Проект " Хоровод мы заведем"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Данный проект предполагает участие детей и родителей в фольклорных праздниках и развлечениях. В ходе реализации проектной деятельности дети познакомятся с народными песнями, играми, танцами, потешками, хороводами. Но самое главное что дети  и родители не сторонние наблюдатели, а активные участники действа, что способствует формированию нравственно- патриотических чувств,  через  приобщение к народной музыке, к фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Хоровод мы заведем"159 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»

Проект

«Хоровод мы заведем!»

Старший дошкольный возраст

подготовила

Гуськова Любовь Дмитриевна

музыкальный руководитель

Юрга 2020

Содержание

1.Введение………………………………………………………… …3

2.Паспорт проекта…………………………………………………….4

3.Актуальность проекта………………………………………………6

4.Цели и задачи …………………………………………………..…..7

5.План реализации  проекта………………………………………….7

6.Целевые группы проекта…………………………………………...9

7. Механизм реализации проекта……………………………………10

8. Ожидаемые результаты……………………………………………11

9. Ресурсное обеспечение…………………………………………….11

10.Список литературы……………………………………………… 12

11.Приложение        …………………………………………………… ..13

12.Приложение № 1 «Фольклор в жизни ребёнка»………………...14

13. Приложение № 2 «Святки - колядки»…………………………...15

14. Приложение № 3, 4, 5  Подборка сценариев…………………………16

«Забота о прошлом, есть одновременно и забота о будущем…»

Д. Лихачев

   «Детский фольклор не случайное собрание бессвязных явлений и фактов,

представляющие собой «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для преподавателя - практика или воспитателя, детский фольклор – полноправный член в ряду других давно признанных отделов фольклористики»

С. Виноградов

Введение

      Данный проект предполагает участие детей и родителей в фольклорных праздниках и развлечениях. В ходе реализации проектной деятельности дети познакомятся с народными песнями, играми, танцами, потешками, хороводами. Но самое главное что дети  и родители не сторонние наблюдатели, а активные участники действа, что способствует формированию нравственно- патриотических чувств,  через  приобщение к народной музыке, к фольклору.

Паспорт проекта

Наименование проекта

Хоровод мы заведем!

Район, город, представивший проект

Кемеровская область, город Юрга.

Адрес организации

Проспект Победы,4В,   город Юрга, Кемеровская область , 652 000

Наименование организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29  «Карамелька»

Автор проекта

Гуськова Л. Д

Вид проекта

Долгосрочный

Возраст детей

5 – 7 лет

Цель проекта

Привитие  детям интереса и любви к народной музыке, культуре и традициям русского народа.

Задачи проекта

Для достижения этой цели ставятся задачи:

развивающие:

*расширять кругозор в области устного и музыкального фольклора

*развивать навыки музыкального восприятия

обучающие:

*формировать навыки исполнения разнохарактерных русских народных песен

*обучать игре на русских народных инструментах

воспитывающие:

*воспитывать любовь к народной музыке

*прививать любовь к Родине, к русской природе

*формировать положительные

Этапы проекта

1.Подготовительный этап:

сентябрь  2020 года

- подбор материала для проведения фольклорных праздников;

-подготовка информационного и наглядного материала для родительского уголка;

-составление плана работы с детьми и родителями

2. Основной этап: октябрь 2020 год - май  2021года.

-проведение консультаций для родителей;

-подготовка и оформление (совместно с родителями) атрибутов к фольклорным  праздникам.

-разработка сценариев  фольклорных праздников

- проведение праздников и развлечений

3. Заключительный этап:– май 2021- август 2021

-фото - выставка о проведенной работе

-отчет о реализации проекта на М.О.

Перечень основных мероприятий

-разработка организационных мероприятий;

-разработка плана реализации проекта;

-подбор материалов для родительского уголка;

-подготовка сценариев к праздникам;

-изготовление атрибутов и оформления к праздникам

- проведение совместных праздников.

Исполнители проекта

Воспитатели, музыкальные руководители, дети, родители

Ожидаемые результаты

- формирование интереса к традициям русского народа

-участие  родителей в педагогическом процессе

-эмоциональное исполнение детьми народных песни, игр, хороводов.

