Дополнительная общеобразовательная программа "Узнавайка"
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная программа для детей среднего дошкольного (4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uznavayka_2.odt | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«УЗНАВАЙКА»
Подготовила воспитатель: Кульшина Т. В.
- Пояснительная записка
Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Одной из важных задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
1.1 Актуальность
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может замкнуться. Всем педагогам приходится иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
По мнению психолога Л. И. Катаевой, застенчивость – сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия – от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.
Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым.
Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:
·отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
·невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;
·боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка, какая-то эмоциональная угроза, и т.д.
Существуют и более сложные причины – психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).
Оказать помощь ребенку – задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксация внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.
Программа направлена на развитие умений и навыков в общении, мелкой моторики, снижения уровня тревожности, застенчивости, детской речи и математических задатков; содержит игровые упражнения и задания, пособия с картинками, рисунками, мандалотерапия, сказкотерапия. Эта форма игр и упражнений прививают детям умение слушать, развивают логическое мышление, внимание. Кроме того, дети учатся выражать свои эмоции и управлять ими. Повышать свою самооценку. Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвет, форме, размеру, находит общие признаки групп, состоящий из 3-4 предметов, находит «лишний» предмет, считать в пределах 8 и т.д.
1.2. Цель программы:
-Создание условий для естественного психологического и всестороннего развития ребенка.
1.3. Задачи программы:
- сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников, посредством арттерапии, сказкотерапии;
- стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников;
- способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости;
- способствовать расширению эмоционального опыта;
– способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев;
- развивать-воображение-и-фантазию;
-развивать познавательные процессы и высшие психические функции;
- формировать адекватную самооценку и уверенность в себе;
- воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе;
- способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию;
1.4. Основные направления работы:
– развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой;
– коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения;
– выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в общении;
– совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи;
– обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения;
– помощь ребенку в осознании своего реального «я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины;
- формирование и развития у детей памяти внимания и мышления;
Программа направлена на формирование умения управлять своими эмоциями, речевых навыков и других психических функций, а также развитие личности детей.
Для реализации программы имеется:
- кабинет, столы и стулья, для проведения занятий;
- материалы и инструменты для инсценировки сказок;
- наглядные пособия;
- методическая литература.
Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.
1.5. Педагогические принципы:
1. уважения личности ребёнка;
2. деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;
3. креативности. Создание условий для творческой активности детей; свободного выражения своих эмоций и отсутствие полного эмоционального и физического напряжения;
4. вариативности. Свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий, что способствует повышению коммуникабельности и интереса к совместным занятиям.
1.6. Методы и формы работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня).Количество детей в группе – 10 человек. Продолжительность занятий 20 – 25 минут. Каждое мероприятие состоит из двух частей: развивающее-игровая и расслабляющая, снимающая психологическое и мышечное напряжение, каждая по 10 минут. Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с октября по апрель).
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму, основными задачами которого является: интеграция личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром и развитие высших психических функций. Данные задачи на практике отражены в коррекционных функциях.
Коррекционные функции сказки:
- психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
- символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
- принятие в символической форме своей физической активности.
Возможности работы со сказкой:
- использование сказки как метафоры.
- рисование по мотивам сказки.
- обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.
- проигрывание эпизодов сказки.
- использование сказки как притчи-нравоучения.
- творческая работа по мотивам сказки
Основные приёмы в работе со сказкой:
- анализ сказок.
- рассказывание сказок.
- переписывание сказок.
- постановка сказок с помощью кукол.
- сочинение сказок.
Мандалотерапия — эффективная и при этом увлекательная терапия посредством рисунка, которая помогает человеку испытывать радость в познании себя, расти духовно и личностно, обрести физическое здоровье.
К практике мандалотерапии обращаются каждый раз тогда, когда нужно решить какую-то конкретную задачу:
- разрешение конфликтов и проблемных ситуаций;
- улучшение общего состояния;
- упадок сил;
- улучшение взаимоотношений;
- снятие внутренних зажимов и напряжения;
- восстановление внутренней гармонии и целостности и многое другое.
Сама техника очень проста в использовании. Для этого достаточно нарисовать круг, обозначить точку в центре круга и начать рисовать красками или карандашами, сконцентрировавшись на том вопросе, который необходимо решить. Рисунки могут быть самыми разнообразными: от рисования простых символов, до изображения картин. Важна сама медитация во время рисования, так как происходит обращение к детскому подсознанию, в котором заложены ответы на все наши вопросы. Поэтому наибольший эффект приносит та мандала, которая нарисована самостоятельно.
