Проект Вторая ясельная группа «Ладушки». Тема: «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
проект на тему

 Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю»

Заведующая МБДОУ №8 «Зоряночка»

_______________ Месикова С.Ю.

«___» __________________ 2016г.

Проект

Вторая ясельная группа «Ладушки».

Тема: «Пальчиковые игры».

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

                                                                                   

                                                                                   МБДОУ д/с №8 «Зоряночка»

Воспитатели:

Ступак Валентина Викторовна,

Клим Татьяна Сергеевна.

г. Ессентуки

Актуальность.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Известно что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).

Эта проблема и подтолкнула нас к разработке проекта “Пальчиковые игры”, т. к. пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров головного мозга. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Продолжительность проекта: с 10.02.2016-31.05.2016

- по характеру создаваемого проекта - игровой.

- по количеству создателей – парный.

- по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.

- по продолжительности – средней продолжительности

- по профилю знаний – монопроект.

- по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.


Цель проекта: 

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи для педагога:

подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;

развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Задачи для родителей:

учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Участники проекта:

Воспитатели.

Дети.

Родители и другие члены семьи.

Предполагаемый результат:

Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Средства достижения поставленных задач:

применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;

информационные листы для родителей;

разучивание стихов, потешек;

использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу –  предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики;            конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Атрибуты , имеющиеся в группе:

• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);

• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;

• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;

• сетки для раковины и разноцветные ленточки;

• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);

• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап. 10.02.2016 – 25.03.2016

1.Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

2.Изучение методической литературы по данной теме.

3.Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

4.Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми.

5.Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.

II. Основной этап реализации проекта. 28.03.2016 – 19.05.2016

1.Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

2.Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

3.Работа с родителями:

выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

консультации  «Речь и пальчики», «Как  проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

родительское собрание «Ладушки ладошки»;

дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы.

Мероприятие

Участники

Сроки

1.

Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренние и вечерние отрезки времени,  в прогулки.

Дети

Воспитатель

Ежедневно

2.

Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий.

Дети

воспитатель

Ежедневно

3.

Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников

Дети

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Утренник «8 Марта».

4.

Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики.

Дети

Воспитатель

Ежедневно

5.

1.Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».

2. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики».

3.Игра с пластилином «Дождик льет и капает»

Родители, Воспитатель

Родители, Воспитатель

Воспитатель, Дети

1 неделя.

(28марта-1апреля)

6.

1.Консультация для родителей на тему: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры».

2.Оформление папки передвижки «Картотека Игры с предметами домашнего обихода»

3.Игра на тактильное восприятие «Маша пьет чай».

Родители, Воспитатель

Родители, Воспитатель

Воспитатель, Дети

2 неделя              (4 апреля-                8 апреля)

7.

1.Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».

2.Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»

3. Игра с мозайкой «Дождик, дождик, лей, лей».

Родители, Воспитатель

Родители, Воспитатель

Воспитатель, Дети

3 неделя            (11 апреля-         15 апреля)

8.

1.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

2.Рекомендации по проведению пальчиковых игр.

3. Игра с водой «Водичка».

Родители

Воспитатель

Родители, Воспитатель

Воспитатель, Дети

4 неделя             (18 апреля-         22 апреля)

9.

1.Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги»

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

3.Игра с бумагой «Кораблик».

Родители, Воспитатель

Родители, Воспитатель

Воспитатель, Дети

5 неделя            (25 апреля-         29 апреля)

10.

1. Игра на выкладывание «Почки-листочки».

2.Игровой массаж «Поиграем с ручками"

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

6 неделя (2 мая-   6 мая)

11.

1.Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.

Родители

Воспитатель

7 неделя (9 мая- 13 мая)

12.

1.Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом».

Родительское собрание. Тема: «Ладушки-ладошки».

Родители

Воспитатель

8 неделя (16 мая-20 мая)

III. Заключительный этап.  20.05.2016 – 31.05.2016

1.Выставка рисунков и поделок  - 25 мая.

2.Подведение итогов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых иг...

Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....

Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»

В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....

Проект на тему: "Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста".

Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов....

Проект «Пальчиковые игры» по теме самообразования «Мелкая моторика рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений для развития речи»

    Педагогический проект «Пальчиковые игры»  «Ум ребёнка находится накончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский  На всех этапах жизни ребенка...

Проект «Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста».

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....


 

Комментарии

Николаева Наталия Ивановна

Очень актуально для детей данного возраста!