Актуальность

     Последние десятилетия мы видим, как теряются вековые традиции, рвутся нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Отказ от народности в воспитательном процессе ведет к потере связи поколений, потери исторических корней. Напротив, обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников, открывает широкие возможности обогащения воспитанников красотой русской народной музыки.

     Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Мы же считаем актуальным в воспитательном процессе  знакомить детей с народным фольклором и видим главные задачи в привитии детям интереса и любви к народной музыке, играм, танцам,     приобщении детей к культуре и традициям русского народа,   формировании уважения и любви к своей Родине. Без прошлого нет будущего! В фольклоре ярко прослеживается жизнь предков. Фольклор  – это история народа, это система нравственных взаимоотношений между людьми приобщение к которым необходимо начинать с раннего детства.

     Проект направлен на привитие любви и интереса к фольклору, а так же  на  то что бы в процессе подготовки и проведении фольклорных  развлечений и  праздников, экскурсий сблизить детей, родителей и педагогов.

В проекте используются следующие методы и приёмы работы с детьми и родителями: беседы, (приложение №1, приложение №2), экскурсии в краеведческий музей, музыкальную школу, библиотеку, чтение художественной литературы, мультимедийные презентации то теме,  организация выставок, проведение совместных праздников (приложение №3).

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Привитие интереса и любови детей к народной музыке, культуре и традициям русского народа.

Для достижения этой цели ставятся задачи:

развивающие:

*расширять кругозор в области устного и музыкального фольклора

*развивать навыки музыкального восприятия

обучающие:

*формировать навыки исполнения разнохарактерных русских народных песен

*обучать игре на русских народных инструментах

воспитывающие:

*воспитывать любовь к народной музыке

*прививать любовь к Родине, к русской природе

*формировать положительные

План реализации проекта

Вид деятельности

Срок, ответственные.

Подготовительный этап

1

Изучение отношения родителей к проблеме проекта, и определение актуальных тем для совместной деятельности

Сентябрь 2020,

Воспитатели, музыкальный руководитель

2

Составление перспективного плана взаимодействия педагогов и родителей

Сентябрь 2020, воспитатели, музыкальный руководитель

Основной этап

1

Беседа с детьми «Что такое фольклор?»

Сентябрь  2020 музыкальный руководитель

2

Консультация для родителей «Фольклор в жизни ребёнка»

Октябрь 2020 музыкальный руководитель

3

Оформление стенда в родительском уголке «Народные календарные праздники »

В течение года,

воспитатели

4

Проведение фольклорных праздников по плану.

В течение года

воспитатели и музыкальный руководитель

5

Заучивание потешек, пестушек, слушание колыбельных песен и народной музыки в группе

В течение года

Воспитатели

Заключительный этап

1

Экскурсия в краеведческий музей

Апрель 2021 воспитатели

2

Организация выставки рисунков и поделок детей и родителей «Как мы были в хороводе»

Май 2021

 воспитатели

3

Организация фотовыставки «Наши праздники»

Май 2021

, воспитатели

Музыкальный руководитель

4

Проведение заключительного развлечения «Посиделки»

Май 2021

Музыкальный руководитель

воспитатели

Целевые группы проекта

Первичной целевой аудиторией проекта являются:

- воспитанники дошкольного образовательного учреждения 5-7 лет

-педагоги Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида  № 29 «Карамелька»;

- родители воспитанников ДУ;

- социальные партнеры: МОУ дополнительного образования «Детская музыкальная школа №18», МАОУ ДОД «ДЮЦ г. Юрги», Музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока, Краеведческий музей.

Механизм реализации проекта.

     В основу проекта, «Хоровод мы заведем», положен принцип отражающий цели и задачи дошкольного учреждения, учтены потребности учреждения на данном этапе его развития.

     При разработке реализации проекта было учтено его соответствие годовому, учебному плану дошкольного учреждения, методикам, используемым в дошкольном учреждении, а также удовлетворению запросов воспитанников и их родителей и потребностей педагогов.

