Технология эффективной социализации дошкольников Рефлексивный круг
презентация по психологии
Духовно-нравственное воспитание включает в себя все, что необходимо для развития и роста души маленького человека.
«Рефлексивный круг» - направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развитие умения выражать свои чувства и переживания публично, умение анализировать и делать выводы.
По мнению автора технологии Натальи Петровны Гришаевой «Круг рефлексии – это самый эффективный способ развития саморегуляции у детей».
Таким образом, отличие рефлексивных кругов от традиционных методов обучения, которые обращены в основном только к интеллекту, заключается в том, что они затрагивают личность ребенка, его мысли, чувства, знания, интерес. Правильно организованный рефлексивный круг обогащает детей душевной теплотой, чуткостью и уважением друг к другу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая технология «Ежедневный рефлексивный круг» - одна из новых технологий социализации ребёнка-дошкольника, позволяющих эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и в жизни в современном обществе.
Актуальность: Часто дошкольники не умеют разрешить элементарные проблемы в общении с товарищами, не имеют своего опыта, а значит, и мнения по огромному числу вопросов, непосредственно относящихся к их жизни.
Задачи педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг»: сплочение детского коллектива; формирование умения слушать и понимать друг друга; формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе; обсуждение планов на день, неделю, месяц; развитие умения выражать свои чувства и переживания публично; привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
Время и продолжительность проведения рефлексивного круга: Рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то рефлексивный круг может проводиться еще раз сразу после происшествия. Возможно проведение рефлексивного круга в конце дня или по итогам деятельности. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе – 10-20 минут.
Место проведения рефлексивного круга: Желательно , чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Основные правила проведения рефлексивного круга: Для детей: говорит только тот, у кого в руках мячик (или другой предмет); если не хочешь говорить, можешь пропустить свою очередь; не повторять то, что кто-то уже сказал; не уходить из «круга», пока он не закончится.
Для воспитателя: не следует прерывать и перебивать ребенка; не давать оценку высказываниям детей (типа: «молодец», «умница», «плохой», «так нельзя»….), только интонацией подчеркнуть то или иное высказывание; обсуждать проблемы только в альтернативной, общей форме, не переходя на личности детей . стараться комментировать каждое высказывание детей, развивая их суждения дальше; если выбранная вами тема не заинтересовала детей, сразу переходите к другой; в младших группах начинать круг с детей, которые могут что-либо сказать самостоятельно; использовать определенный (условный) звуковой сигнал (звон колокольчика, музыку и т.п.) для сбора детей в круг; перед началом «круга» дети берутся за руки и говорят речёвку , а затем садятся в круг; каждый круг заканчивается технологией «К родителям через детей», по которой дети должны дома задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего круга. не бояться провести неэффективный «круг», т. к. умение приходит только с опытом; всегда применять правила развивающего общения; каждый ребёнок на «Ежедневном рефлексивном круге» должен чувствовать свою защищённость.
Условия эффективного проведения рефлексивного круга: Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени), поставить в центр круга свечу (фонарик, мяч, клубок или другой предмет), которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос. Лучше , когда дети садятся в круг на свои коврики – это оптимальный вариант. Эти же коврики могут быть использованы в процессе свободной игры детей (в свободной игре дети стелят свои коврики и ставят на них игрушки, по правилам «никто не может трогать игрушки на чужом коврике»); Для привлечения внимания детей надевать на руку куклу и говорить от её лица
Структура «Ежедневного рефлексивного круга»: организационный момент: сбор детей в круг создание определённого психологического настроя основное содержание : обсуждение темы «Ежедневного рефлексивного круга»; высказывания детей (ответы на вопросы); комментарии педагога; завершающая часть: вывод в завершении беседы, на основе рассуждений детей; вынесение решения о создании, изготовлении чего-либо; планирование деятельности; подведение итогов деятельности, дня и т.п.; озвучиваются задания для совместной деятельности детей и родителей (о чем спросить родителей, поговорить, что сделать дома)
Темы рефлексивных кругов р могут выбираться в соответствии с календарно-тематическим планированием, определяться ситуацией дня или возникшей проблемой. Вопросы, задаваемые во время рефлексивного круга, л исходят из темы и имеют цель расширения её обсуждения
Технологии «рефлексивный круг» позволяет решить следующие задачи: сплотить детский коллектив; развивать умение выражать свои мысли, чувства и переживания публично; формировать умение слушать и понимать друг друга; передавать свое отношение к событиям дня, недели и частично планировать свою деятельность на будущее; в процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, формируются навыки общения между детьми.
литература Авторы: Н. П. Гришаева, Л. Н. Белая, Е. В. Брынцева , И. В. Гурьева, Н. И. Кузнецова, Е. Н. Лаврова, И. О. Левина, О. В. Максимова, С. В. Проскурина, О. А. Рахматулина , В. А. Синицына, Л. М. Струкова, О. В. Сысоева, М. А. Чижикова , Л. В. Шестакова. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. М. : Вентара -Граф, 2017. - 320 с. - (Тропинки). ISBN 978-5-360-07853-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов ДОУ по внедрению технологии эффективной социализации «Рефлексивный круг» Гришаевой Н.П. Тема «Я радуюсь когда…»
Мастер – класс для педагогов ДОУ по внедрению технологии эффективной социализации «Рефлексивный круг» Гришаевой Н.П.Тема «Я радуюсь когда…»...
Технология эффективной социализации Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг»
Технология эффективной социализации Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг»...
Мастер-класс для педагогов "Технология эффективной социализации детей Н.П.Гришаевой. Ежедневный рефлексивный круг"
Как организовать работу ежедневного рефлексивного круга, какие игры и упражнения можно применять....
Организованная образовательная деятельность по развитию речи С использованием современной технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной организации «Ежедневный рефлексивный круг» «В гостях у метелицы»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ТНР....
Технология эффективной социализации детей 3-7 лет Н. П. Гришаева : «Ежедневный рефлексивный круг»
Технология эффективной социализациидетей 3-7 лет Н. П. Гришаева: «Ежедневный рефлексивный круг»...
ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ «ЕЖЕДНЕВНЫЙ РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ»
Ежедневный рефлексивный круг - современная технология эффективной социализации ребенка в ДОУ. Как же организовать рефлексивный круг так, чтобы он стал эффективным инструментом педагоги...
Перспективно - тематическое планирование по «Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаева» (Технология Рефлексивный круг) для старшего возраста.
Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным....