Мастер - класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)
Мастер - класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx | 21.32 КБ |
ispolzovanie_mnemotehniki_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.pptx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новопортовский детский сад «Теремок»
Мастер – класс для родителей
«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
М.Н. Окотэтто, воспитатель
С. Новый Порт,
февраль, 2020 год
Добрый день, уважаемые родители!
1 слайд
Тема моего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
2 слайд
Цель моего мастер – класса поделиться педагогическим опытом в использовании мнемотехники в развитии речи в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
3 слайд
Задачи, которые я ставила перед собой, представлены на слайде:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.
- расширять практический опыт педагогов по использованию методических приемов мнемотехники.
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в своей работе с детьми по развитию памяти.
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать и контролировать правильность запоминания.
Ведь память – это входные ворота интеллекта.
• Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.
• Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.
• Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
5 слайд
Простейший пример, знакомым нам каждому с детства является запоминание цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
6 слайд
Обратите внимание на слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, попробуйте в них вчитаться, обратите внимание на каждое слово. Он точно и верно подметил.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
7 слайд
Ознакомьтесь с ними на слайде.
Существует много приёмов мнемотехники, но самыми доступными для дошкольников являются следующие.
8 слайд
Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация.
9 слайд
Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Колобок».
Сначала рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
После чего осуществляем, так называемое, перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: треугольник и круг – это дед и бабка; колобок по дорожке укатился; круг с овалами и усами - это заяц и так далее.
Ну а уже после перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.
Детям задаю наводящие вопросы «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?»
10 слайд
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
11 слайд
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
12 слайд
Таким образом, использование методов мнемотехники:
- облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
- позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
- ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
- развивает творческое познание детей.
А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.
Давайте разделим вас на 2 группы.
Первой группе я предложу вспомнить стихотворение «Вот он хлебушек душистый» и составить по нему мнемотаблицу.
А вторая группа – составит мнемосхему для стихотворения «Наши игрушки».
Просмотр полученных работ.
14 слайд
Мне очень хотелось, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: поделиться педагогическим опытом в использовании мнемотехники в развитии речи в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. .
Задачи: дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов ; расширять практический опыт педагогов по использованию методических приемов мнемотехники.
Мнемотехника (в переводе с греческого) - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации .
ЗАПОМИНАНИЕ ЦВЕТОВ РАДУГИ
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К . Д. Ушинский
З адачи: р азвитие памяти, внимания, образного мышления и речи; ф ормирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы; р азвитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; р азвитие творческих способностей, фантазий.
Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы: модели (условно-схематичные, двигательно- серияционные , временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические); картинографию ; коллажи ; ( это объединение в одном листе картинок, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой) планы-схемы; мнемотаблицы .
СКАЗКА «КОЛОБОК»
« Грибочек » Жил да был грибочек, Вот его дом — кусточек. Была у него ножка, Одна ножка — без сапожка. Была у него шляпка. Нашли его ребятки, Грибочек сорвали И бабушке отдали. Бабушка суп сварила И деток накормила.
Загадки
Методы мнемотехники:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...
Мастер - класс «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника для старших дошкольников и взрослых!...
Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:...
Мастер-класс«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
laquo;Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников». мастер-класс для педагогов ДОУ...
Мастер-класс "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
Данный мастер-класс можно использовать в работе с родителями. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помога...
Конспект мастер-класса "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста", конкурс "Воспитатель года - 2019"
Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Испол...
МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...