Методические рекомендации по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Орлова Оксана Михайловна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

          «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей  - пусть самой скромной и непритязательной – красотой представляет человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он проходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем для всех одна».

                                                                                                                                                                                                                                            А. Т. Твардовский.     

         В 90-е годы прошлого столетия – период глубоких социальных перемен в жизни нашего общества с особой остротой обозначилась проблема воспитание детей. В эти годы в практике дошкольного образования появилось увлечение различными зарубежными технологиями и педагогическими системами, которые нередко используются без учета российских национальных особенностей воспитания и обучения детей.

         Русская национальная педагогика имеет свои богатые традиции и опыт воспитания детей, которые основываются на народности и духовности воспитания. Проанализировав уровень воспитанности детей, я пришла к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольника.

         Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении его  личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

         Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, я могу дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

         Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации.

         Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, я стараюсь создать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

         Реализация данной работы предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельного подхода и эмоционального восприятия. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

         Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет помогают систематические, целенаправленные занятия, наблюдения, экскурсии.

         Гуманистической основой работы является ее личностный характер, который создает живую мотивацию деятельности ребенка, обеспечивает саморазвитие и совершенствование личности.

         Отбор содержания рекомендаций по нравственно-патриотическому воспитанию проводился по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Metodicheskie_rekomendacii.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста»

                                                     

Цель работы: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной.

        

        Задачи работы:

        Образовательные:

  1. На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
  2. Учить ориентироваться в природной среде обитания;
  3. Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.

Развивающие:

  1. Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  4. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Воспитательные:

  1. Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
  2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области;
  3. Воспитание уважения к труду;
  4. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

        Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:

  1. Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  2. Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  3. Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  4. Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
  5. Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  6. Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы:

  1. Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
  2. Историческое единство русского народа;
  3. Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:

  1. Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем;
  2. Достоинство, смысл и величие жизни человека;
  3. Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;
  4. Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
  5. Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.

Условия, которые необходимы для реализации этой работы:

  1. Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
  1. Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
  2. Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
  3. Динамичность работы;
  4. Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
  5. Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
  6. Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
  7. Становление высоконравственных, этических норм поведения.

Средства обучения:

  1. Специально подобранный языковый материал;
  2. Игрушки, карточки, книги, карты-путешествия, иллюстрации и др.;
  3. Звукозапись, видеозапись;
  4. Работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра, коллективно-творческая игра;
  5. Разучивание стихов, песен;
  6. Инсценировка сказок, стихов, песен;
  7. Игры подвижные, дидактические, тематические, творческие.

Этапы построения занятий:

  1. Организационный – нацелен на формирование у детей познавательного интереса, связанного с новой областью знаний. Дети учатся выражать свои интересы, свое настроение, понимать желание и потребности других детей.
  2. Практический – дети применяют на практике раннее полученные знания и умения, приобретают новые.
  3. Заключительный – целью является осмысление детьми полученных знаний и умений, т.е осознание ими возможности использования приобретенных знаний и умений в различных ситуациях.

При проведении каждого занятия деятельность педагога направлена на:

  1. Создание положительной познавательной мотивации детей;
  2. Организацию внимания;
  3. Активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса дошкольников;
  4. Формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.

                                                             1блок.

Формирование знаний о семье в системе нравственно-патриотического воспитания детей.

Цель:

Расширять область социально- нравственных чувств и отношений детей.

Задачи:

  1. Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.
  1. Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях.
  1. Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.

2 блок.

Изучение микросоциума в системе нравственно-

патриотического воспитания дошкольников.

Цель:

 Расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых.

Задачи:

  1. Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориентироваться в ближайшем окружении.
  2. Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.
  3. Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к своему детскому саду.

                                                             

3 блок.

Изучение социальной сферы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Цель:        

 Обеспечивать условия для накопления и обобщения знаний об окружающей действительности.

Задачи:

  1. Способствовать вхождению ребенка в современный мир, приобщать к его ценностям.
  2. Формировать представления о ближайшем окружении, как частицы малой Родины.
  3. Способствовать проявлению положительных нравственных качеств к объектам окружающей действительности.

4 блок.

Изучение родной природы – средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Цель:

Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.