       Цель данного проекта будет достигнута через различные направления музыкальной деятельности и использование  следующих методов и приемов:беседы о фольклоре, разучивание и исполнение народных песен, инсценировка песен, разучивание народных игр, разучивание хороводов, игры на музыкальных инструментах, разучивание народных танцев.

      Весь материал будет реализован в проведении развлечений и праздников согласно плану.

     Предлагаем примерный тематический план детских календарных праздников

Сентябрь

Осенины

Сентябрь-Рябинник

21 сентября

Октябрь

Октябрь – Капустник. Свадебник.

14 октября

Ноябрь

Ноябрь - Синичкин праздник

12 ноября

Декабрь

«Валенки, валенки не подшиты стареньки.

25 декабря

Январь

«Святки»

7-14 января

Февраль

«Ефремом день-праздник домового».

«Масленица»

7 февраля

Март

«Банные посиделки»

Апрель

«Красная горка» Игры хороводы.

Май

« Русский платок»

Июнь

«Зеленые святки» Игры , хороводы

Июль

«Ивана Купала»

7 июля

Август

Три спаса

Медовый. Яблочный Ореховый

14 августа

19 августа

29 августа

Ожидаемые результаты

     В результате реализации проекта «Хоровод мы заведем» будет достигнуто:

- понимание  содержания и характера  русских  народных песен.

-активное участие детей и родителей  в фольклорных праздниках.

-обогащение  кругозора о народных праздниках и традициях жизни народа.

-участие в городских фестивалях и конкурсах  «Славянская культура».

Ресурсное обеспечение

      Мультимедийные презентации: «Русская изба», «Нарядная кукла»,  «Русские народные инструменты», «Осенины», «Святки-колядки», «Русские народные праздники»

     Дидактические пособия: дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент».

Наглядный материал: иллюстрации к народным песням, потешкам, попевкам.

Атрибуты к народным играм

Детские народные (шумовые) музыкальные инструменты.

Аудио материалы: диски с песнями, народной музыкой, играми и танцами.

Игрушки к занятиям.

Кукольный набор  би-ба-бо для инсценировки народных сказок. Ширма.

Костюмы персонажей. Костюмы для детей (сарафаны, рубахи)

Литература

1. Г. А. Антонова, О.М. Ельцова,  Н.Н. Николаева  Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского -  СПб, : Детство – пресс, 2012.

2. И.Г. Гаврилова Истоки русской народной культуры в детском саду.- СПб, :  Детство-пресс, 2010.

3 Давыдова М.А.  Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников.-  М.; ВАКО, 2007.

4. Т. Ю. Камаева. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники- М.;   Мой мир, 1994

5. В.П. Аникина Традиции русского фольклора. – М.: МГУ, 1986.

Приложение  1

Фольклор в жизни ребёнка

Консультация для  родителей

Слово «фольклор» принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество». Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор - это творчество, для которого не требуется никакого материала и где средством воплощения художественного замысла является сам человек. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детьми, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей Родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств воспитанников, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Основной задачей изучения народных традиций через фольклорные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у детей развивается понимание прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Приложение  2

Святки - колядки

Информация для родительского уголка

Одна из рождественских традиций — петь колядки на Рождество. Этот ранее языческий обычай с принятием христианства превратился в прославление Иисуса Христа. Колядка (от латинского «календы» — название первого дня месяца у древних римлян) — это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия.

Колядки появились еще в языческие времена. Их пели 21 декабря, в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). С принятием на Руси христианства обряд колядования приурочили к празднованию Рождества Христова. В народных колядках переплетены языческие и христианские мотивы. Особое место занимают авторские церковные коляды.

Кроме рождения Иисуса Христа колядки на Рождество чествуют всех членов семьи, к которой пришли колядники. Ряженые колядники ходят от дома к дому и поют хозяевам колядки, а те дают им монеты и сладости. Обряд колядования сопровождается музыкой, танцами, играми.

Колядки – это обычай «кликать коляду». Он был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году.

Исполняли колядки чаще всего деревенская молодежь и дети.

Колядки могли иметь и другие названия. Во многих местах России они назывались «овсень», «таусень», «усень». В северных областях России эти песни пелись с припевом: «Виноградье, красно-зеленое мое». «Виноградья» заменяли там колядки и овсеневые песни.

Был также обычай ряжения животными – козою, быком, журавлем, медведем, олицетворяющими плодородие земли.

Приложение  3

Сценарий развлечения

«Посиделки на завалинке»

Программное содержание:

Расширить кругозор детей об истории и быте русского народа.

Воспитывать чувство любви  к народной музыке.

Совершенствовать творческие способности.

Совместное участие родителей и детей

Ход развлечения

Зал оформлен в виде завалинки.

Дети в народных костюмах  и родители входят в зал под русскую народную музыку.

Гостей встречают ведущие - хозяюшки.

1ведущий:

На завалинке, в светелке.

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

2 ведущий:

При лучине ли сидели

Иль, под светлый небосвод

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

1 ведущий:

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

2 ведущий:

Быт людей отмечен, веком.

Поменялся старый мир!

Нынче все мы по сусекам

Личных дач или квартир

Вместе:

Рады вас видеть у себя в гостях

В нашей горнице.

1 ведущий:

Здесь для вас, для гостей дорогих,

Будет праздник большой праздник радостный.

По обычаю по-старинному посиделками называется!

2 ведущий:

Веселья вам да радости!

Будьте как дома!

Дети: Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

1ведущий: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Ребенок: Гости-люди подневольные,

Где посадят, там и сидят.

2 ведущий:  Редкий гость никогда не в тягость

Ребенок: Дома сидеть ничего не высидеть.

Решили на людей поглядеть, да себя показать

1 ведущий: Гостю почет, хозяину - честь!

Ребенок: Туда голуби летают,

Где их привечают.

2 ведущий: Давно мы вас ждем-поджидаем

Праздник без вас не начинаем!

Ребенок: Ехали мы мимо, да завернули до дыму.

1 ведущий: Собралось к нам гостей со всех волостей.

Ну, что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Удобно ли вам, гости дорогие!

Всем ли слышно, всем ли видно,

Всем ли места хватило?

Ребенок: Гостям-то известное дело

Хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

2 ведущий: В тесноте, да не в обиде!

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Так, что ж погуляем

На празднике нашем,

Нигде не найдете

Вы праздника краше.

Ребенок: Мужики здесь мастера

Ловко правят все дела

Да и женщины под стать

им не станут уступать!

1 ведущий: А как, праздник настает

Весь народ гулять идет!

Хоровод.

Дети и родители образуют один большой круг.  Под музыку,  вслед за ведущим,  выполняют хороводные движения - идут по кругу, змейкой, улиткой, проходят в воротца,  в круг и из круга и т.д.

2 ведущий:

Праздник продолжаем.

Песню спеть предлагаем

Песня «У ворот сосна зеленая» русская народная песня (исполняет вокальная группа)

1 ведущий: А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц!

Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься.

Ну-ка кто хочет свое уменье показать (выходят девочки и  мамы).

Как мамы песню начнут спевать

Надо ниточку в клубочек мотать

А как закончат, песню спевать

Значит и вам хватит ниточку мотать.

Посмотрим, чей клубочек больше

Понятно задание?

Начнем соревнование ( мамы поют песню «Во поле береза стояла, дети мотают клубок)

1 ведущий: Ну-ка, как вы потрудились!

Чей же клубочек больше,  да тяжелее?

2 ведущий:  А вы, ребятушки, что же призадумались?

Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.

Игра «Утица серая» (все дети встают в один круг выбирают  уточку и селезня)

Селезень утку догонял,

Молодой серу догонял.

Ходи, утица, домой,

Ходи, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень,

А девятая – сама.

Поцелуй скорей меня!

Первый раз играют дети,  на второй раз приглашаются родители.

2 ведущий (для родителей)

Дальше бой скороговорок

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит

Остальных, прошу молчать.

И для этих гостей званых да почетных.

Я приготовила скороговорки.

Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить  горазд.

Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте.

Прочитайте – ка скорей, доскажите веселей.

1Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

2Летят три пичужки

Через три пустых избушки.

3Мамаша Ромаше

Дала сыворотки из-под простокваши.

4Несет Сеня сено в сени

Спать на сене будет Сеня.

1 ведущий: Ай, да молодцы!

