Проект на тему: "Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста".
проект (младшая группа)
Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru
ИНН 3704002708 КПП 370401001
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
для первой младшей группы
«СОЛНЫШКО»
на тему
«ИГРЫ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
возраст детей 2 – 3 года
Разработали:
Воспитатели: Солодовникова И.Н.
Александрова М.А.
Тейково
2020 г.
Продолжительность проекта: с 23.09.2020г. – по 29.05.2021г.
Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.
- по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.
- по продолжительности – долгосрочный.
- по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.
Цель проекта:
- Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи проекта:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
- Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
- Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Развитие чувства уверенности в себе.
Задачи для педагога:
- подготовить методический материал по данной теме, картотеки игр для развития мелкой моторики рук, картотеки пальчиковых игр;
- развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
- для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; показать игры для развития мелкой моторики рук;
- развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Задачи для родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения игр для развития мелкой моторики, пальчиковой гимнастики.
Участники проекта:
- Воспитатели.
- Дети первой младшей группы.
- Родители и другие члены семьи.
Предполагаемый результат:
- Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
- Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
- Интеллектуальное развитие детей;
- Пополнение предметно-развивающей среды;
- Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Мелкую моторику рук развивают:
- Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;
- Народные игры с ладошками;
- Игры с природным материалом;
- Игры с предметами домашнего обихода;
- Игры с песком и водой;
- Пальчиковый театр;
- Дидактические игры;
- Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
- Продуктивная деятельность
- Индивидуальная работа
- Самостоятельная деятельность
- Прогулка
- Утренняя гимнастика
- Самообслуживание
- Логоритмика
- Работа с родителями
Средства достижения поставленных задач:
- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;
- информационные листы для родителей;
- разучивание стихов, потешек;
- использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.
Художественное слово.
Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты, имеющиеся в группе:
- прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
- клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
- игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
- сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
- грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
- крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
- сетки для раковины и разноцветные ленточки;
- «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
- разноцветные крышечки и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап. 21.09.2020 – 09.10.2020
- Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
- Составление перспективного плана проведения игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с детьми.
- Разработка рекомендаций по проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики.
II. Основной этап реализации проекта. 12.10.2020 – 21.05.2021
- Обучение родителей проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с ребенком;
- Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
3. Тематическое планирование работы с родителями по проекту
Консультация «Ум на кончиках пальцев»;
Приобретение материалов для развития мелкой моторики;
Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;
Совместное изготовление с детьми «дорожек»;
Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);
Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;
Открытое мероприятие «Праздник веселого квадратика» с показом пальчиковой гимнастики;
Консультация «Пальчиковые игры»;
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики». Презентации: «Игры на межполушарное взаимодействие»
«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
Консультации «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).
Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук.
№ | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. | Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренние и вечерние отрезки времени, в прогулки. | Дети Воспитатель | Ежедневно |
2. | Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий. | Дети воспитатель | Ежедневно |
3. | Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников | Дети Воспитатель | В течение года
|
4. | Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики. | Дети Воспитатель
| Ежедневно |
5. | 1. Исследование моторной сферы детей. 2.Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков». 3.Игра пальчиковая «Вышла осень погулять…» 4.Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик). 5.Игра пальчиковая «Я надену сапоги…» 6.Знакомство и игры с блоками Дьенеша. 7. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики».
| Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители | Сентябрь |
6. | 1.Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития мелкой моторики рук. 2.Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности. 3.Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…» 4.Игра пальчиковая «Семья». 5.Игра пальчиковая «Капуста…» 6.Игры с блоками Дьенеша: «Найди все фигуры, как эта» (по цвету, по размеру, по форме). 7.Игра с пластилином «Пластилиновый салат» |
Воспитатель, Родители
Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети
| Октябрь
|
7. | 1.Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…». 2.«Девочки и мальчики прыгают как мячики…». 3.Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…», «Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…». 4.Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения: «Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика). «Открути и закрути». «Ловкие ручки» (катушки из-под ниток, веревочки). 5.Консультация для родителей «Волшебные палочки». 6.Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода». 7.Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук». 8. Игра с мозаикой «Дождик, дождик, лей, лей». |
Воспитатель, Дети, Родители
| Ноябрь |
8. | 1.Разучивание с детьми игр - заводилок. 2. « Снег ложится на дома…» 3.Игра пальчиковая «Здравствуй, Дедушка Мороз!». 4.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». 5.Рекомендации по проведению пальчиковых игр. 6. Игра с водой «Водичка».
| Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители
| Декабрь |
9. | 1 .Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков». 2. Игра пальчиковая « У меня есть голова…» «1,2,3,4,5- тело будем изучать…» «По шоссе идут машины…» «На кроватке мы поспали…» 3.Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги». 4.Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы). 5.Игра с бумагой «Как на горке - снег, снег…». | Воспитатель, Родители
Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети | Январь |
10. | 1.Игры пальчиковые «Илья Муромец-Добрый молодец…», «Дятел дерево долбит: тук- тук- тук…», «Вот убрав царапки, кошка моет лапки…», «Котик серенький сидит…», «Погода сегодня холодная, погода сегодня нелетная…». 2. Игра на выкладывание «Подарок маме». 3.Игровой массаж «Поиграем с ручками" 4.Игры с Квадратом Воскобовича: «Косыночка-дорожка». Обучение способам складывания.
| Воспитатель, Дети
| Февраль |
11. | 1.Сбор материала, изготовление оборудования и игр по теме: «Игры с фасолью для развития мелкой моторики у детей». 2.Подборка материала для уголка родителей «Чем полезны игры с природным материалом нашим малышам». 3.Игры с фасолью: «Волшебные домики» (цветные тарелки, фасоль). 4.«Накормим Колобка» (баночка с отверстием, фасоль) 5.«Рисование фасолью» (яркие, крупные раскраски, дополненные нарисованными овалами или прямоугольниками, с целью наложения на них фасолинок). 6.Игра пальчиковая «Мамочка хорошая, мамочка любимая…» «Мама, папа, я - вот моя семья». 7.Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей. | Воспитатель, Родители
Воспитатель
Воспитатель, Дети
Воспитатель, Дети
Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети
Воспитатель | Март |
12. | 1Игра «Умный кубик» (кубик изготовлен из решеток для раковины). Сбор материала и оборудования для игр с кубиком. Подбор ленточек разной длины, ширины по цветам радуги. 2.Учить детей продевать ленточки в отверстия решетки в разных направлениях. 3.Изготовление платочков разных по цвету. 4.Учить детей крепить платочки к решеткам с помощью прищепок, «крабиков». 5.«Рисование» разными по цвету шнурками на решетках. 6.Завязывание веревочек, шнурков, ленточек на стенках кубика. 7.Игра пальчиковая « На карнизе в ряд сосульки…» «К нам весна шагает…» «Вот уж две недели капают капели…» «Только снег растает, птицы прилетают…» 8.Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом». | Родители Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители
| Апрель |
13. | 1.Игры пальчиковые «Солнышко пригрело…» «Утро - солнце всходит. Ночь - луна приходит». «Мы пошли гулять на луг, а по лугу ползал жук». «В городах людей немало...» 2.Мониторинг развития у детей мелкой моторики. 3.Родительское собрание «Развитие мелкой моторики». 4.Консультация « Особенности речевого развития детей трех лет».
| Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети Воспитатель, Родители Воспитатель, Родители | Май |
III. Заключительный этап. 24.05.2021– 31.05.2021
- Выставка рисунков и поделок 24-28 мая.
- Подведение итогов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
В данном проекте описана целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....
Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых иг...
Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....
Творческий проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
Цель проекта:Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр...
Проект Вторая ясельная группа «Ладушки». Тема: «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста....
Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики"
целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....
Проект во второй младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ...