Проект Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Трач Наталья Евгеньевна

В данном проекте описана целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx995.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

                                                                     

                                 

                                                                                                                                                                                                                                       

 

Разработал: Трач Н.Е.

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение………………………………………………………… 3

Теория…………………………………………………………… 4

Практика………………………………………………………… 6

Заключение……………………………………………………… 12

Список литературы……………………………………………... 13

Приложения…………………………………………………….. 14

Введение  

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью  к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.

   Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

           Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

 Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста. 

Задачи:

- использовать разнообразные приёмы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;

- создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора;

- пополнить развивающую среду группы материалами и пособиями, направленными на развитие мелкой моторики;

- привлечь родителей к участию в реализации проекта.

Организация работы по проекту:

                           Деятельность педагога

      Сроки

1.

Научно-методическое обеспечение проектной деятельности.

Сентябрь

2.

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год:

Октябрь

3.

Подбор и систематизация практического материала.

В течение года

4.

Изготовление перчаточных кукол, пальчиковых театров по русским народным сказкам.

В течение года

5.

Изготовление картотеки пальчиковых игр по лексическим темам.

Ноябрь

6.

Разработка игр – занятий по проекту.

В течение года

7.

Открытое занятие с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия.

Апрель

8.

Выявление результатов деятельности по проекту (диагностическое обследование речи детей).

Май

9.

Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта.

Апрель

10.

Обобщение опыта работы, накопленного в ходе реализации проекта, на районном фестивале «На пути к успеху – 2009!»

Май

11.

Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

В течение года

12.

Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

В течение  года

Ожидаемые результаты:

Образовательные:

  1. способность произносить все гласные и простые согласные звуки;
  2. Умение читать наизусть небольшие потешки и стихотворенья;
  3. Формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями;

Воспитательные:

  1. Формирование  доброжелательного отношения к окружающим;
  2. Повышение самооценки.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.  

Рисунок 1.  «Потешные пальчики»

       Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.                              

Рисунок 2. «Пальчик – мальчик»

Практика показала, что пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению (Рис. 1, 2), (Приложение 2).

Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, мы активно использовали не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом (Рис. 3), но и  различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д. (Рис. 4, 5).  А также использовали различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол (Рис. 6, 7).     Такие занятия, также способствуют взаимодействию  мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как  память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность (Приложение 3).

          

 Рисунок 3. 

«Вот и встретилась семья.                                                                                                                        Рад тебя увидеть я.                                                                                                                      Мы всех в гости пригласили,                                                                                                      Всех здороваться учили.                                                                                                             В знак приветствия кивать                                                                                                    Может пальчик номер пять,                                                                                      Безымянный может ниже,                                                                                                                                Средний – силой не обижен,                                                                                                     Этот – знает всё на свете,                                                                                                           а вот этот любят дети!»                                          

                                                        Рисунок 4.

«Мячик я рукой катаю,                                                                                                       По столу его гоняю.                                                                                                                           Им поглажу по ладошке,                                                                                                            Будто бы сметаю крошки.                                                                                                                 Я сожму его слегка.                                                                                                          Тренируется рука».

Рисунок 5. «Что нам стоит                                                                                                                  Дом построить …»

 

Рисунок 6. «Дедка за репку ... »

Рисунок 7. «Эти пальчики друзья,                                                                                     Друг без друга им нельзя!»

С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудован «Центр развития мелкой моторики»

Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома (Рис. 9)

Рисунок 9. «Играем дома»

Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.

В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме самообразования: «Развитие речи через пальчиковые игры».

                   

                   

Заключение

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает мозг ребёнка.

