Сообщение на тему: "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Чугунова Ольга Леонидовна

В настоящее время люди стремятся создать правовое общество, которое будет определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Проблема нравственного воспитания относится к числу проблем, наиболее актуальных в наше время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  городского округа  Подольск

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МДОУ детского сада №64  «Непоседа»

Сообщение на тему:

«Нравственное воспитание детей  старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель: Чугунова О.Л.

2018г.

Проблема нравственного воспитания относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но главное – не привлекательность внешнего вида, а то, как ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, наглости общество уже достаточно настрадалось. Стать гармоничной личностью, уметь себя достойно вести - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить еще с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности  (долг, честь, достоинство) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому этот вопрос очень актуален сейчас.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике очень давно. Из всех педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К .Д. Ушинский. Он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…»

В настоящее время люди стремятся создать правовое общество, которое будет определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением собственной оценки моральных и аморальных поступков личности. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.

Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Нравы – это эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в поступках.

Нравственные нормы это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение.

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения Высшим уровнем сформированности сознания являются убеждения. Они становятся регулятором поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности.

Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой-к большей обобщенности, приближающих их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, уважении к старшим). Формирующиеся нравственные понятия начинают играть регулирующую роль в поведении детей. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со сверстниками и взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки детей. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети оценивают умение коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На х занятиях они осваивают правила  учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Единству воспитания нравственного сознания и поведения А. С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение  к выполнению действий у детей было эмоционально – положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Развитие нравственности в психологическом аспекте включает 2 стороны. 1- это развитие чувства и воли, 2 – состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. В результате сложного развития, представления человека о плохом и хорошем, о должном и не должном формируются нравственные чувства. Нравственные чувства – это переживания человека своего отношения к действительности, к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного.

Значение чувств в формировании личности исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Они могут быть формой и способом оценки происходящего.

В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность педагог воспитывает у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства. У детей формируется развитие и обогащение чувств, формируется способность управлять ими. Воспитываются чувства, определяющие отношения к окружающим людям, к труду, природе, к важным общественным событиям.

Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. В развитии коллективизма большую роль играет чувство долга и ответственности, формирующиеся в труде и игре детей. Продолжается формирование любви к Родине, чувства товарищества, уважения к людям других национальностей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления  о явлениях общественной жизни, о жизни своего народа.

В развитии волевых действий можно выделить 3 взаимосвязанные стороны, это:

-развитие целенаправленных действий,

-установление отношения между целью действий и их мотивом,

-вырастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Чтобы мотивы реализовывались в поступки, нужно овладеть и соответствующими правильными способами и формами поведения. Иначе при самых лучших мотивах поведение может быть неприемлемым.

Среди нравственных мотивов поведения большое место занимают общественные мотивы - желание сделать что–то для других людей, принести им пользу.

Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет достаточную трудность для них, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Перспективный план для детей средней группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».

Перспективное планирование на год в средней группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...

Перспективный план для детей старшей группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».

Перспективное планирование на год в старшей группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...