Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Фень Елена Валерьевна

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

  - дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_master_klass.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс 

«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Подготовила: Учитель-логопед: Е. В. Фень

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

  - дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование:

Листы бумаги со схемой и текстом чистоговорки, листы с картинками, клей-карандаши, ножницы, слайд-презентация по теме.

Практическая значимость:

 данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Форма проведения:

 Педагоги, без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

Содержание мастер-класса:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые члены комиссии  и коллеги! Я представлю Вам мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Девиз моего мастер-класса звучит так:

Послушай – ты узнаешь!

Посмотри – ты поймешь!

Сделай – ты научишься!

В своей работе по развитию речи я столкнулась с проблемой запоминания детьми чистоговорок, стихотворений и небольших текстов.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить процесс запоминания, я в своей работе использую приём мнемотехники.

Мнемотехника,  в переводе с греческого, означает - «искусство запоминания».

Слайд 2

Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка пяти каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Слайд 3

Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Основной “секрет” мнемотехники прост - связь нескольких образов. Вспомнив один образ, дошкольник вспоминает и все остальные.

Слайд 4

С помощью мнемотехники можно  решать следующие задачи:

- Развивать связную речь детей;

- Обучать детей правильному звукопроизношению,

- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Слайд 5

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)

Слайд 6

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

  • Заучивания стихотворений, потешек;
  • При отгадывании и загадывании загадок;
  • При пересказе текстов;
  • При составлении описательных рассказов
  • Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Слайд 7

Для детей 3-5 лет используют цветные изображения, так они легче запоминают.

Слайд 8

Для детей старшего возраста – черно- белые.

Слайд 9

На начальном этапе я предлагала готовые план - схемы.  

Этапы работы над стихотворением:

- Сначала я выразительно читаю стихотворение.

-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.

-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.

-Читаю  отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 Слайд 10

А затем мы начали с детьми сами изготавливать мнемотаблицы.

А сейчас, уважаемые коллеги, я приглашаю четверых желающих  поработать над созданием мнемодорожек.

Каждый из Вас получил лист со схемой и текстом чистоговорки и лист с картинками. На каждое слово вы подбираете картинку и   вклеиваете в квадрат. Таким образом, чистоговорка изображается схематически. Приступайте к работе.

Слайд 11

А пока наши коллеги выполняют задание, я предлагаю:

  1. «Расшифровать стихотворение». На экране  появляется картинка, какие ассоциации у вас возникают  с этим изображением? Правильно! Следующая картинка и т. д.

Слайд 12,13

  1. «Отгадай загадку».

Слайд 14,15

  1. «Угадай меня».

Слайд 16,17,18,19

  1. «Отгадай сказку».

Благодаря приему мнемотехники:

- развивается связная речь;

- сокращается время запоминания;

- развиваются основные психические процессы;

- у детей появляется желание пересказывать текст.

Я надеюсь, что эта информация для Вас оказалась интересно, полезной, и главное, она поможет Вам в работе с детьми!

Давайте посмотрим, как наши коллеги справились со своим заданием.

Прошу Вас оценить мой мастер-класс. Если Вам понравилось, возьмите веселый смайлик, если нет – грустный.

Слайд 20

И в завершении небольшое пожелание хорошего настроения:        

Дарите улыбки! Встречайте теплом!

Всегда наполняйте любовью свой дом!

И будут улыбки, тепло и любовь

Назад возвращаться к Вам вновь и вновь!

И счастье Вам будет на долгие годы,

Ничто не испортит Вам в жизни погоды!

Спасибо за внимание!

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

мастер -класс " Использование интерактивных дидактических игр в развитии речи детей дошкольников."

Применение интерактивных дидактических игр с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей, позволяют сделать процесс обучения интересным....

Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Мастер-класс предназначен для педагогов с целью  дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словар...

Мастер класс «Использование технологии «Пуговичная терапия» для развития речи у детей дошкольного возраста».

Дать представление об инновационном методе развития речи «пуговичная терапия»....

Мастер- класс "Использование Су- Джок массажеров для развития речи детей дошкольного возраста".

Пример одной методики стимуляции речевого центра ребенка и общего оздоровления. (нестандартный подход к развитию речи дошкольника)....

Мастер-класс :"Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста."

Данный материал предназначен для педагогов. Здесь предложены сособы и приемы использования фольклора для развития речи детей...