1.7. Целевые ориентиры:
- Повышение уровня высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
- Повышение речевой активности и инициативности детей при общении.
- Умение находить новые способы для решения различных проблемных ситуаций в общении со сверстниками.
- Умение передавать свои чувства с помощью различных средств выразительности и дифференцировать чувства других.
- Повышение уровня психологической просвещённости родителей.
- Совершенствовать умение управлять своими эмоциями.
Для определения уровня развития используются методы психолого-педагогической диагностики. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.
- Учебный план работы кружка «Узнавайка» на 2018 – 2019 учебный год.
Название курса | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий за 7 месяцев | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников | Общее кол-во часов (примерно) |
Узнавайка | 1 | 28 | 20-25 | 10 | 12 |
День недели | Время проведения |
Вторник | 15-20 -15-45 |
2. Тематический календарный план работы кружка
«Узнавайка»
на 2018 – 2019 учебный год
Месяц | Тема | Задачи | Литература |
Октябрь | 1 занятие Знакомство. Пальчиковая игра «Мамочка», Мандалотерапия «Рисуем радость» | Создать условия для формирования навыков взаимодействия друг с другом приемлемыми способами. Развитие мелкой моторики | 1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.- |
2 занятие Пальчиковые игры : «Мамочка» Составление орнаментов мозаики. Задание на листочках: «Дорисуй узор» Чтение сказки: «Новогодняя история» | Развитие мелкой моторики, воображения. | СПб.: Речь, 2002.-144с.6. Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95-182. | |
3 занятие «Рисуем маму», игры с мозаикой «Цветы для мамы», п/игра «Мамочка» | Вызывать у детей эмоциональный отклик. Думать о маме с радостью. Сплочение внутрисемейных отношений Развитие мелкой моторики, воображения. | СПб.: Речь, 2002.-144с.6. Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95-182. | |
4 занятие «Волшебный цветок» - игры с мозаикой. Пальчиковая гимнастика | Научить детей осознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. | ||
Ноябрь | 1 занятие «Сигналы гнева» | Создать условия для формирования навыков выплескивания негатива приемлемыми способами. | |
2 занятие «Мешочек криков» | Создать условия для формирования навыков выплескивания негатива приемлемыми способами. | («Дошкольное воспитание» № 5, 2006 г., стр.68 ) | |
3 занятие Знакомство с Мишей; С/р игра: «Привет от Мишки» Просмотр мультфильма «Дед Мазай» | Вызывать у детей сочувствие, сопереживание к животным. Развивать мышление, мелкую моторику. | («Дошкольное воспитание» № 2 2005 г.) Интернет ресурсы | |
Декабрь | 1 занятие «Словарик добрых дел»; Игры с мозаикой | Акцентировать внимание детей при обсуждении поступков героев фильмов и книг на их положительные черты характера и попытаться показать ребенку, что и в отрицательном герое есть черты заслуживающие уважение. | («Дошкольное воспитание» № 2 2005 г.) |
2 занятие Рисование: «Мой день» Беседа с детьми: «Природа зимой» | Обращать внимание детей на изменение в природе в зимнее время; эмоционально сблизить детей друг с другом и воспитателем. | («Дошкольное воспитание» № 2 2005 г.) | |
3 занятие Продуктивная деятельность: «Папина радость» (лепка) | Вызывать у ребенка желание порадовать папу, сделать подарок ему на праздник. Развивать коммуникативные способности. | (М.Л.Кряжева «Мир детских эмоций» - Ярославль, Академия развития, 2000 г. Стр.112) | |
4 занятие Игротека: «Зеркало», игры с мозаикой. | Развивать внимание к самому себе, изменять в себе то, что не нравится, проявлять признаки взрослости, изменять свой облик в соответствии с обретаемым образом. | («Дошкольное воспитание», № 4, 2003г.) | |
Январь | 1 занятие С/р игра «Магазин» «Очищение от тревог» | Учить детей взаимодействовать друг с другом. Ознакомить детей со способами саморегуляции, помочь поверить в себя, преодолеть робость и войти в коллектив сверстников, завоевать их доверия | («Дошкольное воспитание» № 5, 2006 г., стр.65) |
2 занятие Релаксация «Облака» | Повышать качество взаимодействия между детьми, снять эмоциональное напряжение и тревожность, развить согласованность движения, тактильную чувствительность, образное видение. | («Дошкольное воспитание» № 5, 2006г. Стр. 69.) | |
3 занятие Игры с мозаикой: «Цветы» | Развитие тонкой моторики у детей. Развивать умение внимательно слушать и запоминать | (М.Л.Кряжева «Мир детских эмоций» стр. 78) | |