Славно, славно у вас получается.

У ворот гляди народ

На веселый хоровод.

Танец  «Хоровод  с платками» (исполняют девочки)

2 ведущий:

Возле речки, возле быстрой.

Все фиалочки растут

Без частушки прожить можно

Да чего-от не живут.

Частушки  (исполняют мамы и дети).

Ведущий: Много танцев нам известно

Мы их любим танцевать!

А, на этих посиделках

Кадриль хотели бы сплясать!

Танец «Кадриль»  (исполняют дети с родителями)

1 ведущий:

Ой,  гляньте- ка собрались девчонки и мальчишки  на завалинке да с куклами, да с песнями, да с играми!

Обрядовое действо – «Детские посиделки».

Ай баю, баю, баю,

Все пошли за рыбою

А на наших ребят

Рыбы все как зарычат.

2Ай  баю ли  баиньки,

Куплю сыну валенки

Куплю сыну валенки

Бегать по завалинке

3Ой баю качу, качу,

Поукачивать хочу

Поукачиваю,

Уговариваю

4.Ой  баюшки,  баюшки

Сел мужик на краюшке

Он не беден,  ни богат

У него полно ребят

5Все по лавочкам сидят?

-Все по лавочкам сидят

Кашу масляну едят?

Каша то масляная

Ложка то крашеная

Ух, ты!

И для каши и для щей

Нету ложечки нужней

И красива и легка

Для любого едока

Мы наелись от души

Наши ложки хороши

А теперь пойдем гулять

Да на ложечках играть.

Ладушки

Ладушки,  ладушки

Где были?

-  у Ванюшки!

Что ели?

-  Прянички!

Где прянички?

-Съели!

Ха, ха, ха!

Попили, поели

Шу,  полетели!

Сели посидели

Опять полетели!

С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали,
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам -
В ямку – бух

Иванушка мастер

Бадеюшку ладя

Рыбу хватая

Ульянушке нося

Ульянушка сердце

Ест все конфеты

Кузьма лапотки плетет,
В балалаечку играт.
Балалаечка добра,
Калачи напекла.
Калачи-то горячи,
Из окошка примечи.
Пришел мальчик -
Обжег пальчик,
Пришел старичок -
Обжег язычок.
Миды, миды, митки,
Сходи за Микиткой.
Микитка не любит,
Сапожки не купит -
Купит черевички,
Они невелички.
Раз, два, три, четыре!

Меня грамоте учили

Ни читать, ни писать

Только в куколки  играть.

Тяги, тяги,  потягушечки,

На Ивана- порастушечки,

На Аавдотью - ходунюшки

На Фроську – фатунюшки!

А  в роток говорок,

А в голову- разумок

Водичка, водичка,

умой мое личико,

Что бы глазки блестели

Что бы щечки краснели

Чтоб смеялся роток

Что б кусался зубок

Вот такой расти!!!

Что бы видеть все могли!!!

Хоровод.

1Как на речке на Дунай реке

На крутом бережечеке

2 На крутом мы бережечеку

Да на желтые досточеке

3Там Марьюшка умывалася

На квартиру собиралася

4На квартиру ко Ивану

У Ивана сын Захария

5У Ивана сын Захария

А у Марьи дочь Наталия!

Ваня.  Ваня простота

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Игра Дрема.

Сидит Дрема Сидит Дрема

Сидит Дрема на скамейке

Вяжет Дрема Вяжет Дрема

Вяжет Дрема рукавицы

Пятый год!

То не вяжет, то не вяжет

То не вяжет Только дремлет

Спит!

Вставай Дрема, вставай Дрема

Полно, Дремушка  зевать

Полно, Дрема   тебе спать

Встал!

Глядит Дрема, глядит Дрема

Глядит Дрема на народ

Вставай Дрема в хоровод!

Пляши!

Бери Дрема, бери Дрема

Бери Дрема  кого хошь,

Кого лучшего найдешь

Ну!

Кругом Дрема, кругом Дрема

На одну Дрема взглянул

На ходу Дрема уснул.

Ух!!

1ведущий:

Всех приглашаю к моему самовару.

Чай горячий – наша сила,

Украшение стола.

