Цель: формирование позитивного эмоционального настроя, снятие психического напряжения.
Тучка с солнышком опять
В прятки начало играть:
Только солнце спрячется - (закрываем лицо ладошкой)
Тучка вся расплачется - (делаем грустное лицо)
А как солнышко найдется - (закрываем лицо ладошкой)
В небе радуга смеется - (делаем веселое лицо)
- Упражнение «Чем похожи и чем отличаются».
Цель: развитие мышления, способности сравнивать, выделять существенные признаки предмета, развитие речи.
Воспитатель предлагает детям сравнить два предмета (например, «самолет и птица»), чем они похожи и чем отличаются.
- Игра «Собери движения по кругу».
Цель: развивать двигательную и зрительную память.
Воспитатель с детьми становятся в круг, взявшись за руки начинают двигаться и говорят такие слова: «Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!» Все останавливаются, и первый ребёнок показывает движение, а затем показывает пальцем на любого из детей и тот, на кого он показал, придумывает и показывает движение, которое повторяют все дети, стоящее в кругу. Затем игра повторяется, и каждый ребенок, должен показать все движения, которые выполнялись предыдущими игроками. Игра проводиться до тех пор, пока каждый из участников не покажет всю серию движений и свое движение в завершении.
- Упражнение «Путешествие в будущее».
Цель: развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи.
Ребята, никто из нас не может знать, что нас ждет в будущем. Я имею в виду то далекое будущее, которое наступит лет через 100 или 200. Давайте мы сейчас с вами превратимся в волшебников и попробуем пофантазировать, мы можем с вами придумать описание и рисунок. Вы можете нарисовать автомобиль будущего или людей из будущего или всё что пожелаете. По окончании работы дети рассказывают о своих работах.
- Упражнение «Веселый человечек».
Цель: Развитие воображения, творческую способность.
Возьмите среднего размера картофелину, обрежьте так, чтобы она могла стоять на блюдце. В верхней ее части сделайте углубление, положите в него немного семян кресс-салата и слегка увлажните. На самой картофелине сделайте веселую мордашку. Для этого вырежьте из цветной бумаги глаза, нос, рот и приклейте клеем. Когда семена начнут прорастать, получится веселый человечек с зеленым ежиком вместо волос.
- Упражнение «Хорошие дела».
Цель: Развитие уверенности в себе, уважительного отношения к окружающим.
Возьмите красивую коробку (ее можно обклеить красивой бумагой или раскрасить). Объясните ребенку, что это его личная копилка хороших поступков. Сложить туда хорошие поступки можно, если ребенок откроет крышку и расскажет о них. Хорошо, если это станет ритуалом, например, он каждый вечер открывает крышку и рассказывает, что он сегодня сам оделся, помог бабушке подмести пол, или поделился конфетами с сестрой. Когда коробка наполнится, а это определите вы, малыш найдет в коробке сюрприз.
- Упражнение «Путешествие мышки».
Цель: Развитие внимания, переключаемости, скорости реакции.
Возьмите лист бумаги и расчертите его на 12 одинаковых по размеру клеток. Пусть ребенок раскрасит эти клетки в разные цвета. Теперь отправим в путешествие воображаемую мышку. Вы говорите ребенку: «сейчас мышка находится в красном квадрате». Теперь мы командуем: «Мышка, вверх!» В каком квадрате она оказалась? Правильно в зеленом. «Мышка, вправо!» - где она теперь? В желтом». И т.д. Дальше ребенок следит за передвижением мышки сам, а вы только подаете команды. Вдруг вы говорите «Мышка, стоп!». Ребенку нужно назвать, в каком квадрате она остановилась. Теперь поменяйтесь с малышом ролями, пусть он руководит мышкой, а вы следите за ее передвижением.
После многократного повторения можно закрыть лист бумаги и под команду выполнять движения в разные направления. При этом тот, кто даёт команду, должен угадать, в каком квадратике находится мышка.
Рефлексия. Подведение итогов о том, что же мы сегодня научились делать и что нового узнали.
Ритуал прощания: «Мы сегодня трудились, не ленились. Наши славные дела, будем помнить мы всегда».
Представленные выше игры-упражнения на развитие внимания и воображения очень просты, их можно использовать во время семейного досуга, свободного от занятий время в детском саду, на прогулке, групповой комнате и занять ребёнка (группу детей) не только с пользой для, но и с огромным интересом к дальнейшим совместным играм. Играя с детьми в эти игры педагогу легче закрепить пройденный материал, упражнять детей в различных навыках и умениях. Для нас педагогов огромный простор для развития творческих, умственных и познавательных способностей. Придумывание новых игр и новые идеи приходят сами собой, главное только начать, и каждая игра может стать по-настоящему авторской, очень легко их преобразовать в соответствии с творческими способностями педагога. Считаю, что игры, предложенные мной, в более полной мере позволят сформировать такие важнейшие познавательные способности как внимание и воображение. А главное, помогут детям быть успешными в школе и хорошо учиться. Желаю Вам успехов в развитии у ваших детей внимания и воображения! Не сомневаюсь, что представленные игры будут интересны и детям, и вам взрослым! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста
Система игровых упражнений на развитие памяти, внимания, мышления у детей старшего возраста...
Картотека игровых упражнений по развитию познавательных способностей
для детей 5-го года жизни...
Использование авторских игр и игровых упражнений для развития познавательной активности детей с ТНР
Сталкиваясь с проблемами обучения детей с речевой патологией, логопедам приходится искать вспомогательные средства, способствующие поддержанию познавательной активности в течение всего занятия. Одним ...
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot».
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot»....
КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картокека...
Использование маркеров игрового пространства для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
laquo;…Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»В. А. Сухомлинский«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только н...