Февраль | 1 занятие Релаксация: «Облака», Пальчиковая игра: «Семья» | Вызывать у детей эмоциональный отклик. Думать о семье с радостью. Сплочение внутрисемейных отношений Развитие мелкой моторики, воображения. | (М.Л.Кряжева «Мир детских эмоций», стр. 78.) |
2 занятие Пальчиковые игры: «Малыши-карандаши» | Развитие мелкой моторики. Снятие психоэмоционального напряжения. | (М.Л.Кряжева «Мир детских эмоций», стр. 78.) | |
3 занятие Сюжетно-ролевая игра: «Моя семья» | Развивать уверенность в поддержке своей семьи. Развитие положительных эмоций | (М.Л.Кряжева «Мир детских эмоций», стр. 78.) | |
4 занятие Рисунок: «Мамы» Пальчиковая игра «Семья» | Формировать правильное доброе отношение к маме и своей семье. Развивать мелкую моторику | ||
Март | 1 занятие Релаксация «Бабочки» | Учить детей проявлять заботу и внимание к живой природе, владение вербальными и невербальными средствами общения, накопление опыта доверия окружающих. | |
2 занятие Игры с мозаикой Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Повышать качество взаимодействия между детьми, развивать мелкую моторику, развивать согласованность движений, тактильную чувствительность. Помочь детям научиться общению друг с другом под влиянием разных игровых ситуаций. | («Дошкольное воспитание» № 5, 2006г. Стр. 69.) | |
3 занятие Пальчиковый театр «Семья» | Воспитание у детей умения входить в роль того или иного персонажа, уметь показать заданную эмоцию, своевременно приходить друг другу на помощь; воспитание выдержки и способности управлять собой. | («Дошкольное воспитание» № 8, 2008г. Стр. 64.) | |
4 занятие «Просыпайся, третий глаз» Релаксация «Море» | Учить детей помогать самому себе, быть собранным, активным, преодолевать робость, успешно решать конфликтные ситуации, снимать внутреннее психоэмоциональное напряжение Развивать воображение детей. Продолжать помогать расслаблять свое тело и получать радость с помощью способов релаксации | (М.Л.Кряжева «Мир детских эмоций», стр. 78.) | |
Апрель | 1 занятие Игры с мозаикой Рисунок «Человек» | Способствовать развитию мелкой моторики у детей, обогащать эмоциональный мир, чувствовать настроение других людей. | («Дошкольное воспитание» № 8 – 2006.) |
2 занятие «Паровоз» Релаксация «Облака» | Учить детей учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело Продолжать создавать положительный эмоциональный настрой в группе, развивать внимание, воображение, зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность. | (М.Л.Кряжева «Мир детских эмоций», стр. 78.) («Дошкольное воспитание» №5- 2006) | |
3 занятие Игры с мозаикой «Кто позвал» Просмотр мультфильма «Котенок Гав» | Формировать мелкую моторику. Способствовать развитию у детей нравственных мотивов поведения (улаживая, договариваясь, не прибегая к физическим мерам). Способствовать сближению ребят, развивать память, внимание, упражнять слуховой анализатор. | ||
4 занятие «Дыши и думай красиво» Чтение сказки «О добром мышонке» | Продолжать знакомить детей с эмоцией страха. Развивать выразительность движений и мимики; умение оказывать помощь и радоваться успеху своего товарища. | (М.Л.Кряжева «Мир детских эмоций», стр. 78.) |
5. Литература:
1.Л.А. Никифорова «Вкус и запах радости», цикл занятий по развитию эмоциональной сферы.
2.Г.Г. Колос «Сенсорная комната».
3.Р.Р. Калинина, «Тренинг развития личности ребенка», занятия, игры, упражнения.
4.Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина «В мире детских эмоций».
5.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
6.Белоусова, Е.Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова //
7.Брязгунов, И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Медпрактика-М., 2002. С. 38–39, 48–53.
8.Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.-СПб.: Речь, 2002.-144с.6.
9.Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95-182.
10.Н.Л.Кряжева «Мир детских эмоций» («Академия развития» Ярославль 2000 г.).
11.Татьяна Ломтева «Большие игры маленьких детей».(«Дрофа-плюс» Москва 2005 г.
12.М.А. Панфилова «Игротерапия общения» («Гном и Д» Москва 2005 г.)
13.Агалова И. Поделки к праздникам. М.: изд. – Лада, 2009. – 235с.
14.Левина А., Морозова О. «Развиваем воображение. 4-5 лет(полный курс подготовки к школе)» - М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004.- 63 с.
15.Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. «Методы развития памяти, образного мышления воображения». – Волгоград: Учитель, 2005. – 52 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...