Проект Вторая ясельная группа «Ладушки». Тема: «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
проект на тему
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю»
Заведующая МБДОУ №8 «Зоряночка»
_______________ Месикова С.Ю.
«___» __________________ 2016г.
Проект
Вторая ясельная группа «Ладушки».
Тема: «Пальчиковые игры».
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
МБДОУ д/с №8 «Зоряночка»
Воспитатели:
Ступак Валентина Викторовна,
Клим Татьяна Сергеевна.
г. Ессентуки
Актуальность.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
Известно что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).
Эта проблема и подтолкнула нас к разработке проекта “Пальчиковые игры”, т. к. пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров головного мозга. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Продолжительность проекта: с 10.02.2016-31.05.2016
- по характеру создаваемого проекта - игровой.
- по количеству создателей – парный.
- по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.
- по продолжительности – средней продолжительности
- по профилю знаний – монопроект.
- по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.
Цель проекта:
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи для педагога:
подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;
развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Задачи для родителей:
учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
Участники проекта:
Воспитатели.
Дети.
Родители и другие члены семьи.
Предполагаемый результат:
Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Средства достижения поставленных задач:
применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;
информационные листы для родителей;
разучивание стихов, потешек;
использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты , имеющиеся в группе:
• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
• сетки для раковины и разноцветные ленточки;
• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап. 10.02.2016 – 25.03.2016
1.Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
2.Изучение методической литературы по данной теме.
3.Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
4.Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми.
5.Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.
II. Основной этап реализации проекта. 28.03.2016 – 19.05.2016
1.Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
2.Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
3.Работа с родителями:
выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
консультации «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
родительское собрание «Ладушки ладошки»;
дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы.
№ | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. | Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренние и вечерние отрезки времени, в прогулки. | Дети Воспитатель | Ежедневно |
2. | Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий. | Дети воспитатель | Ежедневно |
3. | Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников | Дети Воспитатель Музыкальный руководитель | Утренник «8 Марта». |
4. | Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики. | Дети Воспитатель | Ежедневно |
5. | 1.Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения». 2. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики». 3.Игра с пластилином «Дождик льет и капает» | Родители, Воспитатель Родители, Воспитатель Воспитатель, Дети | 1 неделя. (28марта-1апреля) |
6. | 1.Консультация для родителей на тему: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры». 2.Оформление папки передвижки «Картотека Игры с предметами домашнего обихода» 3.Игра на тактильное восприятие «Маша пьет чай». | Родители, Воспитатель Родители, Воспитатель Воспитатель, Дети | 2 неделя (4 апреля- 8 апреля) |
7. | 1.Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода». 2.Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук» 3. Игра с мозайкой «Дождик, дождик, лей, лей». | Родители, Воспитатель Родители, Воспитатель Воспитатель, Дети | 3 неделя (11 апреля- 15 апреля) |
8. | 1.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». 2.Рекомендации по проведению пальчиковых игр. 3. Игра с водой «Водичка». | Родители Воспитатель Родители, Воспитатель Воспитатель, Дети | 4 неделя (18 апреля- 22 апреля) |
9. | 1.Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги» Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы). 3.Игра с бумагой «Кораблик». | Родители, Воспитатель Родители, Воспитатель Воспитатель, Дети | 5 неделя (25 апреля- 29 апреля) |
10. | 1. Игра на выкладывание «Почки-листочки». 2.Игровой массаж «Поиграем с ручками" | Воспитатель, Дети Воспитатель, Дети | 6 неделя (2 мая- 6 мая) |
11. | 1.Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей. | Родители Воспитатель | 7 неделя (9 мая- 13 мая) |
12. | 1.Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом». Родительское собрание. Тема: «Ладушки-ладошки». | Родители Воспитатель | 8 неделя (16 мая-20 мая) |
III. Заключительный этап. 20.05.2016 – 31.05.2016
1.Выставка рисунков и поделок - 25 мая.
2.Подведение итогов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых иг...
Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....
Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»
В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....
Проект на тему: "Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста".
Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов....
Проект «Пальчиковые игры» по теме самообразования «Мелкая моторика рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений для развития речи»
Педагогический проект «Пальчиковые игры» «Ум ребёнка находится накончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка...
Проект. Вторая младшая группа Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
Проект "Игры для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста"...
Проект «Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста».
Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....
Комментарии
Николаева Наталия Ивановна
Очень актуально для детей данного возраста!