ПРОЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
проект (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_0_1.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Огонек» г. Поронайска»
ПРОЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитатель МБДОУ №8 «Огонек»
Евдокимова Е.А.
г. Поронайск
2018г.
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Эти задачи по-новому определяют работу ДОО с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольной организации и членов семей воспитанников.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству, как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно- равноправное общение, совместное приобретение опыта.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.
При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольной образовательной организации сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.
Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОО. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы: активность + осознанность + самостоятельность. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами, и характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции. Возможные формы работы с семьей под углом компетентностного подхода:
Формы | Содержание |
Презентация дошкольной организации | Возможна активизация родителей за счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы со стороны родителей; принятия во внимание предложений семей. |
Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей | Воспитатель при проведении ООД может включить в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на его компетентность в каких-то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостю). |
Педагогический совет с участием родителей | Плодотворен при условии участия родителей на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении педсовета в присутствии родителей. |
Педагогические ситуации | Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и при участии семей воспитанников. |
Педагогические беседы с родителями | Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей, внесении элементов дискуссии и проблематизации. |
Тематические консультации | Исходя из запросов родителей |
Собрание, круглый стол с родителями | Использование активизирующих методик: - метод групповой дискуссии, повышающий психолго-педагогическую грамотность родителей; - метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок-педагог-родитель»; - метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий; - метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций; - метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе. |
Конференции с родителями | На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами. |
Общие собрания родителей | Активное собрание родителей может включать: - элементы тренинга; - мастер-классы; - семинар-практикум; - видеотренинг; - видеопрезентацию; - показ занятий на видеозаписи. |
Школа для родителей | Подобные школы должны содержать элементы школы родителей: когда семья выступает не только в качестве объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта. Читательские конференции по книгам о воспитании. Организаторами конференций выступают родители; дети и педагоги являются участниками конференций. |
Тематические выставки | Выставки содержат материал о творчестве родителей, детей. Данная форма презентации творческих работ ребенка становится частью его портфолио. |
Информационные бюллетени | Бюллетени содержат информацию, как для родителей, так и от родителей, и могут быть подготовлены семьями воспитанников. |
Тематические листовки | Инициатива выпуска принадлежит родителям. Они выбирают темы листовок. |
Настольная тематическая информация | Комплектация настольной тематической информации осуществляется родителями или педагогом по запросам, заявкам родителей. |
Анкетирование | Обработка ответов осуществляется родителями, что позволяет получать более достоверные данные по тем или иным проблемам воспитания. |
Выступление педагога | Реклама опыта педагогической деятельности дошкольного учреждения, успехов в реализации той или иной педагогической технологии. |
Мои достижения. Звезда недели. Коллаж интересов | Родители оформляют информацию о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования
Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания, уважения и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...
Взаимодействие ДОО и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования
Цель нашей работы: вовлечь родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство, установить партнёрские отношения....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В материале представлена преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках введения ФГОС дошкольного образования...
Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Данная статья предназначена для воспитателй ДОУ в качестве планирования работы с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО...
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноце...
ПРОЕКТ : «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание приори...
Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родител...