Задачи:

  1. Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.
  2. Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.
  3. Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.

5 блок.

Страницы истории и культуры г. Новый Уренгой в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Цель:

Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родины.

Задачи:

  1. Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.
  2. Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.
  3. Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.

6 блок.

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель:

Донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  1. Создать условия для восприятия целостной картины войны.
  2. Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества.
  3. Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.

5 блок

Страницы истории и культуры

г. Новый Уренгой

1 блок

Формирование знаний о семье

4 блок

Изучение

родной

природы

6 блок

Никто не забыт- ничто не забыто

2 блок

Изучение

микросоциума

Нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников

3 блок

 Изучение

социальной

сферы

       

 

Формы работы с педагогами ДОУ по накоплению опыта нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Консультации

для педагогов

Нравственно-

патриотическое

воспитание

дошкольников

Пополнение

необходимым

материалом

Семинары;

семинары-практикумы

Методические

объединения

Городские методические объединения воспитателей, музыкальных

руководителей

Участие в методических объединениях работников ДОУ

Городские курсы повышения квалификации педагогов дошкольного образования и воспитания

Схема взаимодействия МДОУ ДС КВ «Березка» с общественными

патриотическими организациями социума

Городской совет ветеранов войны и труда

Краеведческий музей города Новый Уренгой

Общеобразовательные учреждения города

Детская городская библиотека

МДОУ ДС КВ «Березка»

Учреждения дополнительного образования

Схема сотрудничества МДОУ ДС КВ «Березка» с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей

МДОУ ДС КВ «Березка»

Экскурсии

Родительские собрания

Пополнение экспозиций по данной теме

Совместные праздники

День города

Мероприятия памятных календарных дат

День Защитника Отечества

Международный Женский

День

День Победы

Формы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в МДОУ ДС КВ «Березка»

МДОУ ДС КВ «Березка»

Краеведческий музей  г. Новый Уренгой

Памятные места города

Православный храм

Экскурсии для воспитанников

Воспитание духовно-нравственных начал

Кружок «Почемучка»

Тематические занятия

Совместные праздники

Праздники для воспитанников д/с, для ветеранов войны и труда

День Победы

День Защитника Отечества

День города

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем

Месяц

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

Познакомить с городом, в котором мы живем, с его особенностями и достопримечательностями.

Познакомить с историей возникновения города, в котором мы живем.

Закрепить представления о городе, в котором мы живем, об истории его возникновения.

Познакомить с другими районами города, достопримечательностями и особенностями.

Октябрь

Закрепить представления детей об особенностях расположения города (на берегу реки).

Познакомить с историческими названиями города.

Закрепить представления об истории возникновения город.

Дать понятие «уренгоец», указывающее на принадлежность человека к городу, в котором он живет. У каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет – своя «малая Родина». Наша Родина – Россия.

Ноябрь

Дать детям знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город.

Познакомить с памятными местами города.

Закрепить знания о том, как горожане чтят память о знаменитых людях, прославивших наш город.

Познакомить с улицами, связанными с именами знаменитых людей, прославивших наш город.

Декабрь

Дать знания о том, чем славится родной город.

Рассказать о местной промышленности, уточнить, в каких районах города она расположена.

Обобщить представления детей о промышленности города на примере труда родителей (других близких родственников).

Январь

Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий.

Познакомить с памятниками архитектуры.

Сравнить архитектуру прошлого и настоящего родного города.

Февраль

Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу страну.

Познакомить с памятниками защитникам Отечества.

Воспитывать гордость за историческое прошлое соотечественников.

Продолжать знакомить с памятниками защитникам Отечества города.

Март

Познакомить с природными особенностями округа, области.

Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города.

Продолжать знакомить с природными особенностями города и округа.

Прививать любовь и уважение к людям, охраняющим природу родного города.

Апрель

Продолжать знакомить с местами отдыха горожан и гостей города, с особенностями ландшафта.

Развивать чувство уважения к труду создателей современных парков в городе, бережливость к красивым местам.

Познакомить с культурным отдыхом горожан и гостей города, с музеями.

Дать представление о том, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины.

Воспитывать любовь и уважение к прошлому города.

Май

Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны города.