О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребёнка, педагоги и психологи говорят уже давно. Все они сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Список литературы

  1. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  2. Киселёва, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина [ и др]. – М. : 2003.
  3. Парамонова, Л.А. Программа «Истоки» : Базис развития ребёнка – дошкольника. / Л.А Парамонова, А.Н. Давидчук [и др]. – М. : Просвещение, 2003. – 335 с.
  4. Диченкова, А.М. Страна пальчиковых игр : идеи для развития мелкой моторики / А.М. Диченкова. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. – 220,[2] с. : ил. – (Мир вашего ребёнка).
  5. Пименова, Е.П. Пальчиковые игры / Е.П. Пименова. – Ростов на Дону : Феникс, 2007. – 221, [1] с. – (Мир вашего ребёнка).
  6. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов / Белая А.Е., Мирясова В.И. – М. : АСТ : Астрель : Профиздат, 2007. – 46 [2] с. : ил.
  7. Ивантер, Ю.Е. Маленькая куколка на руке ребёнка : Кукольный театр в школе / Ю.Е. Ивантер. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с. : ил.

Приложение 1.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

- Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть;

      -Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала необходимо рассказать о них, используя картинки или игрушки;

      - Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.;

      - Важно делать в подходящих местах паузы, говорить то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста;

      - Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми;

      -Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах     делает   что-то неправильно, поощряйте успехи;

     - Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, можно научить его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Приложение 2.

 «Потешки на ладошке» 

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький,
То-то пригоженький;
Ходит бочком, Уши торчком,
Нос пятачком!

- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка.
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даёшь?

- Водичка-водиченька,
Умой моё личико!
Чтобы щёчки алели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок! 

- Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят!

- Ножки, ножки, де вы были?
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали?
- Мы грибочки собирали.                                                                                                             - А вы, глазки, помогали?                                                                                                     - Мы искали да смотрели,
Все пенёчки оглядели.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновичком!

"Этот пальчик"
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

"Пальчик-мальчик"
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
Сэтим братцем песни пел,
С этим - в дудочку дудел.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца.

Упражнения для развития мелкой моторики в стихах


Ручки на столе лежат,
И пока что крепко спят, а теперь  одна проснулась и тихонько потянулась.
(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).

Это правая рука
Улеглась она опять,
Видно, будет отдыхать.
Вот и левая проснулась,
Тоже сладко потянулась.
(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются).

Теперь две руки проснулись -
Сильно-сильно потянулись
.
(Пальцы на обеих руках приподнимаются).

Большой пальчик подними
И тихонько постучи.
(Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат).

Тук-тук-тук,тук-тук-тук
Раздается снова стук
На руке твоей другой
Пальчик постучал большой.
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать.
И, конечно, отдыхать.

А теперь мы будем киски
Эй, не подходите близко -
Поцарапаем немножко -
Не ребята мы, а кошки.
(Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)

К нам на стол забрался слон,
Начал громко топать он.
(Постучать пальцами ладоней по столу.)

И лошадки прибежали
И копытцами стучали.
(Легко постучать кончиками пальцев по столу.)

Осторожны и легки
Приползали паучки.
(Медленно перебирать пальцами по поверхности стола.)
                                                     А лягушки проскакали -
И в болотце убежали.
(Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.)

Тихо по земле шурша
Ползет змейка не спеша.
(Волнообразные движения кисти рук, подушечки пальцев не отрываются от стола).

Приложение 3.

Закрепляющее занятие по развитию речи

 детей младшего возраста

тема: "Пассажирский транспорт"

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о транспорте. Развивать диалогическую речь.

Задачи: 1. Обогащать и активизировать словарный запас детей;

                 2. Учить отвечать на вопросы грамматически правильно;

                 3. Закреплять в речи правильное использование предлогов: (в), (на);

                 4. Учить образовывать глаголы с помощью приставок;

                 5. Отрабатывать правильное произношение звуков: [б’], [ж], [в], [у];

                 6. Учить произносить звуки длительно, на одном дыхании;

                 7. Развивать память, внимание, воображение;

                 8. Развивать мелкую моторику рук;

                 9. Воспитывать дружелюбие;

                10. Воспитывать культуру поведения на дороге.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин на тему: "Пассажирский и грузовой транспорт";

2. Познавательное занятие на тему: "Пассажирский транспорт";

3. Разговор с детьми по подгруппам на тему: "Машины - помощники";

4. Рисование на тему: "Мой автомобиль";

5. Наблюдение за работой грузового транспорта ( во время прогулки): погрузка мусора в мусоровоз, привоз                                                                                                                                  продуктов детский сад, доставка стройматериалов на стройку школы;

6. Подвижная игра "Автомобили".

