Сообщение для воспитателей. "Что такое настоящая игра"
консультация

Сообщение для воспитателей. "Что такое настоящая игра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_vospitateley_igra.docx876.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                                                                                  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 16 «Медвежонок» г.Химки

Консультация для воспитателей

«Что такое настоящая игра?»

Воспитатель:

Нестеренко А.А.

2020г.


 «Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой в себе
и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель.

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».                              

                                 В.А.Сухомлинский

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.


ИГРА – это основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста.

ИГРА постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления, в игре ребенок открывает в себе новые возможности!

ИГРА постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления, в игре ребенок открывает в себе новые возможности!

ИГРА – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека.

Функции игры:

  • воспитательная - организующая деятельность;
  • релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
  • педагогическая, дидактическая - развивающая умения и навыки;
  • развивающая - корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • моделирующая - связывающая действительность с нереальным;
  • деятельностная - выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром;
  • развлекательная - создающая благоприятную атмосферу;
  • прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;
  • коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием;

5 признаков настоящей игры

Но все-таки мы знаем, что у настоящей игры есть пять главных признаков.

Во-первых, игра должна быть приятной и радостной. Это вовсе не значит, что в процессе игры участники должны валяться по полу от хохота. Но игра не может не быть веселой.

Во-вторых, у игры не должно быть никаких внешних целей. Никто же не принимается за игру с такой мыслью: «Ага, я сейчас буду играть, чтобы получить навыки чтения!». Игрой занимаются ради самой игры.

В-третьих, игра является делом спонтанным и добровольным, избранным играющими по собственному желанию. Если вы заставите ребенка играть в хоккей, потому что это ему «полезно», он не будет считать это игрой. А если ребенок еще и испытывает стресс в результате такой деятельности, то ни о какой игре и речи не идет. Иными словами, сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и лишь затем (на их основе) техническая сторона действий.

В-четвертых, игра подразумевает активное участие со стороны играющего. Чтобы играть, надо этого хотеть. Если играющий пассивен и не особенно заинтересован в том, что происходит, это не игра.

В-пятых, игра содержит определенный компонент фантазийности. В значительной доле игр, в которые играют маленькие дети, присутствует элемент «отложенной» реальности. Ребенок, который притворяется, что наливает жидкость в чашку, а потом «пьет» из нее, занят игрой.

Настоящая игра – это не упражнение в какой–то частной функции.

Ребёнок, разыгрывая роль водителя, доктора или парикмахера, не приобретает и не должен приобретать те или иные «полезные навыки». Когда он крутит баранку руля или делает кукле уколы, он не обучается действительно водить машину или лечить больных. Но то, что он получает за счёт этой игры, значительно важнее и существеннее для формирования личности дошкольника: малыш постигает смысл человеческой деятельности, отношения между людьми и приобретает желание стать взрослым.

Поэтому предметы для игры не должны быть действующими копиями реальных предметов. Их задача – оставаться условными обозначениями предметов, сохраняя свою служебную функцию.

Настоящая игрушка – это средство для детской игры. А игра и есть самая главная и самая развивающая деятельность для дошкольника.

Большинство игрушек, которые продаются сегодня в магазинах, предназначены скорее для пассивной игры. В наш век высоких технологий, появилась масса электронных игрушек, которые предлагают ребенку просто нажать на кнопку и наблюдать, как игрушка движется. Игрушки управляют игрой, задают тему игры, определяют, во что с ними можно играть, ограничивая тем самым фантазию ребенка.

То же самое происходит и с другими видами развлечений для современных детей – телевидением, фильмами, компьютером и видеоиграми.

Основная проблема в том, что ребенок лишен возможности создавать что-либо, он превращается из активного участника, управляющего игрой, в пассивного наблюдателя, действующего по заданному сценарию.

В современной дошкольной педагогике принята следующая классификация игр (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):

I. Творческие игры:

  • сюжетно-ролевые
  • театрализованные
  • игры-драматизации
  • режиссёрские
  • строительно-конструктивные

II. Дидактические игры:

  • игры с предметами
  • настольно-печатные
  • словесные

III. Подвижные игры:

  • по степени подвижности
  • по обучающей задаче

ГЛАВНОЙ И ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКА ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА.
Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Основные особенности сюжетно-ролевой игры.

  • Социальный мотив игр.
  • Эмоциональное  развитие.
  • Развитие  интеллекта дошкольника.
  • Развитие воображения и творчества.
  • Развитие речи.
  • Соблюдение правил.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения».
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей .
  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
  • «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.

Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

  • Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач.

Театрализованные  игры

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.

В театрализованных играх актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры.
Режиссерские игры

К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Ребенок  или взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темп, интонация выразительность, дикция.

Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Игры  драматизации
Игры-драматизации, основаны на собственных действиях исполнения роли. Могут  быть использованы куклы – би-ба-бо, шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образ.

Строительно-конструктивные игры

В  строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей.

Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность  решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации.

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение, без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций.

ПОМИМО ТВОРЧЕСКИХ ИГР СУЩЕСТВУЮТ И ДРУГИЕ ВИДЫ ИГР, СРЕДИ  КОТОРЫХ  ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ .
Подвижные

Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его.

Дидактические игры

дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

Вывод:

К феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Используемые ресурсы:

Е. О. Смирнова «Игры и игрушки вашего ребёнка» (методическое пособие)

 Сеть творческих учителей. Дошкольное воспитание и образование (http://www.it-n.ru)

Школа семи гномов (http://shkola7gnomov.ru)

Психологический центр «АДАЛИН» (http://adalin.mospsy.ru)

Сайт Кроха.ру (http://www.krokha.ru)

Интернет-портал Детская психология (http://www.childpsy.ru)

МЦФЭР Ресурсы образования (http://www.resobr.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для воспитателей: «Восприятие музыки через музыкально-дидактические игры»

Сообщение для воспитателей:«Восприятие музыки через музыкально-дидактические игры»...

Конспект образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто такой настоящий друг»

Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста...

Сообщение для воспитателей "Методика руководства мордовскими народными подвижными играми в младшем дошкольном возрасте"

Сообщение для воспитателей "Методика руководства мордовскими народными  подвижными играми в младшем дошкольном возрасте"...

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема: «Кто такой настоящий друг?»

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группеТема:    «Кто такой настоящий друг?»Задачи:·        обогащать лексику дошкольников синонима...

Сообщение для воспитателей. Тема: "Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду".

Сообщение для воспитателей на педагогическом совете из опыта работы....

Сценарий, посвящённый ко Дню воспитателя "Воспитатели и дети настоящие друзья"

Рекомендуется для воспитаелей и музыкальных руководителей детского сада....

СДВГ - что это такое? Информационное сообщение для воспитателей детского сада.

Все чаще стал подниматься вопрос о гиперактивных детях. Я постаралась разъяснить педагогам детского сада информацию по данному вопросу и подобрала корректирующие игры и задания....