Дать детям знания о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы Великой Отечественной войны.

Закрепить знания о том, как воины-содаты защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

Познакомить с героями ВОВ, чьими именами названы улицы в городе, вспомнить памятники героям ВОВ.

Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ

(учебно-развивающая игра)

Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, парки. На красных полях – силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.

Ход игры: играют две команды или два игрока. Бросают кубик, продвигаясь вперед для того, чтобы попасть на красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображен и где находится это сооружение.

Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперед, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.

Игроки могут быть моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».

ГЕРБ ГОРОДА

(игра)

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разнообразном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

  1. дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
  2. дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
  3. детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
  4. детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

РАЙОН, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

(настольная игра)

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображенными на нем достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры: играть можно любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается вперед. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад или дом. Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если поле попадает на зеленое поле, то ребенок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Примечание: если ребенок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.

ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА

(игра-лото)

Цель: закрепить у детей представление об истории родного города.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от  его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.

Ход игры: играть могут 3-9 детей. Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание: на каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком. Если ребенок ошибается, то дается «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребенок.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД

(игра)

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображениями этих же зданий и сооружений.

Цель: «расколдовать» город.

Ход игры: перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

- Как называется наша страна?

- Как называется город, в котором вы живете?

- Какие улицы города вы знаете?

- Как называется улица, на которой вы живете?

- Какие памятники нашего города вы знаете?

- Каких людей, прославивших наш город, вы знаете?

- Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями.

Примечание: по ходу игровых действий «восстановление заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

  1. «Экскурсия»

Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчики сидит «шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюме светофора.

Дети:                         Мы в автобус дружно сели

                                    И в окошко посмотрели.

                                    Наш шофер педаль нажал,

                                    И автобус побежал.

(Дети ритмично покачиваются, шофер «крутит руль».)

Светофор (показывает крупную фотографию):

                                    Стоп! Машинам красный свет.

                                    Дальше вам дороги нет.

                                    Посмотрите-ка в окошки

                                    И подумайте немножко:

                                    Что за здание перед вами?

                                    Отвечайте быстро сами.

(Что за улица пред вами? Что за памятник пред вами?)

(Ответы детей)

Светофор:                 Свет зеленый зажигаю

                                     И вас дальше отправляю.

Так дети путешествуют по городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.

  1. «Кто больше знает улиц в нашем городе?»

Выигрывает тот, кто назовет улицу последним.

  1. «Знатоки родного города»

Цель: закрепить знания детей о памятниках города, в котором они живут, развивать память, воображение.

Материалы: разрезные картинки с видами родного города, фишки.

Ход игры: воспитатель делит детей на 2 команды. Предлагает по фрагменту открытки узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.

  1. «Так бывает»

Цель: учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.

Ход игры: педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.

Например: холодная Москва (город зимой), веселая Москва (город в дни праздников), молодая Москва (новостройки, молодые жители) и т.д.

  1. «Найди отличия»

Цель: учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому.

Ход игры: воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались, как и где работали, во что играли дети, как выглядели улицы.

  1. «Все ли верно? Докажи»

Цель: закрепить знания о старом родном городе, активизировать мышление, учить строить фразы-доказательства.

Ход игры: воспитатель предлагает детям послушать высказывания и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

  1. «Загадки о родном городе»

Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.

Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а дети отгадывают.

Например: это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

С РОДИТЕЛЯМИ

Рекомендации:

  1. Рассказать ребенку о своем родном городе. Те, кто живет в этом городе давно, могут сравнить старые фотографии с современным видом города.
  2. Рассказать ребенку о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фото и иллюстрации в книгах. Вместе с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.
  3. Рассказать ребенку о том, что за праздник День защитника Отечества, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день. Вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии. Познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям). Провести воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества. Изготовить совместно с ребенком поздравительную открытку для папы (брата, дяди, ветерана).
  4. Объясните ребенку значение слов и словосочетаний: подвиг, победа, героический поступок, ветеран.
  5. Закрепить знания о Государственной символике России, ответив на вопросы заданий, представленных далее.