« С чая лихо не бывает!».

Так в народе говорят.

Чай-здоровье, всякий знает

Пей хоть, пять часов подряд!

Танец «Самовар»

2 ведущий:

Дорогие гости!

Садитесь за столы дубовые,

За скатерти узорные,

Да угощайтесь на здоровье!

Приложение 4

Сценарий развлечения

«Праздник русского валенка»

Предварительная работа:

В гости к детям приходит дедушка Всеведушка, который всё знал о валенках и поделился своими знаниями с детьми, рассказал историю происхождения этой русской обуви и предложил игры с валенками. Дети соревновались в быстроте, ловкости, смекалке. Дети дарили дедушке свои песни, хороводы, читали стихи, рассказывали пословицы.

Но самое необычное и загадочное было для детей гадание на валенках и вызвало восторг, удивление и много смеха.

При помощи валенок дети учились играть, дружить и даже угадывать своё будущее.

Ход развлечения:

Дети заходят в зал под веселую русскую народную музыку

Ведущий:

Здравствуйте,  ребятишки, Какое замечательное время года зима.

Вот об этом нам и спою ребята.

Песня игра  «Зима»

В зал входит снеговик.

Снеговик: Это кто тут балует? А  это ребятишки, девчонки да мальчишки. Здравствуйте! Я  всем гостям рад.

Ведущая: Снеговик, хочешь с  нам поиграть, погулять?

Снеговик:  И то,  правда, зима ведь на дворе, моё это время.  А тепло ли вы одеты? Расскажите-ка вы мне, как вы на прогулку собирались?

Игра «На прогулку мы собрались»

Дети стоят в кругу, Снеговик в центре

Снеговик: Повторяйте слова, а потом покажите сами:

Валенки и шапку, шубку и перчатки

Куда мы надеваем, когда идем гулять?

Дети (хлопая) На прогулку мы собрались,

Быстро-быстро одевались.

После этих слов снеговик называет один из предметов одежды (шапка, шуба, свитер, перчатки, валенки) при этом показывает, куда его надо надевать; сама же при этом путает детей, показывая неправильно. Темп игры постепенно ускоряется

Снеговик:

Снеговик я, Снеговик,

К снегу, к холоду привык.

Я по лесу прогулялся, и слегка проголодался.

Покорми снеговика, дай еды на букву «К»!

(возможные ответы детей: конфеты, компот, калач, кисель, клубника, капуста)

Снеговик:

Снеговик-то я веселый! Вот пойду учиться в школу,

Что с собою нужно взять? Постарайся ты назвать!

(дети называют школьные принадлежности)

Ну, ребята, вы отлично все сумели отвечать.

А вот, песню про меня,  можете спеть

Ведущая:

:А мы про твою подружку - снежную бабу знаем веселую песню.

Вот послушай:

Хоровод «Снежная баба» муз. И. Артемьевой

Ведущая:  Ой, Ванюша, ты не ушибся?

Ваня: Нет, я падал понарошку,

Рассмешить хотел немножко!

Ведущая : Вот ребята из логопедической группы нас тоже повеселить хотят своей песней.

Инсценирование песни  « Зимушка – зима»

Снеговик:

Хорошо зимой гулять, если валенки одеть.

Ведущая: А у нашего Колюшки - большое горюшко:

Валенки с дырой! Стоит один под горой!

Снеговик: Так пойдемте  к дедушке-Всеведушке  Егору, он вам быстро валенки подошьет:

Он на все руки мастер.

Снег – снежочек отряхнем, да во горницу войдем.

А вот  и мой дедушка, Дедушка-Всеведушка

Появляется дедушка Всеведушка.

Дед: Деточки мои родные, голубочки молодые!

Рад вас видеть, проходите, мою избу посмотрите!

А  я вам  загадки загадаю:

1.Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой

2.Утром в садик, днем – домой.

3.Треплют, катают, а зиму таскают!

Весь в шерсти, а кожи нет!

Дед:

Отгадка одна это валенки. А вот как делают валенки, ну - ка расскажите !

Дети рассказывают.

Снеговик:

Дедушка, выручайте, подшейте валенки!

