Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_master_klass.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Подготовила: Учитель-логопед: Е. В. Фень
Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги со схемой и текстом чистоговорки, листы с картинками, клей-карандаши, ножницы, слайд-презентация по теме.
Практическая значимость:
данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
Содержание мастер-класса:
Слайд 1
Добрый день, уважаемые члены комиссии и коллеги! Я представлю Вам мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Девиз моего мастер-класса звучит так:
Послушай – ты узнаешь!
Посмотри – ты поймешь!
Сделай – ты научишься!
В своей работе по развитию речи я столкнулась с проблемой запоминания детьми чистоговорок, стихотворений и небольших текстов.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить процесс запоминания, я в своей работе использую приём мнемотехники.
Мнемотехника, в переводе с греческого, означает - «искусство запоминания».
Слайд 2
Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка пяти каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Слайд 3
Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Основной “секрет” мнемотехники прост - связь нескольких образов. Вспомнив один образ, дошкольник вспоминает и все остальные.
Слайд 4
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
- Развивать связную речь детей;
- Обучать детей правильному звукопроизношению,
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Слайд 5
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
Слайд 6
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
- Заучивания стихотворений, потешек;
- При отгадывании и загадывании загадок;
- При пересказе текстов;
- При составлении описательных рассказов
- Проговаривание скороговорок, чистоговорок.
Слайд 7
Для детей 3-5 лет используют цветные изображения, так они легче запоминают.
Слайд 8
Для детей старшего возраста – черно- белые.
Слайд 9
На начальном этапе я предлагала готовые план - схемы.
Этапы работы над стихотворением:
- Сначала я выразительно читаю стихотворение.
-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.
-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.
-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Слайд 10
А затем мы начали с детьми сами изготавливать мнемотаблицы.
А сейчас, уважаемые коллеги, я приглашаю четверых желающих поработать над созданием мнемодорожек.
Каждый из Вас получил лист со схемой и текстом чистоговорки и лист с картинками. На каждое слово вы подбираете картинку и вклеиваете в квадрат. Таким образом, чистоговорка изображается схематически. Приступайте к работе.
Слайд 11
А пока наши коллеги выполняют задание, я предлагаю:
- «Расшифровать стихотворение». На экране появляется картинка, какие ассоциации у вас возникают с этим изображением? Правильно! Следующая картинка и т. д.
Слайд 12,13
- «Отгадай загадку».
Слайд 14,15
- «Угадай меня».
Слайд 16,17,18,19
- «Отгадай сказку».
Благодаря приему мнемотехники:
- развивается связная речь;
- сокращается время запоминания;
- развиваются основные психические процессы;
- у детей появляется желание пересказывать текст.
Я надеюсь, что эта информация для Вас оказалась интересно, полезной, и главное, она поможет Вам в работе с детьми!
Давайте посмотрим, как наши коллеги справились со своим заданием.
Прошу Вас оценить мой мастер-класс. Если Вам понравилось, возьмите веселый смайлик, если нет – грустный.
Слайд 20
И в завершении небольшое пожелание хорошего настроения:
Дарите улыбки! Встречайте теплом!
Всегда наполняйте любовью свой дом!
И будут улыбки, тепло и любовь
Назад возвращаться к Вам вновь и вновь!
И счастье Вам будет на долгие годы,
Ничто не испортит Вам в жизни погоды!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...
МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...
мастер -класс " Использование интерактивных дидактических игр в развитии речи детей дошкольников."
Применение интерактивных дидактических игр с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей, позволяют сделать процесс обучения интересным....
Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Мастер-класс предназначен для педагогов с целью дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словар...
Мастер класс «Использование технологии «Пуговичная терапия» для развития речи у детей дошкольного возраста».
Дать представление об инновационном методе развития речи «пуговичная терапия»....
Мастер- класс "Использование Су- Джок массажеров для развития речи детей дошкольного возраста".
Пример одной методики стимуляции речевого центра ребенка и общего оздоровления. (нестандартный подход к развитию речи дошкольника)....
Мастер-класс :"Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста."
Данный материал предназначен для педагогов. Здесь предложены сособы и приемы использования фольклора для развития речи детей...