                                                   ЗАДАНИЯ:

К теме: «Государственный флаг России»

  1. Рассмотрите с ребенком изображение Российского флага и ответьте на вопросы:
  1. Какого цвета полосы на флаге России?
  2. Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь?

Белый - …

Синий - …

Красный – ...

  1. Какое значение имеет красный, синий, белый цвет?
  1. Попробуйте вместе с детьми вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага Российской Федерации?
  2. Поиграйте с детьми в игру «Над – под – между».
  1. Какая полоса в российском флаге:

Первая сверху;

Вторая снизу;

Над синей;

Под синей;

Между красной и белой и т.д.

  1. Раскрасьте флаг России.

К теме: «Государственный гимн России»

Ответь на следующие вопросы:

  1. В каких случаях исполняется гимн России?
  2. Какие слова вызывают чувство гордости за Родину?
  3. Россия названа в тексте гимна: державой, страной, Отчизна. Как бы ты расположил эти слова по мере возрастания торжественности их звучания?
  4. Выучите первый куплет Гимна наизусть.

К теме: «Государственный герб России»

  1. Кто изображен на гербе России?
  2. Очертания какого старинного доспеха напоминает герб?
  3. Что ты знаешь об орле? Подбери слова, которые наиболее точно характеризуют эту птицу.
  4. Раскрась герб России.
  5. Составь рассказ о гербе России по плану:
  1. Герб какого государства изображен на картинке?
  2. Какую форму имеет герб России?
  3. Что расположено в центре герба и почему?
  4. Где можно увидеть герб России?

К теме: «Вооруженные силы России: эмблемы и символы»

  1. Еще раз спросите у ребенка, кто такие защитники Отечества; кого поздравляют в этот день.
  2. Рассмотрите помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии.
  3. Рассмотрите с ребенком эмблемы разных родов войск, иллюстрации с изображением воной техники, расскажите ему о военных профессиях.

ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ?

        Символ – опознавательный знак для членов общественной группы, тайного общества; знак, обозначающий какое-либо понятие, воплощающий какую-либо идею.

        Символ – это примета, знак, пароль, предзнаменование. Не любой знак является символом. Лужа на земле – знак прошедшего дождя, но это не символ, так как она могла образоваться в результате весеннего таяния снега или по ряду еще каких-то причин. Символ передает смысл вещи или события, является его смысловым отражением и обобщает его, но по своему первоначальному содержанию не имеет непосредственной связи с обозначаемым объектом. Философ А. Ф. Лосев определял символ как «концентрированное зримое выражение идеи, явления или понятие, основанное на структурном сходстве символа и элементов символируемого содержания, сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира».

ЧТО ТАКОЕ ЭМБЛЕМА?

        Эмблема – вставка, выпуклое изображение.Эмблема – это тоже символ, но особого значения. Под эмблемой понимают такой знак, значение которого зафиксировано и общепризнано, в отличие от символа, значение которого более подвижно. Кроме того, эмблема может включать несколько символов.

        

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ?

        Слово «патриот» происходит из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в одном месте). Другое название земляков – соотечественники. Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь между человеком и местом его рождения.

        Место рождения именуют по-разному: родина, отечество, отчизна. В последних двух словах явно слышится общий корень. Этот корень указывает на то, что это земля отцов (предков).

        Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать.

        А что значит быть патриотом? Современный словарь определяет значение слова «патриот» так: это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

        Непросто ответить на вопрос: «За что мы любим мать?» Сказать можно много, но вот будет ли ответ полным? Не так просто ответить и на вопрос: «За что люди любят Родину?»Каждый может дать свой ответ, но вот будет ли этот ответ единственно верным?

        Любовь к Родине, или патриотизм, вовсе не требует хвалить все свое только потому, что это родное. Настоящему патриоту свойственно видеть вокруг не только достоинства, но и недостатки. Вот только истинный патриот не станет ворчать да жаловаться. Он постарается сделать жизнь у себя на родине лучше, достойнее. Недаром же В. И. Даль в словаре называет патриота любителем отечества, ревнителем о благе его, отчизнолюбом

СИМВОЛИКА  РОССИИ

     Герб России

        Ты живешь в России. В разные времена наша страна называлась по-разному. Современное ее название – Российская Федерация. Как и другие суверенные государства, Россия имеет свои официальные символы: герб, флаг, гимн.