Дед: Что ж, это можно. А вы б, девчата, чтоб веселей работалось, порадовали бы старика, пляской веселой.

Пляска «Валенки»

Ведущая:

Наши девки маленьки, чуть побольше валенка,

Ну а как заголосят, всех в округе удивят!

Дед: Ай да веселье, всем на удивленье!

Вед: А чтоб было еще веселей, надо частушки запеть поскорей!

Дети исполняют частушки .

Дед: А я дедушка  Всеведушка, долго живал, много видал,

Все на свете знаю, к себе в решето собираю.

Вы бы мне про валеночки что-нибудь рассказали, а я бы к себе в решето положил у меня в нем много чего: и загадки, и пословицы, и потешки.

1 ребенок:

Баю, баю, баиньки, скатаем Маше валенки.

Валенки по ножкам, бегать по дорожкам:

К бабушке по прянички, к дедушке по  яблочки.

2 ребенок:

Без шубы и валенок – и зима без конца!

3 ребенок

Как у Даши маленькой чесаные валенки,

А шубка багряная, а личико румяное.

Вот какая Даша, красавица наша!

Дед: Спасибо вам ребятки, прибавилось в моем решете.

А ну-ка, валенки, появитесь, попляшите, порезвитесь!

А чтоб было веселей немножко, похлопаем, друзья , в ладошки!

(В зал входят большие бутафорские  валенки.)

Танец валенок.

Ведущая: Валенки бывают разные. Вот сейчас мы устроим выставку валенок.

Все дети у кого есть валенки,  проходят по залу.

Танцуют под русскую народную музыку.

Дед: А я вот новые валенки свалял. Да вот не украсил их ещё. Прошу вашей помощи.

(Каждой группе раздает по большому  трафарету – валенку)

Каждая группа оформляет аппликацией свой валенок.

Выставка работ.

Дед: Да, много всего я видал, но такого не видывал!

А что  хозяюшка,  песнями да сказками сыт не будешь.

После мороза хорошо бы чайком горячим согреться.

Готовы ли самовары?

Ведущая: Готовы, дедушка. Да,  самовары вовсю пыхтят-кипят.

Танец  «Самовары»

Дед:  Кто здоровым хочет быть, больше чаю должен пить.

Он бальзам от всех болезней,  и напитка всех полезней.

Чай с вареньем и лимоном, с кренделями и поклоном.

Дети: (поочередно)

Рады всех вас пригласить вволю чаем напоить.

Любим мы гостей встречать,

Сладким чаем угощать,

Пирогами да блинами,

Кренделями, калачами.

Чай с вареньем, чай с печеньем,

Чай с хорошим настроеньем,

Чай с малиновым листом

Соберет всех за столом.

Славится везде недаром

Русский чай из самовара,

Крепкий чая аромат

Восхищает всех подряд!

Дед: Я вам гостинцы приготовил - бублики!.

Снеговик: И у меня гостинцы есть - леденцы!

Ведущая и дети благодарят и  прощаются с героями.

Приложение 5

Сценарий  развлечения

«Медовый спас».

Дети под музыку входят в зал.

Под русскую народную музыку  входит ведущая.

Ведущий:

Добрый день мои друзья

Вас рада видеть нынче я

Месяц август начинается

Сразу спасы открываются

Ведущий: На исходе лета в России щедро отмечались праздники урожаев, ими были спасы: медовый, яблочный и ореховый.

Люди собирали дары природы, запасая их на долгую зиму.  Спасы еще праздновали как прощание с летом. А сегодня мы отмечаем праздник медового спаса.

Ребята послушайте, что я слышу? (Жужжание пчелы)

Кто же это жужжит? Это в гости к нам прилетела пчела. Встретим её звонкой песней.

Звучит музыка «Пчелка»

Пчела:

Жужжит пчела.

Поет пчела

Где летала - не скажу,

Жужжит пчела, поет пчела

Я соты медом нагружу.

Жужжит пчела, поет пчела

Ребят я медом награжу.

В народе день медового спаса зовут лакомка- медовый или пчелиной праздник.

А вот отгадайте загадки про медовый спас.