Оборудование: Магнитная доска, картинки с изображением транспорта; ковролин, детали автотранспорта для ковролина; детали автобусов из картона; дорожный знак "Остановка"; массажные мячи на каждого ребёнка; наклейки-билеты на каждого ребёнка; магнитофон.

Практический материал:

                   

  Пальчиковая игра: "Пассажирский транспорт»:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай                                                            (поочерёдное соединение большого  пальца с остальными).

 О них ты, на улице, не забывай                                                                                           (грозят указательным пальцем) 

 

Пальчиковая игра: "Превращение":

  Вошли пешеходы, лишь двери открылись    

  И в пассажиров все превратились

(движения в соответствии с текстом).      

                                                                                     

 Игра с массажным мячом: "Третий лишний"                                                                                                                                                                       

оборудование: мячи массажные на каждого ребёнка, "билеты"

ход: воспитатель раздаёт мячи, объясняет правила: "Вы катаете мяч в руках, а я, буду подходить и говорить три слова, а вы должны сказать: какое слово лишнее? За правильный ответ, вы получаете билет"

(руль, колесо, обруч; фара, кузов, холодильник; кабина, салон, кровать; светофор, пешеход, качели; автобус, троллейбус, сапог; шофёр, пассажир, клоун; машина, автобус, книга; тротуар, остановка, кукла.)

Динамическая пауза: "Едем, плывём, летим"

На лошадке поскакали. Цок-цок-цок!

Быстро до шоссе домчали.

Пересели на машину,

В бак добавили бензина Би-би-би!

На машине ехали Ж-ж-ж!

До реки доехали.

У реки разворот.

А на речке пароход У-у-у!

Пароходом плыли,

 До горы доплыли.

Пароход не везёт,

Надо сесть в самолёт.

Самолёт гудит В-в-в!

Высоко летит.

Словесная игра: "Мы ехали"

На автобус сели мы

В детский сад поехали!

К речке подъехали,

По мосту проехали.

Прямо поехали,

Ямку объехали.

На горку въехали,

Осторожно съехали.

В ворота заехали,

В детский сад приехали.

                                                             Ход занятия

1.  Воспитатель с детьми входят в группу. Здороваются с гостями. В это время, из спальни доносится чей - то плачь.

 Воспитатель вносит игрушку, успокаивая: "Не плачь, малыш! Расскажи нам, что с тобой случилось?!"

Мышонок: "Дело в том, что я решил сам, без мамы, поехать к своей бабушке. Она живёт далеко, пешком мне не дойти. Вот я и отправился к дороге. А там, так много машин! Одни везут песок, другие - хлеб. Я им кричу: "Стойте! Отвезите меня к бабуле!" А они мчатся мимо и не останавливаются. Что же мне делать?!"

Воспитатель: Эх ты, малыш - глупыш, разве ты не знаешь, что маленькие дети, ни за что на свете, не должны ходить к дороге без взрослых? Ведь это очень опасно! А те машины, которые ты видел, не возят людей. Такие машины возят разные грузы. Ребята, как называются машины, которые возят груз? (грузовые машины) Правильно! А людей возит совсем другой транспорт. Скажите, детки, какой транспорт возит людей? (пассажирский). А какой пассажирский транспорт возит людей? (автобус, троллейбус, трамвай). Да, и даже наши пальчики знают о них: Пальчиковая игра. Ребятки, вы знаете как называют людей, которые едут в пассажирском транспорте? (пассажиры) Правильно! Поэтому этот транспорт и называется "Пассажирский". Кто - нибудь из вас ездил в пассажирском транспорте? Расскажи нам, (Настя): на каком транспорте, с кем и куда ты ездила? Ребята, скажите, куда ещё можно поехать на пассажирском транспорте? (в больницу, в цирк и т. п.) А хотите, мы с вами, прямо сейчас поедем на автобусе в автопарк? кто из вас знает, что это за место? (большой гараж, где машины ремонтируют, готовят к работе) Правильно!

Мышонок: Пожалуйста! Возьмите меня с собой, я буду хорошо себя вести!