        В Законе о Государственном гербе нашей страны записано: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический (от слова «геральдика» - наука о гербах) щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр (жезл – один из почетных знаков носителя верховной власти), в левой – держава (символ власти монарха – золотой шар с крестом или короной наверху). На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь … дракона».

        Государственный герб Российской Федерации изображается на зданиях важнейших государственных учреждений, его можно видеть на официальных печатях и бланков документов. Герб изображается и на официальных знаменах страны, денежных знаков, государственных наградах, изображают его и на пограничных столбах.

 

    Флаг

        Днем рождения Российского флага считается 20 января 1705 года, когда указом Петра 1 был утвержден окончательный вариант бело-сине-красного стяга с тремя равновеликими горизонтальными полосами.

        С петровского же времени известен и точный порядок полос: верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. Расположение их совпало с древним пониманием мира: внизу – физический, выше – небесный, еще выше – божественный мир.

        Полтора столетия этот флаг считался русским национальным, но в 1858 году царь Александр II утвердил новый «рисунок гербовых цветов» Российской империи. Указ объявлял, что полотнище будет иметь три горизонтальные полосы – черного, желтого и белого цветов, но на судах торговых по-прежнему поднимался бело-сине-красный флаг.

        В 1883 году накануне коронации Александра III  министр внутренних дел граф Толстой представил ему оба варианта для решения об утверждении. Царь избрал петровский образец, так как на Руси издавна считалось, что белый цвет – это благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – мужество, смелость, великодушие и любовь.

        Русскому человеку, россиянину присущи все эти черты характера и поведения. И хотя некоторое время над страной главенствовал красный стяг, Россия не могла не вернуться к своему исконному государственному символу.

        Случилось это 11 декабря 1993 года, когда Президентом страны был подписан указ «О государственном флаге Российской Федерации».

        Государственный флаг, как и герб, - символ суверенитета страны. При торжественном подъеме или выносе флага ему отдаются воинские почести, все присутствующие встают.

Гимн

        Словарь определяет гимн как торжественную песнь, хвалу и прославление в стихах или в музыке. Государственный гимн также является официальным символом независимого суверенного государства.

Текст Государственного гимна Российской Федерации

Сл. С. В. Михалкова, муз. А. А. Александрова

 Россия – священная наша держава,

                                       Россия – любимая наша страна.

                                       Могучая воля, великая слава –

                                       Твое достояние на все времена!

    Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов в союз вековой,

      Предками данная мудрость народная!

      Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    От южных морей до полярного края

                                        Раскинулись наши поля и леса.

                                        Одна ты на свете! Одна ты такая,

                                        Хранимая Богом родная земля!

    Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов в союз вековой,

     Предками данная мудрость народная!

     Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

             Широкий простор для мечты и для жизни

                                       Грядущие нам открывают года.

       Нам силу дает наша верность Отчизне.

      Так было, так есть и так будет всегда!

    Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов в союз вековой,

      Предками данная мудрость народная!

      Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Семейный праздник «Давайте знакомиться»

Идея праздника: воспитание любви к своей семье.

Ход праздника:

        В зале столики-домики, на них красивые салфетки, сделанные руками родителей и воспитателей, цветы или композиции из цветов.

        Звучит музыка. Воспитатель приглашает родителей с детьми пройти за столики.

Ведущая:

        Сегодня мы собрались в этом зале неслучайно. Давайте познакомимся поближе и ребята, и взрослые. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Посмотрите, здесь сегодня большая и, надеюсь, дружная семья: дети, мамы и папы, родители и воспитатели. Чтобы наша встреча была веселой, мы будем петь, плясать и обязательно играть. С чего же мы начнем нашу встречу? Я думаю, что в каждой семье есть свой секрет. Это так интересно! Вы, наверное, сегодня с нами поделитесь своим секретом? (подходит к одному столику)

        Давайте познакомимся!