1Лежит кучка поросят

Кто их тронет - завизжат.(пчелы)

2В пустом дупле - по сто домов

А среди дупла ярмарка  (улей)

3В темной темнице полосатые девицы (пчелы)

Они махнатеньки, летят за сладеньким (пчелы)

4В тесной избушке полосатые игрушки

Их не обижайте, они больно жалятся. (пчелы)

Ведущий: Пчелы приносят нам мед, мед помогает от всех невзгод.

Какие вы знаете пословицы и поговорки про мед?

Дети:

1Где цветок там и медок.

2В добром  и вода что мед.

3Твоими бы устами  да мед пить.

4Был бы мед, а мухи найдутся.

5На красивый цветок и пчела летит.

6 Люди рады лету, а пчелы цвету.

Пчела: А еще медовый спас называли маковей.

Потому что в этот день на Руси собирали мак.

1.Ой ты  спас маковей

Сил ты летних не жалей.

Мед поспел - мак поспел.

Рад пострел песню  спел

2.Ой ты спас медовик

Радовать ты нас привык

А кто зол за порог

Под шесток. под дубок.

Проводится игра  «Мак маковей»

Маки маки маковочки

Золотые головочки

Станем мы так,  спросим про мак:

Ермак поспел ли мак?

-Только посадили!

-Всходит!

-Растет!

-Поспел! (догоняет детей)

Ведущий:

Еще на  спас собирали горох

Проводится игра  « Собери горох».

Ведущий: На Руси в медовый спас всех угощали медом

А кто в природе больше всех мед любит?

Дети: Пчелы!

Ведущий:

А кто же из лесных жителей мед обожает?

Дети: Медведь!

Вед:

Будем дружно песню петь,

В гости, чтоб пришел Медведь!

Дети идут по кругу.

Исполняют русскую народную хороводную песню

«Ой, вставала я ранешенько» с движениями по кругу.

Входит медведь с бочонком меда.

Медведь:

Ладно, уж не трону

Буренушку твою.

В праздник на детишек

Сегодня посмотрю.

А потом, а потом

Угощу детей медком!

Хозяйка предлагает Медведю сесть на пенек.

Ведущий:

Красному гостю – красное место!

А мы медведь поиграем с тобой.

Медведь:

Ну, и я играть хочу,

К малине деток не пущу!

Игра «У медведя во бору»

«У медведя во бору грибы ягоды беру

А медведь не спит, а на нас глядит!»

Ведущий:

Ой, как славно поиграли,

Но деток-то не угощали!

Медведь:

Угощу я всех друзья,

Приготовил бочку

Дети, там у поворота,

Мой лежит бочонок меда!

Его катите-ка сюда,

Торопитесь господа!

Ведущая и дети катят бочонок с медом

Сегодня  праздник тут у нас,

Тут  у нас Медовый спас!

Медведь:

С праздником всех поздравляю,

И от всей души желаю

Каждый день вам подрастать,

Спасы дружно отмечать!

Ведущий:

Не сердиться, не браниться,

Только доброму учиться!

Песни петь и танцевать,

Праздник весело встречать!

Все исполняют русскую народную пляску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Хоровод-круглый год"

Здесь размещен проект "Хоровод-круглый год"...

Детский исследовательский проект "Хоровод знаков Зодиака" в рамках проекта "Космос"

Группа детей из четырех человек подготовительной группы под руководством взрослых выясняют, что такое Зодиак и знаки Зодиака....

проект хоровод праздников

проект хоровод праздников...

План работы по проекту "Хоровод дружбы"

Российская Федерация — многонациональное государство. В последние десятилетия усиливаются миграционные процессы в большинстве регионов. Группы в детских садах часто являются смешанными, то есть ...

Проект "Хоровод сказов"

Проект "Хоровод сказов" по мотивам сказов "Серебрянное копытце", "Огневушка - поскакушка", "Голубая змейка" уральского писателя  П.П.Бажова....

3. Творческий проект ХОРОВОД ДРУЖБЫ в средней группе (20.08.20)

Разработка творческого проекта с детьми средней руппы...

Реализация проекта «Хоровод «Единства» - символ дружбы»

Реализация проекта «Хоровод «Единства» - символ дружбы»...