Воспитатель: Ну конечно мы тебя возьмём! Ребята, а куда же мы с вами пойдём, чтобы сесть в автобус? (на остановку) Посмотрите, вон там стоит знак "Остановка". Сейчас мы пойдём на остановку и подождём наш автобус. А где мы пойдём? Там, где едут машины? (нет, по тротуару) Верно! Ведь мы с вами пешеходы и должны ходить по тротуару! Подходят к "автобусу" из стульчиков. Но ведь автобус сам ехать не может. Кто знает, кто управляет автобусом? (шофёр) Правильно! Вот наш шофёр (игрушка) Где сидит шофёр? (в кабине) Что он будет делать в кабине, когда мы поедем? (рулить, нажимать педали) Хорошо! А куда же мы с вами войдём? (в салон) Правильно! Мы войдём в салон автобуса и сядем на свободные места Садятся на стульчики. Итак, мы вошли в автобус и превращаемся в кого? (в пассажиров). Пальчиковая игра "превращение". Поехали! Играет музыка. Детки, вы знаете, чем занимаются пассажиры в автобусе, когда едут? (смотрят в окно, разговаривают, читают) А давайте мы с вами поиграем в игру "Третий лишний". Игра с массажными мячами. Остановка "Автопарк"! Выходим, ребята, наша остановка! Идут к магнитной доске. Посмотрите! Это автопарк, здесь много разных машин. Давайте покажем мышонку, какой здесь транспорт грузовой, а какой - пассажирский? Молодцы! А сейчас идём дальше. Подходят к ковролину. Как вы думаете, готовы ли эти машины ехать? (нет, они сломаны) Давайте их починим?! Отлично! Справились! Устали? Давайте немного отдохнём? Динамическая пауза. Отдохнули? Тогда, слушайте следующее задание: на столах лежат детали, из которых вы должны собрать автобусы. Девочки будут собирать зелёный автобус, а мальчики - синий. Но сначала, вам надо взять в руки одну часть автобуса и назвать её, а затем, положить на стол и соединить с другими. Когда автобусы собраны, воспитатель задаёт вопросы: Как можно назвать зверят, которые сидят в салоне автобуса? Кем стал колобок? Что он делает в кабине? А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Поедем снова на автобусе? Значит, опять идём на остановку по тротуару? Идут на стульчики. Проходите, пожалуйста, в салон автобуса и занимайте свободные места. Поехали! Играет музыка. Ну что, ещё поиграем? Словесная игра "Мы ехали». Остановка - "Детский сад"! Выходим из автобуса! Ой, Да это же мама нашего мышонка! Здравствуйте!

Мама мышонка: Здравствуйте! Ну, как же ты мог, малыш, я же волновалась за тебя! Где ты был?

Мышонок: Мамочка, прости меня, пожалуйста, я больше ни когда не буду уходить один со двора! Мамуля, ты знаешь, мне ребята столько всего интересного рассказали о транспорте! Оказывается, есть машины, которые возят только доски, кирпичи, продукты, а людей они не возят. И называются они м-м-м... Дети подсказывают: грузовые машины. А людей возит другой транспорт, он называется, называется ...(пассажирский). Да! А ещё мы с ребятами ездили на автобусе, это такой большой дом на колёсах у него есть салон, где сидят эти ...(пассажиры), и ещё м-м-м ..., ну, там сидит дядя-шофёр (кабина) Точно! И чтобы сесть в автобус, надо идти на эту как её? (остановку) Да, остановку! Спасибо вам ребята, с вами так было здорово и интересно!

Мама мышонка: Спасибо, что помогли моему мальчику и рассказали всё о транспорте! Приходите к нам в гости, вы теперь наши друзья! До свидания! Прощаются.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Ребята, я благодарю вас за работу. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Вы отлично справились со всеми заданиями. Особенно мне понравилось, как отвечал (имя ребёнка) и как (имя) быстро и правильно собрал автобус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики"

целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Отчёт по проекту «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

В отчёте по проекту «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» представлен опыт построения поэтапной обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики....

Проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста."

Планирование проектной деятельности, направленной на развитие мелкой моторики у младших дошкольников....

Проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Проект  "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...