Ребенок: Это – моя мама, а это – мой папа. (называет их имена)

Мама: В нашей семье все любят музыку, у нас есть любимые песни, мы даже иногда сами сочиняем. (исполняют песню)

Воспитатель: Мы тоже учимся петь. Правда, ребята? А сейчас давайте покажем, какие у нас ловкие пальчики и ручки. (исполняют пляску «Пальчики-ручки»)

Ведущая: А это чья семья?

Дети: Анечки!

Ведущая: Анечка, расскажи, кто рядом с тобой? (Аня отвечает)

Мама: А я люблю шить. Мы с дочкой подумали и решили сшить для куклы костюм. Немного потрудились и вот, посмотрите,что у нас получилось.

Ведущая: (показывает куклу) Хочешь, катя, я тебе песенку спою? Дети, мы знаем песенку о кукле Катя? (дети поют песню) Посмотрите, сколько у нас в гостях бабушек. У них замечательные, добрые, ласковые руки. Подарим им песенку.(песня «Ладушки»)

        За этим столиком сидит семья Алеши. Познакомишь нас со своими родителями? (знакомит, сообщает, чем они любят заниматься)

Посмотрите, какое доброе солнышко на этом рисунке. Хочется даже почитать стихи. (приглашается ребенок для чтения стихотворения «Солнышко-ведрышко»)

Мама: А не пора ли нам поиграть? Я знаю игру «Повяжи платочек» (играют)

Воспитатель: А мы, ребята, любим животных? (поют песни»Кошка», «Зайка»)

Ведущая: Ну что ж, пойдем дальше? Вот семья Ванечки! Что вы нам интересного расскажите?

(После всех знакомств, начинается чаепитие и беседа за общим столом с самоваром. Затем все вместе исполняют песню «Детский сад»).

В конце праздника дети и воспитатели исполняют импровизированную псню, а все гости подпевают строчку «Мы одна семья!»

        Все мы дружим, дружим вместе.

        Мы одна семья!

        Мы друг  друга любим, любим!

        Мы одна семья!

        Радуемся, веселимся вместе!

        Мы одна семья! Мы одна семья!

        

Занятие на тему: «Москва – столица России»

Цель: вызвать у детей интерес к столице нашей Родины – Москве, желание узнать побольше об этом городе, его истории; подвести детей к выводу, что города – это творение рук человеческих; формировать умение принимать участие в общей беседе, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, выслушивать ответы товарища; воспитывать уважение к людям создававшим город, чувство благодарности за их труд.

Материал: «Бандероль», письмо, стихотворение М. Ю. Лермонтова.

Ход занятия: 

Воспитатель: Дети, сегодня утром почтальон принес письмо в детский сад бандероль – вот этот сверток. На нем написан адрес нашего детского сада и номер группы. Я не ошибаюсь? Это наша группа? Значит, мы с вами имеем права распечатать бандероль и посмотреть, что там внутри.

 - Ой, да тут письмо: «Дорогие дети! Мы много слышали о вашем городе и даже один раз проезжали через него. Мы ехали по мосту через реку – вот только забыли, как она называется. А потом наш путь лежал через ваш микрорайон. Мы так быстро ехали, что даже не смогли запомнить название улиц. Ваш город нам понравился. Он большой, но наш намного больше. Мы посылаем вам фотографии и рисунки нашего города, полюбуйтесь и догадайтесь, как он называется. Москвичи».

 - Дети, а кого называют горожанами? Можете назвать улицы нашего микрорайона? Представьте себе, что вы идете по улице, а прохожий спрашивает: «Где находится детский сад?» Что вы ему ответите?

 - Ну что ж, молодцы! Вы хорошо знакомы с нашим районом. А теперь давайте все вместе подумаем, из какого города пришло нам письмо.

 - Дети, Москва – это необыкновенный город, это город особенный, потому что Москва – самый главный город нашей страны. А мы с вами в какой стране живем? В России много городов. Какие вы знаете города?

 - А главный город называют – столица. Вам, наверное, приходилось слышать такое выражение: «Москва – столица нашей Родины». Теперь вы будете знать: столица – значит, главный город. Давайте посмотрим иллюстрации, которые прислали нам москвичи. Вот мост через реку. Кто-нибудь знает, как она называется? Это Москва-река. Она большая, по ней плавают баржи, катера, лодки, пароходы. Через Москву-реку построено много мостов.

        А теперь изображение Красной площади. Это самая главная площадь Москвы, а значит самая главная площадь всей страны, всей России, потому что Москва – столица. Посмотрите, какая она красивая! Башни Кремля – высокие, стройные! А это красивое, необычное здание – храм Василия Блаженного, он очень украшает площадь.

 - А с другой стороны площади, в этом красном здании, расположен Исторический музей. Здесь показывают и рассказывают всю историю нашей России.

        Вот она какая красивая – Красная площадь! Русские люди всегда все самое красивое и любимое называли красным. Вот и площадь тоже назвали Красной. На этой Красной площади проходят все самые главные праздники России и военные парады.

(далее знакомим детей с другими иллюстрациями: Большой театр, стадион «Лужники», Московское метро).

- Вот какой чудесный, необычный город Москва! Как еще называют Москву?

- Как вы думаете, дети, кто создал эту красоту?

- Много стихотворений о Москве сложили поэты. Вот одно из них. Его автор – великий русский поэт М. Ю. Лермонтов.

        Москва! Москва!.. Люблю тебя, как сын,

        Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

        Люблю священный блеск твоих седин

        И этот Кремль, зубчатый, безмятежный…

Наш дом

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

                                Е. Аксельрод.

                                                     Берегите Россию

                                                     Берегите Россию

                                                         Нет России другой.

                                                                         Берегите ее тишину и покой,

                                                        Это небо и солнце,

                                                      Это хлеб на столе

                                                    И родное оконце

                                                       В позабытом селе!

                                                                                Н. Гусева.

Родное

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною.

Это все мое родное!

                      В. Орлова.

                                           

                                            Наша армия

                                                     

                                                      На горах высоких,

                                                          На степном просторе

                                                                           Охраняет нашу Родину солдат.

                                                       Он взлетает в небо,

                                                     Он уходит в море,

                                                              Не страшны защитнику

                                                     Дождь и снегопад.

                                                                                 В. Степанова.

ПОБЕДА

                                       Солнце в трубу золотую трубит:

                                       «Слава герою-бойцу!

                                       Враг побежден, уничтожен, разбит –

                                       Слав герою-бойцу!»

     «С врагами я бьюсь, - говорит боец, -

                                       На это и жизнь не жаль,

                                       Но меч для меня ковал кузнец,

                                       Крепка закаленная сталь!»

  «Я выковал меч, - кузнец говорил, -

                                       Он жаром на солнце горит,

                                       Но сталь добывал из руды и огня

                                       Мой брат-сталевар для меня!»

                                       «Конечно, - сказал сталевар, - метал

                                       Я сам из руды доставал,

                                       Но в темные недра Уральских гор

                                       Спускался не я, шахтер!»

                                       Шахтер отвечает: «Я добыл руду,

                                       Забой у меня каменист,

                                       Но я по стране поездов не веду –

                                       Привозит руду машинист!»

       «Я езжу, - сказал машинист,- по стране

                                       Во все города и концы,

                                       Но хлеб добывают и вам, и мне

                                       Родные наши жнецы!»

                                       «Да это верно, я всех кормлю, -

                                       Но землю, которую я люблю,

                                       Сберег для меня боец!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Рекомендации для воспитателей детских садов по  нравственно-патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста ...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности.

В данной статье предложены методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности....

Методические рекомендации по теме «Выявление одарённости у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

      Ранее выявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одарённых детей строилось на основ...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Методичекские рекомендации по развитию мелкой моторки, примерные возрастные  нормы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Приведены основные игры с учетом возрастных особенностей....

Дистанционный образовательный проект «Если вирус близко – сидим дома с пользой» (содержит комплекс методических рекомендаций для родителей по семейному воспитанию детей дошкольного возраста)

В связи с современными реалиями: развитием современных технологий, информатизацией общества, эпидемиологической ситуацией воспитатель должен подстраиваться под ситуацию и находить новые подходы к взаи...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Данная работа содержит краткую информацию по организации работы в духовно-нравственном направлении и примерное тематическое планирование для подготовительной группы, которое может быть образцом для на...


 

Комментарии

Орлова Оксана Михайловна

Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.